урок окружающего мира "Воздух"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кокоткина Анна Ивановна

Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.

Тема: «Воздух и его свойства воздуха».

Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской деятельности в процессе изучения свойств воздуха.

Задачи:

предметные:

создать условия для:

·        открытия учащимися основных свойств воздуха;

·        осмысленного использования  детьми открытых свойств воздуха при решении учебных задач разной направленности.

метапредметные:

организовать деятельность учащихся по:

·       использованию на практике правил планирования своей деятельности по схеме: выбор цели – выбор средств её достижения – проведение эксперимента – оценка результата;

·       развитию наблюдательности, умений сравнивать анализировать, делать выводы;

·       установлению причинно-следственных связей, развитию умений добывать, фиксировать информацию в различных формах, использовать её для решения познавательных задач;

·       адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

·       формированию умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

личностные:

способствовать:

·        формированию отношения к учению, познанию как ценности;

·        развитию личностной мотивации к самостоятельной учебной деятельности;

·        возникновению интереса к предметно-исследовательской деятельности и потребности в её осуществлении для самостоятельного решения познавательных и практических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_uroka_vozduh.docx36.34 КБ
Файл svoystva_vozduha.pptx423.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.

Тема: «Воздух и его свойства воздуха».

Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской деятельности в процессе изучения свойств воздуха.

Задачи:

предметные:

создать условия для:

  • открытия учащимися основных свойств воздуха;
  • осмысленного использования  детьми открытых свойств воздуха при решении учебных задач разной направленности.

метапредметные:

организовать деятельность учащихся по:

  • использованию на практике правил планирования своей деятельности по схеме: выбор цели – выбор средств её достижения – проведение эксперимента – оценка результата;
  • развитию наблюдательности, умений сравнивать анализировать, делать выводы;
  • установлению причинно-следственных связей, развитию умений добывать, фиксировать информацию в различных формах, использовать её для решения познавательных задач;
  • адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
  • формированию умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

личностные:

способствовать:

  • формированию отношения к учению, познанию как ценности;
  • развитию личностной мотивации к самостоятельной учебной деятельности;
  • возникновению интереса к предметно-исследовательской деятельности и потребности в её осуществлении для самостоятельного решения познавательных и практических задач.

Оборудование:

для учителя:

- компьютер с программой Power Point; телевизор;

- для демонстрации опытов: шары воздушные, весы, насос Комптана, колба стеклянная лабораторный стакан, чашки с горячей и холодной водой.

Демонстрационный материал: авторская презентация «Свойства воздуха» , используемая учителем.

Раздаточный  материал:

Формы деятельности: преобладают разнообразные формы деятельности учащихся в парах.


Ход урока:

Этапы

урока

Планируемая

деятельность учителя

Предполагаемая

деятельность

учащихся

Методический

комментарий

I. Мотива-ция

к учебной деятельности.

Цель:

  • включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

с целью актуализации требований к успешному осуществлению учебной деятельности.

Всем, всем! Добрый день

Прочь с дороги нашей, лень

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти

Мы начинаем урок окружающего мира. Ребята, подумайте, какие качества вам необходимо проявить для успешной совместной работы в парах на уроке?

Учащиеся кладут свою ладонь на ладонь партнёра в паре и мысленно желают друг другу удачи.

- Быть внимательными, старательными.

- Помогать друг другу.

II. Актуализация знаний

Цель:

  • создание ситуации открытого незнания для осознания детьми своего незнания круга явлений, которым учащиеся пока не могут дать объяснение.

- Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Откройте коробочки, которые стоят у вас на партах. Внимательно рассмотрите их (пауза).

- Что в них находится?

- Вы уверены? В них действительно ничего нет?

- Вы можете это доказать?

- Что нужно сделать, чтобы получить научные доказательства?

- Проверим ваши предположения. Следите внимательно. Что у меня в руках? (показать стакан)

  - Что находится в стакане?

Опускаю в чашку с  водой перевёрнутый стакан.

-  Что я делаю?

- Что происходит?

- Почему вода не попадает в стакан?

- В пробирке, как и в коробочках

был воздух.

О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно (слайд 2). Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

- Значит, мы можем сделать вывод, что …

- Что же такое воздух? Вы можете ответить на этот вопрос?

 

- Расскажите, что вы знаете о воздухе? (слайд 3)

- Из чего состоит воздух?

- Какого газа в воздухе больше всего?

- А какого газа меньше?

(слайд 4)

Уч-ся рассматривают внимательно коробочки.

- Коробочки  пустые.

- В них есть воздух.

- Нет.

- Провести опыты, исследования.

- Стакан.

- Ничего (воздух).

- Опускаете перевёрнутый стакан в воду

- Стакан  плавает на поверхности воды.

- Её не пускает воздух.

- Воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырочка, любое пространство заполнено воздухом.  

- Да, мы это изучали во 3 классе.

- Воздух – оболочка Земли.

- Это смесь газов.

- Воздух состоит из кислорода, азота, углекислого газа и других примесей.

- В воздухе больше всего азота.

- Углекислого газа.

III. Создание проблемной ситуации. Организация деятельности по открытию новых знаний. Определение Постановка учебной задачи.

Цель:

  • организация фиксации образовательной цели и темы урока.

- Как вы полагаете, мы всё знаем о воздухе?

- А если я задам вопрос, какие свойства воздуха вы знаете?

Опыт №1 теплый воздух легче холодного

На горлышко пустой бутылки надеваю воздушный шарик.

- Что я делаю?

Наливаю в чашку горячую воду из чайника.

- Что наблюдаете?

- Какую воду?

 Ставлю бутылку в чашку с горячей водой

- Что я делаю теперь?

- Что происходит?

- Почему?

- Кто хочет проверить какая вода в этой чашке?  (приглашаю учащегося)

- Какая в ней вода?

Переношу бутылку в чашку с холодной водой.

- А теперь что вы наблюдаете?

- Что происходит?

- Почему?

- Итак, давайте вспомним, что вы наблюдали.

- Что происходило сначала?

- Что произошло потом?

- Вы описали физические процессы. А на какие свойства воздуха указывают эти физические процессы?

- А как вы полагаете, теперь вы знаете все о воздухе?

- Как бы вы определили тему урока?

- Каким способом мы можем узнать о воздухе больше информации?

- А где проводятся опыты, исследования?

- А кто их проводит?

- Ребята, а кто такие исследователи?

- Давайте уточним кто такие исследователи? Где можно точно узнать значение этого слова?

- Вот и мы с вами будем сегодня исследователями, которые изучают воздух. Я приглашаю вас в «Лабораторию чудесных превращений Воздуха» (слайд 5)

- Чем будем пользоваться для проведения опытов?

- А есть ли у самого человека какие-то «приборы», которые помогут ему в этом? (Какие органы чувств помогают человеку?)

- Все свои наблюдения исследователи фиксируют.   Как мы можем зафиксировать свои исследования?

Организация работы в рабочей тетради.

- Откройте рабочие тетради. Запишите число.

- Обсудите в парах и сформулируйте цель практической работы.

- Запишите цель в рабочей тетради.

- Что получим, выполняя действия по достижению цели?

- А что будет результатом практической работы?

- Да (нет).

- Вы надеваете шарик на горлышко пустой бутылки.

- Наливаете воду.

- Горячую.

- Вы поставили бутылку в чашку с горячей водой.

- Шарик надувается.

- Воздух нагрелся, расширился. Поднялся вверх. Стал легче.

Ученик трогает чашку с водой.

- Холодная.

- Вы перенесли в другую чашку бутылку с шариком.

- Шарик сдувается.

- Воздух охладился и опустился.

- Сначала воздух нагрелся, расширился и поднялся вверх. Поэтому шарик надулся.

- Воздух охладился, сжался и шарик сдулся,

- С нагреванием воздух,  расширяется и поднимается вверх, а с охлаждением сжимается и опускается вниз. Значит, горячий воздух – легкий, а холодный - тяжёлый. Это одно из свойств воздуха.

- Наверное, ещё не все о воздухе мы знаем!

- Через проведение опытов, исследований.

- В лабораториях.

- Учёные, исследователи.

- Это люди, которые что-то изучают, исследуют.

- В словаре.

Один учащийся читает толкование значения слова в словаре С.И. Ожегова.

- «Исследователь – это человек, который занимается научной работой».

Учащиеся называют предметы, которые стоят на их столах. Учитель помогает. Шарики, весы , насос, стакан, бумага, бутылка , колба.

- Нос, глаза, уши, язык.

- Органы чувств.

- Мы можем записать.

- Здесь  практическая работа «Воздух».

Цель: узнать больше информации о воздухе путем опытных исследований.

(Учащиеся работают в парах, формулируют цель практической работы.)

- Получим результат.

- Знания о воздухе.

IV. Физкульт-минутка.

Цель:

  • создать условия для снятия напряжения.

Приоткрыть окно.

- Сейчас я предлагаю вам почувствовать воздух.

  • Взмахните левой рукой.
  • Взмахните правой рукой.
  • Наклонитесь вперёд.
  • Повороты туловища.

- Что вы ощущали?

- Что это за ветерок?

- Потоки ветерка, который появлялся при ваших движениях  - это воздух.

- Кто из вас самый наблюдательный, что я сделала, перед тем как отдохнуть?

- Зачем я приоткрыла  окно?

Учащиеся выполняют физические упражнения.

- Ветерок.

- Движение воздуха.

- Воздух движется.

-  Вы открыли окно.

- Чтобы мы дышали.

- Чтобы был свежий воздух, много кислорода.

V. Расшире

ние и углубление  нового знания.

Цель: 

создать условия для:

  • осуществления учащимися самостоятельной исследовательской деятельности;
  • пополнения и формирования ими знаний о свойствах воздуха;
  • развития умений наблюдать, анализировать, обобщать и делать выводы;  высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

- Итак, начнем работу в нашей чудесной лаборатории. Я буду лаборантом, а вы мои юные …! Скажите, воздух имеет вес, массу!

- скажите это предположения или наблюдения?

- А мы эти предположения  можем доказать научно?

- Как проверить наши жизненные наблюдения, предположения?

- Опыт №2 с весами. На весы кладут два одинаковых надутых воздушных шарика. Весы показывают равновесие. Теперь протыкаем один шарик. Что мы видим! Весы перевешивают в сторону надутого шарика!

Какой вывод можно сделать?

Раз воздух имеет вес. Представьте себе какой вес имеет воздух в этой комнате? Наверное, большой вес и он на нас давит, соответственно, оказывает давление.

Опыт №3 «фонтан». В руках у меня колба стеклянная. Я подвожу ее к насосу и откачиваю из нее воздух. Теперь она пуста. Вакуум. Опускаю колобу в ведро с водой. Вода заполняет колбу. Т.е. давление воздуха давит на воду, а вода под давлением заполняет пустое пространство.

Какой вывод мы сделаем?  

- Опыт №4 с апельсинами. Отгадайте, какой из апельсинов утонет быстрее — в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды.

Делаем вывод.

Подведем итог этой части работы!

Воздух окружает нас со всех сторон, все пространство заполнено воздухом.

Воздух имеет массу.

Горячий воздух легче холодного.

Теперь мы знаем, что это давление атмосферного воздуха на предметы, которые в нем находятся, и на поверхность Земли называется атмосферным давлением.

 

 

- Воздух не имеет массы.

- Предположения.

Воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырочка, любое пространство заполнено воздухом.  

 

VI.  Физкультминутка с использо

ванием открытых знаний

Цель:

  • создать условия для снятия напряжения;
  • помочь осмысленно зафиксировать новое содержание, изученное на уроке с помощью приёма проговаривания нового знания во внешней речи.

- Мы накачали мяч воздухом с помощью насоса, теперь с ним можно играть. Хотите поиграть?

- Для этого встаньте.  Я буду кидать мяч кому-нибудь из вас со словами, а вам нужно закончить предложение и вернуть мяч мне обратно. подпрыгнув.

Проводится игра «Закончи предложение».

Воздух имеет ….

Воздух не имеет …

Воздух без ….

 Воздух …

Горячий воздух…

Воздух имеет …..

Учащиеся становятся в круг.

 

 

VII. Включение нового в систему знаний и обобще-ние.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний.

- А сейчас блиц-опрос. Все вопросы связаны с новой темой. Хорошенько подумайте, надеюсь, у вас получится найти на них ответы.

1. Почему в разное время года  пожилые люди плохо себя чувствуют, если в погоде бывают резкие перепады температуры воздуха?

2. Где в нашей стране нужны окна с двойными и даже тройными рамами? Почему?

 В тех областях, где очень суровая зима. Между рамами есть воздух, а он плохо проводит тепло. Тёплый воздух из комнаты не выходит на улицу.

IX. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Цель:

организовать деятельность по:

  • определению уровня достижения поставленных целей и задач;
  • осуществлению оценки работы пары на уроке;  
  • прогнозированию направления будущей учебной деятельности.

- Вам понравился работать в «Лаборатории чудесных превращений воздуха»?

- Почему?

- Вспомните, как звучала тема урока?

- Мы сумели раскрыть её содержание?

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Удалось ли её достичь?

- Почему так считаете?

- Какие действия вам в этом помогли?

- Оцените работу вашей пары. На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ:

- Если вам понравилось работать в паре, вы работали дружно, прислушивались к мнению друг друга, у вас всё получилось, нарисуйте весёлую улыбку.

- Если у вас не получилось работать в паре, вы не могли договориться -  нарисуйте соответствующую улыбку.

- Теперь я предлагаю поставить каждому из вас учебные задачи на следующий урок. Вам даны опоры. Проанализируйте их содержание, уровень усвоения нового материала и выберите один из них.

  • Удалось узнать много, хочу найти дополнительный материал.
  • Удалось узнать много.
  • Удалось узнать мало, хочу найти дополнительный материал.
  • Удалось узнать мало.

- Назовите, что вы выбрали.

- Воздух открыл нам немало секретов, потому, что вы были внимательны и помогали друг другу. Это знакомое вам вещество таит в себе еще немало загадок, которые вам придется разгадать. Поэтому наши открытия будут продолжаться. Спасибо за урок! (слайд 7)

- Да.

- Было интересно проводить опыты.

-  Воздух.

- Да.

- Узнать больше о воздухе.

- Да.

- Мы узнали, что воздух: бесцветный, без запаха, безвкусный, обладает упругостью, не имеет формы. Горячий воздух легче холодного. Воздух имеет массу,  пропускает солнечные лучи, проводит звук, плохо проводит тепло.

- Мы проводили опыты,

сравнивали, анализировали, обобщали, делали выводы.

Учащиеся осуществляют рефлексию: дорисовывают улыбку на воздушном шарике.

Учащиеся работают с

опорой для прогнозирования дальнейшей учебной деятельности

Учащиеся называют.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОЗДУХ – ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

Слайд 2

СОСТАВ ВОЗДУХА

Слайд 3

« ВОЗДУХ»

Слайд 4

«ЛАБОРАТОРИЯ ЧУДЕСНЫХ ПРЕВРАЩЕНИЙ ВОЗДУХА»

Слайд 5

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...