Рабочая программа "Живой мир" для учащегося 1 класса с ОВЗ
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Суродькина Надежда Михайловна

Рабочая программа предмета "Живой мир" Н.Б.Матвеева 1 класс (домашнее обучение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoy_mir.docx42.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Поселковская средняя школа №2»

Атяшевского муниципального района Республики Мордовия

«РАССМОТРЕНА»                                                                                                                                                                                                

на заседании МО учителей начальных классов                

от  «_____»__________2016г.                      

Руководитель МО

______________ М.В.Орлова

         

«СОГЛАСОВАНА» 

Заместитель директора по  УВР

«Поселковская  средняя    школа №2»

______________ Л.И. Грицюк            

 

 от  «_____»__________2016 г.                    

«УТВЕРЖДЕНА»                

 

Решением педагогического совета от«__»________2016г.

Директор МБОУ «Поселковская  средняя школа№2»

____________ Е.И.Душкина

                                         

 

 

РАБОЧАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

учебного предмета «Живой мир » для  ученика 1  класса

Ф. И.О. ученика

на 2016 -2017 уч. год

 (домашнее обучение, 33 часа в год)

                                                                           

Составила:

Суродькина Н.  М., учитель начальных классов

                                                                                           

                                                                            Пояснительная записка

              Рабочая  программа учебного предмета «Живой мир»  составлена  на  основе  Федерального  государственного  образовательного  стандарта  образования  обучающихся  с   интеллектуальными нарушениями, Федерального закона Российской Федерации «Об образовании  в Российской Федерации», основной  образовательной  программы  начального  общего  образования.

            Данная рабочая  программа  рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год.                                                                        Для реализации данной программы  был выбран учебник для 1 класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) – «Живой мир»  1 класс  Н.Б.Матвеева,  М. С. Котина, Т.О. Куртова.  В учебнике заложена основа для формирования у учащихся базовых представлений о природе: о взаимосвязи живой и неживой природы, о солнце как источник света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года.  Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности  ребенка, его оздоровление.

          Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к дальнейшему  обучению в школе.                                                                                                                    Курс «Живой мир»  ставит своей целью обеспечить начальные представления школьников с ограниченными возможностями о целостной научной картине мира, показать неразрывную связь жизнедеятельности человека с окружающим миром, социализация ребенка.                                              Задачами курса "Мир природы и человека"для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:                        

  • формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности;
  • формирование способов ориентировки в окружающей действительности;
  • формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности;
  • формирование всех видов деятельности;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие умения эмоционально воспринимать окружающий мир;
  • воспитание экологической культуры;
  • становление нравственной ориентировки;
  • формирование самостоятельности;
  • воспитание положительных качеств.                                                                                                                              Форма организации образовательного процесса.                                                                                                                            Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников с выраженным недоразвитием интеллекта целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
  • словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
  • практический метод (упражнения, практическая работа);
  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);
  • индивидуальный;
  • творческий метод;
  •  совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);                                                                
  •  рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
  •  соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  • наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.

 Планируемые результаты обучения:                                                                                                                          Личностные результаты должны отражать: 

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  1. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

        Предметные результаты:

учащиеся   в  результате  изучения  курса  «Живой мир »

научится:

  - различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы.

  - приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих

  • культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав) животных (зверей, птиц, насекомых);

 - описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

 - сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки,

 - характеризовать признаки времѐн года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

 - объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

 -  вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

-объяснять отличия человека от животных; 

-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;

-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

-рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о заботливом отношении друг к другу;

-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях,  известных людях родного города (села, районного центра).

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;

-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

-различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; 

-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

 -соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;    

 -соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;     -следовать правилам здорового образа жизни.

Содержание курса

Раздел

Краткое содержание раздела

Универсальные учебные действия

Кол-во часов

1

Неживая природа

Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными.

Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии.

Познакомить с понятием «сутки». Учить рассказывать о занятиях людей в течении суток.

Знать частей суток, значение солнца в жизни человека и растений.

Уметь отличать время суток.

Осознание себя как ученика.

4

2

Сезонные изменения (времена года)

Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета.

Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде.

Знать названия времен года; признаки осени; признаки зимы; названия одежды в зимнее время;  признаки весны; признаки лета.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

8

3

Растения

Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы.

Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений.

Знать о разнообразии растений: деревья, кустарники, травы, цветковые растения; выделять части растений.

Знать и различать овощи и фрукты.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

6

4

Животные

Познакомить учащихся с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.

Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.

Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания).

Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах.

Познакомить с понятием «домашние животные», учить находить домашних животных на картинках.

Познакомить с понятием «дикие животные», учить находить диких животных на картинках.

Знать о разнообразии животных: дикие животные, домашние животные, птицы, рыбы, насекомые;  детенышей диких животных, домашних животных.

 Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

7

5

Человек

Учить различать людей по возрасту, полу.

Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги).

Познакомить с основными гигиеническими навыками людей. Практически выполнить умывание и чистку зубов.

Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении.

Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха.

Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью.

Знать части тела человека; знать основные правила гигиены; знать правила ухода за кожей; ухода за глазами, ухода за ушами.

Владеть гигиеническими навыками.

Знать и уметь называть части лица.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

8

                                                                                 

                                         

 Календарно-тематическое планирование

       

             Тема раздела

             Тема урока

Кол-во часов

             Дата

Деятельность учащихся

Мониторинг

план.

фактич.

Неживая природа

4

1

Земля и Солнце. Экскурсия.

1

Наблюдения в природе.

Беседа

2

 День и ночь.

1

Работа с раздаточным материалом.

3

Сутки. Занятия людей в течение суток.

1

Работа с учебником.

4

Значение Солнца. Солнце и жизнь растений.

1

Работа с наглядным материалом.

Беседа

Времена года

8

5

Осень. Признаки осени.

1

Сбор природного материала,

6

Занятия и одежда детей осенью.

1

Работа с раздаточным материалом;

Практическое занятие

7

Зима. Признаки зимы.

1

Работа с сюжетными картинками.

Беседа

8

Одежда и занятия детей зимой.

1

Составление предложений по опорным картинкам;

9

Весна. Признаки весны.

1

наблюдать за сезонными изменениями в природе;

Ф

10

Одежда и занятия детей весной.

1

работать с учебником.

Беседа

11

Лето. Признаки лета.

1

Описание времени года по опорным картинкам;

Беседа

12

Одежда и занятия детей летом.

1

Определение времени года по сюжетным картинкам.

тест

Живая природа.

Растения

22

6

13

Растения. Строение и сходство растений. Различие растений.

1

Определение сходства и различия растений по графической схеме.

14

Разнообразие цветов. Семена.

1

Составление предложений по картинкам.

15

Плоды растений. Овощи и фрукты.

1

работа с учебником.

Практ. занятие

16

Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.

1

17

Приспособление растений к разным условиям жизни.

1

18

Растения. (обобщающий урок)

1

Животные.

7

19

Животные. Строение и сходство животных. Различие животных.

       1

Работа с трафаретами; составление предложений по картинкам.

Беседа

20

Детёныши животных.

1

работа с учебником

тест

21

Домашние животные.

1

рассматривание картинок.

22

Дикие животные.

1

Работа с трафаретами;

Беседа

23

Приспособление животных к различным условиям жизни.

1

Работа с учебником.

Беседа

24

Приспособление животных к временам года.

1

Работа с учебником.

Беседа

25

Животные.(обобщение)

1

Работа с карточками.

Тест

Человек

8

26

Человек. Части тела человека.

1

Работа с учебником; определение частей тела человека по рисунку.

Беседа

27

Гигиенические навыки.

1

Участие в беседе о правилах опрятности;  

Практ. занятие

28

Лицо человека.

1

Определение по лицу человека его настроения, работа с учебником.

Беседа

29

Глаза.

1

Гимнастика для глаз

Практ. занятие

30

Уши.

1

работа с учебником.

31

Нос.

1

Эксперемент "Узнай запах"

Беседа

32

Рот.

1

 правила гигиены за полостью рта.

Практ. занятие

33

Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека.

1

Изучение правил гигиены по уходу за кожей

Учебно-методическое обеспечение:

-учебник Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова "Живой мир" 1 класс .Москва, Просвещение 2016г.;

-  предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) ;

 -муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.

- карточки с заданием для индивидуальных работ;

- комплект заданий на развитие психических процессов;

- комплект "Загадки-отгадки"

Учащийся должен знать:

  • о мире живой и неживой природы;
  • о человеке, работе его органов чувств;
  • о погоде и ее явлениях;
  • о смене времен года;
  • знать правила гигиены.

Учащийся должен уметь:

  • называть признаки живой и неживой природы;
  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
  • знать правила гигиены;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • выделять части растений;
  • узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы;
  • называть наиболее распространенных диких и домашних животных;
  • называть и показывать органы чувств человека, объяснять их значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса

В рабочей тетради представлены у пражнения на развитие внимания, памяти, мышления....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» ...

Рабочая программа по предмету «Математика» для учащихся класса

Рабочая программа  учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы спе...

Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью по русскому языку 1-4 классы

Уро. Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой и частично реализует Федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому я...

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. 2 Б класс

Рабочая программа для учащихся 2 Б класса легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений по предметам: Устная речь, Математика, Русский язык, Чтение, Живой мир, Занимательный труд, Изобра...