Технологическая карта урока окружающий мир 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Бухтеева Инна Михайловна

Технологическая карта урока окружающий мир 1 класс УМК "Школа России" по теме "Что такое Родина?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_okr_mir_1_kl.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА в 1 классе.              

Предмет, тема урока

Окружающий мир

Что такое Родина?

Цель изучения темы

(для учителя)

  1. Сформировать у учащихся представление о своей Родине, государственных символах.
  2. Показать красоту и самобытность родного края.

Основные термины и понятия

Флаг, герб, гимн, родина, столица,  Президент.

Информационно-образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи

  Информационный материал: 

 1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник Ч.1, с. 3 – 5.

 2.  Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс. Ч.1, с. 3.

Демонстрационный материал: флаг РФ, Герб РФ, герб Мценска, карта России; аудиозапись гимна России.

Диагностический материал

1. Плешаков А.А., Гара Н.Н. Окружающий мир. Тесты. 1 класс. Пособие для учащихся, с. 3 – 4.

Русский язык

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Темы: «Заглавная буква в именах собственных», «Звуки в окружающем мире».

Математика

Моро М.И. Темы: «Сравнение групп предметов», «Форма предметов».

Технология

Роговцева Н.И. Темы: «Бумага».

  1. Планируемые результаты изучения темы (для учащихся)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

- работать с картинной картой Росси;

- сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

- различать флаг и герб России;

Познавательные умения

Ученик научится:

- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации.

Регулятивные умения

Ученик научится:

  • - делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике;

- фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

- оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); 

Коммуникативные умения

Ученик научится:

- формулировать вопросы и ответы на вопросы;

- готовить небольшое сообщение с помощью взрослого по теме проекта.

- предлагать собственные способы решения.

У ученика будут сформированы:

- представление о новой социальной роли ученика (ответственно относиться к уроку);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить.

II. Этапы изучения темы

Этапы урока

Содержание, деятельность учителя

Способы действий учащихся/

виды деятельности учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя:

Ноги на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнем,

Локотки на стол поставим,

Домик к носу подведем,

Руку левую на стол,

Сверху правую кладем. 

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению учебного материала.

- Вы дома нарисовали свой дом. Каждое здание интересно  по – своему. Для каждого из вас этот дом дорог. Так же как и любому человеку важен и дорог его дом, в котором он живёт.

- Как можно назвать то местечко, где родился и вырос человек?

Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос.

Родина, она у каждого своя, свой уголок земли, который дорог сердцу. Недаром в народе говорят:

«Одна у человека мать, одна у него и Родина».

«Родная сторона – мать, чужая – мачеха».

«Чужая сторона не Родина».

Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.

Понятия “малая” и “большая” Родина.

– У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.

– Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.

– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.

– Как называется наша большая Родина? (Уч. с. 3)

Послушайте стихотворение

Дети должны были нарисовать дома дом, в котором они хотели бы жить.

Родина.

Россия

(Рассказывает ученик)

Нет края на свете красивей,

 Нет Родины в мире светлей!

 Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

 Терпел пораженья любой!

 Россия, Россия, Россия, –

 Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

 Тебя бережём мы и чтим,

 А если нарушат границу,

 Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

 "А чем дорога вам страна?"

 – Да тем, что для всех нас Россия,

 Как мама родная, – одна!

 (В. Гудимов)

Коммуникативные:

способность к связной  логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками.

3. Постановка познавательной задачи.

- Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами и домики вы нарисовали все разные. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

- Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

Кто догадался, какова тема нашего урока?

Должен ли человек знать про свою страну? Почему? Что вы знаете о своей Родине? У нас вопрос помощник. На какие бы вопросы вы хотели получить ответ сегодня на уроке?

(Уч. с. 3)

Все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия.

Наша страна – Россия

Ответы детей.

Регулятивные:  целеполагание.  

Познавательные:  самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели.

Предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности.

4. Усвоение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения.

Рассмотрим карту России и прослушивание песни «У моей России»

   – Вот она, какая Россия, широкая и великая!

Посмотрите на карту. Россия – самая большая страна на свете.  Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде. И везде живут люди.

 Россия – огромная и необъятная страна.

Россия – это русские, татары, башкиры, чеченцы, карелы, коми, удмурты, марийцы, нанайцы, чукчи и другие  народы и народности.

- Когда вы рисовали дом, вы делали его таким, как вам нравится, на свой вкус. Вместе, сообща, вы нарисовали неповторимые дома. И это не смотря на то, что вы все разные, непохожие друг на друга. Так же и в нашей стране, не смотря на то, что ее населяют разные народы, как они должны относиться друг к другу?

 Как можно, одним словом назвать жителей России?

- А в какой стране мы живём?

Символика России.

 Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн. (Уч. с. 4)

Флаг России.

 Какие цвета составляют флаг России? Ребята дома должны были узнать, что обозначает каждый цвет на флаге нашей страны.

Дети показывают границу России на карте.

С уважением, пониманием, все делать сообща.

Мы – Россияне.

Россия

Сообщения детей.

Во все времена цвету предавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Регулятивные:  целеполагание.  

Познавательные:  анализ, сравнение, обобщение, аналогия, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

5. Первичное

закрепление.

Физминутка

Игра «Найди флаг»

- Найдите российский флаг.

- В чём его отличие от других флагов?

Задание: - Разделите территорию России на 3 части и закрасьте их в цвета Российского флага. (Р.т. с. 3)

Герб России.

- Герб России  сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб можно рассматривать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь правильно прочесть.

На фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головой орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.

В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они нам напоминают об историческом прошлом нашей страны, символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств.

Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.

Герб Мценска

- Как вы думаете, есть ли у Мценска свой герб?

Игра «Собери герб»

Слушайте стихотворение и повторяйте.

Гимн России.

- Гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов  и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы.

- В каждом государстве есть главный город. Какой город является  столицей России?

Именно в столице находится самый главный человек страны. Как он называется?

 Кто является президентом России?

Детям предлагаются изображения флагов России и других государств (Франции, Словения, Люксембург, Польша и др.)

Выполнение задания.

Ответы детей.

Сообщения детей.

Мценск был крупным хлеботорговым центром, это в гербе символизируют хлебные снопы. 

Сноп - символ плодородия и богатства, но также единства. 

Золото - символ урожая, богатства. 

Зеленый цвет - символ молодости, здоровья, природы. 

Красный цвет - символ мужества, силы, труда, красоты и праздника.

Дети собирают герб из частей – пазлов. (работа в парах)

Дети повторяют движения.

Прослушивание отрывка Государственного гимна России.

Москва

Президент

В.В. Путин

Регулятивные:   умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

Коммуникативные:  формировать умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

 Личностные:

формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке.

6. Самостоятельная работа с проверкой.

Тест «Знаешь ли ты Россию?»

(тест с. 3-4)

Выполнение теста.

Взаимопроверка.

Регулятивные:   умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

 Личностные: формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке.

7. Рефлексия

деятельности (итог урока).

– Ребята, а как вы думаете какой ваш долг перед Родиной?

В заключение давайте послушаем стихотворение

С. Синицина:

 

Каждый из нас что-то ожидает от урока. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания, какие впечатления у вас остались от урока.

Нужно просто любить свою Родину, беречь и умножать её природу, хорошо учиться.

Любовь к своей Родине!

Чтение наизусть учеником.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе,

И родное оконце,

В позабытом селе…

Берегите Россию –

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Дети называют свои ощущения и чувства. (Дети рисуют солнышко, выразив свое настроение, чувства)

III Рефлексия

Самоанализ и самооценка учителя

Самоанализ и самооценка ученика

Ответить на вопросы:

1. Были ли обеспечены при изучении темы условия для формирования у детей представлений о таких объектах окружающего мира как: Родина, семья, столица.

2. Были ли созданы необходимые условия для изучения особенностей и разнообразия данных объектов окружающего мира?

3. Я удовлетворена,/ не удовлетворена проделанной мной работой.

4. Я отлично справился с организацией работы учащихся./Я могла бы лучше организовать работу учащихся, а именно…..

5. Я достигла/ почти достигла/ не достигла поставленных целей.

Самоанализ

Закончите предложение:

Теперь я знаю, что…..

Я могу различать и сравнивать ………

Я могу описывать….

Я научился использовать……..

Самооценка

Закончите предложение: Я (очень, не очень) довольна/лен тем, что узнал/а….. (самостоятельно, с помощью)….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...