Главные вкладки

    Урок окружающего мира«Русская ярмарка». Урок-праздник
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Урок окружающего мира«Русская ярмарка». Урок-праздник 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира

    Учитель: Карачевцева Наталия Викторовна

    Тема: «Русская ярмарка». Урок-праздник

    Цель: закрепить знания детей о труде ремесленников, ознакомить с ремёслами Белгородской области, их особенностями, дать ученикам представление о проведении на Белгородчине русских ярмарок в давние времена, создать условия для здоровьесбережения детей, воспитывать интерес к истории родного края, любовь к русскому народу, его традициям.

    Оборудование: изделия русских мастеров - экспонаты школьного музея, русские народные костюмы ведущих, карта ремёсел Белгородчины, грамзапись народных мелодий.

    Ход урока

    1.Организующий        момент

    Учитель:

    -Урок окружающего мира. Тема урока записана на доске. Прочитайте её внимательно и подумайте, чему каждый из вас должен научиться на уроке.

    2.Тема        урока

    Как вы уже прочитали, тема нашего урока «Русская ярмарка». Чему же мы должны научиться на уроке? Правильно, вспомнить, какие ремёсла были на Руси в то время, чем торговали купцы, какие изделия выпускали русские мастера. Наш урок пройдёт не совсем обычно: в форме праздничного путешествия в прошлое нашего края. К этому уроку мы провели исследовательскую работу и узнали много интересного, читали книги об истории Белгородчины, развитии ремёсел в нашем крае. В проведении сегодняшнего урока нам помогают учителя истории Людмила Александровна и Ирина Николаевна. Ирина Николаевна - хранительница школьного музея, которая предоставила нам на урок некоторые экспонаты музея.

    1. Активизация прошлых знаний

    Учитель:

    - Начнём урок с повторения. Скажите, что такое ремесло? Какие ремёсла существовали на Руси в 17-18 веках? Посмотрите на карту, на которой представлены основные ремёсла Белгородского края. Назовите их, пользуясь картой.

    4.Основная часть

    Учитель:

    -Из года в год ремёсла развивались, изделия своего труда ремесленники везли на ярмарку. Самые известные ярмарки на Белгородчине - Белгородская, Старооскольская, Корочанская. Обычно ярмарки собирались под большие праздники. Вот как описывает ярмарку в Короче один из её жителей: «В эти дни проходила на церковной площади Троицкая ярмарка.

    Здесь был целый ряд палаток с готовой одеждой, головные уборы, обувные палатки, изделия гончарного производства, лошади, ряды упряжи, повозок... На Троицкую ярмарку устраивались трактиры для чаепития, карусели, которые работали под звуки ручного органчика». (Звучит народная музыка).

    -Ребята, мы приглашаем вас на нашу ярмарку! (Участника ярмарки - ремесленники и торговцы выходят вперёд, на сцену).

    -Ярмарка, ярмарка,

      Весёлая ярмарка!

    -Ото всех дверей,

      Ото всех ворот

      Приходи скорей, торопись, народ!

    -Народ собирается

    - Ярмарка начинается!

    -Мужики здесь - мастера,

    Ловко правят все дела!

    -Да и женщины под стать,

    Им не станут уступать!

    -Вы товары разберите

     И на цены не смотрите!

    (Дети шьют, лепят, стучат: они инсценируют работу ремесленников.)

    Учитель:

    -Какая лавка интересная! Посуда красивая! Давайте послушаем,

    понаблюдаем, что нам расскажет мастер.

    Гончар:

    -Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду!

    Я про глину рассказ заведу,

    Про великих гончаров,

    Золотых рук мастеров.

    Я совью горшок рукою верною,

    Рукою верною да умелою.

    Станешь звонким от солнца - пожарища,

     Засияешь всем молодой красой!

    Кормить будешь всех от старого и до малого,

    А состаришься...тебя не выброшу.

    (Гончар имитирует работу мастера, крутит стул - на нём горшок).

    Учитель:

    -А сейчас ответьте на вопросы, чтобы смогли выяснить, хорошо ли вы знаете гончарное ремесло.

    -Назовите посёлок в белгородской области, который с давних пор славится изготовлением керамической посуды (Борисовка).

    -Да, действительно, прекрасные залежи местных глин способствовали развитию в слободе Борисовка гончарного промысла. В наши годы в Борисовке создана керамическая фабрика. Её изделия представлены на нашей выставке (учитель показывает изделия).

    -Отгадайте загадку:

    Сколько лет терпел,

    Сколько душ кормил,

    Где упал, там пропал.

    (Горшок.)

    -Назовите самый главный момент в процессе изготовления гончарного изделия (Обжиг: он придаёт глине прочность, превращает её в керамику).

    -А вы знаете части горшка? Оказывается, гончары выделяют у горшка шейку, горлышко, тулово, донышко. Как вы думаете, с кем сравнивал мастер горшок? (Правильно, с человеком).

     -Чем покрывали посуду мастера?

    (Оказывается, специальным составом - глазурью, а затем наносили геометрический орнамент).

    Учитель:

    -Знаете, что гончарному кругу, на котором лепится посуда уже 4000 лет, а он даже не изменился.

    Гончары изготовляли кувшины, молочные крынки, глиняные игрушки, горшки. За год одна семья ремесленника могла изготовить до 3000 предметов. А служила такая посуда не один десяток лет. Труд гончара был не таким уж простым, вот как о нём пишут исследователи: «Постоянная сырость в хате разрушительно действует на здоровье рабочих, к 25-30 годам у них развивается ревматизм в руках и в ногах, на лице появляются старческие морщинки, на голове седые волосы. Свинцовые испарения, которыми гончару приходится дышать, вредно влияют на лёгкие. Сами гончары отзываются о своём труде как о каторжном труде. Не смотря на это, с тех времён и до наших дней дошли 20 гончарных династий Белгородчины.

    Ведущий:

    -А как праздник наступает, весь народ гулять идёт. Вот и девицы – красавицы заводят хоровод (Дети играют в народную игру «Ручеёк»).

    Дети:

    -Ой, какие корзиночки!

    Лозоплётчик:

    -Здравствуйте, девчата!

     Живите богато!

     Подходите на торг смотреть,

     Изделия чудесных рук моих творение!

    Ведущий:

    -Да, сколько мастеров хороших в Белгородском крае! Какие у вас корзиночки

    красивые! Да все разные по форме, по размеру.

    Лозоплётчик:        

    -А вы знаете, из чего сделаны эти предметы? (Из лозы).

    Учитель:

    -Искусство лозоплетения было широко распространено по всей России. Занимались этим ремеслом и в нашем крае - в Старооскольском, Борисовском, Губкинском, Чернянском, Шебекинском районах. Мастер расскажет, что плели из лозы в старину.

    Мастер:

    -А плели из лозы короба для хранения яиц, корзины, сундуки, различные вазочки, соломенные шляпы, игрушки. Искусство лозоплетения существует и сегодня. Многие мастера продолжают традиции своих предков.

    Учитель:

    -Здравствуйте, кузнецы! Какие же полезные в хозяйстве предметы вы

    изготовляете! (Звучит русская народная песня «Во кузнице»).

    Кузнец:

    -Мы можем сковать топоры, долото, ножи, ножницы, рогачи, кочергу, можем

    подковать лошадь, починить колесо, плуг, молотилку...

    Учитель:

    -А вы знаете, ребята, что у кузнецов есть особый день в году - это 14 ноября - день святых Кузьмы и Демьяна, которые являются покровителями кузнецов. Кузьминки - праздник кузнецов. А труд кузнецов всегда ценился и не только на Руси. Есть такое сказание.

    В одном государстве был построен для царя дворец. Собрали всех строителей. Чтобы решить, кто же из них был самым главным при строительстве прекрасного дворца, того и надо посадить на почётное место в изукрашенное кресло.

    Не успели ещё обсудить, подумать, как вдруг из толпы выходит человек и направляется к почётному креслу. Все возмутились, почему этот человек уселся в кресло? А он спрашивает:

    -Кто сделал инструмент для землекопов?

    -Кузнец!

    -Кто сделал инструмент для каменщиков?

    -Кузнец!

    -Кто сделал инструмент для плотников?

    -Кузнец!

    -А кто сделал гвозди, скобы, цепи?

    -Кузнец!

    -Так кто же самый главный в строительстве дворца?

    -И все присутствующие вынуждены были согласиться, что кузнец - первое

    лицо в строительстве.

    Учитель:

    -Прошли многие столетия, а профессия кузнеца остаётся одной из самых важных в нашей жизни.

    -А какие пословицы о мастерах, о труде вы знаете? (Дети называют пословицы).

    Ткач:

    -Красны девки, подходите,

    Мой товар скорее разберите!

    Есть рубахи для ребят и ленты для девчат!

    Вышивальщицы:

    -Рушники вышиванные, скатерти самобраные!

    Ткач: 

    А сделаны они все моими руками - руками ткача.

    Вышивальщица:

    И умелыми руками вышивальщицы.

    Учитель истории и изобразительного  искусства:

    -Обратите внимание на мою одежду, дети! Это русский национальный костюм Белгородчины. Он соткан много лет назад. Состоит из рубахи и панёвы. Обратите внимание на орнаменты, украшающие одежду. Какие узоры использовали вышивальщицы? Чтобы узнать, кто из вас лучше усвоил процесс изготовления рубахи, я предлагаю вам несколько предложений.

    Расположите их в правильном порядке (Групповая работа).

    -ткали холст 6

    -пряли нитки 5

    -выдернули лён с корнем 2

    -отмочили в речке, высушили на лугу 3

    -шили рубаху 7

    -вытрепали лён 4

    -посеяли льняное семя 1

    Вышивальщица:

    -Отгадайте загадку:

    Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крушили, ткали, на стол постлали? (Лён - конопля - полотенце).

    Учитель изо:

    -А теперь составим орнамент рушника, объясним знаки орнамента. Что

    означали разные цвета орнамента?

    Ведущий:

    -Спасибо учителю изобразительного искусства за интересный рассказ о нашем национальном костюме.

    Учитель:

    А сейчас рубрика «Это интересно»

    -Таня, знаешь ли ты, что означает твоя фамилия Бондарева? Откуда истоки такой интересной фамилии? Ты знаешь, чем могли заниматься твои далёкие предки? Я рискну предположить, что они были бочарами, изготовляли бондарную посуду: деревянные бочки, кадки, ушаты, лохани, вёдра.

     -А какая история у фамилии Кузнецов? (Ученик объясняет историю происхождения своей фамилии).

    -А фамилия Ткаченко как появилась на Руси? (Предками ученика были ткачи).

    5. Подведение итогов урока

    -Пришло время провести викторину по нашей теме. Таким образом, мы подведём итог нашего необычного урока.

    1.Выбери названия ремесел Белгородского края:

     -лозоплетение

    -кузнечное

    -резьба по кости

    -ткачество

    -гончарное

    2.Сколько лет гончарному кругу?

    -400 лет

    -4000 лет

    -50 000 лет

     -40 лет

    3.Назови        посёлок Белгородской области, который по сей день славится изготовлением посуды:

    -Губкин

     -Белгород

     -Борисовка

    -Шебекино

    -Старый Оскол

    4.Назовите основные цвета вышивки белгородских мастериц:

     -синий

    -оранжевый

    -красный

    -сиреневый

    -белый

    -чёрный

    5.Назовите 3 самые известные ярмарки Белгородчины:

     -Старооскольская

     -Корочанская

     -Московская

     -Городская

    6.Плетёная обувь из лозы или бересты:

    -сапоги

    -лапти

    -онучи

    -кушак

    -понёва

    7.Старинный вид одежды, который укрывал женщину «с головы до пят»:

     -понёва

    -передник

    -кокошник

    -сарафан

    8.* Почему на Руси издавна многие игрушки делали как свистульки?

    -свист отпугивал всё злое вокруг

    -торговля на ярмарке идёт быстро, «со свистом»

    -игрушки продавались на праздник «Свистунья - проводы зимы»

     Учитель:

    -Как много интересного вы узнали на уроке! А ничего мы не забыли?

    Дети:

    -Забыли. Ведь на Кузьминки кузнецы всех угощали кашей (Выносят кашу).

    -Угощайтесь, гости дорогие!

     6. Домашнее задание

    Читать с.129 - 131,*вопрос с. 132

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру "Русские народные праздники в Древней Руси".

    Цель урока: приобщить детей к традициям народных праздников. Играя, дети знакомятся с русскими обрядовыми праздниками - Масленицей, Пасхой, Рождеством....

    урок по окружающему миру Русская трапеза

    урок проведен в нетрадиционной форме. дети сами искали информацию....

    Урок по Окружающему миру "Русская трапеза" для 3 класса

    На данном уроке учащиеся работаю в группах с различными видами информации: энциклопедиями, электронными словарями, презентациями, проводят анализ картин русских художников, дают характеристику блюд, с...

    Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром (русский язык) во 2 классе по теме: «Какие бывают правила».

      Интегрированные уроки в начальной школе имеют определённые преимущества. Программа УМК "Начальная школа XXI века" способствует межпредметным связям при изучении отдельных тем, развивая у...

    Урок окружающего мира.«Русская ярмарка». Урок-праздник

    Урок окружающего мира«Русская ярмарка». Урок-праздник...

    «Большое путешествие Маши по сказочному лесу» (интегрированный урок по окружающему миру, русскому языку и математике)

    Цели и задачи урока:закрепить умения детей работать с деформированным предложением, выделять грамматическую основу предложения;отрабатывать изученные приемы устных вычислений, умение решать текстовые ...

    Методическая разработка урока окружающего мира "Русский лес, полный сказок и чудес"

    Методическая разработка урока окружающего мира "Русский лес, полный сказок и чудес" была представлена на районный конкурс "Мой лучший урок" в 2012-2013 учебном году. На сегодняшний день она по структу...