Проектная задача "Кто такие насекомые?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Детям предлагается принять участие в оформлении страниц детского журнала. "Кто такие насекомые?" 

Результат, который должны получить дети, иллюстрированные страницы детского журнала, в котором с помощью текстов и иллюстраций представлены насекомые населяющие нашу планету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_proektnyh_zadach_v_nachalnoy_shkole.docx148.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача : «Кто такие насекомые?»

Название проектной задачи

«Кто такие насекомые?»

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тип задачи

Предметная рефлексивная одновозрастная

Цели и педагогические задачи

1.Использование детьми предметных знаний в модельной ситуации.

2.Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.

Обучение младших школьников совместному решению поставленных задач.

Подготовка к предъявлению результатов и оцениванию усвоения темы.

Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.

Общеучебные умения

Работа в малой группе, организация работы(коммуникативные компетентности):

-организация работы;

-распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников;

-взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи;

-взаимоконтроль.

Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию от несущественной.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

- усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

-умение создавать конечный  «продукт»-

иллюстрированный  журнал, объединённый общей темой.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся, при работе в малой группе проводится путём экспертного педагогического наблюдения и оформления в виде экспертного листа.

Публичное выступление групп.

Оценка другой группой через оценочный лист с заданными критериями.

Оборудование и материалы

Набор текстовых заданий, листы формата А3, цветные карандаши, маркеры, клей,цветная бумага.энциклопедия про насекомых, иллюстрации, картинки, стихи, загадки, песни, магниты, оценочные листы, пакеты заданий.

Замысел проектной задачи

Одним из ключевых понятий в курсе окружающего мира 3 класса является работа по формированию контрольно- оценочных действий школьников, организовать дальнейшую работу с текстами  и продолжить работу по формированию учебного сотрудничества в классе в малых группах.

Эта работа позволяет насколько дети владеют умением работать с различными текстами, анализировать и преобразовывать их, умеют ставить и удерживать авторскую задачу, а также способствует развитию навыков кооперации.

Детям предлагается принять участие в оформлении страниц детского журнала  «Кто такие насекомые?»

Создавая страницы для детского журнала, дети самостоятельно выбирают рубрики, которые наполняют материалами о жизни насекомых: бабочек, жуков, пауков, стрекоз, пчёл и т.д.

Детям предстоит не просто осуществлять,отбор материала и его преобразование, но и необходимость удерживать поставленную авторскую задачу.

Особенность этой данной проектной задачи по моему мнению, в том , что единого правильного варианта решения данной проблемы. Каждая группа создаст свой продукт, и во всех группах он будет разный.

Такой подход расширяет возможности детей, предоставляет просмотр для их воображения и фантазии, делает стендовую презентацию более интересной для учащихся, а действие оценивания не формальными.

Результат (продукт)

Иллюстрированные страницы детского журнала, в котором с помощью текстов и иллюстраций представлены  насекомые населяющие нашу планету.

Алгоритм работы над проектной задачей

  1. Выберем командира группы.
  2. Знакомство с проектной задачей.
  3. Определим, какая проблема  возникла и что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
  4. Определим конечный продукт.
  5. Прочитаем план работы и распределим роли в группе.(перечислим, что нам нужно сделать и кто что будет делать).
  6. Работа  в группе по плану.
  7. Защитим продукт

Текст задачи с комментариями к отдельным заданиям.

Проектная задача.

Ребята, вы любите смотреть детские журналы? Перечислите  какие вы знаете?

(мурзилка, весёлые картинки, юный натуралист и т.д.).

Редакция детского журнала обратилась к нам с просьбой. Они просят нас оформить страницы детского журнала .

Скажите, а кто трудится над созданием детского журнала, люди каких специальностей?(редактор, главный редактор, художники- дизайнеры).

А чтобы выпустить детский журнал, сколько работает над этим выпуском человек? Один или группа? (группа).

Ребята, как вы считаете, как нам целесообразно работать: индивидуально, в парах или в группах? (в группах).

Вот мы сегодня будем работать по группам.

Давайте вспомним ,правила работы в группах.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ.

  1. Умей выслушать товарища.
  2. Своё мнение должен высказать каждый.
  3. Работай тихо, чтобы не мешать другим.
  4. Закончив дело , помоги другу.
  5. Рабочее место содержи в порядке.

Главный редактор обратился к нам в школу, чтобы мы помогли подобрать материал. Он прислал нам пакет загадок, которые помогут нам  определить тему нашего журнала. Как он будет называться.

У каждого в группе пакеты с загадками.

1.Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся.(муха)

2.Над цветком порхает, пляшет.

 Веером узорным машет.(бабочка).

3.Нос долог, голос тонок.

Кто его убьёт, тот свою  

Кровь прольёт.(комар)

4.Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд.(пчела).

5.На лугу живёт скрипач.

Носит фрак и ходит вскачь(кузнечик).

6.Голубой аэропланчик

Сел на жёлтый одуванчик.(стрекоза).

7.В лесу у пня суетня. Беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет.(муравьи).

8.Кто за печкою живёт,

 Спать мне ночью не даёт?(сверчок).

Каждая группа вскрывает пакеты, и отгадывает загадки, чтобы определить тему журнала, название журнала.

А)Оформление страниц журнала.

Как должны выглядеть страницы детского журнала о насекомых?

Как будут размещаться на них тексты?

Задание 1.

Комментарии к заданию: Данное задание помогает поставить перед детьми авторскую задачу. Чтобы понять какими будут страницы этого журнала, что будет на этих страницах. Внимательно прочитать его название «Кто такие насекомые?» ,а также проанализировать тексты, которые были представлены.

Дети делают вывод: тексты  которые были предложены о насекомых, надо было очень внимательно прочитать и подумать как их распределить на страницах каждой группы.

Необходимо рассмотреть картинки, стихи , интересные рубрики ,о  насекомых, выбрать нужные.

Задание 2.

На ваших страницах детского журнала могут быть разные рубрики (разделы). Вы должны решить сами в группах. Страницы , иллюстрации  подбирать исходя из предложенных материалов. Название каждой страницы , группа придумывает  своё.  

К примеру :

  1. «Что мы знаем о насекомых?»
  2. «Что будет если исчезнут насекомые?»
  3. «Почему бабочка такая красивая?»

Названия рубрик (разделов) можно менять.

Комментарии к заданию:1. Дети делятся на 4 группы, приходят к выводу, о том  что каждому члену группы надо договориться, кто будет какой работой заниматься.

Дети в группе договариваются, кто за какую работу отвечает и наполняет её материалом.

2.Надо помнить, что  на каждой странице журнала должна быть соответствующая информация. Внимательно читать тексты, которые вам предложены, они вам помогут заполнить страницы, отбирайте только те которые вы считаете нужными. Не затягивайте время. Приступаем к работе.

Расшифровка схемы: создав группу дети в первую очередь должны определить как они будут работать(1), читают задание и обсуждают, вырабатывая план действий, затем каждый у детей группы берёт свою часть работы(2),

Третий этап: Обсуждают и проверяют работу каждого и предъявляют совместный результат(3).

Комментарии к заданию: Страницами журнала служат листы формата А3, на который наклеиваются все необходимые материалы. Дальнейшее оформление по желанию детей.

Задание 4.

Вот вы и оформили все страницы детского журнала . Мы много трудились. Все иллюстрации на ваших страницах яркие и красочные. Осталось только перечислить авторский коллектив и указать имя главного редактора страниц детского  журнала и какими должны быт они. ???. Красочными  и интересными!

Рефлексия: что было трудного работая в группе?

Чтобы вы изменили в следующий раз?

Что вам больше всего понравилось?

Какое задание оказалось самым сложным?

Приложение:

Лист самооценки

Код класса  -------------------                               Номер группы------------------

Название группы-------------

Фамилия и имя----------------  

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант  ответа, с которым    ты согласен (согласна)

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А. Да,  все   работали одинаково.

Б. Нет, работал   только один.

В. Кто –то работал больше, а кто- то меньше.  

2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно. Спорили, но не ссорились.

В .Очень трудно было договориться, не всегда получалось.

3.Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, всё получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

4.Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком  Х.

Почти все                        я сделал(а)        

сделали без меня        очень много,

                без меня работа

                бы не

        получилась

Я хочу, чтобы каждая группа представила то, что у вас получилось. Спасибо ,что вы помогли приготовить материал для детского журнала.

Комментарии к заданию: Данное задание позволяет увидеть, умение группы презентовать свой продукт.

Редакция благодарит вас за помощь!

Карточка подсказка для защиты номера

Наши страницы журнала называются--------------------------------------------

Мы выбрали тексты на наши страницы  потому, что----------------------------------

Мы думаем, что к нашим страницам журнала подходят такие иллюстрации так как

Мы считаем что наша работа выполнена--------------------------------------------------------

Лист планирования и выполнения задания

Начало работы _ час_   мин                            Окончание работы_час_мин    

Что надо делать

Кто делает

Отметка о выполнении (+ или -)

                   

Экспертный лист для оценки работы группы

ФИО эксперта __________________________ № группы __________

Вопросы

Ответы

Формулировка задачи в группе

Планирование работы в группе (приступили к решению задачи все вместе, распределили задания и т.д.)

Как была организована работа на завершающем этапе (общее обсуждение, каждый представил свои результаты, они не обсуждались в группе и т.п.)

Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения)

Если была конфликтная ситуация, то как она разрешилась?

Был ли лидер в группе (наличие лидера с начала работы, его стихийное появление в ходе работы, лидер по решению группы и т.д.)

Общее впечатление от работы группы

Оценочный лист для экспертизы группы

Оценка группы №1

Оценка группы№2

Оценка группы№3

Оценка группы №4

Решение авторской задачи(соблюдение главного условия- в номере содержится материал о насекомых)

Правильный подбор и размещение текстов

Разнообразие в подборке материалов(наполнение разных рубрик).

Иллюстрации(соответствие выбранной теме страницы)

Тексты для чтения

О насекомых.

Насекомые различают цвета, форму предмета , но лучше видят движущиеся предметы , чем неподвижные. У насекомых доказано существование слуха. У них хорошо развиты органы обоняния и вкуса.

Некоторые насекомые едят…самих себя. Например, саранча нечувствительна к физической боли, она начинает грызть свои передние лапы, потом нижнюю часть тела.

Опыты показали, что на такой шаг саранчу толкает не чувство голода. Просто собственное тело кажется достаточно вкусной пищей.

Насекомые- самая многочисленная группа животных. Они очень разные по внешнему виду и имеют много приспособлений к жизни. Одно из таких приспособлений- маскировка. Как мы узнаем осу? По окраске: чёрные и жёлтые полоски на брюшке. Так же её узнает и птица: запомнит после первых же встреч. И у божьей коровки окраска приметная. «Не тронь меня, будет плохо, я невкусная еда», будто говорит окраска.

Насекомых с яркой и пёстрой окраской очень много. Их издали видно, и они не прячутся, не спешат улететь. Такое насекомое – плохая добыча.

Много и таких  насекомых , которых не сразу увидишь. Сядет бабочка на кору- и исчезнет. Окраска и рисунок её крыльев очень похожи на кору. Другую бабочку не заметишь на земле: села, сложила крылья, и перед вами- сухой листик. И всегда животные со скрывающей окраской замирают, не шевелятся. Ведь  только тогда они будут незаметными!

Но насекомые умеют не только прятаться, а и защищаться. Например, жук- бомбардир при опасности останавливается, поднимает брюшко и опускает голову, а потом раздаётся лёгкий треск, и из кончика жучиного брюшка что –то вылетает, похожее на маленькое облачко. Это он так врагов пугает!

Насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землёй, в траве и в древесине. Одни насекомые умеют летать, другие ползать, третьи прыгать или бегать.

Запомни: Слово «насекомое» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нём поперечные полоски, словно брюшко насечено.

Узнай по описанию.

  1. Это жук, очень яркий, блестящий, сверкающий, будто кусочек расплавленного металла.  Точнее, жук зелёный , с металлическим отливом. При  полёте очень блестит на солнце. Взлетает внезапно, «без подготовки», его особенность: при полёте не поднимает надкрылий, как другие жуки, у него по краям надкрылий имеются выемки, через которые и высовываются крылья. Какое название у этого жука? (бронзовка золотая).
  2. Это  один из крупнейших жуков в Европе! Достигает  в длину вместе с челюстями восьми сантиметров. Челюсти у жука- самое примечательное: они огромные, с отростками и напоминают рога.

Эти жуки любят собираться на «пир» - полакомиться соком дуба, иногда здесь же жуки сражаются между собой, нанося друг другу удары «рогами»: прямо бой рыцарей, закованный в латы. Какое название у этого жука?(жук- олень).

  1. Этот жук- опасный вредитель. Он обгрызывает листья  деревьев , особенно берёз, ещё опаснее его личинка.

Как же выглядит этот вредитель? Он весь красно – бурый, покрыт серым налётом. По бокам брюшка- яркие треугольные пятна. На концах коротких усиков- маленькие веера, состоящие из нескольких поставленных на ребро пластинок. Конец брюшка сильно  вытянут и напоминает хвостик. Какое название у этого жука? (майский жук).

Чем питаются насекомые.

Большинство насекомых питаются растениями. Потому их называют растительноядными. Они губят тысячи тонн хлеба, яблок, груш и свеклы. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома и мосты.  Так , проявила себя грозным завоевателем саранча. В древности о её нашествиях писали: «Земли перед ней как цветущий сад, позади неё- дикая пустыня!» Подсчитано , что во всём мире растительноядным насекомым каждый год достаётся приблизительно пятая часть урожая сельскохозяйственных культур.

Но всё же! Насекомых, приносящих человеку ущерб и вред, ничтожно мало, и опасны они только при массовом размножении.

Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники! Это самые прожорливые хищники. А из них  самый прожорливый- стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и и речушек- охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками., в полёте согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Вот комар или муха уже в «корзине». Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху- садясь на веточку. Сейчас во всём мире известно около 4500 видов стрекоз Особенно много их в жарких странах. Самые большие современные стрекозы достигают  в размахе крыльев 19см.

Одним из самых красивых существ на земле является – бабочка. Бабочки питаются нектаром - цветочным соком. Нектар у некоторых цветов спрятан в глубоких чашечках. Рот бабочек - длинная трубочка, свёрнутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достаёт нектар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда, вред доставляют их гусеницы, поедающие листья, цветки, плоды разных растений.

Какая красивая бабочка?

Это бабочка Апполон, она очень красивая, большая, белая или чуть желтоватая, бывает и с голубоватым отливом. У неё на передних крыльях чёрные пятна, а на каждом заднем- два красных пятнышка. Любит летать  Апполон в сосновых перелесках. Увидеть его сложно, чаще можно встретить в июле, но не каждое лето: бывают годы, когда этих бабочек очень много, а бывает, сколько ни ищи- не найдёшь ни одной.

Бабочка Апполон умеет быстро летать. У неё есть ещё один способ спасаться от врагов: пугать их. Если её вдруг сбивают на землю, она начинает шипеть. Именно шипеть! Шипящая бабочка хоть кого напугает. Конечно, шипит она не по настоящему. Она скребёт лапками по нижней стороне крыльев и производит такой звук.

Божья коровка.

Я только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на деле я страшный хищник. 

Я не зря так хлопотливо бегаю по веточкам и листочкам, быстро переставляя свои маленькие ножки в поисках еды. Моя еда- тли, крошечные, но очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. Аппетит у меня хороший- за день могу съесть до двухсот тлей. А моя личинка чуть ли не вдвое прожорливее.

«Божья коровка» или «солнышко?»

Раньше божью коровку называли солнышком. Это было в давние времена, когда наши предки славяне поклонялись многим богам: солнцу, огню. Воде. Облик пятнистых жучков люди связывали с солнцем и потому ласково называли жука «солнышком». Имя  «божья коровка» появилось позже. Коровы дают молоко, и жуки выделяют «молочко», правда, не белое, а оранжевое. Конечно, на самом деле это не молочко , а едкая и неприятно пахнущая жидкость. Из –за неё не едят коровок ни птицы, ни ящерицы, ни пауки.

Существовало такое поверье , будто божья коровка умеют предсказывать погоду. Для этого надо посадить жука на руку и проговорить:

Божья коровка - лёгкая букашка.

Божья коровка- лаковые крылья,

Скажи, не таи секрет:

Холодно будет или тепло.

Если жучок взлетит при слове «холодно» - жди холода, а если взлетит при слове «тепло» - жди тепла.

Верно это или нет, проверьте! А вот летать и даже совершать перелёты на большие расстояния божьи коровки умеют.

Внимание ! Ядовитые насекомые!

Тарантулы. Насчитывается  13 видов. Наиболее распространён южнорусский тарантул, или мизгирь. Длина его достигает 3,5- 4см, тело мохнатое, жёлто- бурое с чёрным рисунком, состоящим из полосок и пятен. Наиболее опасны самки мизгиря в конце лета. Встречаются в степях и лесостепях европейской части России.

Каракут. В России известны два вида этих пауков. Опасны только самки, её яд токсичнее, чем у самца в 160 раз. Длина самки 1,5- 2 см, на брюшке небольшие красные пятна или белые. Размеры самца 4-7 мм, окраска его более светлая, а ярко- красные пятна на брюшке обведены белым ободком. По своему действию яд самки каракурта превосходит токсин гремучей змеи в 15 раз. Встречается на Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье.

Скорпион. Отряд включает около 650 видов. В фауне нашей страны встречаются некоторые из них (на юге Волгоградской области). По внешнему виду они напоминают маленьких речных раков.

Литература:

1.Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя под редакцией А.Б.Воронова- Москва. «Просвещение», 2010г.

2.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Метод.пособие/Под ред.Н.Н.Деменевой- М: АРКТИ, 2012Г.

3.Мир леса. Детская энциклопедия. Москва.»Махаон»-2013г.

4.Популярное пособие для родителей и педагогов. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. «И учёба и игра: природоведение».

5.А.А.Плешаков «Зелёные страницы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа "Такая обычная пластиковая бутылка"

В данной работе проведено исследование о пользе и вреде пластиковой бутылки, приведены примеры вторичного использования пластика....

Проектная задача «Кто такие птицы?»

Проектная задача « Кто такие птицы?» Основной замысел задачи: Содержание проектной задачи разворачивается через сюжет исследования мест обитания, на которых проживают разные виды птиц.. Для ...

Социальный проект «Новогодняя мозаика» в рамках долгосрочной коллективной проектной деятельности по теме «Что такое Новый год? »

Долгосрочный проект учащихся начальной школы о традициях празднования Нового года. Содержит Цель, задачи в соответствии с ФГОС, матрицу проекта, план взаимодействия с обучающимися, информационные карт...

Проектно-исследовательская работа "Что такое Бенилюкс?"

Проектно-исследовательская работа для 3 класса по теме "Что такое Бенилюкс?"...

Проектная работа: Кто такие птицы?

Тема данной проектной работы «Кто такие птицы?» В ней представлены три урока (окружающий мир, литературное чтение, русский язык) с одной целью:...

проектная работа "Что такое витамины?"

проектная работа "Что такое витамины?"...