Проектная задача «Кто такие птицы?»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Коломысова Галина Петровна

Проектная задача « Кто такие птицы?»

 

Основной замысел задачи:

 Содержание проектной задачи разворачивается через сюжет исследования мест обитания, на которых проживают разные виды птиц.. Для того чтобы расширить знания о птицах ,  принимаем  решение исследовать птиц разделившись на группы, разыскивая информацию в книгах и интернете. Задача учителя– помочь ребятам спланировать действия  и оказать помощь на разных этапах исследования. В рамках предложенного задания учащиеся должны выполнить 6 заданий по предмету «окружающий мир», направленных на различные предметные и общеучебные умения. Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся вынуждены обращаться к справочным текстам и результатам других заданий для получения необходимых данных. Конечным продуктом выполнения проектной задачи является презентация, при создании которого учащимся  необходимо будет учесть все промежуточные этапы работы и их результаты и указать особенности и разновидности птиц . Решая проектную задачу, учащиеся работают с разными формами представления информации анализируют ее, на основе проведенного анализа принимают решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача «Кто такие птицы?»

Название задачи

 Исследование Кто такие птицы?

Предмет

окружающий мир

Класс

3 – 4

Вид задачи

Предметная разновозрастная  проектная задача

 Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1) Комплексное использование освоенных  способов действий в модельной конкретно-практической ситуации;

2) Разновозрастное сотрудничество учащихся.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Предметные умения:

- находить  дополнительный материал с учетом измененной ориентировки;

- представлять данные в разной форме (таблица, текст, профиль и т.д.);

- анализировать данные, представленные разными способами (диаграмма, текст, изолинии и т.д.);

Общеучебные умения:

– работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

– работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию от  зашумленной;

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

– освоения предметного материала и возможностей применять его в новых условиях;

– умения, работая в малой разновозрастной группе, создать конечный «продукт» – буклет, содержащий связанное описание и сборку отдельных результатов решения задачи.

Способ и формат оценивания результатов работы

На обсуждение выносятся созданные учащимися продукты – буклеты. Оценивается:

– уровень работы с предметным материалом;

– отражение в продукте промежуточных результатов работы;

– их связка в единое целое.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются  действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе (см. приложение 1).

Проектная задача « Кто такие птицы?»

Основной замысел задачи:

 Содержание проектной задачи разворачивается через сюжет исследования мест обитания, на которых проживают разные виды птиц.. Для того чтобы расширить знания о птицах ,  принимаем  решение исследовать птиц разделившись на группы, разыскивая информацию в книгах и интернете. Задача учителя– помочь ребятам спланировать действия  и оказать помощь на разных этапах исследования. В рамках предложенного задания учащиеся должны выполнить 6 заданий по предмету «окружающий мир», направленных на различные предметные и общеучебные умения. Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся вынуждены обращаться к справочным текстам и результатам других заданий для получения необходимых данных. Конечным продуктом выполнения проектной задачи является презентация, при создании которого учащимся  необходимо будет учесть все промежуточные этапы работы и их результаты и указать особенности и разновидности птиц . Решая проектную задачу, учащиеся работают с разными формами представления информации анализируют ее, на основе проведенного анализа принимают решения.

Описание проектной задачи:

1. Проблемная ситуация.

В мире существует около 8600 различных видов птиц.

  • У всех птиц есть крылья, и большинство из них могут летать. У всех птиц 2 ноги. У птиц есть клюв, но нет зубов.
    Птицы не жуют, они заглатывают пищу целиком.
  • По форме птичьего клюва можно определить, чем питается птица.
  • У птиц всё тело покрыто перьями..

2. Постановка задачи.

Для чего птицам нужны перья?

Отдельные задания и комментарии к ним.

Задание 1

При поиске сведений о птицах, мы узнали много интересного.

Зачитайте самые интересные.

Для того чтобы продолжить исследование, учащиеся  решили разбиться на группы. Одна группа исследовала птиц леса, другая экзотических птиц, а третья стрижей

Задание 2.

Детей заинтересовали  интересные фактами из книг. Они обратились к разным видам энциклопедий. Вот что они там нашли:

 Статья из  «Занимательной  энциклопедии»

  • Колибри - единственная птица, способная летать назад.

    За сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз.

    Чайки пьют соленую морскую воду, потому что их гланды приспособлены для фильтрации соли.

    Большая рогатая сова может поворачивать голову на 270 градусов. Кроме того, только совы могут различать голубой цвет.

    На самом деле фламинго не розовые. Они становятся такими благодаря тому, что питаются зелеными водорослями, которые становятся розовыми в момент переваривания.

    Новозеландские птички киви откладывают самые большие яйца по отношению к величине их тела из всех птиц.

    Императорский пингвин может голодать до 9 недель во время высиживания яйца и выносить холод до - 60С.
     

Укажите возможные места обитания птиц на картосхеме .

Задание 3.

В ходе сбора информации мы задались вопросом: «А сколько перьев у птиц?»

. Больше всего перьев у лебедя – 25тысяч, причём одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее»                                                                   

У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600

Заполни таблицу.

Название птицы

Количество перьев

Сравните у кого больше?

1

2

3

Комментарий к заданию 3. Задание ставит своей целью выявить умения учащихся читать данные, представленные в форме текста, анализировать их и представлять в форме таблицы.

Задание 4.

Мы решили  провести опыты,
понаблюдать, исследовать перья.

Представьте данные в удобной для сопоставления форме.

Комментарий к заданию 4. Задание проверяет умения учащихся анализировать предложенные данные и представлять их в удобной форме. При проведении экспертной оценки рекомендуется обратить внимание на возврат учащихся  к предыдущим заданиям и использование раннее известной информации для решения поставленной задачи.

Задание 5 

 Исследуя перья  изобразили их вид  сверху и вот , что получилось

Вид сверху        

                                                                                                                   

                               

Изобразите вид перьев сбоку.

Задание 6.

Сравнить птиц с другими   животными.

Вывод: Мы пришли к выводу, что умение летать, нести яйца, вить гнёзда, петь не главные отличия птиц от других животных. Главное отличие оперение.

Комментарий к заданию 6. Задание является итоговым и  направляет  учащихся еще раз обратиться ко всей проделанной работе при выполнении предыдущих заданий. Принципиально, будет ли продукт работы – представлять собой связное описание, полностью базирующееся на результатах, полученных при выполнении предыдущих заданий  или окажется просто импровизацией, безосновательным фантазированием.

Экспертный лист оценки работы группы (Приложение 1)

Вопросы

Ответы

Была ли сформулирована задача в группе

Каким образом шло выстраивание системы решения поставленной задачи

Был ли осуществлен перенос способов действий в новую ситуацию, в частности, соблюдены ли правила построения картосхемы

Был ли  возврат учащихся  к предыдущим заданиям и использование раннее известной информации для решения поставленной задачи

6

7

6

4

4

6

4

3

3

3

3

2

1

2

1

3

8

5

7

8

7

5

6

6

1

6

6

1

4

2

1

1

1

3

5

6

6

4

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная задача "Кто такие насекомые?"

Детям предлагается принять участие в оформлении страниц детского журнала. "Кто такие насекомые?" Результат, который должны получить дети, иллюстрированные страницы детского журнала, в котором с п...

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...