Разработка урока по окружающему миру 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Волкова Елена Викторовна

Тема урока: " Конституция России". Цель: познакомить учащихся с основным законом страны - Конституцией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка

урока окружающего мира во 2-м классе

(по программе «Перспективная начальная школа»)

Тема: «День Конституции России»

Цель: познакомить учащихся с основным законом страны – Конституцией

Задачи:

обучающие:

  • формировать уучащихсяпредставления об основном законе страны – Конституции, о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России, о государственных  праздниках Российской Федерации;
  • обеспечить системные представления о государственных символах России

развивающие: 

  • способствовать развитию коммуникативных, организационных общеучебных умений;  
  • аналитического и критического мышления, внимания, памяти, речи; расширению словарного запаса учащихся

воспитательные:

  • содействовать воспитанию чувства патриотизма;
  • воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам каждого человека.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Мы – граждане России» и «Права ребенка», учебник «Окружающий мир»  Федотовой О. Н. и др. 2 класс 2 часть по программе ПНШ, карточки, листочки для индивидуальной работы,

Ход урока

  1. Орг. момент

Учитель:

– Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.

     Я желаю вам сегодня добра.
                Вы желаете мне сегодня добра.
                Мы желаем друг другу сегодня добра.

 – Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.

  1. Введение в тему урока.
  1. Вступительное слово

Учитель: Чаще всего мы улыбаемся, радуемся на праздниках. Мы любим отмечать праздники: семейные, профессиональные, народные.

Но есть праздники, которые отмечает вся наша огромная страна, все её жители, которая называется  … (РОССИЯ, Российская Федерация) (слайд2) О них и пойдет речь на нашем уроке.

- Как называются жители нашей страны (Граждане РФ, россияне)

- Сегодня на уроке мы выясним, что значит быть гражданином?

- Ребенок родился…
- И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Для этого нужны не подвиги и поступки - они впереди, по мере взросления, а всего лишь документ. Документ, подтверждающий, что родился гражданин – «Свидетельство о рождении». .
(слайд 3).
- Граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт .
(слайд 4).
Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправным гражданином нашего государства. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации.

- Итак, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов писал:

А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Давайте подумаем:
- Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом «гражданин»?


2.  Мозговой штурм. ( работа в парах)

-Назовите 4-5 наиболее значимых характеристики  человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином.

Обсуждение в группах (3 минуты). Предложения выносятся на лист бумаги, после помещается на доску. Один ученик от группы озвучивает написанное)
- справедливый

- счастливый

- любит свою страну

- уважает и соблюдает законы и права своей страны

-Подберите синоним к слову Россия (Отечество, Родина, страна, государство)

-Как же называются праздники, которые отмечает все граждане нашей страны? (государственные)

3.  Истинная и ложная  информация

-Назовите те государственные праздники, которые вам известны. Я назову даты их празднования, а вы оцените их с точки зрения правдивости – ложности. (слайд 2)

+ правдивая информация

- ложная информация

? не уверен в правдивости – ложности информации

1) 12 июня – День рождения Российской Федерации,

2) 12 декабря – День рождения Конституции,

3) 22 августа – День рождения флага)

Дети записывает знаки на листочках

- На протяжении урока мы проверим правильность ваших ответов

- На этом уроке вы узнаете о главном государственном празднике

  1. Актуализация знаний. Формулирование учащимися темы урока

Учитель:

-Вспомним материал 1-го класса по теме  « Наша Родина – Россия», разгадав коллективно кроссворд, подготовленный ребятами, и узнаем, о каком Дне идёт речь.(слайд 6-18 )

-Записываем ответы по горизонтали

1  - Столица России  (Москва)

8  - Фамилия действующего президента (Путин)

6  - Герб, флаг, гимн – государственные …(символы)

3  - Песня о стране, которая исполняется в особо торжественных случаях (гимн)

7  - Как слушают гимн? (стоя)

10 -Автор текста для гимна Российской Федерации? (Михалков)

4  - Кто написалмузыку гимна России? (Александрова)

5  - Количество полос на флаге России (три)

9  - Что их различает? (цвет)

11- Цвет центральной полосы флага (синий)

2 - На гербе Российской Федерации изображён (орёл)

IV. Постановка темы и целей урока.

- Молодцы, вы  хорошо усвоили тему« Наша Родина – Россия».

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (День Конституции России)

- Что же такое Конституция и почему этот государственный праздник так значим для граждан России? На эти вопросы нам предстоит ответить на уроке

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.  Игра с мячом.

Учитель:

- А сейчас поиграем.  Встаньте, пожалуйста. Каждый ряд составляет команду. Стоящие  впереди – капитаны. (Капитанам даю мячи)

- Игра началась! (Дети в замешательстве). Через некоторое время учитель удивляется, что ученики не умеют играть. Затем объясняет, что они должны передавать мяч в конец ряда)

- Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать через левое плечо)

- Снова играем! (Снова останавливается игра и, по своему усмотрению, учитель называет победителя)

- Вам понравилась игра?

- Что не понравилось в ходе игры?

- Почему вам показалась игра нечестной?

- Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно? (В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными, они не должны меняться по ходу игры).

- Наша жизнь тоже схожа с игрой, в ней есть правила, по которым должны жить все граждане,по которым и мы с вами живём, – это ЗАКОНЫ.

 Кто знает или догадался, как называется главный закон каждого государства? (Конституция) (слайд 19)

- Конституция в переводе с латинского означает «устройство, постановление»

Мы с вами  уже знакомились с Конституцией, когда говорили о символах нашего государства: флаге, гимне, гербе. Сегодня мы продолжим знакомство с ней.

Задачи нашего урока - узнать больше об основном законе страны – Конституции, о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России, о государственных  праздниках Российской Федерации.

2. Знакомство с Конституцией РФ

Учитель

-Конституция называется Основным законом, а это значит, что все остальные законы не должны ей противоречить.

Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году 12 декабря.(слайд 19)

Проверьте правильность своего 2 -го ответа ,должен быть знак + , так как в начале урока я назвала вам верную датуДня рождения Конституции
Ученик

-Во-первых, в Конституции  сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.
- Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РК.
- В Конституции также перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что - нельзя.

3. Знакомство с правами и обязанностями россиян:

На доске: (слайд 20)

Права

- Право на жизнь
- Право на свободу
- Право на личную неприкосновенность
- Право на труд
- Право на отдых
- Право на свободу слова
- Право на образование
- Право на медицинское обслуживание

Обязанности
-Соблюдать Конституцию и законы России
-Уважать права и

свободы других людей
-Защищать Отечество
-Платить налоги
-Охранять природу и окружающую среду
-Заботиться о детях, их воспитании
-Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

VI. Физ. минутка.

Роса состоит из росинок  (Дети поднимают руки.)

Из капелек пара – туман. (Руки в стороны.)

Песок – из мельчайших песчинок, (ходят на носочках)

Россия – из россиян. (Кружатся на месте и садятся).

4. Работа с учебником. Маркировка текста (инсерн)

Учитель:

- Прочитайте в учебнике текст на стр. 114, 115 и сделайте пометки на полях:

«+» - знаю,

«н» - новое,

«?» - не понял, есть вопросы,

« - » - думал иначе

- Давайте обсудим прочитанное.

- Что из прочитанного Вам уже было знакомо? (Практически всё)

Прочитай главное из текста(Дети читают текст на синих полосках учебника «ОБРАТИ ВНИМАНИЕ»)

 – Что противоречило вашим знаниям? (Ничего)

- Что было непонятно (Всё ясно)

- Что оказалось для вас новой информацией?

( 22 августа - День Государственного флага России)

-Проверьте правильность своего 3 -го ответа на листочке по учебнику.(Должен быть знак + , так как в начале урока вы назвали нам верную дату Дня Государственного флага России)

-Почему в тексте идёт речь о государственных символах (Они узаконены Конституцией)

Выполнение заданий на стр. 115,116 учебника под рубрикой «Выскажи предположение»

Дети рассматривают герб России называют его цвета, какие фигуры на нём изображены.

Затем ученики слушают подготовленный дома одним из учеников пересказ текста на стр. 116 - описание герба России, рассматривают государственный флаг России и выявляют общие цветов с государственным гербом.

VII. Дифференцированное домашнее задание:

1.Пересказ текста на стр. 117

 « Что символизируют общие цвета государственного герба с флагом РФ

Задание рубрики «Повтори пройденное» стр.117

3.Составить  кроссворд на тему «День Конституции»

4. Придумать поздравительную открытку или плакат к данному празднику.

VIII. Закрепление изученного.

1. Определите, о каком праве граждан идёт речь в стихотворении(считает подготовленный дома ребёнок)

Ученики

Листья жёлтые летят,

День стоит весёлый

Провожает детский сад ребятишек в школу,

Отцвели цветы у нас,

Улетают птицы,

Вы идёте в первый раз,

В первый раз учиться. (Право на образование)

2.  Групповая работа (по5- 6 человек) Карточки с заданиями.(слайд 21-25)

- Сейчас мы с вами поработаем группами. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что в группах должны соблюдаться равные права. (Каждая группа получает карточку с заданием, 1 минуту работают, обсуждают и 1 представитель группы выходит к доске отвечать)

1 группа

Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герои:

Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Аленушку.

2 группа. Каким правом могут воспользоваться животные?

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок и червячок, и медведица…

3 группа. О каком праве идёт речь в следующих строчках?

Все работы хороши, выбирай на вкус!

4 группа.

Каким правом воспользовалась Золушка, когда решила пойти на бал?

5 группа.

Каким правом могут воспользоваться насекомые?

Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.

Учитель: Отношение человека к Родине выражено в пословицах.

3.  Игра. Собери пословицу.

Учитель : У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.
1 группа Кто Родину любит, тот врага рубит.

2 группа Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

3 группа Кто за Родину горой, тот истинный герой.

4 группа Родину-мать учись защищать.

5 группа Береги Родину, как зеницу ока.

Учитель: О какой почётной обязанности каждого гражданина говорится в пословицах. (О защите Родины) ( слайд 26)

4.  Составление синквейна (коллективно )

1строка - тема или предмет (1 существительное)

2строка - описание предмета(2 прилагательных)

3 строка - характеристика действия предмета(3 глагола)

4 строка - фраза из 4 значимых слов

5строка- синоним, обобщающий и расширяющий смысл темы

1строка - Конституция

2строка - государственная, российская

3 строка - устанавливает, защищает, обязывает

4 строка - Граждане России соблюдают Конституцию.

5строка-  Закон (постановление)

IX.  Рефлексия.

Я  вспомнил…

Узнал….

Научился…

Вы, ребята, хорошо поработали. Думаю, вы всегда будете помнить о своих правах и обязанностях и о том, что и другие имеют такие же права и обязанности. ( слайд 27 -28)

X. Итог урока.  

- Почему государственный праздник  День Конституции так значим для граждан России?( День Конституции – основной закон , по которому живут граждане РФ)

- Сколько государственных праздников мы знаем, назовите их.

-Что же значит быть настоящим гражданином своей Родины

(Исполнять законы государства и иметь право на защиту и поддержку, а также на управление страной).
Учитель:
 Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Хотелось бы закончить урок словами великого русского поэта Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.

Звучит гимн России - все дети встают и поют слова 1 куплета песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...