Главные вкладки

    Урок – кейс “Ограны чувств”
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

        Кейс-метод - эфективный метод повышения качества образования школьников в условиях ФГОС. Применение этой технологии на уроках позволяет сформировать у детей высокую мотивацию к учебе. Работа в малых группах позволяет развивать такие личностные качества, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы. Полученная подобным образом информация усваивается прочнее и запоминается на более длительный срок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon содержание кейсов255.24 КБ
    Microsoft Office document icon конспект урока77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кейс №1.

    1. Правила работы в группах. - http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/pravila-raboty-v-gruppe

    Источник №1: Загадки

    Алмаз в гнезде,
    Без него — быть беде,
    За горой у нас
    Есть другой алмаз,
    И он в гнезде,
    Без него —

    Быть беде,
    Два алмаза горят,
    Правду говорят.

    Брат с братом через дорожку живут,
    А друг друга не видят.

    http://zagadka.pro/slovo-10.html 

    Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.3-е изд. - М.: 2012.) стр.126

    Источник №3:

    Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

    Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

    Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.

    Источник №4:

    http://www.myshared.ru/slide/219197/



    Предварительный просмотр:

    Конкурс “Использование  современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе”

    Номинация: “Лучшая методическая разработка в развитии начального школьного образования”

    Урок – кейс “Органы чувств”

     3 класс

    (УМК “Школа России”)

    Автор: Михальченко Анастасия Петровна,

    учитель начальных классов, МОУ СОШ №289

    г. Заозерск

    2016г.

    Предмет

    Окружающий мир

    Класс

    3

    УМК

    «Школа России»

    Методическая информация

    Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где учащиеся сами добывают информацию из предложенных источников - кейсов.

    Тема

    «Органы чувств»

    Кол-во уроков по теме

         1

    Цель

    формирование у учащихся новых понятий об органах чувств, о строении и роли органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.

    Список источников

    Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.

    http://www.myshared.ru/slide/219197/

    Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А. 3-е изд. - М. «Просвещение»: 2013.)

     http://zagadka.pro/slovo-10.html 

    Планируемые результаты

    Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Метапредметные

    Регулятивные: – самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу;

    – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Познавательные: – строить рассуждения.

    1. извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
    2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    3. строить рассуждения; обобщать.
    4. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    Коммуникативные: – адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач;

    - владеть монологической и диалогической  формами речи;

    – высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    – слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

    1. договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности в группе;
    2. задавать вопросы.

    Предметные:

    - определять органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания),

    - объяснять их роль в организме человека;

    - применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

    - формировать бережное отношение к своим органам чувств.

    Оборудование

    Интерактивная доска, мобильный класс для работы групп учеников с материалами кейсов, оценочные листы.

    Подробный конспект урока.

    Этапы урока

    Содержание

    Описание действий участников образовательного процесса

    УУД

    Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

    Фронтальный опрос по материалам прошлого урока.

    - Прежде, чем приступить к изучению нового, вспомните, пожалуйста, что нам уже известно об органах человека. Как вы поняли, что такое система органов? Приведите примеры. Что изучает анатомия, физиология, анатомия?

    - А сейчас мы немного расслабимся и перенесемся совсем в другое место.

    Предлагается яркий иллюстративный материал с изображением хвойного леса в сопровождении звуков леса, можно использовать аромолампу с маслом сосны или пихты.

    - Все догадались, что перед нами лес. Давайте уточним какой?

    - Представьте, что пока мы были в лесу, пробежал ёж. Какой он?

    - Вот мы попробовали ягодку-земляничку. Какая она?

    - А как мы смогли это определить?

    - Можете ли вы назвать, какие органы помогли нам получить информацию?

    Ученики дают устные ответы.

    Хвойный

    Колючий

    Сладкая

    Увидели, услышали, почувствовали

    Глаза, уши, нос, язык

    Личностные

    Коммуникативные

    Подведение к цели урока

    – Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?

    – Можете определить тему сегодняшнего урока?

    – «Как мы воспринимаем окружающий мир».

    Давайте составим план работы.

    1. Глаза – орган зрения
    2. Уши – орган слуха
    3. Нос – орган обоняния
    4. Язык – орган вкуса
    5. Кожа – орган осязания
    6. Органы чувств и мозг

    Ученики выдвигают предполагаемые названия темы урока.

    Учитель план размещает на доске.

    Познавательные

    Личностные

    Освоение нового материала

    II. Организация работы с кейсами.

    - Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств. Мы разделимся на 5 групп в соответствии с поставленными перед нами вопросами.

    На столах у каждой группы имеется свой кейс с документами, которые нужно изучить. Вы проводите исследование по плану:

    1) название органа чувств;

    2) как он устроен;

    3) что воспринимает;

    4) как беречь.

    Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

    Оценивать работу группы мы будем по  5-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 15 до 10 баллов получают «5», 9 - 7 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно. (Приложение1)

    Группы, заработавшие менее 7 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

    Состав групп учеников определяется с помощью жетонов.

    Познавательные

    Регулятивные

    Личностные

    Применение освоенного в практической деятельности

    ΙII. Работа в группах

      Каждая группа учеников работает со своим кейсом.

      Кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов,

    разработанных на основе учебных ситуаций,  формирующих у обучающихся навыки самостоятельного

    конструирования алгоритмов решения учебных задач.

    IV. Презентация результатов

    - Попросим наших специалистов выступить со своим докладом.

    - Мы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Но ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос? (Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?)

    - Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!».

    Ученики вспоминают правила работы в группах.

    Группы самостоятельно знакомятся с материалами, используя кейс –источники информации в специальных папках.

    Учитель выступает в роли консультанта.

    Выступление учеников

    Мы воспринимаем мир всеми органами чувств сразу, а наш мозг обрабатывает эту информацию и составляет единое впечатление о мире.

    Личностные

    Познавательные

    Регулятивные

    Коммуникативные

    Оценивание планируемых достижений

    V. Итог урока.

    Вопросы к ученикам, выступившим с результатом совместной работы:

    – Что вам нужно было сделать?

    – Удалось выполнить задание?

    - Сделали всё правильно или были недочёты?

    – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

    Регулятивные

    Личностные

    Домашнее задание

    Учебник – стр. 129

    Дополнительная справка.

         Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

    Использование деятельностных технологий

        На уроке использовались активные методы обучения,  позволяющие обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление поискового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника.

    Практическая и социальная значимость урока

       Практически все уроки этого предмета непосредственно связаны с жизнью вокруг и имеют социальную значимость, что, безусловно, важно при выборе кейс–технологии. Усвоение знаний и

    формирование умений выступает как результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в итоге чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

                     

    Приложение 1

    Оценочный лист работы на уроке

    Полнота информации

    Слаженность работы группы

    Презентация выступления

    Итого

    1 группа

    2 группа

    3 группа

    4 группа

    5 группа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-кейс. Обобщающий по теме "Вода".

    Обобщающий урок окружающего мира по теме "Вода". Создан в соответствии с кейс-технологией. Цель урока: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через коллективное обу...

    Урок-кейс по окружающему миру.Разнообразие растений.

    Урок по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас»  3 класс, 1 ч....

    УРОК – КЕЙС по математике «Что узнали, чему научились во 2 классе. Сказка Колобок.»

    https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Данный урок с применением интерактивной доски ACTIV BOARD и с применением SCRATCH технологии. На уроке дети закрепляют знания геометриче...

    Окружающий мир, урок-кейс "Многогранный мир чувств"

    Окружающий мир, урок-кейс "Многогранный мир чувств"...

    Урок-кейс. Тема: "Лес и его обитатели". (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс)

    Урок-кейс. Тема: Лес и его обитатели  УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс.  Индивид(уальный проект кейс-урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации уч...

    УРОК - КЕЙС. ИСТОРИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС . ПИРАМИДА . Тема урока: «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»

    Урок – экскурс по математике на тему «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»  для 2 класса гармонично объединяет в себе исторические аспекты с математическими ...