Урок – кейс “Ограны чувств”
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Кейс-метод - эфективный метод повышения качества образования школьников в условиях ФГОС. Применение этой технологии на уроках позволяет сформировать у детей высокую мотивацию к учебе. Работа в малых группах позволяет развивать такие личностные качества, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы. Полученная подобным образом информация усваивается прочнее и запоминается на более длительный срок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon содержание кейсов255.24 КБ
Microsoft Office document icon конспект урока77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс №1.

  1. Правила работы в группах. - http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/pravila-raboty-v-gruppe

Источник №1: Загадки

Алмаз в гнезде,
Без него — быть беде,
За горой у нас
Есть другой алмаз,
И он в гнезде,
Без него —

Быть беде,
Два алмаза горят,
Правду говорят.

Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.

http://zagadka.pro/slovo-10.html 

Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.3-е изд. - М.: 2012.) стр.126

Источник №3:

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.

Источник №4:

http://www.myshared.ru/slide/219197/



Предварительный просмотр:

Конкурс “Использование  современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе”

Номинация: “Лучшая методическая разработка в развитии начального школьного образования”

Урок – кейс “Органы чувств”

 3 класс

(УМК “Школа России”)

Автор: Михальченко Анастасия Петровна,

учитель начальных классов, МОУ СОШ №289

г. Заозерск

2016г.

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

УМК

«Школа России»

Методическая информация

Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где учащиеся сами добывают информацию из предложенных источников - кейсов.

Тема

«Органы чувств»

Кол-во уроков по теме

     1

Цель

формирование у учащихся новых понятий об органах чувств, о строении и роли органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.

Список источников

Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.

http://www.myshared.ru/slide/219197/

Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А. 3-е изд. - М. «Просвещение»: 2013.)

 http://zagadka.pro/slovo-10.html 

Планируемые результаты

Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: – самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: – строить рассуждения.

  1. извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  3. строить рассуждения; обобщать.
  4. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: – адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

  1. договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности в группе;
  2. задавать вопросы.

Предметные:

- определять органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания),

- объяснять их роль в организме человека;

- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

- формировать бережное отношение к своим органам чувств.

Оборудование

Интерактивная доска, мобильный класс для работы групп учеников с материалами кейсов, оценочные листы.

Подробный конспект урока.

Этапы урока

Содержание

Описание действий участников образовательного процесса

УУД

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Фронтальный опрос по материалам прошлого урока.

- Прежде, чем приступить к изучению нового, вспомните, пожалуйста, что нам уже известно об органах человека. Как вы поняли, что такое система органов? Приведите примеры. Что изучает анатомия, физиология, анатомия?

- А сейчас мы немного расслабимся и перенесемся совсем в другое место.

Предлагается яркий иллюстративный материал с изображением хвойного леса в сопровождении звуков леса, можно использовать аромолампу с маслом сосны или пихты.

- Все догадались, что перед нами лес. Давайте уточним какой?

- Представьте, что пока мы были в лесу, пробежал ёж. Какой он?

- Вот мы попробовали ягодку-земляничку. Какая она?

- А как мы смогли это определить?

- Можете ли вы назвать, какие органы помогли нам получить информацию?

Ученики дают устные ответы.

Хвойный

Колючий

Сладкая

Увидели, услышали, почувствовали

Глаза, уши, нос, язык

Личностные

Коммуникативные

Подведение к цели урока

– Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?

– Можете определить тему сегодняшнего урока?

– «Как мы воспринимаем окружающий мир».

Давайте составим план работы.

  1. Глаза – орган зрения
  2. Уши – орган слуха
  3. Нос – орган обоняния
  4. Язык – орган вкуса
  5. Кожа – орган осязания
  6. Органы чувств и мозг

Ученики выдвигают предполагаемые названия темы урока.

Учитель план размещает на доске.

Познавательные

Личностные

Освоение нового материала

II. Организация работы с кейсами.

- Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств. Мы разделимся на 5 групп в соответствии с поставленными перед нами вопросами.

На столах у каждой группы имеется свой кейс с документами, которые нужно изучить. Вы проводите исследование по плану:

1) название органа чувств;

2) как он устроен;

3) что воспринимает;

4) как беречь.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.  Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по  5-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 15 до 10 баллов получают «5», 9 - 7 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно. (Приложение1)

Группы, заработавшие менее 7 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Состав групп учеников определяется с помощью жетонов.

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Применение освоенного в практической деятельности

ΙII. Работа в группах

  Каждая группа учеников работает со своим кейсом.

  Кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов,

разработанных на основе учебных ситуаций,  формирующих у обучающихся навыки самостоятельного

конструирования алгоритмов решения учебных задач.

IV. Презентация результатов

- Попросим наших специалистов выступить со своим докладом.

- Мы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Но ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос? (Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?)

- Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!».

Ученики вспоминают правила работы в группах.

Группы самостоятельно знакомятся с материалами, используя кейс –источники информации в специальных папках.

Учитель выступает в роли консультанта.

Выступление учеников

Мы воспринимаем мир всеми органами чувств сразу, а наш мозг обрабатывает эту информацию и составляет единое впечатление о мире.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Оценивание планируемых достижений

V. Итог урока.

Вопросы к ученикам, выступившим с результатом совместной работы:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось выполнить задание?

- Сделали всё правильно или были недочёты?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные

Личностные

Домашнее задание

Учебник – стр. 129

Дополнительная справка.

     Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Использование деятельностных технологий

    На уроке использовались активные методы обучения,  позволяющие обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление поискового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника.

Практическая и социальная значимость урока

   Практически все уроки этого предмета непосредственно связаны с жизнью вокруг и имеют социальную значимость, что, безусловно, важно при выборе кейс–технологии. Усвоение знаний и

формирование умений выступает как результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в итоге чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

                 

Приложение 1

Оценочный лист работы на уроке

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-кейс. Обобщающий по теме "Вода".

Обобщающий урок окружающего мира по теме "Вода". Создан в соответствии с кейс-технологией. Цель урока: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через коллективное обу...

Урок-кейс по окружающему миру.Разнообразие растений.

Урок по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас»  3 класс, 1 ч....

УРОК – КЕЙС по математике «Что узнали, чему научились во 2 классе. Сказка Колобок.»

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Данный урок с применением интерактивной доски ACTIV BOARD и с применением SCRATCH технологии. На уроке дети закрепляют знания геометриче...

Окружающий мир, урок-кейс "Многогранный мир чувств"

Окружающий мир, урок-кейс "Многогранный мир чувств"...

Урок-кейс. Тема: "Лес и его обитатели". (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс)

Урок-кейс. Тема: Лес и его обитатели  УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс.  Индивид(уальный проект кейс-урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации уч...

УРОК - КЕЙС. ИСТОРИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС . ПИРАМИДА . Тема урока: «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»

Урок – экскурс по математике на тему «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»  для 2 класса гармонично объединяет в себе исторические аспекты с математическими ...