правила вежливости. 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Тен Виктория Викторовна

Конспект урока окружающего мира на тему: правила вежливости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._pravila_vezhlivosti.okruzhayushchiy_mir.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

1). Класс: 2 «З».

2). Тема: правила вежливости.

3). Цель: научить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми.

4) Задачи:

Обучающая – научить использовать правила вежливости при общении, основные формы приветствия, просьбы и т.д., вежливо говорить по телефону; познакомить с понятием «культура общения».

Развивающая - развивать у детей способности анализировать свои действия и действия других людей, выражать свою точку зрения и доказывать ее.

Воспитывающая - воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания, уважительное отношение к окружающим людям.

5). Оборудование для учителя: ИКТ, учебник, билеты для «экзамена вежливости».

6). Оборудования для учащихся: учебник.

7) УМК «Школа России». Плешаков А.А. Мир вокруг  нас: учебник для 2 класса нач. школы в 2 ч. – М., «Просвещение». 2011 год

8) План урока:

1) Организационный момент

2) Изучение нового материала

а) вступительная беседа

б) работа по теме урока

в) работа с учебником

3) Рефлексия

4) Подведение итогов урока

5) Домашнее задание

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Время

1).Организационный момент

Класс наш светлый и уютный

Хорошо мы в нём живём

Улыбнёмся же друг другу,

И урок скорей начнём.

Стоят за своими партами.

Регулятивные: умение управ-лять собой

1 мин

2).Изучение нового материала.

А).Вступительная беседа

Б). Работа по теме урока

В) Работа с учебником

Физминутка

Работа с учебником

- Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться? Опишите его словесный портрет.

- Т.е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан? Да, но  чтобы быть таким, нужно знать  правила. Какие?

- Да, ребята, вы правы все эти правила нам нужно знать чтобы с нами было приятно общаться.   А кто мне скажет о каких правилах мы говорили на предыдущем уроке?

-И что это за правила?

-Верно, но  кто мне скажет, какие правила особенно важны при общении? Какие правила соблюдает каждый вежливый человек?

- Верно, правила вежливости очень важны при общении.

- Кто нибудь догадался, о каких правила пойдет сегодня речь на уроке?

-Ребята, а кто нибудь из вас знает что такое вежливость?

- Толковый словарь дает следующее определение:

Вежливость-это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

- Может кто нибудь из вас знает откуда произошло слово «вежливость»?

-Посмотрите на слайд.

- До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:

«ВЕЖЕ» ------------ знаток.

«ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать.

«ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.

«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».

- Вот мы с вами и узнали что означает слово вежливость и откуда оно появилось.

- Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы  попробуйте отгадать о ком говорится в этой загадке.

Он кричит «ку-ка-ре-ку!»

Солнцу, речке, ветерку,

И летит на всю округу:

«Добрый день! Ку-как-ре-ку!»

 

- Правильно! Вот петух приветствует «Ку-ка-ре-ку!». А какие слова приветствия употребляют люди?

- А как вы думаете, какое слово приветствия используют чаще всего?

-А кто из вас знает, от какого слова произошло слово «здравствуйте»?

- Если оно произошло от слова «здоровье», то когда говорят «здравствуйте», что желают человеку.

- Молодцы!

-Ребята, откройте 52 страницу.  Посмотрите внимательно на картинки. Что изображено на первой картинке?

- Ребята, как вы думаете, какие слова должен произнеси мальчик на картинке?

-Лиза и Костя выйдите и покажите как  он должен это сделать.

- Молодцы! Садитесь. Смотрим дальше, что изображено на следующей картинке?

- Арина и Сергей, выйдите и покажите как это должно происходить.

-Молодцы ребята, садитесь. Итак смотрим дальше. Как вы думаете какие слова произносит мальчик на 3 картинке?

-А что отвечает девочка?

-Ребята, как вы думаете, почему такие слова как «здравствуйте, спасибо, пожалуйста, добрый вечер» и многие другие называют «волшебными словами»

- Верно, даже от простого «здравствуйте» у человека может подняться настроение. Вот я сейчас и проверю, много ли «волшебных слов» вы знаете. Я буду зачитывать вам предложения, а вы должны продолжить его с помощью «волшебного слова». Но помните, для того чтобы ответить поднимаем руку, а не выкрикиваем. Кто будет выкрикивать я не буду засчитывать ответ. Итак начнем:

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ...

- Зазеленеет старый пень, когда услышит ...

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ...

- Когда нас бранят за шалости, говорим мы ...

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ...

- И во Франции и в Дании на прощанье говорят ...

-Молодцы, «волшебные слова» вы знаете.

- А сейчас все встаем из-за своих парт. Я буду говорить вам слова «ледышка, картошка и бабочка», а вы должны выполнять различные движения. Если говорю ледышка, то мы трем ладошки друг об друга, как будто греем. Если говорю картошка, то мы наклоняемся, как будто сажаем её. А если говорю бабочка, то машем крыльями. Готовы? Начали. ( проводит физминутку).

-Ребята, посмотрите на страницу 53 упражнение 2.  Я вам сейчас почитаю разговор Попугая и Рыжика, а после вы мне ответите, правильно ли они разговаривают по телефону.

-(читает). Правильно разговаривали по телефону Попугай и Рыжик?

- А почему не правильно?

- Может кто нибудь хочет выйти к доске и показать как нужно правильно разговаривать по телефону? (ситуация: тебя не было в школе и ты звонишь чтобы узнать Д/З).

-Ребята, кто нибудь из вас знает что такое «культура поведения»?

-Рита, прочитай на 55 странице, что такое культура  поведения.

- Я сейчас опишу вам несколько ситуаций, а вы мне ответите, обладали ли культурой поведения герои моих примеров.

Пример №1: Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?».  Обладает ли он культурой поведения? Какие ошибки он допустил?

Пример №2: Два мальчика столкнулись в дверях. И никто не хотел уступать дорогу. Кто из них должен пропустить другого, если одному 8 лет, а другому 11? Будет ли обладать культурой поведения, тот, кто уступит дорогу?

С воспитанным, вежливым, спокойным.

Правила поведения, общения, вежливости.

О правилах поведения в школе.

-На уроке поднимать руку.

-На переменах не бегать и т.д.

Правила вежливости

Сегодня мы будем говорить о правилах вежливости.

Вежливость это хорошая черта человека.

Если знают, то отвечают, если нет то информацию дает учитель.

Это петух

Здравствуйте, добрый день , добрый вечер, приветствую вас, рад вас  видеть, привет).

Слово «здравствуйте»

От слова «здоровье».

Человеку желают здоровья.

Мальчик разбил цветок.

Мама, прости( извини) меня пожалуйста.

Инсценируют ситуацию на картинке.

Дети кого-то провожают.

Инсценируют ситуацию на картинке.

Проходи пожалуйста.

Спасибо.

Потому что они творят чудеса.

Спасибо

Добрый день

Спасибо

Прости, пожалуйста

Здравствуйте

До свидания

Выполняют движения физминутки

Нет

Потому что по телефону нужно разговаривать вежливым тоном, использовать слова приветствия, извинения, благодарности и прощания.

Если есть желающие выходят и показывают сценку по просьбе учителя.

Это правила поведения.

Читает.

Нет, не обладает. Нельзя кричать, нужно было подойти спокойно, извиниться, за то, что побеспокоили его  и спросить который час.

Младший уступит старшему.

Уступит тот кто вежливее.

Да, будет, потому что он совершит вежливый поступок.

Познавательные: Работа с учебником, извлечение необходимой информации из всех доступных источников, осознанное и произвольное высказывание в устной форме, осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, собственного опыта, расска-зов).

Регулятивные:

Ориентирование в учебнике, оценивание результатов своих действий,  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникатив-ные:

Координировать и прини-мать различные позиции во взаимодействии,  аргументировать свою позицию,  осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь

и сотрудничество, слушать собеседника, строить понятные для партнера высказывания.

30 мин

3).Рефлек-сия

-Для того чтобы закрепить знания полученные на уроке, мы с вами проведем сейчас «экзамен вежливости». У меня на столе лежат билеты, их 8 штук. Желающие поднимают руку и выходят отвечать на вытянутый билет. Если отвечают правильно то получают отметку 5, если будут дополнения из класса, то 4, если не отвечает на билет то 3. Итак, есть желающие.

Вопросы:

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей либо дом или квартиру?

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3.Кто кому должен уступать место (в транспорте или в гостях)?

4. Нужно ли снимать шапку когда пришел в гости,  театр, библиотеку?

5.Что нужно сделать с фантиком, когда съел конфету?

6. Почему не нужно рвать цветы в лесу, ловить жуков и бабочек?

7.Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8.Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Желающие выходят, тянут билет и отвечают на вопрос.

Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы, осознанное и произвольное высказывание в устной форме.

Коммуникатив-ные:

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение учащихся, строить понятные для одноклассников высказывания, предлагать помощь.

Регулятивные:

Удерживать учебную задачу, оценивать результат своих действий.

 

Подведение итогов урока

- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

- Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .

- Мне помогают правила вежливости тогда, когда ...

- Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ...

Прошу о чем нибудь, встречаю друга, прощаюсь.

Мне нужна помощь, встречаю взрослых.

С ними приятно общаться, они всегда поступаю хорошо.

Познавательные:

Осознанное и произво-льное высказывание в устной форме.

Коммуникатив-ные:

Строить понятные для одноклассников высказывания,  строить монологические высказывания.  

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу

3 мин

Домашнее задание

- Составить или найти  короткую сказку про вежливость.   И на последок я хочу сказать вам следующее «Постарайтесь всегда и везде соблюдать правила культурного поведения». Урок окончен. Можете идти на перемену.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Правила вежливости. К вам пришли гости" 2 класс."

В материале содержится конспект урока вежливости.На уроке дети обучатся нормам этикета при проведении праздника - дня рождения; дети научатся правильно вести себя в гостях и побудут в роли хозяина....

Открытый урок по теме"Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по теме"Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Классный час во 2-м классе по теме "Правила вежливости"

Задачи:Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.Развивать у детей способности анализировать свои действия.Воспитывать чувство доброты, вежливости, в...

«Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО» Занятие по общекультурному направлению в 1 классе "Правила вежливости"

Тема: Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Цель:         Дать представление о вежливом общении, формировать привычк...