Технологическая карта урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Парахина Ирина Юрьевна

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Про воздух" 2 класс УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО Парахина Ирина Юрьевна

Район, ОУ Московский район, ГБОУ сош №537

УМК Школа России

Предмет окружающий мир

Класс  второй

Тема: Про воздух

Тип: Постановка и решение учебных задач

Планируемые результаты

Предметные:

Определять основные свойства воздуха, общие условия, необходимые для жизни человека, животных и растений; анализировать схемы загрязнения воздуха.

Метапредметные:

регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;

познавательные – осваивать способы решения  проблем творческого и поискового характера, овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, учиться признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; учиться излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

Формировать эстетические потребности, ценности и чувства, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося,  развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения

Методы и формы обучения: частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Ресурсы урока: презентация на тему «Про воздух», мультфильм на тему «Охрана воздуха», прозрачный контейнер с водой, губка, мел, полиэтиленовый пакет, воздушные шары, блюдце, свечка, спички,  цилиндр

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание  деятельности обучающихся

  1. Актуализация необходимых знаний

Проводит беседу по вопросам:

- Что такое полезные ископаемые?

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

- Какие из них являются горными породами, а какие – минералами?

(слайд №1)

Отвечают на вопросы учителя

Разгадывают кроссворд по теме «Заглянем в кладовые земли)

  1. Мотивация учебной деятельности

- Отгадайте загадку и догадайтесь, о чем будет идти речь на уроке:

Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.

(слайд №2)

-Ребята, а как вы думаете, что такое воздух, какими свойствами он обладает и для чего нужен? Давайте это запишем в наше дерево предположений. (учитель заполняет «дерево предположений»)

(слайд №3,4)

 

- А сейчас откройте учебник на стр.48 и прочитайте, чему будем учиться на этом уроке

Формулируют и  уточняют тему урока.  

Читают цели в учебнике с.48

  1. Организация познавательной деятельности

-Вся наша планета окутана воздухом. Обычно мы его не видим и не чувствуем. Как можно почувствовать воздух? Что для этого нужно сделать?

-Проведем опыт. Опустим в воду губку и под водой ее сожмем. На поверхности появились пузырьки воздуха.

- В воду бросим кусочек мела – в воде из мела выходят пузырьки воздуха.

- Попробуем поймать воздух. Возьмём полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет стал выпуклым…

- Вдохните воздух ртом. Какого он вкуса?

- Давайте понюхаем воздух. Чем он пахнет?

- Воздух может передавать запах других предметов, например, духов, фруктов, цветов и т.д.

 - Предлагаю вам надуть воздушные шарики. Почему у одних ребят он имеет форму круга, у других  - форму овала?

- А сейчас  выпустите воздух из шарика. Что мы слышим?

- Попробуйте задержать  дыхание и считайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

- Без еды человек может обойтись несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Только ли человеку необходим воздух?

Используя рисунок на стр.48, расскажите о значении воздуха для растений, животных  и человека. (слайд №5)

- Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит – жить. Всего 200 лет назад ученые установили, что воздух -  это смесь газов, которая выглядит примерно так: (слайд №6): азот – 78%, кислород – 21%, углекислый газ – 1%. Кроме того, в воздухе находятся водяные пары, различные микроорганизмы, бактерии, пыльца растений, частицы пыли.

- Как вы думаете, какой из этих газов важен для человека, а какой для растений?

- Мы дышим кислородом. Без кислорода не может жить ни человек, ни растения, ни животные. Но кислород необходим не только для дыхания.

Проведем опыт:

- Смотрите, я зажигаю на блюдце бумагу. Горит?

- А теперь накрываю ее цилиндром. Раз, два, три.. погасла. Почему?

Бумага еще не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат люди, звери, птицы и все выдыхают углекислый газ, горит огонь– тоже забирает кислород. И углекислого газа становится все больше и больше. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения.  И деревья, и травинки, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают они в воздух кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.  Таким образом поддерживается постоянный состав воздуха.

Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью.

- Рассмотрите фотографию и схему на с.49. Попробуйте с их помощью назвать причины загрязнения воздуха.

(слайд № 7)

- Заводы и фабрики выбрасывают в атмосферу целые облака углекислого газа. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит здоровью человека.

Что же надо делать, чтобы воздух был в городе чище? Ведь остановить фабрики и заводы нельзя, а для передвижения необходим транспорт?

Прочитайте текст на странице 49.

Какой вывод вы сделаете?

Физкультминутка: (приоткрыть окно)

Ветер дует нам в лицо, 
Закачалось деревцо. 
Ветер тише, тише, тише. 
Деревцо всё выше, выше.

Ветер веет над полями 
И качается трава.
Облако плывет над нами, 
Словно белая гора. 
Ветер пыль над полем носит. 
Наклоняются колосья — 
Вправо-влево, взад-вперёд, 
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм, 
Там немного отдохнём.

- Что я сделала, перед тем как отдохнуть?

- Зачем я приоткрыла окно?

А сейчас я вам предлагаю, посмотреть небольшой мультфильм о загрязнении воздуха. (https://www.youtube.com/watch?v=z3GpxcHse7Q)

 -Представьте, что вы воздух. Какие пожелания вы бы написали людям?

- Каким бы вы хотели видеть небо у себя над головой? Прочитайте текст «Красота неба» на странице 50.

Какими словами автор описывает небо? Каким вы видели небо в разное время суток?

- А теперь откройте рабочую тетрадь на странице 17. Отметьте на рисунке красным цветом, то что загрязняет воздух, зелёным  - то, что не загрязняет.

Работают в парах и делают вывод, что,  если помахать ладошкой, включить вентилятор, открыть окно, подуть на ладошку, то можно почувствовать движение воздуха.

Вывод: воздух можно ощущать

Помогают проделывать опыт

Делают вывод: воздух есть везде: и в губке, и в меле, и в пакете.

Делают вывод: чистый воздух не имеет вкуса и запаха.

Делают вывод: воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета.

Воздух из шарика выходит с шумом, шипит.

Вывод: воздух может издавать звук.

Заслушиваются ответы детей.

Заслушиваются ответы детей.

Дети делают предположения

-Горит

Дети делают предположения.

Заслушиваются ответы детей.

Заслушиваются ответы детей  

На фабриках и заводах необходимо ставить фильтры, очищающие установки, которые задерживают загрязняющие вещества; люди должны сажать больше деревьев, кустарников; надо изобретать новые машины, которые не будут выделять вредных выхлопных газов.

Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются. 

Дети плавно качают руками над головой. 

Потягивания — руки вверх

Наклоны вправо и влево, назад, вперед

Ходьба на месте

Дети садятся

Вы открыли окно.

Чтобы воздух был свежий, чтобы проветривалось помещение.

Дети смотрят мультфильм.

Ребята работают на листочках в виде тучки.

Читают текст хорошо подготовленный ученик.

Отвечают на вопросы.

Работают самостоятельно, затем обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга.

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Какова была тема нашего урока?

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы цели урока?

- Продолжите фразы… (слай №8,9)

Воздух это – …

В состав воздуха входят:

Для горения и дыхания необходимы:

Свойства воздуха:

Где больше всего кислорода?

Какого газа станет больше в кабинете к концу урока?

А теперь давайте сравним, то, что мы узнали сегодня на уроке и то, какие делали предположения.  (слайд №10)

Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы

Фамилия, имя

Утверждения

Я понял тему урока

Я достиг цели урока

Я знаю состав и свойства воздуха

Отвечают на вопросы

смесь газов, пыли и пара

азот, кислород, углекислый газ и различные примеси

кислород

без вкуса, запаха, есть везде, можно ощущать, не имеет формы, может издавать звук

над лесом. 

углекислого газа

Дети, делают вывод, что предположения были верны.

Оценивают свою работу и сдают листочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс " Россия – наша Родина

Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс " Россия – наша Родина...

Технологические карты уроков по окружающему миру 3 класс "Школа России"

Разработки уроков на весь учебный год по окружающему миру....

Технологические карты уроков по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Технологические карты согласно требованиям ФГОС НОО....

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Тема: "Золотое кольцо России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс, «Школа России» с использованием дистанционных технологий

Данный урок разработан на основе применения дистанционных технологий с опорой на  материалы платформы Учи.ру. Поможет провести урок  интересно и доступно....

Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс. УМК "Школа России" Тема урока: "Путешествие по планете. Путешествие по материкам"

Урок представлен в виде игры.Учащиееся делятся на  экипажи и  отправляются в путешествие по планете, по материкам.Чтобы как можно быстрее узнать об  материках, каждый экипаж отправится ...