Технологическая карта урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Капустина Юлия Сергеевна

Технологическая карта урока "Органы чувств. 3 класс Программа Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapustina_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx43.62 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: «Окружающий мир»

Класс: 3

Тема урока: «Органы обоняния, осязания, вкуса»

Программа: «Гармония»

Тип урока: урок-исследование

Учитель: Капустина Юлия Сергеевна

Оборудование: ПК, проектор, презентация к уроку; таблица «Органы чувств», предметы для проведения опытов: чудесный мешочек; карточки с заданиями, памятка

Учебно-методическое обеспечение: Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Часть  2, 2011 г.

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение);
  • Наглядные (презентация учителя, наблюдения учащихся);
  • Исследования;

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная;
  • Работа в парах;
  • Групповая.

Педагогические технологии:

  • Использование ИКТ (слайдовая презентация);
  • Здоровьесберегающая
  • Проблемное обучение

Цель: познакомить с органами обоняния, вкуса, осязания , сформировать у учащихся  целостное представление об органах чувств; познакомить со значением органов обоняния, осязания и вкуса  в нашей жизни и гигиеническими нормами ухода за органами обоняния, осязания и вкуса

Задачи:

  • Научить различать органы чувств, знать их характерные особенности и роль в жизни человека;
  • Познакомить с правилами охраны органов чувств;
  • Развивать логическое мышление, речь, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы, познавательную активность детей, познавательный интерес к предмету, обогащать словарный запас;
  • Воспитывать бережное отношение к своему организму и здоровью;

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • Значение органов чувств как источников информации об окружающем мире.
  • Представление о строении и работе органов обоняния, вкуса, осязания.

Умение характеризовать основные функции органов чувств, проводить наблюдения за их работой.

 Личностные:

  • проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • умеют сотрудничать с учителем и товарищами;
  • оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Регулятивные:

  • определяют, формулируют тему и цель урока с помощью учителя;
  • совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему;
  • планируют, контролируют и оценивают свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учатся высказывать свое предположение;
  • учатся совместно с учителем и учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

Познавательные:

  • умеют осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • строят монологическую речь в устной форме;
  • добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема ); находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные:

  • слушают и понимают речь других, совместно договариваются о правилах общения, следуют им;
  • вступают в диалог;
  • работают в группе, в паре;
  • доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи;
  • высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновывать, приводя аргументы.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Здравствуйте, ребята !

Улыбнитесь друг другу. Дружба начинается с улыбки. Именно сотрудничество друг с другом, учителем и хорошее настроение необходимы для работы на уроке.

Тихо-тихо входит в класс тишина,

Говорит нам, что урок начать пора.

Наши ушки на макушке,

Глазки  зоркие глядят,

В путь за новыми открытиями

Приглашают всех ребят.

Итак,  в путь за новыми открытиями и знаниями.

Включаются в учебную деятельность

Р: нацеливание на успешную деятельность

Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

К: формирование умения слушать и слышать.

II.Актуализация знаний

III.Постановка проблемы

-Как вы себя чувствуете?

-Все здоровы?

Плохое самочувствие, болезни служат причиной слабой успеваемости, плохого настроения.

-У меня хорошее настроение.

Не болеет ни один мой помощник.

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Одни тебе даны, чтоб видеть,

Другие служат, чтобы слышать,

Он во рту, чтоб вкус понять,

А этот - запах различать,

А эти - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

-О каких помощниках я говорю?  (ответы детей)

- Что это такое? Как все это можно назвать одним словом? (Органы чувств)

Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных «датчиков».

- Каждый из вас, сидя за партой, видит обстановку в классе, слышит мой голос, чувствует, удобно ли сидеть на стуле, знает, как писать ручкой.

- Ребята, к нам сегодня в гости прилетел житель другой планеты.

-  Это очень странный человечек. Что же в нем странного?

(У него нет лица,  нет глаз, носа, рта, ушей.) . Он инопланетянин в облике человека. Очень хотел познакомиться с вами, увидеть вас, поговорить. Как вы думаете, у него это получится?

 (Для того, чтобы с нами познакомиться, ему нужны все органы чувств)

- Что общего у этих органов? (Эти органы помогают узнать об окружающем мире)

Проблема. Какая же проблема стоит перед нами?

Как доказать нашему гостю, что без органов чувств мы не можем полноценно существовать.

- Что нужно сделать, чтобы решить поставленную проблему? (Изучить органы чувств)

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы.

Участвуют в диалоге

Личностные УУД:  

положительное отношение и интерес к изучению темы;

желание улучшать результаты своего учебного труда;

Регулятивные УУД:

понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

понимать и принимать учебную задачу;

планировать свои учебные действия;

Познавательные УУД:

выполнять логические операции анализа, синтеза, обобщения, подведения под понятие, построения рассуждений.

IV.Формулирование темы и цели урока

- Что же сегодня мы будем изучать? Можете ли вы сформулировать тему урока?

(Будем изучать органы чувств)

- Какие вопросы, задачи мы поставим для изучения темы?

  • Как человек узнает об окружающем мире и о самом себе?
  • Сколько органов чувств у человека?
  • Что мы знаем об органах чувств?
  • Какие существуют правила гигиены для органов чувств?

Кто же будет предметом нашего исследования?

(Предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм, органы чувств)

Предлагают и согласовывают тему урока

Участвуют в диалоге

П. построение логической  цепи рассуждений

Р. планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами

К. высказывают и доказывают свое мнение

V.Открытие детьми новых знаний

Физкультминутка

Физкультминутка

Физминутка

 -На прошлом уроке вы говорили об органах чувств.

- Какие органы чувств мы узнали? (Глаза.) Для чего  нужны глаза?

- Для чего нам уши?

-Вы узнали , что орган зрения даёт во сколько раз больше информации чем все остальные органы чувств. (в 9 раз больше)

- Я думаю , наш человечек согласится, что глаза и уши ему нужны.

Сейчас мы с вами проведём небольшое исследование остальных органов чувств, с помощью учебника и выданных листов и информацией. Поработаем в группах.

 Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Я буду вашим помощником и консультантом.

1и 2 группа "Органы обоняния"

3 и 4 группа "Органы вкуса"

5 и 6 группа "Органы осязания"

ГРУППА Исследование органа  обоняния.

Опыт. Определите предмет по запаху.

(Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, кусочек хлеба).

- Какой орган помог вам это определить. (Нос.)

  • Умение человека различать запахи получило название обоняние.
  • Кто сможет дать научное  определение? Нос – это орган чего?
  • Как сохранить обоняние? Послушаем  правила по гигиене носа.

Вопросы на карточке:

  • -Какие запахи приятны вам и какие неприятны?
  • Как происходит восприятие запаха?
  • От чего зависит острота обоняния?
  • Когда снижается острота обоняния?
  • Дайте советы, как беречь нос?

Вывод. Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и  вкусной пищи.  Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.

(Рисунок носа перемещается на изображение человечка)

Человек должен уметь правильно дышать.

- Сядьте прямо, руки положите на парту параллельно друг другу, расслабитесь. Делаем вдох через нос и поднимаем голову,  выдох  - через рот и голову опускаем.

Делаем два раза.

Такое упражнение поможет не только правильно дышать, но и поможет снять напряжение, стресс.

ГРУППА Исследование органа вкуса.

  • Продолжим наше исследование. Ставлю перед вами  задачу: У вас есть два стаканчика. Как вы думаете, что в них?
  • Для проведения этого опыта нужно 2 ученика.
  • Посмотрите, понюхайте. Можете вы ответить на поставленный вопрос? Что же делать? (Попробовать на вкус)

Вывод. В стакане № 1 – сладкая вода, а в стакане № 2 – простая вода.

  • Что помогло вам почувствовать вкус воды? (Язык)
  • Давайте дадим научное определение  этому органу.

(Язык – это орган вкуса.)

  • Что вы знаете об органе вкуса?

Вопросы на карточке:

  • Благодаря чему мы получаем вкусовые ощущения?
  • Растворённые слюной вещества действуют на что?
  • К чему чувствительны вкусовые почки языка?
  • Какая часть языка различает какие вкусы?
  • Дайте советы, как беречь язык.

Вывод.  Язык – это орган, который помогает нам  отличить горькое от сладкого, кислое от соленого. При помощи языка люди могут общаться.

Мы доказали нашему гостю , что орган вкуса тоже необходим человеку.

Вернем  и ему язык.

Упражнения для язычка.

- Сейчас мы выполним несколько упражнений для язычка.

Повторяйте за мной.

Чистим зубки язычком.

Цоканье.

Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).

Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".

ГРУППА  Исследование органа осязания.

  • Продолжается наше исследование.

Игра «Узнай, что в мешочке?»

Опыт 1

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в мешочке в варежке и без нее.

  • Можете ли вы определить, что за предмет находится  в мешочке в варежке? (Нет, только  описать его)
  • А теперь попробуйте определить предмет без варежки (Мяч, яблоко)
  • Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? (кожа рук)

Значит кожа – это тоже  наш помощник.

         

Вопросы на карточке:

  • Орган осязания- это __________________________
  • Рассмотрите кожу на своей руке с помощью лупы . Какая она?
  • Что мы ощущаем кожей?
  • Для кого осязание является единственным  способом познания мира?
  • Как называют людей, которые не видят или не слышат?
  • Как читают слепые люди?

Вывод. Кожа – один из важных органов чувств.  Надо стараться не поранить кожу, не допускать ожогов,  обморожений и содержать кожу в чистоте. С помощью кожи мы ощущаем предметы и  судим о материале, форме предмета. Это тоже наш помощник в познании окружающего мира.

Мы доказали гостю, что кожа – важный орган чувств. Вернем ее нашему гостю.

– А теперь мы немного отдохнем и потренируем наши глазки.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить  1-2 раза.

И послушаем спокойную музыку

Исследуют органы обоняния,  вступают в диалог

Анализируют полученный материал

Отвечают на вопросы.

Называют правила по охране органа обоняния

Выполняют дыхательные упражнения

Исследуют органы вкуса,  вступают в диалог

Выполняют задание. Описывают предмет, но точно назвать его не могут

Дети определяют предмет и достают из мешка.

Исследуют органы осязания,  вступают в диалог

Анализируют полученный материал

Отвечают на вопросы.

Составляют правила по охране и гигиене  кожи

Дети делают вывод по результатам исследования

Охрана здоровья детей, снимается утомляемость.

П. ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

Р. высказывать свое предположение на основе учебного материала

К. точно и полно выражать свои мысли

Р. работать по предложенному плану, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль

П. находить ответы на вопросы в тексте; проводить классификацию, указывая на основание классификации; Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

К. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности  

VI Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

  1. Проверочная работа

  1. Игра «Полезно – вредно».


- Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.
1. Читать лежа (вредно).
2. Делать гимнастику для глаз (полезно).
3. Смотреть близко телевизор (вредно).
4. Читать при хорошем освещении (полезно).
5. Ковырять в ушах (вредно).
6. Защищать уши от сильного шума (полезно).
7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).
8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).

Самостоятельная работа

Взаимопроверка в парах

Анализируют ситуации. Отвечают на вопросы

П.

осознанно читать, соотносить полученную информацию с  заданиями, выполнять логические операции, фиксации выводов в различной форме;

Л.

познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

желание вести здоровый образ жизни.

Р.

осознавать границы собственных;

проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач; осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

оценивать успехи своей деятельности.

П

осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

выполнять логические операции; представлять результаты учебной работы в разных формах

VII.Рефлексия. Итог урока

- Наше исследование закончилось.

 - Достигли цели урока?

- Что узнали? Чему научились?

- Как полученные знания могут пригодиться в жизни?

Назовите органы, которые необходимы человеку для изучения окружающего мира? К сожалению, ребята, только в сказках можно полностью восстановить потерянное зрение, слух, обоняние. В настоящей жизни это практически невозможно. Поэтому с самого детства берегите органы чувств.


(Всем детям раздаю маленькие солнышки)– Пусть эти солнышки дарят вам свет, который увидят ваши…….(глаза)
Под солнышком будут петь птицы, пение которых услышат ваши …….. (уши).
Распустятся цветы, их ароматы вы почувствуете………(носом).
Созреют ягоды, вкус которых вам поможет распознать ………….(язык).
Тепло этого солнышка вы почувствуете………..(кожей)

Ребята, мы смело теперь можем отправить нашего человечка на свою планету, чтобы он рассказал все, что узнал об органах чувств своим жителям.

Урок хочу закончить словами мудрецов.

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье  сможете позаботиться только вы сами.

Так как 90% информации мы получаем от органов зрения, то именно глаза следует беречь  особенно.  И взрослые, и дети  должны выполнять гимнастику для глаз.

Раздаются памятки с упражнениями для глаз

Вступают в диалог. проводят  рефлексию и самооценку деятельности на уроке

Л

положительное отношение и интерес к изучению человека;

желание вести здоровый образ жизни.

Р

осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы,

осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

оценивать успехи своей деятельности.

VIII.Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

  • Вам надо подобрать интересные факты об одном из органов чувств, используя разные источники информации.

Р

осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема урока: "Кладовые земли"

Класс: 3                                          УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешак...

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Перспективная начальная школа. Тема урока: "Человек - защитник природы".

Духовно-нравственное воспитание учащихся, как средство формирования мировоззренческой культуры обучающихся в свете требований ФГОС второго поколения.Технологическая карта урока.Класс: 3 "Б".Учитель: К...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока "Я, ты, он, она...Все мы люди..."

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока "Я, ты, он, она...Все мы люди..."...

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...


 

Комментарии

Капустина Юлия Сергеевна

Здравствуйте, Юлия Сергеевна. На сайте Социальная сеть работников образования увидела Вашу разработку урока(технологическую карту)урока окружающего мира 3 класс. "Органы чувств" Очень понравилась разработка. Провела по ней урок. Урок получился интересным , познавательным. В уроке есть исследовательский компонент. Дети работали в парах, включены в активную познавательную деятельность. Методы и приёмы на уроке очень правильно подобраны. Спасибо Вам за интересную разработку. Взяла себе на заметку. Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 206 г.Санкт-Петербурга Бородина Наталья Владимировна