Что мы узнали о растениях (обобщение)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Комарова Екатерина Витальевна

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии растений; повторить отличительные признаки разных групп растений; акцентировать внимание на значении растений в жизни человека и на ответном влиянии человека на жизнь растений: положительном и отрицательном; развивать умения сравнивать, анализировать, классифицировать; формировать внимание, мышление и познавательный интерес

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rasteniyah_refleksiya.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс                                 Дата ___________      Предмет: окружающий мир                           

Тема:                        Что мы узнали о растениях (обобщение)

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии растений; повторить отличительные признаки разных групп растений; акцентировать внимание на значении растений в жизни человека и на ответном влиянии человека на жизнь растений: положительном и отрицательном; развивать умения сравнивать, анализировать, классифицировать; формировать внимание, мышление и познавательный интерес.

Задачи урока: способствовать развитию аналитико-синтетического мышления, познавательного интереса, воображения; способствовать воспитанию стремления бережно относится к природе в повседневной жизни; закрепление знаний о понятиях "дерево", "кустарник", "травы", о многообразии размеров, форм, и приспособляемостью растений к среде обитания

УУД:

  • ориентировать на моральные нормы и  их выполнение,
  • способность к моральной децентрации,
  • учить контролировать и оценивать свои действия,
  • вносить соответствующие коррективы в их выполнение

Оборудование:

 учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации растений, гербарий, компьютер, гербарий

Ход урока:

  1. Этап мотивации

 Психологический настрой класса. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация знаний

Перед детьми картинки с различными растениями.

Слайд № 4

Как одним словом можно назвать объекты окружающего мира? (растения)

На какие группы можно разделить все растения? (деревья, травы, кустарники)

На экране появляется таблица. Слайд №5

1. Беседа «Что нас окружает».

Учитель. Ребята, что нас окружает в мире?

Учащиеся. Нас окружают предметы живого и неживого в природе, изделия человека.

Учитель. К каким предметам в природе отнесём растения?

Учащиеся. К живым.

Учитель. Почему так решили? Докажите.

Учащиеся. Растения имеют признаки живого. Всё живое растёт, питается, размножается и умирает.

Учитель. Что мы знаем о растениях?

Учащиеся. Мир растений многообразен. Растения делятся на группы: деревья, кустарники, травы.

Учитель. Какие два множества можно выделить среди этих групп?

Учащиеся. Культурные и дикорастущие.

Учитель. На какие группы можно разбить в этих множествах все деревья и кустарники?

Учащиеся. На хвойные и лиственные.

3.Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы обобщим все полученные знания, узнаем об удивительных растениях

3.Работа по теме

1) Игра «Соберём урожай» (коллективная работа).

Описание. Для каждого ряда на доске даны рисунки с изображением ящика, вазы, ведра. В них дети «складывают» свои плоды: овощи, фрукты, ягоды, которые нужно выбрать из общего числа на столе учителя. (Плоды нарисованы на бумаге, прикрепляются к доске на липучку.)

2) Игра «Составь букет».

Дети выбирают рисунок с изображением цветка (не глядя) из коробки, описывают его по плану:

– название;

– внешний вид;

– цвет;

– где произрастает.

Учащиеся обязательно высказывают своё отношение к цветку. Затем крепят его на доску в «вазу», нарисованную на листе ватмана. Игра проходит фронтально.

3) Игра «Вкусные слова».

Учитель читает стихотворение:

                        Да вот – фруктовый магазин!

                        Здесь припасли для нас

                        Смородину и апельсин,

                        Арбуз и ананас.

                        Вот абрикос, а вот – айва…

                        Какие вкусные слова!

                                                С. Маршак

Задание: продолжите цепочку вкусных слов по группам: фрукты, овощи, ягоды.

а) Работа по учебнику (в парах) с. 36-37

б) Отгадай загадки ( на экране высвечивается загадка и изображение с отгадкой) Слайд №6-8 Раскидистый, могучий, поднялся к самой туче.( дуб)

Слайд №9-11 Гибкими ветвями склонилась над водой, любуется собой. (ива)

Посмотрите на следующее изображение (Слайд №12-13) и скажите, что общего у этих растений? (лиственные деревья)

Слайд №14-15 Отгадав следующую загадку, вы назовете, какие еще бывают деревья.

Под Новый год зимой срубили на опушке и привезли домой. (ель)

 Слайд№16 Какие же еще бывают деревья? (хвойные)

Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

Слайд№17-21 Назовите общие признаки хвойных деревьев. (ответы детей)

 Слайд№22 Посмотрите на следующее изображение и скажите, чем похожи эти растения, какое общее у них название? (кустарники)


в) Работа в группах. Выполните следующее задание: Слайд № 23

На 3 картинке выберите только кустарник.(малина – кустарник, остальное - деревья)

На 4 картинке исключите "лишнее" растение. (возможный вариант – боярышник, так как различают и дерево, и кустарник)

Что интересного вы знаете об этом растении?(картинка №6 можжевельник.

- Этот хвойный кустарник чрезвычайно полезен. Там, где он посажен, воздух намного чище, за сутки один гектар можжевельника испаряет почти 30 кг фитонцидов (этого достаточно, чтобы очистить атмосферу крупного города от болезнетворных организмов).Ягоды можжевельника издавна применяются в медицинской практике. Также, можжевельник в качестве пряности используют в кулинарии. Молотые ягоды используются при приготовлении блюд из дичи или из мяса и птицы для придания им специфического вкуса дичи. Также добавляется к соусам, бульонам, квашеной капусте, картошке, паштетам, фаршам, в маринады для мяса, в ликёры. Древесину можжевельника применяют для изготовления карандашей. В сельской местности побеги используют как своеобразную добавку к банным веникам и для «запаривания» (обеззараживания) кадушек и других деревянных ёмкостей для хранения фруктов, овощей и грибов. Твёрдая древесина используется для изготовления тростей.)

г) . Физминутка

Слайд № 24 Ветер дышит, дышит

И деревья все колышет.

 Ветер тише, тише,

А деревья выше, выше.

Сядем тише, тише.

Руки вверх — глубокий вдох.

Затем — в стороны,

взмах кистями.

Снова вверх — глубокий вдох.

И вниз, продолжительный выдох.

На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке

На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь

4. Закрепление

а)-К какой группе растений можно отнести ромашку? ( травы)

Слайд № 25 –Какие растения называются травянистыми? Чем они отличаются от деревьев и кустарников?

б) Слайд № 26 На планете множество различных растений. Вот некоторые из них. Почти все бамбуковые достигают огромных размеров (может вырасти до 38 м, при этом окружность стебля достигает 80 см, то есть около 25 см в диаметре). Из корневища обыкновенного бамбука очень быстро и бурно вырастают многочисленные стебли, длинной 18 м и выше, на которых имеются листья длиной 18 и шириной 1,3 см. Цветёт обыкновенный бамбук раз в 25 лет, очень обильно и одновременно на больших территориях, образует плоды, а затем отмирает полностью или отмирают только его наземные побеги, а корневища сохраняются. Баобаб знаменит своими необычными пропорциями. Это одно из самых толстых деревьев в мире — при средней окружности ствола 9—10 м, его высота всего 18-25 м. Наверху ствол разделяется на толстые, почти горизонтальные ветви, образующие большую, до 38 м в диаметре, крону. В сухой период, зимой, когда баобаб сбрасывает листву, он приобретает курьёзный вид дерева, растущего корнями вверх. Африканская легенда гласит, что творец посадил баобаб в долине реки Конго, но дерево стало жаловаться на сырость. Тогда творец пересадили его на склон Лунных гор, но и здесь баобаб не был доволен. Рассердившись на постоянные жалобы дерева, бог вырвал его и кинул на сухую африканскую землю. С тех пор баобаб и растёт вверх корнями. Эвкали́пт — род деревьев из семейства миртовых (Myrtaceae) — высокие (от 90 до 155 м), красивые, большей частью смолистые деревья; листья неопадающие цельные, сине-зелёные, кожистые, пахучие, с пластинкой, стоящей ребром, то есть расположенной от скручивания черешка в одной плоскости с ветвью, вследствие чего эти деревья почти не дают тени.

5. Рефлексия

Проверь свои знания: отгадай по листьям растение. Слайд № 27

6. Итог урока

Продолжите предложение, выбрав начало словами…

«Я узнал»,

«Я повторил»,

«Я удивился»,

«Я запомнил».

Слайд № 28 Мир растений дарит необычайный фильм, открывает еще один секрет

Учитель. Послушайте стихотворение и продолжите его, называя только овощи.

                        Хозяйка однажды с базара пришла,

                        Хозяйка с базара домой принесла:

                        Картошку, капусту,

                        Морковку, горох,

                        Петрушку и свёклу… 

                        Ю. Тувим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина"Узнай растение"

Уточнить и расширить представление учащиеся о растениях, их строении, заинтересовать детей изучением природы родного края. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; чувство гражданственн...

Дидактическая игра"Первоцветы. Узнай растение по листу". Беседа "Весенние приметы леса. Животные и растения весной"

Главной целью данного мероприятия является: обобщение  знаний учащихся о сезонных изменениях в природе....

Что мы узнали о растениях

МКОУ «Мостовская СОШ»...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс на тему : «Что узнали. Чему научились», «Какие бывают растения».

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе "Школа России"  2 класс...

Технологическая карта урока «Что узнали. Чему научились» (Обобщение письменных вычислений в пределах 100). 2 класс

Урок математики во 2 классе на тему «Что узнали. Чему научились» (Обобщение письменных вычислений в пределах 100). Урок закрепление изученного...