Дети – герои Великой Отечественной войны (ОС "Школа 2100")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Игнатова Анна Олеговна

Цели:

- расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны;

- воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;

-прививать уважение к героям Великой Отечественной войны;

- воспитывать чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.

 Планируемые результаты:

Личностные:

- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;

- проявлять волевые усилия;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать.

Предметные:

- научиться сотрудничать в разных формах работы;

-  понимать особую роль России в мировой истории, вос­питывать чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

- совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения;

- развивать познавательный интерес к героическому прошлому, развивать    память, внимание.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник УМК «Школа 2100»Окружающий мир 3 класс; А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, презентация, рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti-geroi_vov.doc95 КБ
Файл detyam_voyny_posvyashchaetsya.pptx2.99 МБ
Файл zadaniya_dlya_grupp_deti_voyny.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3-1

Тема урока: «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Цели:

- расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны;

- воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;

-прививать уважение к героям Великой Отечественной войны;

- воспитывать чувство личного сопереживания тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков.

 Планируемые результаты:

Личностные: 

- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;

- проявлять волевые усилия;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать.

Предметные:

- научиться сотрудничать в разных формах работы;

-  понимать особую роль России в мировой истории, воспитывать чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения;

- развивать познавательный интерес к героическому прошлому, развивать    память, внимание.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник УМК «Школа 2100»Окружающий мир 3 класс; А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, презентация, рабочая тетрадь.

Этап урока

Методы, приемы

Время

Деятельность учителя (содержание урока)

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

Словесный:

-слово учителя

-чтение стихотворения

- постановка темы урока

1 мин

Памятник славы.
На поляне, от лагеря близко,
где багульник все лето цветет,
на дорогу глядит с обелиска
пехотинец, матрос и пилот.
Отпечаток счастливого детства
сохранился на лицах солдат,
но уже никуда им не деться
от военной суровости дат.
"Вот в таком же зеленом июне, -
нам сказал пожилой старшина, -
забрала их, веселых и юных,
и домой не вернула война.
На рассвете, прижав автоматы,
шли солдаты на штурм высоты... "
Нестареющим нашим вожатым
мы к ногам положили цветы.

Так, какая наша тема? Правильно ребята. Это наши дети-герои, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

 Ребята, а ведь дети, которые участвовали в ВОВ, были в таком же возрасте, как и вы. Они совершили немало героических поступков.

Готовиться к уроку, слушать стихотворение

Предполагать тему урока, ставить цели

Л.: воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащемуся.

К.: строить монологическое высказывание;

2.Мотивационный и актуализация знаний

Словесный:

-беседа по пройденному материалу

- опрос

5 мин

Для начала вспомним об этой войне:

1. Когда началась Великая Отечественная война? Сколько лет длилась?

 Чем Отечественная война отличается от Мировой? Когда началась 2 мировая война?

Кто стоял во главе врагов?

 Кто командовал нашей армией в битве за Москву? В какой битве решалась судьба нашей страны?

Что произошло весной 1945 года?

Анализировать пройденную тему, отвечать на вопросы

Вспоминать изученные даты

Р.: сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

К.: строить монологическое высказывание;

3.Постановка учебной задачи

Словесный:

-

-постановка темы и целей урока с помощью стихотворения

- беседа о прочитанном стихотворении

-рассказ учителя

2 мин

2 мин

2 мин

С 1945 года прошло уже много лет, но до сих пор мы вспоминаем героев, которые ценой своей жизни даровали нашей стране и народу жизнь и свободу.

Давайте сейчас все перенесемся в тот далекий летний день 1941 год.  Было 22 июня люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.

Много детей в годы ВОВ погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса.

«В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали.

И только в сорок пятом –

Паспорта.

И в этом нет беды...

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда...»

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какие чувства вызвало?

Во время Великой Отечественной войны, когда Родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать, как жить, убивать грабить, сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один встали на защиту своей страны.

 Среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей.

Война оставила после себя множество имен мальчишек и девчонок, и сегодня давайте

вспомним имена и узнаем историю таких «маленьких» героев как: Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Володя Казначеев.

Высказывать свою точку зрения

Слушать, понимать информацию

Высказывать своё мнение

Анализировать стихотворение

Высказывать своё мнение

Ставить проблему урока

Р.: планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

П.: выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

К.: высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

Л.: проявлять интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

Р.: контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

4.Решение учебной задачи

Практический:

-работа в группах

-высказывание предположений

Практический:

-рассказ учащихся

Наглядный:

-показ и анализ иллюстраций

Словесный:

- рассказ учителя

-беседа

15 мин

5 мин

1 мин

Чтобы узнать об их подвигах, мы поделимся с вами на группы. Вспомним правила работы в группах.

Задания для групп:

1.Выделить из текста самое главное. Своими словами рассказать о подвигах детей, которые участвовали в ВОВ.

Рассказы групп + показ слайдов .

Сопровождение портретов детей – героев

В далеком 1943 году одна из работниц Пермского завода писала на фронт друзьям: « Разве не злоба и ненависть в сердце, когда видишь сотни ребят лишенных счастливого детства? В 6 часов утра они поднимаются с постели, запахнувшись в ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную пургу, в дождь на далекий завод, чтобы встать у станка. Глядя на них трудно сказать, что им 14-15 лет. Они подставляют два ящика, чтобы достать до рукоятки станка. Они устают и очень устают. Но видел кто-нибудь их слезы?... Это не героика, это будни нашего тыла». Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу. Очень много можно рассказать о жизни детей в тылу во время ВОВ.

Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: выращивали зеленый лук для госпиталей, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, сборе лекарственных растений для госпиталей и фронта, в сельскохозяйственных работах. Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни Отечественной войны. Одно слово “фронт” вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготовляют различные детали для мин, другого орудия.

По призыву школьницы Ады Занегиной по стране шел сбор денег на строительство танка «Малютка». Она написала редактору газеты.

На сцену выходит ученица начальной школы. В руках у неё карандаш и листок бумаги

 « Я, Ада Занегина, мне 6 лет. Пишу по печатному. Я хочу домой. Я знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Я собрала деньги на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Наш танк разобьет Гитлера и мы поедем домой. Моя мама врач, а папа танкист».

Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого был танкист-орденоносец Екатерина Петлюк.

Высказывать своё мнение

Работать в группах

Выделять главную мысль из текста

Высказывать своё мнение

Слушать, запоминать дополнительную информацию

Высказывать своё мнение

К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

П.: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

Л.: проявлять интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

Р.: контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

К.: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

Л.: Формировать интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

5.Первичное закрепление

Практический:

-работа в группах

Частично-поисковый:

- выделение главного изречения из текста

- рассказ учителя

5 мин

Вот только некоторые имена:

  • Боря Цариков, выполняя задание партизан, взорвал фашистский эшелон, 70 танков уничтожил.
  • Володя Казначеев в партизанском отряде прославился как самый ловкий и удачливый минёр.
  • Вася Коробко, вступив в партизанский отряд, стал разведчиком и подрывником.
  • Костя Кравчук. Отступающие солдаты, дали ему на хранение полковое знамя. Более двух лет, рискуя своей жизнью и жизнью родных, мальчик в тылу врага берёг знамя.
  • Ваня Андриянов. После освобождения села стал воспитанником 33-го отдельного инженерного батальона, то есть «сыном полка».
  • Саша Филинов. По его добытым сведениям, были уничтожены несколько фашистских штабов.
  • Валя Лялин – в годы войны служил юнгой на военном катере.
  • Валерик Волков (слайд 25) – ему было 13 лет, но он уже успел пережить большое горе: в 1938 году умерла мать, а в 1941 году в село пришли фашисты и расстреляли отца за связь с партиза-нами. Осиротевшего мальчика подобрали разведчики морской пехоты. Так Валерик стал сыном полка.

Этот список можно продолжить на несколько страниц. Совсем юные герои, многие награждены медалями посмертно. Они удостоены самой высокой награды Родины – звания Героя Советского Союза.

Применять полученные знания на уроке, поиск необходимой информации

Делать выводы

Сотрудничать с одноклассниками, находить общий язык

Слушать, запоминать информацию

Делать выводы

К.: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

П.: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

К.: высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

Р.: контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

-самостоятельная работа по пройденному материалу

3 мин

Тест по теме «Вставай , страна огромная!»

Самопроверка

Самостоятельно выполнять задания

Выполнять самопроверку

П.: выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

7.Включение в систему знаний, повторений

Словесный:

-беседа по пройденному материалу

-рассказ учителя

-анализ материала

-диалог

2 мин

Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было от роду? Двенадцать – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» - и, ответивсамому себе искренно и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны. Во Второй мировойвойне погибло 13 миллионов детей. Что у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле лучший народ – дети.-

-Скажите, есть ли свидетели или участники этой войны?  (Ветераны Слайд 24)   

Ребята, выясните у родителей, кто из ваших родственников был участником войны?

Люди, помните, какой ценой завоевано счастье, помните!

Домашнее задание: рабочая тетрадь страница 47 № 3.

Анализировать урок, отвечать на вопросы

Делать выводы

Рассуждать

Высказывать своё мнение

Р.: планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

8.Рефлексия деятельности

Словесный:

-анализ урока

-подведение итогов

2 мин

Что вы вынесли для себя из сегодняшнего урока?

Где пригодятся знания?

-Кто из ребят больше всех помог в «открытий» знаний на этом уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

С какими впечатлениями вы уйдёте с урока?

Рефлексия «Лесенка успеха»

Высказывать своё мнение

Оценивать свою деят-ть на уроке

Л.: контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕТЯМ ВОЙНЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями! Р.Рождественский.

Слайд 2

Июнь 1941 года

Слайд 3

У войны не детское лицо

Слайд 4

Всё для фронта, всё для победы

Слайд 5

ОТЦЫ НА ФРОНТ, ДЕТИ НА ЗАВОДЫ

Слайд 7

Валя Зенкина

Слайд 8

Валя Зенкина. ОКогда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

Слайд 9

Зина Портнова Подпольщик. Война Зину застала в деревне, куда она при-ехала на каникулы. Она участво-вала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Её выдал предатель. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике. Казнена немцами и посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

Слайд 10

Валя Котик Мы вспоминаем о боях недавних, В них совершен был подвиг не один. Вошел в семью героев наших славных Отважный мальчик – Котик Валентин. Михаил Светлов

Слайд 11

МАРАТ КАЗЕЙ Партизан-разведчик, немало полезных сведе-ний добыл он. В очеред-ной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами.

Слайд 12

Лёня Голиков Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгород-ской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты.

Слайд 13

Ленинградские дети

Слайд 14

Раненые дети в палате Ленинградского государственного Педиатрического института

Слайд 15

Таня Савичева "28 декабря 1941 года. Женя умерла... Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта—Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая—дядя Леша, мама — 15 мая". А дальше — без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Слайд 16

Витя Хоменко и Шура Кобер

Слайд 17

Пионерам-героям: Шуре Кодеру и Вите Хоменко В Николаеве, в Пионерском сквере в ноябре 1959 года был установлен памятник юным патриотам. На высоком постаменте стоят две бронзовые фигуры мальчиков. На гранитной плите высечены слова: «Пионерам-героям, юным разведчикам Шуре Кодеру и Вите Хоменко, погибшим в борьбе с фашистскими захватчиками 5 декабря 1942 года, от пионеров Украины» Авторы памятника - скульпторы О. Князек, Т.Судвина , Ю.Тягно

Слайд 18

Аркадий Каманин Мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Когда началась война, он пошёл работать на авиа-ционный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо.

Слайд 19

Володя Дубинин Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда , воевавшего в каменоломнях Старого Карантина вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сража-лись пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени .

Слайд 20

Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу

Слайд 21

Валерий Волков Ему было 13 лет, но он уже успел пережить большое горе: в 1938 году умерла мать, а в 1941 году в село пришли фашисты и расстреляли отца за связь с партизанами. Осиротевшего мальчика подобрали разведчики морской пехоты. Так Валерик стал сыном полка.

Слайд 22

ЮНЫЕ ГЕРОИ

Слайд 23

ДЕНЬ ПОБЕДЫ В девятый день ликующего мая, Когда легла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края: Мир победил! Окончена война!

Слайд 24

Путь к победе



Предварительный просмотр:

  1. Расскажите своими словами о подвиге Вали Зенкиной .

Валя Зенкина:  Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне с взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

  1. Расскажите своими словами о подвиге Зины Портновой.

Зина Портнова: Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде. Окончила 7 классов. После вторжения гитлеровцев на  территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. Работая в  столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила

пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола  пистолет следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 года расстреляна в тюрьме города Полоцка.

  1. Расскажите своими словами о подвиге Вали Котик .

Валя Котик: Родился

11 февраля 1930 года в селе Хмелевка (Украина). К началу войны он только перешѐл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой

жандармерии близ г. Шепетовки, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года

принимал активное участие в партизанском движении

на территории Украины. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа1943 года

в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И.А. Музалева, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, благодаря чему связь захватчиков со ставкой

Гитлера в Варшаве прекратилась. Внѐс он также свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил

карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу. 16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав был смертельно ранен и на следующий день скончался. В 1958 году Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

  1. Расскажите своими словами о подвиге Марата Казея .

Марат Казей– партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». 11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели. В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.

  1. Расскажите своими словами о подвиге Лёни Голикова .

Лёня Голиков .Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. В декабре 1942 года партизанский отряд был окружен немцами. После жестоких боев удалось прорвать окружение, в строю осталось 50 человек. Продовольствие и боеприпасы заканчивались. Ночью в январе 43 года к деревне Остро-Лука вышли 27 партизан. Заняли три хаты, разведка не заметила гарнизона немцев, располагающихся поблизости. Под утро, отбиваясь, пришлось отходить к лесу. В том бою погиб весь штаб бригады и Леня Голиков. За героический подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и особые заслуги в организации партизанского движения Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.

  1. Расскажите своими словами о подвиге Вити Хоменко.

 Свой героический путь борьбы с фашистами Витя Хоменко прошёл вподпольной организации "Николаевский центр". В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроиться в офицерскую столовую. Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке. Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился.

  1. Расскажите своими словами о подвиге Аркадия Каманина .

Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой.Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

  1. Расскажите своими словами о подвиге Володи Дубинина .

Володя Дубинин был одним из членов партизанского отряда, воевавшего вкаменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) вблизи Керчи. Вместе с взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты захватчики вели борьбу с отрядом каменоломен и замуровывали выходы из неё. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

  1. Расскажите своими словами о подвиге Саши Ковалёва .

В 1942 году Саша Ковалев окончил школу юнг Северного флота на Соловецкихостровах. Он мечтал быть мотористом на торпедном катере и добился этого. В апреле 44 года их катер потопил транспорт противника и подвергся нападению немецких катеров. В бою был ранен сигнальщик. Командир приказал заменить его юнгой. Встав повыше на подставку, Саша наблюдал за боем и докладывал, куда падают вражеские снаряды. За мужество и отвагу проявленную в этом бою Саша был награжден Орденом Красной Звезды. Майской ночью 44 года катер возвращался на базу после тяжелого боя. Неожиданно на моряков обрушился огонь с трех «Фоке-вульфов». Один самолет моряки подбили, но два вновь и вновь совершали боевые заходы. Катер получил повреждения. Коллектор получил пробоину. В любой момент выйдет из строя двигатель. Набросив на себя ватную куртку Саша закрыл собой пробоину, сдерживая напор пока не подошли боевые друзья. Помогли морякам советские истребители. А через день 9 мая Саша Ковалев погиб. В катере неожиданно взорвались бензоцистерны. Пламя охватило моторный отсек, где находились мичман Д.Д.Капралов и Саша Ковалев. Все попытки оказать им на помощь оказались безуспешными. Оба погибли. За героизм, проявленный в боях, Саша был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

  1. Расскажите своими словами о подвиге Валерия Волкова.

Валерик жил в г.Черновцы. Мать умерла ещё до войны, отец - инвалид работал сапожником. Когда началась война, решили добраться до Бахчисарая, где жил брат отца (не думали, что немцы и до Крыма дойдут). Но дядьки в Бахчисарае не застали, сначала жили в его доме, потом перебрались в Чоргун (ненешнее Черноречье).

В этом оккупированном немцами прифронтовом селе мальчика и встретили разведчики 7-й бригады морской пехоты Илита Даурова и Ибрагим Ибрагимов. Мальчик рассказал, что отца застрелили немцы, обвинив в связи с партизанами.

Комиссар бригады Н.Е Ехлаков приказал отправить мальчика в инкерманские штольни, в подземную школу. Дело было на исходе зимы, по некоторым сведениям, в марте. А летом мальчишка снова появляется в расположении части. Рассказывает, что у него на глазах во время бомбёжки погибла учительница и многие однокласники. На этот раз его отправлять особо некуда и Валерика оставляют в бригаде среди разведчиков.

Так он становится «сыном полка» 7-ой бригады морской пехоты. Наравне со взрослыми участвует в боевых действиях. Подносит патроны, добывает разведывательные данные, с оружием в руках сдерживает атаки врага. По воспоминаниям однополчан, любил стихи и часто читал боевым товарищам Маяковского. Обладая хорошими литературными данными, редактировал по-своему уникальную рукописную газету-листовку — Окопная правда (опубликована в газете «Правда» 8 февраля 1963 года).

 В 1963 году пионер-герой Валерий Волков награжден (посмертно) орденом Великой Отечественной войны I степени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать грабить, сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один...

Дети - герои Великой Отечественной войны.

Класный час о пионерах - героях Великой Отечественной войны. Можно проветси в день юного героя-антифашиста  -  8 февраля. Цеоь мероприятия: воспитание патриотизма, мужества на примерах жизни...

Дети герои Великой Отечественной войны

Презентация на тему:Дети  герои Великой Отечественной войны....

классный час "Дети герои Великой Отечественной Войны

Классный час "Дети герои Великой Отечественной Войны"...

Дети – герои Великой Отечественной Войны

РАССКАЗАТЬ ДЕТЯИ О ГЕРОЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ...

Урок мужества "Мы родом не из детства-из войны", посвящённый детям-героям Великой Отечественной войны.

Знакомство  учащихся с подвигами юных героев в годы ВОВ,  показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы....

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...