К светлому будущему! (ОС "Школа 2100")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Игнатова Анна Олеговна

Цели:

- познакомить учеников с довоенным периодом нашей страны, показать трудности и победы на пути к «справедливому обществу».

- помочь учащимся оценить, насколько в действительности оказались справедливыми порядки в новом обществе;

- воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, точность, наблюдательность.

Планируемые результаты:

Личностные:

- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;

- проявлять волевые усилия;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Предметные:

- научиться сотрудничать в разных формах работы;

-  понимать особую роль России в мировой истории, вос­питывать чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

- учиться строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование: учебник УМК «Школа 2100»Окружающий мир 3 класс; А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, презентация, рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_svetlomu_budushchemu.doc81.5 КБ
Файл k_svetlomu_budushchemu.pptx766.83 КБ
Файл kartochki_dlya_grupp.docx13.11 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3-1

Тема урока: «К светлому будущему!»

Цели:

- познакомить учеников с довоенным периодом нашей страны, показать трудности и победы на пути к «справедливому обществу».

- помочь учащимся оценить, насколько в действительности оказались справедливыми порядки в новом обществе;

- воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, точность, наблюдательность.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;

- проявлять волевые усилия;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Предметные:

- научиться сотрудничать в разных формах работы;

-  понимать особую роль России в мировой истории, воспитывать чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- учиться строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование: учебник УМК «Школа 2100»Окружающий мир 3 класс; А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, презентация, рабочая тетрадь.

Этап урока

Методы, приемы

Время

Деятельность учителя (содержание урока)

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

Словесный:

-слово учителя

1 мин

Приготовьте учебники, рабочие тетради.

Вспомните, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке.

Готовиться к уроку, вспоминать пройденную тему

Л.: воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащемуся.

2.Мотивационный и актуализация знаний

Словесный:

-беседа по пройденному материалу

- опрос

- беседа по пройденному материалу

5 мин

2 мин

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с еще одной важной вехой в истории нашей страны. Кто расскажет, какое событие произошло во всем мире в начале ХХ века?(Первая мировая война)

Кто назовет, с какого по какой год длилась эта война?(1914-1918)

Какому знаменательному событию в нашей стране поспособствовала война? (революция)

Почему произошла революция? (царское правительство прекратило править страной, а люди хотели прекратить войну и изменить свою жизнь к лучшему.)

Кто был во главе восстания? (Владимир Ильич Ленин)

Как называли его сторонников? (большевики/коммунисты)

Все ли были согласны с тем, что нужно свергнуть императора и отдать власть народу? Почему? (Нет. Ведь не все хотели отдавать нажитое добро и сделать все богатства общим достоянием)

Что же тогда произошло? ( началась Гражданская война)

На какие группы разделилась страна? (на белых и красных)

Сколько длилась Гражданская война? (1918-1920 г.)

Кто же победил в этой войне? (красные)

Как же образовался СССР? (Народы, жившие на просторах бывшей Российской империи в ходе Гражданской войны создали свои самостоятельные государства-республики)

В каком году это произошло? (в 1922 г.)

. А вы хотите узнать, что же происходило в нашем государстве дальше? (Революция, первая мировая война, гражданская война).

Анализировать пройденную тему, отвечать на вопросы

Анализировать вопросы, отвечать по пройдённой теме

Вспоминать изученные даты

Высказывать своё мнение

Р.: сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

К.: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

П.: выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

3.Постановка учебной задачи

Словесный:

-проблемная ситуация

-постановка темы и целей урока

2 мин

2 мин

Какой вы представляете себе Россию после войн и революции? (Повсюду голод, разруха, нищета).

Научные данные говорят о том, что через 10 лет после революции половина населения России была неграмотной, на всю Россию был один комбайн. К концу 30-х годов почти все люди в России умели читать, а на полях страны появились тысячи новых комбайнов.

Значит, какую мы цель поставим? (узнать какой была Россия после воин, революций)

И тема нашего урока : «К светлому будущему!»

Представьте себе, что страна – это дом. Давайте попробуем найти ответ на наш вопрос, построив дом – государство. Какие вопросы нужно решить, прежде чем браться за строительство? (Дети называют вопросы (с помощью подводящего диалога), которые потом появляются в первой графе таблицы).

Высказывать свою точку зрения

Слушать, понимать информацию

Представлять информацию в модельной схеме (таблица)

Р.: планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

К.: высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

4.Решение учебной задачи

Словесный:

- проблемный диалог

-высказывание предположений

Практический:

-работа в группах

Практический:

-рассказ учащихся

-проблемный диалог

Наглядный:

-показ и анализ схемы

15 мин

5 мин

1 мин

Как же советские люди представляли себе новое государство? Ваши предположения. Давайте их проверим по учебнику (с. 95 до слов «… справедливое общество»).

Вот такой дом хотели построить советские люди.

А вот какой дом получился, вы узнаете, работая с учебником по группам.

1 группа. От с.95 «А кто поставил…», до с. 96 «…не они, а Коммунистическая партия».

2 группа. От с. 96 «Чтобы быстрее построить…» до с.96 «Дети и взрослые учились грамоте».

3 группа. С. 97 от «Огромную роль…» до «…электрические лампочки».

4 группа. От «Значит, жизнь стала…» до «…даже на пропитание», с.97.

5 группа. От с.97 «Руководители партии и государства…» до с. 99 «…неугодных ему людей».

Каждая группа читает свой фрагмент и записывает на листочках важные изменения в жизни советского общества. Каждый признак дети оценивают: хорошо это было для страны или плохо.

Представители групп сообщают о выделенных изменениях в новом обществе. Признаки заносятся в таблицу (3 графа). Смайликом оценивается эмоциональное отношение учащихся к данному признаку.

Соответствует ли новый дом-государство, той модели, которую хотели построить советские люди? Что нужно добавить к схеме? (Нет, не соответствует. Надо добавить к схеме власть КПСС, тюрьмы для недовольных властью.)

Давайте посмотрим, что получилось.

Динамическая пауза

Высказывать своё мнение

Работать в группах

Осуществлять поиск информации с помощью учебника

Представлять выполненный материал в форме рассказа с опорой на таблицу

Высказывать своё мнение

Повторять движения

К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

П.: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

Л.: проявлять интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

Р.: контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

5.Первичное закрепление

Практический:

- заполнение пропусков в рабочей тетради

5 мин

Откроем рабочую тетрадь на стр. 44. Номер один. Давайте заполним пропуски, в помощь нам таблица и учебник.

№ 2 Выполняем самостоятельно.

Применять полученные знания на уроке, заполнять пропуски

Проверять

К.: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

-самостоятельная работа по пройденному материалу

3 мин

Выполним номер 4 в рабочей тетради на оценку.

Обведите на карте границу СССР. Подчеркни название самой большой республики СССР. Не забудьте про задание после карты.

Самопроверка

Самостоятельно выполнять задание в рабочей тетради

Выполнять самопроверку

П.: выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

7.Включение в систему знаний, повторений

Словесный:

-беседа по пройденному материалу

-анализ

-проблемный диалог

2 мин

Какой же вопрос у нас возник в начале урока?

Можем ли мы ответить на него, исходя из того, что мы узнали сегодня? Как за такой короткий срок люди смогли поднять страну?

Делается общий вывод: советским людям удалось за короткий срок поднять страну из разрухи благодаря труду всего народа под жёстким руководством КПСС.

Помогает ли чёткое соблюдение правил в спортивной игре (пионерболе)? Хотели бы вы играть в игру с очень жёсткими правилами (при нарушении правила тебя сажают в тюрьму)?

Были ли в нашей стране времена, похожие на время правления Сталина (жёсткие порядки, железная дисциплина, но подъём государства, развитие народного хозяйства и культуры)? Кто был у власти?

Хотели бы вы жить в такие времена? Почему?

Анализировать урок, отвечать на вопросы

Делать выводы

Рассуждать

Высказывать своё мнение

Р.: планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

8.Рефлексия деятельности

Словесный:

-анализ урока

-подведение итогов

2 мин

Что вы вынесли для себя из сегодняшнего урока?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

В каком обществе вы хотели бы жить?

Рефлексия «Лесенка успеха»

Высказывать своё мнение

Оценивать свою деят-ть на уроке

Л.: контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первая мировая война (1914 -1918) - В этой войне участвовало большинство стран планеты. В России погибло от военных действий 340 тысяч человек, от голода и болезней 730 тысяч.

Слайд 2

Революция - смена одной власти на другую в ходе восстания .

Слайд 3

Гражданская война (1918-1920) - война между жителями одного государства за власть в стране. Некому было поднимать народное хозяйство.

Слайд 4

Какой вы представляете себе Россию после войн и революции?

Слайд 5

разруха

Слайд 6

Голод

Слайд 7

Через 10 лет после революции Половина Россиян - неграмотные 1 комбайн - на всю Россию

Слайд 8

Конец 30-х годов Тысячи новых комбайнов Почти все умеют писать и читать

Слайд 9

??? Как советским людям удалось за такой короткий срок поднять страну из разрухи?

Слайд 10

Строим дом Какие вопросы надо решить, прежде, чем браться за строительство?

Слайд 11

??? Какой дом будем строить? За какое время? Кто будет строить? Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Как будем жить в новом доме?

Слайд 12

??? Как люди представляли новый дом-государство? Какой дом будем строить? За какое время? Кто будет строить? Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Как будем жить в новом доме?

Слайд 13

??? Как люди представляли новый дом-государство? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Кто будет строить? Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Как будем жить в новом доме?

Слайд 14

??? Как люди представляли новый дом-государство? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее Кто будет строить? Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Как будем жить в новом доме?

Слайд 15

??? Как люди представляли новый дом-государство? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее Кто будет строить? Все жители страны Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Как будем жить в новом доме?

Слайд 16

??? Как люди представляли новый дом-государство? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее Кто будет строить? Все жители страны Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Как будем жить в новом доме?

Слайд 17

??? Как люди представляли новый дом-государство? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее Кто будет строить? Все жители страны Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью

Слайд 18

Наш дом Народ, который бы подчинялся порядкам в государстве конституция

Слайд 19

??? Как люди представляли новый дом-государство? Каким получился новый дом? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее Кто будет строить? Все жители страны Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью

Слайд 20

??? Как люди представляли новый дом-государство? Каким получился новый дом? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее Кто будет строить? Все жители страны Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов, но настоящая власть принадлежала КПСС Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью

Слайд 21

??? Как люди представляли новый дом-государство? Каким получился новый дом? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее За 10 лет Кто будет строить? Все жители страны Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов, но настоящая власть принадлежала КПСС Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью

Слайд 22

??? Как люди представляли новый дом-государство? Каким получился новый дом? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее За 10 лет Кто будет строить? Все жители страны Весь народ участвовал в строительстве. Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов, но настоящая власть принадлежала КПСС Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью

Слайд 23

??? Как люди представляли новый дом-государство? Каким получился новый дом? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее За 10 лет Кто будет строить? Все жители страны Весь народ участвовал в строительстве Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов, но настоящая власть принадлежала КПСС Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью Все стремились к счастливому будущему, в настоящем же не хватало самого необходимого

Слайд 24

??? Как люди представляли новый дом-государство? Каким получился новый дом? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками За какое время? Как можно быстрее За 10 лет Кто будет строить? Все жители страны Весь народ участвовал в строительстве. Недовольных жестоко наказывали Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов, но настоящая власть принадлежала КПСС Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью Все стремились к счастливому будущему, в настоящем же не хватало самого необходимого

Слайд 25

??? Как люди представляли новый дом-государство? Каким получился новый дом? Какой дом будем строить? Один большой дом-государство со справедливыми порядками Один большой дом-государство с очень строгими порядками, многие из которых нельзя назвать справедливыми За какое время? Как можно быстрее За 10 лет Кто будет строить? Все жители страны Весь народ участвовал в строительстве. Недовольных жестоко наказывали Кто будет руководить строительством и жизнью в доме? Власть будет принадлежать трудящимся Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов, но настоящая власть принадлежала КПСС Как будем жить в новом доме? Не будет богатых и бедных. Все будут стремиться к всеобщему счастью Все стремились к счастливому будущему, в настоящем же не хватало самого необходимого

Слайд 26

Наш дом КПСС Государство со строгими порядками. Строил его весь народ. конституция Тюрьмы для недовольных Что получилось?

Слайд 27

??? Как советским людям удалось за такой короткий срок поднять страну из разрухи?



Предварительный просмотр:

1 группа. От с.96 «А кто поставил…», до с. 96 «…не они, а Коммунистическая партия».

Ответьте на вопросы:

  1. Кому принадлежала власть?
  2. Кто её создал?
  3. Кто решал государственные вопросы?

2 группа. От с. 96 «Чтобы быстрее построить…» до с.97 «Дети и взрослые учились грамоте».

Ответьте на вопросы:

  1. Что контролировали руководители государства?
  2. Удалось ли достичь успеха с помощью контроля руководителей?
  3. Что стало появляться в городах?

3 группа. С. 97 от «Огромную роль…» до «…электрические лампочки».

Ответьте на вопросы:

  1. Кто такие комсомольцы?
  2. Кто такие пионеры?
  3. Кто участвовал в строительстве новой жизни?

4 группа. От с.97 «Значит, жизнь стала…» до стр. 99 «…даже на пропитание»

Ответьте на вопросы:

  1. Была ли всё-таки жизнь счастливая?
  2. Был ли труд тяжелым?
  3. Что не хватало стране?

5 группа. От с.99 «Многие не желали с этим мириться…» до с. 99 «…так и страшные преступления».

  1. Что происходило с теми, кто не соглашался с распоряжениями руководителей?
  2. Кому принадлежала власть после смерти В.И. Ленина?
  3. Легкой ли была дорога к «светлому будущему»?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса и презентация "К светлому будущему".

Конспект урока по программе ОС "Школа 2100" по окружающему миру "К светлому будущему" (Строительство Советского государства в довоенный период истории России) и презентация. Конспект составлен с указа...

Урок "К светлому будущему!"

Урок по окружающему миру  "К светлому будущему!" 3 класс УМК "Школа 2100"...

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "К светлому будущему!"

Презентация к уроку окружающего мира "К светлому будущему!" 3 класс УМК "Школа 2100"...

Образование и воспитание слабовидящих детей: перспективы и мечты о светлом будущем.

В данной статье мы остановимся на будущем системы инклюзивного образования, а именно рассмотрим, как изменится работа с обучающимися с нарушением зрительного восприятия....