урок по окружающему миру в 4 классе "Страницы истории ХХ века"
материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Тюрина Елена Алексеевна

урок по окружающему миру в 4 классе "Страницы истории ХХ века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Страницы истории XIX века

Цель: сформировать у учащихся представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карта, толковый словарь, тест.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Блицопрос

•   В каком году началась Отечественная война?

•   Какая страна напала на Россию?

•   Почему Наполеон нападал на разные страны?

•   Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

•   Где происходило Бородинское сражение?

•   Почему русские военные решили оставить Москву?

•   Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

•   Кто был командиром одного из партизанских отрядов?

2. Тест Вариант 1

1. Во Франции в XVIII в. к власти пришел полководец:

а) Багратион               б) Наполеон                 в) де Толли

2. Французская армия вторглась в Россию в:

а) 1821 г.                      б) 1818 г.                      в) 1812 г.

3. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор

4.  После окончания Отечественной войны 1812 г. в Москве на Красной площади воздвигли памятник:

а) Минину и Пожарскому

б) Петру Великому

в) Екатерине II

Вариант 2

1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен:

а) М.И. Кутузов

б) А.В. Суворов

в) Ф.Ф. Ушаков

2. Бородинская битва произошла:

а) 26 января 1812 г.

б) 26 августа 1821 г.

в) 26 августа 1812 г.

3.  Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?

а) оставить Москву

б) дать под стенами Москвы еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем

4. Война 1812 г. называется Отечественной потому, что:

а) главное сражение произошло под Москвой

б) на войну поднялся весь народ

в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия

3. Работа в парах

—  Давайте проверим друг у друга выполнение задания 3 на с. 40 рабочей тетради.

4. Сообщения учащихся

—  Какие сообщения вы подготовили? (Выступления желающих.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.)

—  Объясните значение данных слов. (Высказывания детей.)

—  Где мы можем узнать значение данных слов? (Ответы детей.)

—  На уроке узнаем об этих словах. Тема урока: «Страницы истории XIX века».

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цеди?

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

(Ученики узнают значения слов, записанных на доске.)

2. Работа в группах

(Ученики читают и выполняют задание на с. 122 учебника.)

V. Первичное закрепление

Сообщения учащихся

(Выступления групп.)

1 группа – декабристы, крепостное право

Крепостное право - законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ — помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» — крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными.

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли — иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, таланты многих погибали в крепостной неволе. Были законы, запрещавшие помещикам жестоко обращаться с крепостными, но они исполнялись плохо.

2 группа – Александр 2           (4 слайда)

После Отечественной войны 1812 г. многие надеялись на освобождение крепостных. Но это произошло только в 1861 г., когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. За что его прозвали Освободителем.

         3 группа –города   (5 слайдов)

VI. Физкультминутка

Утром детки все проснулись,

Улыбнулись, потянулись,

Быстро сделали зарядку:

Ручки вверх, ручки вниз,

На носочках поднялись,

Наклонились на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

VII. Включение нового знания в систему знаний

Продолжение работы по теме урока. Ученики читают о новшествах 19 века.

1. Работа с картой

—  Используя карту в учебнике, выполните задание на с. 125. (Ученики работают с картой в учебнике и у доски.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Установите последовательность событий, выполняя задание 1 на с. 42. (1. Восстание декабристов. 2. Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой. 3. Освобождение крепостных крестьян. 4. Начало строительства Транссибирской магистрали.)

(Ученики сравнивают 2 документа (с. 125-126 учебника), высказывают свое мнение.)

3. Работа с CD

(выполнение заданий из диска.)

VIII. Подведение итогов урока

—  Какие знания мы открыли?

—  Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказывания детей.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 126 учебника.)

—  Вернемся к словам на доске. Объясните теперь значения данных слов.

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

IX. Рефлексия

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

—  Кого из вашей группы вам хочется поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 122—126 учебника.

2. Выполнить задания 2, 4 на с. 42-43 рабочей тетради.

Тест Вариант 1

1. Во Франции в XVIII в. к власти пришел полководец:

а) Багратион               б) Наполеон                 в) де Толли

2. Французская армия вторглась в Россию в:

а) 1821 г.                      б) 1818 г.                      в) 1812 г.

3. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор

4.  После окончания Отечественной войны 1812 г. в Москве на Красной площади воздвигли памятник:

а) Минину и Пожарскому

б) Петру Великому

в) Екатерине II

Вариант 2

1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен:

а) М.И. Кутузов

б) А.В. Суворов

в) Ф.Ф. Ушаков

2. Бородинская битва произошла:

а) 26 января 1812 г.

б) 26 августа 1821 г.

в) 26 августа 1812 г.

3.  Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?

а) оставить Москву

б) дать под стенами Москвы еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем

4. Война 1812 г. называется Отечественной потому, что:

а) главное сражение произошло под Москвой

б) на войну поднялся весь народ

в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия

1 группа – декабристы, крепостное право

Крепостное право - законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ — помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» — крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными.

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли — иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, таланты многих погибали в крепостной неволе. Были законы, запрещавшие помещикам жестоко обращаться с крепостными, но они исполнялись плохо.

2 группа – Александр 2           (4 слайда)

После Отечественной войны 1812 г. многие надеялись на освобождение крепостных. Но это произошло только в 1861 г., когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. За что его прозвали Освободителем.

Отныне все жители России были свободными и могли сами устраивать свою жизнь. Хотя по прежнему возможности для этого у всех были различными. Разная судьба ожидала ребёнка из семьи богатого помещика, фабриканта, купца и ребёнка из семьи бывших крепостных крестьян. С именем Александра Второго, взошедшего на престол в 1855 году, связано много изменений в жизни страны. Наступили новые времена. Александр Второй провёл важные реформы.

 Его царствование было прогрессивным для России.

         3 группа –города   (5 слайдов)

За счёт притока крестьян, пришедших в город на заработки, быстро начало расти население Петербурга, Москвы и других городов.

В центрах обоих городов, наряду с красивыми дворцами знати, оставшимися от прежних времён, появились здания банков, универсальных магазинов, музеев, театров.

В это время возникли многие крупные фабрики и заводы. В Петербурге появились Путиловский и Балтийский заводы. В Москве – текстильные мануфактуры: Трёхгорная и Даниловская.