"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Митина Людмила Валерьевна

Урок составлен на основе принципов системно-деятельностного подхода в обучении. Урок способствует формированию у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Учащиеся научатся объяснять значение преемственности в государственных поступках княгини Ольги и князя Владимира; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мудрый выбор119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Конспект  урока по окружающему миру

по теме:  «Мудрый выбор»

4 класс

                                     

Автор  разработки:

                    Митина Людмила Валерьевна,

              учитель начальных классов

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

города Липецка

г. Липецк

2017 год

                                                                           

Учебно-методический комплект «Перспектива» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Тема урока: «Мудрый выбор»  (4 класс)

Тип урока: Урок рефлексии 

Цели урока

Предметные: 

1) находить место изученных событий на «ленте времени»;

 2) соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; 3) характеризовать выдающихся  людей разных эпох как носителей  базовых национальных ценностей;

4) выявлять архитектурные  особенности  храмов и памятников;

5) различать памятные даты и праздники в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и укрепления  духовно-нравственных связей между соотечественниками.

Метапредметные: 

1)   самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей;

2) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

3) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

 4) использовать навыки сотрудничества и взаимопомощи в ходе коллективного общения и взаимодействия со сверстниками.

Личностные: 

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

2)уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории, осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

3) наблюдение и описывание проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо страны.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся объяснять значение преемственности в государственных поступках княгини Ольги и князя Владимира; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира; получат  опыт организации индивидуальной, совместной учебной  и рефлексивной деятельности.  

Ход урока.

1.Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.

- Сегодняшний  урок окружающего мира  мы начнём с таких слов: «Степень культуры каждого народа определяется отношением к своему прошлому».

- Почему необходимо изучать страницы прошлого своей страны и мира в целом?  

Из опыта предшественников учёные понимают, в каком направлении двигаться. Не зная прошлого невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее.  Не зная истории, человечество ходило бы по замкнутому кругу, повторяя ошибки предков.

- Какая наука помогает нам изучать и расследовать события прошлого? (История)

- Кого мы считаем отцом истории и почему? (Древнегреческого историка и путешественника Геродота, который жил в 484г. до н.э. Он создал 1 историческую книгу, описал народы, жившие вдоль рек Дон и Дунай).

- Какая историческая наука помогает поисками вещественных исторических источников? (Археология)

- Назовите известных вам археологов. Немецкий ученый Генрих Шлиман – открыл древний город Троя. Выдающийся российский археолог Окладников.

2 Актуализация и пробное учебное действие.

- В изучении,  какого большого раздела на уроках  окружающего мира нам помогают эти науки? (Путешествие по реке времени).

- Действительно, события в жизни идут друг за другом, как волны по реке. Вот почему для наглядности историю можно представить как бег волн по реке времени. В такой реке есть плавное течение и бурные водовороты, мели и таинственные омуты. Такова история человечества, любого государства, народа, человека.

- Где мы отмечаем  важные исторические события?  (На  реке времени).

- Что мы принимаем за единицу измерения  на реке времени? (Век).

- От какого события ведём отсчёт лет? (От Рождества Христова).

- Выберите из названий первых пяти изученных тем, в которой говорится о крутом ключевом повороте в истории нашего Отечества, изменившем сознание, жизнь людей и развитие государства . («Мудрый выбор»)

- Кто сделал мудрый выбор и в чём он заключался? (Чтобы Древняя Русь встала вровень с соседними странами, князь Владимир решил просветить народ через веру).

- Значит тема нашего урока: «Мудрый выбор».

- А какую цель перед собой поставим на уроке?

- Вспомнить, обобщить изученный материал, выполнить работу самостоятельно,  поработать над пробелами в знаниях, исправить ошибки, поработать с творческим заданием.

- С чего начнём нашу работу? (С повторения необходимых нам знаний).

- Мы уже сказали, что Геродот составил 1 историческую книгу.

- А кто составил первую рукописную книгу по истории нашего Отечества и как она называется? Монах Киево-Печерского монастыря – летописец Нестор. День памяти 9 ноября.

- Как назывались такие рукописные книги о событиях древней истории? (Летописи)

- Почему их так называли, как были изложены сведения? (По летам).

- Какие вопросы Нестор поставил в «Повести временных лет»,  которые волнуют нас до сих пор? «Откуда есть пошла земля Русская? Какие народы её населяли? Как они ладили друг с другом?»

- С древности разные племена на территории нашей страны жили рядом, общались и даже роднились друг с другом, и так постепенно к 11-12 векам образовалась древнерусская народность, которая в дальнейшем  дала начало трём братским народам.

- Как, когда и почему разноликие и разноязыкие племена стали  объединяться в единое государство – древнюю Русь? (Благодаря «Днепровскому пути» - торговый путь «из варяг в греки» стали появляться города, которые были центрами грамотности и просвещения, создавалась древнерусская культура).

- Какое вещественное доказательство, найденное археологами, свидетельствует об этом? Об этом говорят берестяные грамоты – живые голоса Древней Руси.

- В каком городе они были найдены? (В Новгороде).

- Какой орган власти действовал в городе? (Вече – народное собрание)

- Какой важный вопрос был решён на одном из таких собраний? В каком году?

  В 862 году в  Новгород  для управления приглашают скандинавского князя Рюрика.

- Отметим на реке времени дату начала княжения династии Рюрика.

- Как мы определяем век? (Определяем количество сотен в числе года и прибавляем единицу).

- Сколько веков управляла княжеская династия русскими землями? (Семь с половиной веков).

- Какой вклад внёс приемник Рюрика? (Князь Олег объединил южный и северный центры Руси и призвал к единству все племена под главенством Киева).

- В каком году? 882г

- В летописи записано: «И сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».

- Какому греческому слову соответствует это выражение? (Метрополия – от греческих слов «метер» – мать и «полис» – город).

- О чём в дальнейшем задумались правители Руси? (Русь станет сильной тогда, когда войдёт в семью европейских народов как равная)

- Как это можно сделать? Просветить народ через веру, через крещение.  И первой об этом задумалась княгиня Ольга. Её называли «начальницей веры» и «корнем православия» в Русской земле.

-  Поэтому как её называет летописец? ( «Зарёй перед светом»)

- Когда мы отмечаем день памяти  великой киевской княгини Ольги? (24 июля)

- Кто вошёл в историю как креститель Руси? (Князь Владимир)

- Когда  было Крещение Руси? (988г)

- Князь Владимир навсегда вошёл в историю как собиратель и защитник русских земель, объединил в одну семью народы с помощью православной веры. «Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив её», – говорит «Повесть временных лет». Князь Владимир прекратил  междоусобицы, победил внешних противников, проложил дорогу к строительству сильного  Российского государства.

- Какой образ подходит для князя Владимира? («Красное солнышко»)

- Когда мы отмечаем день его памяти?  28 июля – день памяти крестителя Древней Руси. С 2010 года – это  День Крещения Руси.

- С принятием  христианства славянская письменность утвердилась на Руси.

- Кого мы называем просветителями христианских народов? Монахи Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык главную книгу христиан.

- Какой праздник посвящён их подвигу и когда он празднуется? (24 мая День славянской письменности и культуры).

  -Где находится самый величественный храм христианского мира и почему носит имя Святой Софии? «София» в переводе с греческого означает «мудрость». Мудрость – одно из качеств Христа, значит, именно в Его честь был назван храм.

- Где в Древней Руси возвели храмы Святой Софии? (В Киеве и Новгороде)

- Почему было принято такое решение? (В знак духовной связи  с Византией и память о великом событии).

- Какой обычай возник на Руси? (Строить храмы).

- Но не только храмы строились на Руси, люди осознавали, что потомки должны помнить о людях, которые внесли свой вклад в историю и стали ставить памятники.

- С одним из таких памятников мы познакомились, путешествуя по Новгороду.  

 Памятник «Тысячелетия России»

- Где находятся памятники  князю Владимиру?

 В Москве 4 ноября 2016 открыт памятник князю Владимиру на Боровицкой площади. В правой руке он держит крест - оружие духовное, а  в левой меч - победоносное оружие, готовое сразить врага Отчизны.

- Памятник  является олицетворением духовного сплочения народа. Мы храним верность выбору князя Владимира. Дорожим миром и согласием в нашей многонациональной стране, вместе стремимся к её благу и процветанию, с уважением относимся к обычаям всех её народов, ко всем традиционным религиям России.

- Мы делаем остановку в нашем путешествии по реке времени, вы много знаете, помните и успешно справитесь с самостоятельной  работой.

- Задания  представлены в  форме  тренировочных тестов по подготовке к Всероссийской проверочной работе по окружающему миру.

- Возьмите карточку № 1 и выполните самостоятельную  работу.

3. Локализация индивидуальных затруднений.

  - Итак, сверьте  свои работы с образцом на экране

- У кого верно? Поставьте «плюс»

- У кого ошибки? Поставьте «вопрос».

1. Установи соответствие между понятием и определением.

Понятие

Определение

А. Вече

Б.Метрополия

В. Летопись

Г. Берестяная грамота

1Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам (летам)

2.Древнерусская грамота, выцарапанная на полоске из наружной части коры берёзы.

3.Народное собрание на городской площади как высший орган власти (на  Руси X – XIV вв.)

4. Центр, столица государства.

Ответы: А3, Б4, В1, Г2

2. Соотнеси дату и историческое событие        

Дата

Историческое событие

А.  862г.

Б.  882г.

В.  988г.

1. Князь Олег объединил южный и северный центры Руси и стал княжить в Киеве.

2. Князь Владимир принимает крещение и обращает народ в христианскую веру.

3. В Новгород для управления приглашают скандинавского князя Рюрика.

Ответы: А3, Б1, В2

Отметь на ленте времени дату крещения Руси, укажи век.

3. Укажи, в каком порядке отмечают эти события в течение года.    

1. День памяти великой киевской княгини Ольги

2. День славянской культуры и письменности, День памяти создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия

3. День памяти великого князя Владимира – крестителя Древней Руси, День крещения Руси

                     

4. Какие из этих достопримечательностей можно увидеть в Новгороде? Выпиши номера фотографий.

Ответ  1, 4.

На экране картинки с изображением памятника князю Владимиру в Москве,

памятник «Тысячелетия России», храм святой Софии в Новгороде и в Стамбуле.

- У кого возникли вопросы?

- У кого ответы совпали с образцом? Это значит,  нет  затруднений.

4.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

- Итак, ошибки зафиксировали.

- Наши  дальнейшие действия?

- Я предлагаю вам работать по следующему плану.

- У кого нет вопросов, вы будете выполнять  самостоятельную работу с творческим заданием.

- У кого есть вопросы, мы на них ответим. А потом выполним другую самостоятельную работу.

- Чтобы правильно выполнить задание, куда мы должны обратиться? Материалу учебника, календарю памятных дат, к рабочей тетради.

5.Реализация построенного проекта.

- Приступаем к работе. Дети, у которых нет ошибок,  выполняют  работу с творческими заданиями.  (См. приложение 1)

- У кого возникли вопросы? Подумаем, почему?

- В каком задании у тебя ошибка?

- Чтобы найти  дату и понятие,  необходимо обратиться  к  нужной теме. На экране указаны страницы, которые помогут вам быстро найти правильный ответ

- Откройте  учебник и поработайте над исправлением допущенных ошибок.

6. Обобщение затруднений во внешней речи.

- Молодцы! Вы быстро сориентировались в материале повторения и хорошо поработали.

- Сделаем вывод.

- В чём возникало затруднение при выполнении самостоятельной работы?

- Что нужно делать?

- Как помочь себе, располагая события календаря памятных дат?

- Надеюсь, что при выполнении следующей самостоятельной работы вы не допустите ошибок.

- А теперь, когда вы повторили изученные даты, события и понятия, выполним самостоятельную  работу № 2,  и у вас обязательно всё получится.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Возьмите образец и проверьте свои работы.

- Ребята, которые выполняли творческие задания, выполните самопроверку.

- Отметим свои результаты.

- Расскажите о своей работе.

- Кому всё удалось? Молодцы!

- А если есть ошибки?

- Вы будете расстраиваться? Не расстраивайтесь. Повторите дома ещё раз  изученные темы. Обратите внимание на даты  и понятия, которые встретились в заданиях  самостоятельной работы.  

8.Включение в систему знаний и повторение.

- Какое влияние оказывает мудрый выбор князя Владимира на нашу жизнь? - В решении князя выразилось и стремление нашего народа к высоким идеалам добра, правды и справедливости, к братской сплочённости и солидарности со всем миром.

- Назовите христианские заповеди, которые  служат основой нравственного выбора для каждого человека.

- Не убий! Не лги! Не желай богатства ближнего своего не завидуй. Почитай отца и мать, родивших тебя. Люби ближних,  как самого себя. Будь милостив, и помилован будешь.

- «Я был зверь, а стал человек», - говорил князь Владимир. Вот расстояние между язычеством и христианством. И сегодня в нашей жизни столько бесчеловечного, что необходимо задуматься, переосмыслить свою жизнь вслед и за князем Владимиром от звериного перейти к человеческому.

9.Рефлексия деятельности на уроке.

- Вы отлично поработали, а теперь подведём итог.

- Какую цель мы ставили перед собой? Удалось нам её достичь?

- Выбери предложение, которое ты хотел бы продолжить.

У  меня  получилось…

Я  смог…

Меня  удивило…

Урок  научил  меня…

Я  понял,  что…

Я  попробую…

Было  трудно,  но…

- Вы хорошо потрудились на уроке, повторили изученный материал, справились с самостоятельными работами, нашли ошибки и смогли исправить их.

- Я хочу подарить вам закладки с заповедями, чтобы они стали для вас путеводной звездой и оберегали от ошибок в жизни.

- Домашнее задание:

1. Где и когда в Липецке установили памятник славянской письменности.

2. Продолжите составлять «Календарь памятных дат».

Литература:

  1. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 416с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Готовимся к всероссийской проверочной работе, Окружающий мир, Рабочая тетрадь, 4 класс, Демидова М.Ю., 2016.

Приложение 1

Работа повышенной сложности.

  1. Определите, в каком веке произошли эти исторические события. Запиши римскими цифрами.

Событие

Век

1812г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном

1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос

1380г. Победа в Куликовской битве во главе с  Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками

1709г. Победа русской армии в Полтавском сражении под командованием Петра I над шведами

1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере

  1. Восстанови последовательность исторических событий, пронумеруй в порядке следования.

          а)  Князь Олег объединил южный и северный центры Руси и стал княжить в Киеве.

          б) В Киеве возводят храм Святой Софии.

          в) Князь Владимир принимает крещение и обращает народ в христианскую веру.

          г) В Новгород для управления приглашают скандинавского князя Рюрика.

2.Вставьте в текст пропущенные слова.

А) Скифы – это …(древний народ), о  котором  более двух тысяч лет назад написал … (Геродот). Скифы кочевали в степях… (Причерноморья), достигли границ… (Египта). Скифские курганы найдены на территории современных… (Краснодарского) и … (Ставропольского) краёв, в степях между… (Волгой) и … ( Уралом), близ Оренбурга. Скифские сокровища отличает… (звериный) стиль. Особенно великолепен образ…(золотого оленя). Этот образ с детства вдохновлял выдающегося  российского археолога… (А.П.Окладникова).

Обозначьте век господства скифов на ленте времени.

Б) Одни славяне «сели по Днепру» и назвались…(поляне), потому что там были плодородные поля. Другие «сели в лесах» среди деревьев и прозвались …(древляне). Третьи расположились на дрягве. На болоте  и назвались… (дреговичи). Н

а берегах реки Полоты поселились … (полочане). А севернее всех поселились … (северяне). Славяне, которые поселились на озере Ильмень, оставили себе свое имя - … (словене).

3.Запиши порядковый номер тех достопримечательностей, которые встречаются только в столице нашей Родины.

  1. Третьяковская галерея                                      3) Царь-Пушка
  2. Казанский собор                                                4) Медный всадник

__________________________

4.Приведи три примера достопримечательностей своего региона.

Ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Напиши что значит быть гражданином своей страны.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру (1 класс) на тему: Окружающий мир - живая и неживая природа

Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Окружающий мир- живая и  неживая природа...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.

Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....

Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс

Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс. Тема " Мудрый выбор"

Разработка открытого урока по окружающему миру по УМК "Перспектива"...