Технологическая карта урока "Путешествие по ленте времени"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Булатова Надежда Ильинична

познакомить с понятием «историческое время», способом расположения исторического времени на ленте времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Коркинская средняя общеобразовательная школа

Технологическая карта урока

Окружающий мир 3 класс  УМК «Планета знаний»

                                                                         Тема: «Путешествие по ленте времени»

Составитель: Булатова Надежда Ильинична

учитель начальных классов

3 класс

Тема урока: «Путешествие по ленте времени».

Тип урока: освоение нового материала

Цель: познакомить с понятием «историческое время», способом расположения исторического времени на ленте времени.

Задачи:

- заинтересовать детей предметом история;

- вызвать интерес к прошлому своей страны;

- формировать коммуникативные умения при работе в группах;

- развивать умение слушать других;

- развивать творческие способности;

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- формирование устойчивых учебных мотивов;

- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

- интерес к учебному материалу;

- знание основных моральных норм поведения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу;

- развитие способности регулировать собственную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельности);

- развитие умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность  и деятельность партнеров.

Познавательные  УУД:

- формирование умения выделять и формировать проблемы;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Коммуникативные УУД:

- развитие умения  работать в парах, группах, договариваться между собой;

- совершенствование умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты: 

- создание  условий для формирования представления о ленте времени;

- формирование  представления о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества;

- расширение представлений о  понятиях «историческое время», «наша эра»;

Основные понятия: история, лента, время, прошлое, настоящее, будущее,

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Методы: частично-поисковый, наглядный, АМО.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, карточки.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор;

Дидактические материалы: бумага, цветные карандаши, раздаточные карточки;

Технологии: В ходе урока используются ИК-технологии,  социо/игровая технология, технология сотрудничества при работе в группах. Вокруг обучаемых начинают возникать по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для позитивного сравнения своих знаний–умений–возможностей с возможностями–умениями–знаниями своих партнёров. Поэтому работа обучаемых во временных парах оказывается весьма плодотворной почвой для деловой помощи друг другу и стимулирует передачу обучаемыми своих знаний сверстникам. А это неизбежно сказывается на повышении эффективности обучения. Кроме этого, активная работа в парах, перемещение ребят по классу снимает необходимость проведения физминуток.

В целях здоровьесбережения  и в связи с требованиями СанПиНов экран проектора, когда не используется, выключается. Таким образом, время просмотра статических изображений на экране не превышает 10 минут.

Интернет - ресурсы:

I.Организационный момент

Этап урока, его цели

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Содержание этапа урока

Личностные результаты и формируемые УУД

I.Эмоциональный настрой

Цель: активизация учащихся на работу на уроке.

Привлекает внимание учащихся, включает их в коллективную деятельность.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Дети готовятся к работе, получают позитивный настрой

                     1 Слайд

- Вижу, что вы готовы к уроку.  Я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество.

Время быстро пройдёт,

Начинаем наш урок.

Улыбнулись, друзья,

За работу пора.

Пусть ваш путь будет успешным,дружным, вдумчивым, интересным.

-Поздоровайтесь со своим соседом локтем, улыбнитесь друг другу.                  (Слайд 1)

Личностные результаты: положительное отношение к процессу познания;

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация опорных знаний

Цели: 

Проверка степени усвоения ранее полученных знаний.

Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.

Работа  с нетбуками

Интеллектуальная разминка.

Организует проверку изученного материала с помощью разгадывания кроссворда.

Организует проверку изученного материала с помощью ребусов.

Выводит таблицу с правильным вариантом на экран.

Отгадывают загадки,

(Приложение 1)

ребусы, месяцы ставят по порядку. 

 (Приложение 2)

- Отгадайте загадку, кто ежегодно приходят к нам в гости?

Один седой, другой  молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет.                (времена года)

-Какое сейчас время года? –

-   Докажите. Для этого откройте нетбуки и  решите кроссворд.

1.Пушистые комочки

Проклюнулись из…почки.  

                                           (верба)

2. Как называется природное явление «таяние сосулек»?  

                                         (капель)

3. Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...         (солнце)

4. В самый разгар весенней поры.Капает сок с белоснежной коры.                                (береза)

5. Солнце светит, солнце сияет

Вся природа воскресает. (весна)

- Что у вас получилось, какое время года? Правильно.

- А кто из вас знает весенние месяцы. Предлагаю вам разгадать ребусы, а отгадки поставить в правильной последовательности.

                                         2 слайд

Личностные результаты:

Способность к самооценке на основе эталона.

Регулятивные УУД:

Оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

Осуществлять подведение под понятие на основе выделения существенных признаков объектов и их синтеза.

Коммуникативные УУД:

Аргументировать свою позицию.

III.Постановка учебной задачи

Цели: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно – познавательной деятельности.

Постановка учебных задач урока.

Создает проблемную ситуацию.

Предлагает сформулировать тему урока.

Фиксирует недостаточность имеющихся знаний.

Организует формулирование учебных задач.

Слушают учителя.

Выдвигают предположения.

Формулируют тему урока.

Ставят учебные задачи урока.

(Приложение 3)

- Сегодня на уроке мы….

3 слайд

-Отгадайте загадку

Развернулась змейкой,

Свернулась бабочкой. (Лента)

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его. (Время)

-Из слов-отгадок сформулируйте тему урока.

- Предположите, о чём пойдёт речь.

- Назовите тему урока.

- Определите цели урока, используя опорные слова  

                                      (Слайд 4)

Личностные результаты:

Устойчивая учебно – познавательная мотивация учения.

Регулятивные УУД:

В сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи. Понимать и сохранять учебную цель и задачу

Познавательные УУД:

Анализировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Строить речевые высказывания в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Цель: учить учащихся применять полученные знания при выполнении разных учебных задач.

Дети работают с рабочими листами (Приложение 4)

В первом уровне записано «Путешествие по ленте времени».

- Результаты нашей работы на уроке мы с вами будем записывать в рабочем листе. В течение урока мы постараемся не только кратко записать ответы на вопросы, но и заполним схему – кластер. Рассмотрите рабочие листы. Какие ключевые слова нашего урока уже записаны?

Вы уже знакомы с науками, которые изучают природу и человека. Сегодня мы познакомимся ещё с одной наукой. А какой, я предлагаю вам составить слово из предложенных букв.

ОРСТИИЯ   (история)

                                      (Слайд 5)

Личностные результаты:

Учебно – познавательный интерес к новому материалу и способы решения задач.

Регулятивные УУД:

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.

Познавательные УУД:

Анализировать объекты, выделяя существенные и несущественные признаки.

Устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные УУД:

Владеть диалогичной формой речи, осуществлять взаимный контроль.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Чтение учащимися про себя. Один ученик читает вслух.

(История даёт нам возможность понять: отчего бывают войны, как наладить мирные связи, как изменяется природа под воздействием человека и многое другое)

- Как вы думаете, что изучает наука история?

- Чтобы ответить на этот вопрос откройте учебник на с.57 и прочитайте, что такое история.

-А зачем нам нужно её изучать?           

                                     ( Слайд 6)

- Наше путешествие будет проходить во времени, поэтому нам нужно познакомиться с понятием «Историческое время». На которой  отмечены: прошлое, настоящее и будущее.

В истории путь из прошлого через настоящее в будущее называют лентой времени.

- Мы часто задаём вопрос «Когда это было?» - и получаем ответ «В таком-то году, веке, тысячелетии».

Время оно течёт, бежит,  …

-А какие глаголы вы можете добавить к слову время? (идёт, летит).

С чем можно сравнить время?            (река или лента)

Но у реки есть начало (исток) и конец, т.е. место впадения (устье), а у времени нет начала и конца, оно убегает далеко вглубь времён.        (Слайд  7)                              

Для удобства время разделили на промежутки.

Они могут быть  совсем короткими  (день, неделя, месяц, год), а могут быть длинными (от десятилетия до тысячелетия).              (Слайд 8)

                                      (слайд 9)

Личностные результаты:

Учебно- познавательный интерес к новому материалу и способу решения задач.

Регулятивные УУД:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение.

Познавательные УУД:

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях.

Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.

Строить устное сообщение.

Коммуникативные УУД:

Адекватно воспринимать и передавать информацию.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение.

РАБОТА В ПАРАХ.

Кластер - схема

Работают в парах в рабочих листах. Записывают в кластер – схему. Производят взаимопроверку, оценивают, комментируют

- Сейчас вы поработаете парами. Даны промежутки времени.

Запишите  их в порядке увеличения.

День, век, месяц, неделя, час, год.

Поменяйтесь листами и проверьте друг у друга. Оцените друг друга. Если сделано правильно, поставьте +,

если нет -.  

У кого сделано правильно, кто допустил ошибки.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Проводит физкультминутку.

Под музыку.

Выполняют упражнения.

Вы сидеть уже устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Наклонилась сперва

Книзу наша голова (наклон вперед)

Вправо - влево мы с тобой

Покачаем головой, (наклоны в стороны)

Руки за голову, вместе

Начинаем бег на месте, (имитация бега)

Уберем и я, и вы

Руки из-за головы.

(Дети садятся за парты.)

РАБОТА ПО ВАРИАНТАМ, В РАБОЧИХ ЛИСТАХ.

- А как вы понимаете, что такое век?

- Века принято обозначать римскими цифрами, мы с ними знакомились на уроках

математики.              (Слайд 10)

- Я  предлагаю вам поработать в рабочих листах

1 варианту предлагаю  заменить  арабские цифры римскими, 2 варианту  наоборот римские арабскими..

                    (проверка по слайду)

РАБОТА С ЛЕНТОЙ ВРЕМЕНИ.

У разных народов был различный счёт лет –  летоисчисление.

Древний Египет - египтяне отсчитывали годы от начала правления нового фараона

(правителя).

Древняя Греция - греки вели счёт лет по Олимпийским играм, которые проходили один раз в 4 года.

Древний Рим - Римляне считали первым годом их истории год основания Рима

                                   (Слайд 11)

Христианская церковь предложила создать единую систему отсчёта лет.

Отсчет времени в нашем календаре начинается с рождения Иисуса Христа.                                                              

                                    (Слайд 12)

События, которые свершились после рождения Христа, относятся к нашей эре.

То, что произошло раньше этого времени, случилось до нашей эры.            (Слайд  13)

Если мы знаем год, когда произошло событие, то как правильно определить в каком веке это было?    (Слайд 14)

Правило:

-если число заканчивается на два нуля, то первая цифра или две цифры  -  это номер века;

например: 900 –  IX  век

если на месте нулей появляются другие цифры, то это уже следующий век.

например: 1423 -                                                        

Личностные результаты:

Формирование учебно – познавательного к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные УУД:

Оценивание правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Внесение необходимых коррективов в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

IV.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, основным.

Цель: включение нового

знания в систему знаний, формирование целостной системы знаний по теме.

РАБОТА В ГРУППАХ,

В РАБОЧИХ ЛИСТАХ.

Учитель предлагает  детям поработать в группах. Обсудить между собой.

Один ученик от группы отвечает. Если учащиеся согласны,то показывают улыбающийся смайлик, если нет хмурый.

Заполнение таблицы, самооценивание.

- Напишите, к каким векам относятся перечисленные ниже года (работа в группах), взаимопроверка, анализ

1850г - …        1700г - …

1240г - …         2005г - …

5г - …        1120г - …

86г - …        1961г - …

1399г - …        1599г - …

Проверка      по слайду 15

РАБОТА У ДОСКИ.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

Контролирует самостоятельное выполнение работы.

Учитель предлагает детям сравнить их ответы с эталоном и исправить ошибки

Учащиеся выходят к доске, берут карточку с годом и вешают на ленту времени на определенный век.

Дети сравнивают свои ответы с ответами на слайде. Проверяют, анализируют, исправляют ошибки, оценивают.

- Сейчас ребята мы поработаем у доски. На доске изображена лента времени, ваша задача соотнести годы событий с веком, в котором они произошли.

1. Принятие христианства на Руси – 988

2. Первое упоминание в летописи о городе Москве – 1147 год;

3.Начало земляных работ, предшествовавших строительству Санкт – Петербурга, - май 1703 года;

4. Великая Отечественная война – 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года;

6. Запуск первого спутника Земли – 4 октября 1957 года;

7. Полет в космос первого космонавта Земли Юрия Гагарина – 12 апреля 1961 года.

                           (Слайд 16 - 17)

Личностные результаты:

Формирование учебно – познавательного к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные УУД:

Оценивание правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Внесение необходимых коррективов в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

VI. Итог урока. Рефлексия

Цель: Оценивание результатов учебной деятельности

Организует рефлексию. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Учитель просит детей оценить свою работу:

Соотносят цели, поставленные в начале урока, и знания, полученные в ходе урока.

Наше путешествие подходит к концу.

А какую цель мы поставили в начале урока?

Достигли её?

Продолжи начатое предложение

Я узнал ….

Я научился….

Я понял …

(Слайд 18)

Все люди при встрече и при прощании машут друг другу руками.

Я предлагаю вам своё настроение изобразить на ваших руках. Возьмите любой цветной карандаш, обведите свою руку, и нарисуйте своё настроение.

Лента времени бежит дальше, а мы попрощаемся с нашим путешествием.

Личностные результаты:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Адекватно воспринимать предложения и оценку  учителя, товарищей.

КоммуникативныеУУД:

Формулировать собственное мнение.

Домашнее задание

Цель: Познакомить детей с заданием на дом и дать инструктаж по его выполнению.

Дает домашнее задание и комментарии к нему.

Записывают домашнее задание. Задают вопросы по его выполнению.

Задания на выбор:

1.Прочитать статью в учебнике с. 57

2. Решить историческую задачу с.60, №2

3.Составить ленту времени с важными событиями, произошедшими в вашей семье

(Слайд 19)

Личностные результаты:

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные и учебно – познавательные мотивы.

Коммуникативные УУД:

Умение задавать вопросы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Окружающий мир 3 класс Тема: «Путешествие по ленте времени»

Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о ленте времени, сформировать представление о науке истории, которая изу­чает прошлое человеческого общества. Познакомить с поняти...

Технологическая карта урока математики «Единицы времени» (4 класс)

Цель урока: формирование представлений учащихся об использовании новой величины «время» и новых единиц измерения времени.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Систематизироват...

Технологическая карта урока математики "Единицы времени. Секунды", 4 класс

Тема урока «Единицы времени. Секунды.»Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Создание условий для формирования умений измерять время в секундахЗадачи урокаДидактические...

Технологическая карта урока математики «Единицы времени» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о новой единице измерения времени – «год». Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Систематизировать знания об...

Технологическая карта урока математики "Единицы времени" (4 класс, УМК "Школа России)

Цель урока: обобщение знаний об известных единицах времени.Задачи урокаДидактические:1. Создать условия для формирования  понятия «Время»2. Закрепить знания обучающихся о единицах вре...

Технологическая карта урока математики "Единицы времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о новой единице измерения времени – «год».Задачи урокаДидактические:Систематизиров...