Во времена Древней Руси
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Худякова Ирина Андреевна

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vo_vremena_drevney_rusi.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: Во времена Древней Руси

Цели урока: формировать представление о Древней Руси, русских князьях.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- научаться определять по карте расположение территорий Древней Руси по векам;

- узнают о русских князьях.

Личностные: 

- продолжат развивать речь, умения наблюдать и сравнивать.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник – Окружающий мир 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2013, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

I.Организационный момент.
Словесный: слово учителя

Доброе утро. Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

III.Постановка и решение  учебной задачи 

Словесный: ответы на вопросы.

5 мин

-  Наш урок я хочу начать со стихотворения Николая Михайловича Языкова.

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Прохладней летний ветерок,

Душистее цветы.

Там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток.

Там соловей поет звучнее...

-  Поэты всех поколений писали о своей любви к России и гордились принадлежностью к русскому народу.

- Кто является предками русского, украинского и белорусского народов? (Восточные славяне.) 

—  Прочитаем тему урока, на слайде. («Во времена Древней Руси».)

—  Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Предположения детей.)

- Сегодня, мы узнаем, как появилось государство Киевская Русь.

- Вспомните, как жили древние славяне?  (племенами)

- Время шло. Славянские племена начали объединяться. На Руси стали появляться города.  И к концу 9 в. на карте восточной Европы появилось государство  - Киевская Русь.

А к середине 11 в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного.

Анализировать

Отвечать на вопросы

Размышлять над темой урока и учебной деятельностью

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: 

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: самостоятельно определять тему, круг задач, отвечать на вопросы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

IV.Решение частных задач

Словесный: монолог учителя

   

Словесный: диалог

Практический: выполнение задания

Словесный: рассказ

5 мин.

10 мин.

7 мин

2. Работа с картой

—  Рассмотрите карту на с. 41 учебника.

- Найдите территорию Древней Руси в конце IХ в., кто сможет показать на карте?

- В середине XI в.?

Сравните. Что вы заметили? (Территория Древней Руси к середине XIв. увеличилась.)

—  А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоевывали земли.)

—  Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней?

3. Работа по учебнику С. 40-42

- А сейчас я предлагаю вам прочитать текст в учебнике и ответить на эти вопросы (слайд) :

1. На каком важнейшем пути возник город Новгород и город Киев? (на торговом пути «из варяг в греки»)

2. В каком году новгородцы призвали на княжение Рюрика? (862 г)

3. Как возникло Древнерусское государство? (в 882 г. Олег объединил под своей властью Новгород и Киев.)

4. Кто был главой Руси? (великий князь киевский, Олег)

5. Кем были бояре? Кто такие дружинники?

 Текст на стр. 40 и 42.

1. Беседа о русском князе Владимире Красное Солнышко

Летописи рассказали и о другом славном русском князе — Владимире. Давно он княжил на Руси — тысяча лет прошла с тех пор, а люди все еще помнят его.

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.                                          

—  Как вы думаете, за что могли дать такое прозвание? (Ответы детей.)

Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Слушать

Анализировать

Анализировать

Отвечать на вопросы

Внимательно читать

Запоминать

Анализировать

Слушать

Запоминать

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

V.Закрепление изученного материала

Словесный: рассказ

Практический: работа с учебником

Словесный: ответы на вопросы

10 мин

2. Работа по репродукциям картин

—  Кого на Руси называли богатырем? (Человека очень большой силы, стойкости, отваги.)

-Посмотрите на слайд. 

 -Это репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».)

-

В центре на черном коне сидит Илья Муромец.

Богатырь зорко всматривается вдаль: нет ли где врагов-кочевников.

 Слева от Ильи Муромца, Добрыня Никитич. Правая рука уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесет в бой. У Алеши Поповича стрела всегда наготове.

За спинами богатырей — Русская земля.

 Герои полны решимости не пропустить врага.

Когда смотришь на богатырей, охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи.

3. Рассказ учителя

Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга его. В историю Владимир вошел как креститель Руси, он ввел на Руси новую религию — христианство.

—  Как вы понимаете слово «крещение»? (обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви.)

- Давайте прочитаем на стр. 43, последний абзац.

-Кто первым принял крещение? (князь Владимир и его дружина)

-Как вы думаете, почему князь первым принял крещение? (подать пример)

- А как киевляне поступили с прежними божествами?

- Как вы думаете, как приняли новую веру люди? (ответы)

- Прочитайте текст на стр. 44-45. Про себя.

- Как происходило крещение Руси? (Владимир повелел всем прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.)

-В каком году? (988 г)

- Легко ли народ принял новую веру? (Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней, например колядование.)

-   С какой целью князь Владимир крестил Русь? (В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и, если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договариваться с соседними странами.)

-Как повлияло христианство на Киевскую Русь? (из учебника)

Физкультминутка

 Выполнение заданий в рабочей тетради

— Рассмотрите карту на с. 15. Используя карту учебника на с. 41, раскрасьте территорию Древней Руси. Обозначьте торговый путь «из варяг в греки» красной линией.

(Взаимопроверка по учебнику.)

Работа с пословицами

—  Как вы думаете, какая из пословиц и поговорок больше соответствует теме нашего урока и почему?

•   Без добрых дел вера мертва.

•   Я, слава богу, крещеный человек.

•   Земля русская вся под Богом.

•   Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

Анализировать

Отвечать на вопросы

Читать

Анализировать

Отвечать на вопросы

П: строить речевое высказывание

П: строить рассуждения

П: осмысленно читать

М: высказываться, обосновывать  свою точку зрения, ориентироваться в своей системе

VI.Домашнее задание

  1. Прочитать текст на с. 40-45 учебника.
  2. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 45 учебника

3. Выполнить задания 2, 3 на с. 16 рабочей тетради.

Записывать домашнее задание

VII.Итог урока. VIII.Рефлексия.

—  Какова была цель урока?

—  Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 45 учебника.)

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Во времена древней Руси

Презентация к уроку....

"Во времена древней Руси"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"...

театрализованное представление "Во времена Древней Руси"

Конспект внеклассного мероприти с элементами театрализации....

Времена Древней Руси презентация

Презентация по окружающему миру программа "Школа 2100" 3 класс "Моё Отечество"...

Повторение: "Времена Древней Руси. Времена Московского государства"

Конспект урока для 3го класса. Окружающий мир. Моё отечество.Урок построен по технологии модерации  (с использованием АМО)....

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...