Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог», 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Новикова Марина Владимировна

Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Программа курса внеурочной деятельности

 социальной направленности

            «Юный эколог»

                                                                  1 класс (7-8 лет)

                                                   

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

      Первоклассники познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

      В результате изучения курса ученики заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, освоят элементарные нормы адекватного природо  и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

      У детей выработается бережное отношение ко всему живому, сформируются новые природоведческие, природоохранительные и нравственные знания и умения.

      Учащиеся будут использовать приобретённые знания в практической деятельности.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, в результате наблюдений;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • совместно договариваться о  правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

II. Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

№ п/п

Тема раздела, занятия

Содержание

Формы организации и виды  деятельности

1

Вводное занятие. Мир вокруг нас.

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

Круглый стол.

Учащиеся осваивают умения:  задавать вопросы, вступать в диалог, различать способы и средства познания окружающего мира, оценивать результаты своей работы.

2

Путешествие в осень.

     Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром.  

  Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры.

Экологические игры на свежем воздухе.

Экскурсия в осенний парк.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времён года.

Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях.

Сравнивать и группировать листья по различным признакам.

Определять деревья по листьям.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

3

Лес – наше богатство.

     Изучение текстов о лесе.  Наблюдения за  лиственными и хвойными деревьями. Определение различий.

    Составление в группах и объяснение правил  поведения в различных ситуациях  в лесу.  

    Анализ использования человеком богатств природы.

Составление правил охраны леса.

     Различать лиственные и хвойные деревья.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях  в лесу.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Составлять правила охраны леса.

4

Путешествие за капелькой воды.

Наблюдение за жизнью водоёма.

   Составление  рисунка-схемы пути воды из реки в море. Сравнение реки и моря.

   Знакомство с речными и морскими рыбами.  Определение названий  рыб по рисунку.  Приведение примеров речных и морских рыб.      

    Объяснение  причин загрязнения воды и гибели рыб в водоёмах. Определение связи между загрязнением воды и здоровьем человека.

Экскурсия к водоёму. Составление правил охраны водоёмов.  

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море.

Сравнивать реку и море, различать пресную и морс-кую воду.

   Узнавать рыб по рисунку.

Приводить примеры речных и морских рыб.        Составлять правила охраны водоёмов.

5

Удивительный мир животных.

    Знакомство с экзотическими животными.

    Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за  домашними животными.

    Знакомство с  работой человека  на пасеке.

    Наблюдение за  внешним видом, характерными особенностями  представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

    Наблюдение  за жизнью животных, составление  рассказов о любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы».

    Объяснение  роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

    Составление правил  ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в  зоопарке.

Сравнивать и различать диких и домашних животных.

Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в  зоопарке; примеры работы на пасеке.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

6

Наши пернатые друзья.

    Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице.

    Различение  зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края.

     Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе.          

    Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление  правил подкормки птиц.

    Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Экскурсия в парк.Подготовка отчета в группах. Выставка материалов. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Описывать внешний вид, характерные особенности птиц (на примере своей местности).

Различать зимующих и перелётных птиц.

Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края.

Приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

     Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе.          

Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

Запомнить правила подкормки птиц.

7

Красная книга родного края.

 Знакомство с растительным и животным миром родного края. Обсуждение многообразия растений и животных края. Выяснение особенностей жизни животных. Знакомство с  исчезающими растениями и животными родного края.

    Причины исчезновения их и необходимость их защиты каждым человеком. Составление  и обсуждение мер по  охране редких растений и животных.            Красная книга родного края

Изготовление книжек-малышек.

Выявлять причины исчезновения растений и животных.

Предлагать и обсуждать меры по их охране.

Рассказывать о редких растениях и животных.

8

Сад на подоконнике.

     Наблюдение за  комнатными растениями школы и узнавание  их по рисункам.

     Работа с иллюстрациями с изображением различных  комнатных растений. Определение названий частей растений.    

     Подготовка рассказа  об особенностях любимого комнатного растения.

    Составление правил ухода за комнатными растениями. Выставка рисунков.

Наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам.

Приводить примеры комнатных растений.

Находить у растений их части, показывать и называть.

     Рассказывать об особенностях любимого комнатного растения.

9

Мир похож на цветной луг.

     Наблюдение за дикорастущими и культурными растениями и узнавание их по рисункам и в природе.

    Знакомство с необычными растениями.

    Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений.

     Наблюдение растений клумбы и луга узнавание их по рисункам.

   Составление рассказа о любимом цветке.

     Подготовка отчета в группах. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

   Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.

Наблюдать растения клумбы и луга узнавать их по рисункам.

Рассказывать о любимом цветке.

Наблюдать насекомых  и  узнавать их по рисункам.

Приводить примеры насекомых.

10

Итоговое  занятие. Мы – друзья природы.

   Подготовка сообщений о взаимосвязи  между человеком и природой.

Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой.

Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.


Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

В том числе

По плану

Фактически

Теория

Практика

1

Вводное занятие.Мир вокруг нас.  

1

1

2-4

 Путешествие в осень.

3

1

2

5-8

Лес – наше богатство.

4

2

2

9-12

Путешествие за капелькой воды.

4

2

2

13-16

Удивительный мир животных.

4

2

2

17-20

Наши пернатые друзья.

4

2

2

21-23

Красная книга родного края.

3

2

1

24-27

Сад на подоконнике.

4

2

2

28-32

Мир похож на цветной луг.

5

2

3

33

Итоговое занятие.Мы – друзья природы.

1

1

Итого:

33

16

17

III. Тематическое планирование



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный эколог"

Рабочая программа рассчитана на детей второго класса. Срок реализации - 1 год. Направление работы - культурологическое (экологическое)....

Программа по внеурочной деятельности учащихся "Юный Эколог"

В программе "Юный Эколог" разработаны занятия по экологии с учащимися 1 класса в рамках внеурочной деятельности по ФГОС....

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровячки» для 4 класса по спортивно-оздоровительному направлению

       Программа   «Здоровячки!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным обра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа юных исследователей"

        Программа внеурочной деятельности "Школа Юных исследователей" направлена на обучение навыкам научного поискового исследования, рассчитана на учащихся 6-11 ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология» 3 класс

Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология" для 3 и 4 классов. В ней представлены планируемые результаты, тематическое планирование и КТП....

Программа профильного отряда экологической направленности "Юные экологи"

В  работе представлены цель, задачи, планированный результат, план мероприятий....