Программа дополнительного образования экологического направления "Юный эколог" для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Романова Арина Сергеевна

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Юный эколог" предназначен для 1 класса. Программа расчитана на один учебный год по 1 уроку в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_ekolog_1_klass.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

ДЛЯ 1 КЛАССА

.

г. Артём

2022 – 2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных  явлений,   единстве   неживой   и   живой   природы, о взаимодействии   и   взаимозависимости   природы,   общества
    и человека.
  2. Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  3. Формирование    экологически    ценностных    ориентации в деятельности детей.
  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  5. Становление   осознания   уникальности,   неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
  6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
  7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения
    и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
  8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной
    практической деятельности по охране окружающей среды.

9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Программа «Юный эколог» - авторская, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Левин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из трех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 380 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения- «Экология моего дома» (33 часа: теория - 26 ч; практика - 7 ч);

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин в первом полугодии и 45 минут во втором полугодии.

Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течение трех лет), личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек - существо биосоциальное, часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание  мотивации   гармоничного  взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

  • планета Земля — наш большой дом;
  • Солнце - источник жизни на Земле;
  • неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

-влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

  • самоценность любого организма;
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

  • человек - существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
  • различия съедобных и несъедобных грибов;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
  • способы сохранения окружающей природы;
  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

-        выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

-        составлять экологические модели, трофические цепи;

- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

-        заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
  • работать с гербарием;
  • оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
  • проявлять нетерпимость к экологически неграмотным по ступкам и действиям;
  • выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-й год обучения

№ урока

п

Количесво

Тема

Дата

часов

план

факт

Введение   2

1

1

Что такое экология?

2

1

Экскурсия на улицу «Краски осени»

Мой дом   5

3

1

Наша одежда и обувь

4

1

Практическая работа. Одежда

5

1

Моя квартира.

Бытовые приборы в квартире.

6

1

Гигиена класса

7

1

Гигиена школы. Экскурсия по школе.

Мой дом за окном  7

8

1

Мой дом

9

1

Деревья твоего двора

10

1

Птицы нашего двора.

11

1

Разнообразие растений и семян.

12

1

Практическое занятие «Изучение гербария»

13

1

Откуда берется и куда девается мусор?

14

1

Совместный проект «Вторая жизнь мусору»

Я и мое окружение 6

15

1

Соседи-жильцы

16

1

Дом моей мечты

17

1

Комнатные растения в квартире, в классе

18

1

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

19

1

Животные в природе.

20

1

Животные в доме. Кошка и собака – друзья человека.

Вода - источник жизни 5

21

1

Вода в моем доме и в природе

22

1

Вода в жизни растений и животных.

23

1

Вода и здоровье человека

24

1

Личная гигиена

25

1

Практическое занятие «Загрязнение воды и ее очистка»

Солнце и свет в нашей жизни  5

26

1

Солнце, Луна, звезды - источники света

27

1

Отношение к свету и теплу различных животных

28

1

Отношение к свету и теплу различных растений

29

1

Откуда приходят свет и тепло в мой дом.

30

1

Телевизор в моём доме.

Воздух и здоровье  3

31

1

Воздух и здоровье человека.

32

1

Практическое занятие «Если хочешь быть здоров

33

1

Итоговое занятие.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения

№ п/п

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов

Введение

2

Теория - 2 часа

1-2

Что такое экология?

2

Знакомство детей с целями и задачами занятия, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология — наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома — планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров. Прогулка. Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Беседа.

Беседа. Рассказ. Диалог. Игра «Живое - неживое»

Рисунок «Дуб и все вокруг него»

Мой дос

5

Теория - 3 часа, практика  2 часа.

3

Наша одежда и обувь

1

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход

Беседа

Рекомендации

4

Практическая работа Одежда

1

Изучение разных видов ткани. Знакомство с экологической проблемой: Кладбище одежды. Определение тканей, производство которых не наносит вред природе. Создание памятки с рекомендациями по уходу за одеждой.

5

Моя квартира. Бытовые приборы в квартире

1

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации

Беседа. Эксперимент

Инструктажи

6

Гигиена класса

1

Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными

Беседа. Диалог

Рисунок «Школа будущего»

7

Экскурсия в школьную кухню

1

Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов

Беседа

Правила безопасности. Описание «Кухня в моей квартире»

Мой дом за окном

7

Теория - 6 часов, практика -1 час

8

Мой дом

1

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе

Рассказ. Диалог. Игра

Рисунок «Мой дом».

Рассказ «Я живу в городе», «Я живу в селе»

9

Деревья твоего двора

1

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Беседа. Загадки. Кроссворд «Листья». Игра «Узнай листок»

Рисунок «Вид деревьев зимой»

10

Просмотр кинофильма о птицах

1

 Просмотр сюжетов «Почему птицы улетают», «Осёдлые и перелётные птицы».

Беседа. Игра «Узнай птицу»

Рисунок знакомой перелётной или осёдлой птички.

11

Птицы нашего двора

1

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: о самых маленьких (колибри); самых крупных (страус, пингвин, индюк); самых быстрых и т. д. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой

Беседа. Рассказ. Сказки-шутки. Игра «Где живет птичка»

Рисунок «Птицы нашего двора». Веселые и интересные случаи поведения птиц

12

Разнообразие растений и семян

1

Знакомство с разнообразием растений и их семенами. Просмотр диска.

Беседа. Просмотр диска.

 Рисунок растений и их семян

13

Практическое занятие «Изучение гербария»

1

Рассматривание растений.

Рисунок

14

Откуда берется и куда девается мусор?

1

Выясняем, откуда берется и куда девается мусор

Беседа. Эксперимент «Что будет, если каждый из учащихся бросит бумажку»

Рисунки  «Что нужно сделать, чтоб наш класс, наш дом, наш город были чистыми»

Я и мое окружение

6

Теория -5 часов, практика -1 час.

15

Соседи-жильцы

1

Доброжелательные отношения с ними. Все мы - соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа

Диалог. Рассказ. Игра «Что я люблю и чего не люблю»

Рассказ «Интересные люди рядом»

16

Дом моей мечты

1

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Диалог. Игра

Рисунок

17

Комнатые растения в квартире, в классе

1

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к.условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями

Беседа. Игра «Угадай по описанию». Игра «Угадай по силуэтам». Опыт. Наблюдение. Эксперимент

Зарисовка комнатных растений. Составление паспорта комнатных растений. Алгоритм выполнения операций. Сообщение о комнатных растениях. Подбор стихов, загадок, пословиц

18

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений,

произошедших после произведённых работ

19

Животные в природе

1

Знакомство с разнообразием животных. Условия обитания в природе. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки

Беседа. Рассказ. Наблюдение.

Диалог

Забавные истории о домашних животных.

20

Животные в доме. Кошка и собака – друзья человека.

1

Знакомство с домашними животными. Цель содержания животных. Кошка и собака - друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой?

Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль - меры предупреждения их появления

Беседа. Рассказ. Наблюдение

Рисунок «Мое домашнее животное». Сделать фотоальбом «Я и мой

друг». Наблюдение за поведением животных в доме. Сообщения

Вода - источник жизни

5

Теория - 4 часов, практика -1 час

21

Вода в моем доме и в природе

1

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Беседа. Опыт по очистке воды. Ситуации/ Игры с водой

Рисунок «Охрана воды». Придумать экологические знаки

22

Вода в жизни растений и животных

1

Как вода влияет на жизнь растений?

Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Опыт по влиянию полива на состояние комнатных растений

Беседа. Наблюдение

Обобщающая беседа

23

Вода и здоровье человеку

1

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма?

Беседа

Рисунок

24

Личная гигиена

1

Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды

Беседа, ;. Опыт измерения температуры воды

Продолжи сказку: «Жил-был мальчик, он не любил купаться...»

25

Практическое занятие «Очистка воды»

1

Наблюдение за экспериментом по очистке воды с помощью песка, угля и т.д.

Беседа

Солнце и свет в нашей жизни

5

Теория - 5 часов.

26

Солнце, Луна, звезды - источники света

1

Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток

Беседа. Эксперимент. Наблюдение

Рисунок «Небо»

27

Отношение к свету и теплу различных животных

1

Выяснить, как животные относятся к свету и теплу. Роль солнечного и лунного света в жизни животных

Опыт. Наблюдение

Обобщающая беседа

28

Отношение к свету и теплу различных  растений

1

Выяснить влияние  света и тепла на растения. Роль солнечного и лунного света в жизни растений

Опыт. Наблюдение

Обобщающая беседа

29

Откуда приходят свет и тепло в мой дом

1

Знакомство с ТЭЦ, АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты

Беседа

30

Телевизор в моем доме  •

1

Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра

Диалогическая беседа

Рассказ «Как работа телевизора сказывается на здоровье человека?». Правила просмотра телевизора

6

Воздух и здоровье

3

Теория -2 час, практика -1 час

31

Воздух и здоровье человека

1

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики

Опыт. Наблюдение вдоха и выдоха воздуха. Беседа. Игра с воздушными шариками

Рассказ «Что ты можешь предложить людям, которые курят?»

32

Практическое занятие «Если хочешь быть здоров»

1

Знакомство с правилами здорового образа жизни, правилами закаливания.

Диалогическая беседа

Рисунок-памятка

33

Итоговое занятие

1

Подведение итогов изученного материала.

Беседа

Выставка

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 / М. Аксенова, С. Исмаилова. -М.: Аванта+, 2016.
  2. Баранникова, Л. А. Комнатные растения в интерьере школы / Л. А. Баранникова // Школа и производство. - 2015. - № 12. -С. 25-28.
  3. Благосклонов, К. Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки / К. Н. Благосклонов. - М., 2016.
  4. Божья коровка / англ. текст Джилла Бейли. – Волгоград Кооператив «Книга», 2014. - (Природа вокруг тебя).
  5. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М: Эгмонт Россия Лтд, 2015.
  6. Бочкарева, Н. Ф.   Система   экологического   образования и воспитания учащихся / Н. Ф. Бочкарева. - Калуга,  2013. - С. 122.
  7. Брем, А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - М.: Терра-Terra, 20

8.Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова.-М., 2015. -С. 35—42

9.Ганичкин, А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, О. Ганичкина. - М.: Оникс, 2017.

  1. Грехова, Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. - М: Илекса; Ставрополь, 2015. - С. 286.
  2. Дежникова, Н. С.  Воспитание экологической  культуры у детей подростков / Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова и др. - М., 2017.-С. 64.

\5.Дыбина, О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М.: Сфера, 2014.

  1. Егоренков, Л. И. Основы начального экологического воспитания: учебное пособие / Л. И. Егоренков. - М.: Прометей, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования учащихся 1-4 классов "Основы музыкальной культуры"

На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной ...

Рабочая программа дополнительного образования "Азбука вязания" 4 класс

Рабочая программа дополнительного образования "Азбука вязания"4 класс...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Рост» 1 класс

Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности – игровая и познавательная....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Рост» 2 класс

Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, ж...

Программа дополнительного образования «Экологическая тропа»

Программа дополнительного образования «Экологическая тропа» Направление: социальное, 3 класс...