Урок окружающего мира 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Ванзатова Баирма Ринчинимбуевна
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок окружающего мира 1 класс22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру (1з класс)

Тема: «КРАСОТА ЛЮБИМОГО ГОРОДА»

Задачи урока: показать особенности облика города в зависимости от ландшафта; представить архитектурный образ города как культурную ценность, которая растет со временем; продемонстрировать эстетическое своеобразие и историко-культурное значение его архитектурной доминанты; познакомить со значениями названий городов, их происхождением.

Планируемые достижения учащихся: знать особенности ландшафта, где находится родной город ( знать название города, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой города, каково ее историко-культурное значение, эстетическое своеобразие.

Оборудование. Карта РБ (на экране присутствует на всем протяжении темы); записью колокольного звона, гимна РБ.

Предварительная работа. Подготовка проектов о достопримечательностях города  по районам.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель начинает урок с разговора кукол-помощников (у одной из них повязан теплый шарф): «Ты зачем так тепло оделся? В классе тепло».— «В классе-то тепло, а наверху холодно».— «Где наверху?»— «Ну, как же, ведь мы сейчас отправляемся в путешествие на воздушном шаре!» Учитель: «А ребят вы с собой возьмете? И самое главное — куда вы летите?» Куклы-помощники: «Конечно, возьмем. А полететь нам хочется над нашим городом, посмотреть, какие в ней есть достопримечательности».   

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Учитель: «Это замечательная идея. Ребята, давайте, и мы приготовимся к путешествию. Для этого откроем учебники на с.8—9 и приготовимся к встрече с новым и интересным».

Дети открывают учебники.

Учитель: «Усаживайтесь поудобнее. Ну, вот мы полетели. Поднимаемся все выше, выше. Вот наша любимая школа. (Вид сверху). Наша школа находится в Железнодорожном районе нашего города. А в городе у нас есть, как вы помните, 3 района.

3. Реализация построенного проекта и включение в систему знаний

А вот и наша первая остановка.  Давайте снижаться: о достопримечательностях района расскажут нам Арууке, Сультим, Ксения.

(презентация)

Ребята, а как называют жителей Улан-Удэ? (Улан-Удэнцы.) И звон колоколов свободно плывет над городом. Вслушайтесь в название города — Улан-Удэ . Оно и само напоминает торжественный, сильный, величавый колокольный звон. Давайте попробуем изобразить, как могли бы колокола вывести название Улан-Удэ.

Вслед за учителем дети произносят нараспев: «У-лан-У-дэ».

Разделимся на две группы (девочки и мальчики). Девочки  произносят название в замедленном темпе, а мальчики — в ускоренном.

Получается «перезвон».

Учитель: «Какое красивое название! Как вы думаете, какие два слова спрятаны в этом названии? (Улан, Удэ).

 Когда-то давным-давно был заложен город на вершине холма.

А вот и наша вторая остановка.  Давайте снижаться: об истории возникновения города, о достопримечательностях Советского района расскажут нам Матвей, Аяна, Бальжи. (презентация)

Далее учитель с учениками читает вывод с учебника: «Каждый город красив по-своему. Словно человек, он зовется особым именем».

Предлагает детям «полететь» открывать красоту еще одного района нашего города – Октябрьского.

Сейчас мы пролетим над рекой Уда. Посмотрите (слайд).

Как вы думаете, почему когда-то, очень давно, наши предки решили основать город на берегу реки?» Дети обсуждают с учителем особенности расположения города на берегу водоема.

И вот мы подлетели к самому красивому месту Октябрьского района: РДТ им Н. Бестужева. Это  наша третья остановка.  Давайте снижаться: о достопримечательностях района расскажут нам Лука, Никита, Катя.

(презентация)

Далее учитель сообщает: «Заканчивается наше путешествие. Мы подлетаем к зданию нашей школы. Ребята, а теперь скажите, какой район кому понравился больше остальных». Дети рассказывают о своих впечатлениях. (Например: замечательно увидеть разные города с высоты птичьего полета. Только с высокой точки обзора можно по-настоящему понять, как красота города связана с природой и зависит от нее.)

Учитель: Что вам запомнилось в Советском районе, Железнодорожном районе, а в Октябрьском районе?

Учитель кратко рассказывает историю возникновения родного города, раскрывает смысл его названия, называет дату возникновения города, пишет ее на доске.

Затем учитель обращает внимание детей на то, каковы природные особенности места, где расположен город, как это влияет на ширину и длину улиц, их извилистость или прямизну, на этажность зданий, цвет и фактуру материала, из которого построены наиболее примечательные здания, составляющие его архитектурную доминанту.

Учитель: «Ребята, мы уже не раз обращались к прошлому наших города. Давайте рассмотрим изображения старинного и современного Улан-Удэ, назовем приметы городской жизни в прошлом и настоящем. Обратите внимание на то, как одевались жители города в прошлом, и на то, как одеваются сейчас. Кстати, как называют жителей Улан-Удэ?» Проходит обсуждение. После этого ученики выполняют задание в рабочей тетради

Затем учитель зачитывает вывод.

Рефлексия учебной деятельности.

- Какое новое знание вы сегодня на уроке открыли?

- Какая цель перед вами стояла?

- Докажите, что вы достигли поставленной цели.

Национально-региональный компонент. Ознакомление детей с особенностями ландшафта, где находится родной город; рассказ о значении его названия и о его происхождении, об архитектурной доминанте города, об историко-культурном значении города.

Д и н а м и ч е с к а я п а у з а (5мин)  (в форме игры «Царевна-королевна»).

Рядом с учителем стоит ведущий (девочка — царевна; мальчик — царевич). Дети за учителем произносят текст, притопывая ногами:

По городу ходила, по городу бродила

Царевна-королевна, царевна-королевна.

Распахнулися ворóта, распахнулися ширóко,

Царевна-королевна, царевна-королевна.

(Поднимают руки и разводят их.)

Дулась, дулась, повернулась,

Кругом себя перевернулась.

Кого любишь, выбирай!

Дети поворачиваются вокруг себя. Ведущий выбирает нового игрока, который выходит к месту учителя, и игра повторяется. Текст изменяется соответственно тому, кто находится в роли ведущего — девочка или мальчик.

Рекомендации для занятий в семье. Завершите вместе с ребенком задание в рабочей тетради. Подготовьте рисунки по теме «Мой любимый город» или фотографии по теме: «Мой любимый уголок». Поиграйте во время прогулки с ребенком в игру «Города». «Попутешествуйте» по карте, расскажите о тех городах, где вам приходилось бывать.

и повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...