Конспект урока по окружающему миру" Невидимые нити"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Михина Лариса Алексеевна
конспект урока и технологическая карта урока по окружающему миру .Тема " Невидимые нити"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: «Школа России»

Предметная область: Окружающий мир (автор: А. А. Плешаков)

Класс: 2 (часть 1)

Тема: « НЕВИДИМЫЕ НИТИ»

Цель: Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».

Планируемые результаты:

- учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;

- научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

- читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-Формирование уважительного отношения к иному мнению;

-Формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— Освоение знаний по теме « Невидимые нити».

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-Формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).

— Формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

-Формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

-Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

-Формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Ресурсы:

- А. А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);

- презентация к уроку;

-инструкция для создания моделей;

- иллюстрации представителей животного и растительного мира;

- карточки для создания кластера;

- стрелки из цветной бумаги, клей, степлер;

-«Шкала успеха».

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ

№ этапа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

ВЫЗОВ

Самоопределение к деятельности.

Задаёт вопрос об интересе детей к изучаемому предмету.

Отвечают на вопрос об интересе к изучаемому предмету.

Заполняют часть делений «Шкалы успеха» — прогноз своей работы на уроке.

Коммуникативные:

построение собственного высказывания

Регулятивные:

прогнозирование результата своей деятельности

2.

ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Организует составление кластера на тему «Животные» в качестве проверки домашнего задания, формируя статичные группы.

Выполняют задание по составлению кластера в статичных группах, используя рисунки животных.

Руководители групп отвечают по плану.

Познавательные:

составление кластера с помощью знаково- символических средств

Коммуникативные:

построение устных высказываний

Организация деятельности по «выходу» на тему, цель.

Постановка учебных задач.

Использует ЦОР — слайд-схему о связях в природе.

В позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач.

На основе слайд-схемы делают выводы о взаимосвязях в природе, о необходимости её сохранения.

Формулируют цель урока и учебные задачи, воспользовавшись шмуцтитулом в учебнике А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Коммуникативные:

построение устных высказываний

Познавательные:

определение по шмуцтитулу учебных задач

Регулятивные:

целеполагание,

планирование, прогнозирование

3.

ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока):

-«сократическая» беседа;

- работа с текстом учебника.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа в статичных группах.

Организует «сократическую» беседу.

Использует стратегию «Инсерт» в технологии РКМЧП.

С помощью стратегии «Тонкие и толстые вопросы» организует перекрёстную дискуссию между статичными группами.

Организует работу в статичных группах, создаёт ИОС:

-инструкционные карты,

-конверт с фотографиями представителей животного и растительного мира,

-наполняет всем необходимым для творчества учащихся «Стол Самоделкина» в классном Центре активного обучения.

Участвуют в «сократической» беседе.

Читают текст, карандашом делают пометки, знаком ! выделяют новую для них информацию.

Участвуют в

перекрёстной дискуссии согласно стратегии «Тонкие и толстые вопросы».

Опираясь на содержание инструкционной карты и используя стрелки из цветной бумаги, клей, степлер, фотографии из конвертов, создают модели взаимосвязей в природе.

Устными высказываниями защищают созданные модели.

Коммуникативные:

построение устных высказываний,

постановка вопросов

(инициативное сотрудничество),

соблюдение правил работы в группе

Познавательные:

поиск и выделение информации в тексте,

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

самостоятельное создание творческого продукта – моделей взаимосвязей в природе

с использованием в работе простейших инструментов

Личностные:

умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку

4.

РЕФЛЕКСИЯ.

Использует ЦОР для подведения итога урока.

Напоминает о заполнении «Шкалы успеха» и интересуется у учеников о совпадении прогноза их работы с результатом.

Называют и анализируют достигнутые за урок учебные задачи.

Заполняют «Шкалу успеха», соотнося свой прогноз в начале урока и результат в конце урока.

Читают стихотворение Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!»

Регулятивные:

отслеживание результата своей деятельности

Ход урока

1 этап ВЫЗОВ

Прозвенел для нас звонок-

Начинается урок.

Все ль готовы?

Все в порядке ручки, книжки и тетрадки?

На уроке не зевай,

Часто руку поднимай!

-Ребята, кому из вас интересно изучать окружающий мир? Почему?

Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира!

-Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» ту часть делений, которая соответствует вашему прогнозу работы на уроке.

2 этап ОСМЫСЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

–Вспомните, что было на предыдущем уроке. ( Мы изучали тему «Какие бывают животные», дома нарисовали одного из представителей групп животных.)

-Давайте разделимся на группы. Кто сегодня хочет быть руководителем группы?

Ученики, пожелавшие быть руководителями групп, получают у учителя лист с названием группы животных и формируют свою группу.

Проходит составление кластера на тему « Какие бывают животные»:

ЗВЕРИ (млекопитающие)

ЗВЕРИ (млекопитающие)

ЖИВОТНЫЕ

ЖИВОТНЫЕ

НАСЕКОМЫЕ

НАСЕКОМЫЕ

РЫБЫ

РЫБЫ

ПТИЦЫ

ПТИЦЫ

ЗЕМНОВОДНЫЕ

ЗЕМНОВОДНЫЕ

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Примерный ответ руководителя группы по плану:

Название группы животных.

Представители, изображённые на рисунках ребят.

Признаки этой группы животных.

Полный и верный ответ приветствуется другими учениками апплодисментами. Сформированные группы садятся вместе за стол.

На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.

- Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.) Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.

- Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?

-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. ( О том, как связаны растения и животные.)

На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».

-Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?

-Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.)

-Познакомимся с заданиями на урок Муравьишки-вопросика. (Учебник, с. 64.)

Будем учиться находить связи

- в природе,

-между природой и человеком;

научимся изображать изученные связи с помощью МОДЕЛЕЙ.

-Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)

МОДЕЛЬ — любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.

- Помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.

3 этап ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Сократическая беседа на тему: «Что я знаю о природе?»

2. Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.

- О каких невидимых нитях говорится в тексте? ( О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)

- Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)

-Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники. Исчезли птицы, которые гнездились в них.

Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. Деревья высохли.

-Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)

-Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)

3. Перекрёстная дискуссия с помощью стратегии «Тонкие и толстые вопросы».

-Придумайте в своих группах по одному тонкому и толстому вопросу и задайте их соседней группе.

4. Работа в статичных группах.

Каждой группе выдаётся конверт с инструкцией создания модели взаимосвязей в природе. Всё необходимое для творчества учащиеся могут взять в классном Центре активного обучения на «Столе Самоделкина». Учитель выступает в роли консультанта — фасилитатора.

5.Защита созданных моделей.

Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель, руководитель группы называет и показывает взаимосвязи в природе. На выступление даётся 1 минута. Работа оценивается апплодисментами.

4 этап РЕФЛЕКСИЯ

1. Подведём итог урока.

- Какие перед нами стояли учебные задачи? ( На экране по мере ответов учеников появляется слайд « Итог урока».)

-Справились мы с ними?

(Справились.

® Узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ,

® научились находить связи в природе, между природой и человеком,

® научились изображать изученные связи с помощью моделей.

- Оцените свою работу на уроке по « Шкале Успеха». Совпадает ли ваш прогноз в начале урока с результатом в конце урока?

2. Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!», которое сопровождается появлением в презентации героев стихотворения.

— Спасибо за плодотворную и активную работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему "Невидимые нити в зимнем лесу" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе, учить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах;  воспитывать интерес к предмету, ...

Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру" Невидимые нити"

конспект урока и технологическая карта урока по окружающему миру .Тема " Невидимые нити"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Невидимые нити в зимнем лесу"

Цели урока: продолжение формирования знаний о связях в природе, умение выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.Программа "Перспектива"...

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Невидимые нити" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")

Конспект урока по окружающему мируТема: «Невидимые нити в зимнем лесу»Цели деятельности учителя: продолжить формирование знаний о связях в природе, создать условия для выявлений связей в з...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Невидимые нити в весеннем лесу" (2 класс, УМК "Перспектива")

Тема: «Невидимые нити в весеннем лесу»Цели деятельности учителя: ознакомление с взаимосвязями в весеннем лесу.Планируемые результатыПредметные:Знать-названия птиц, зверей, деревьевУметь-оп...