Конспект урока по окружающему миру на тему: "Невидимые нити в зимнем лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Червинская Мария Сергеевна

Цели урока: продолжение формирования знаний о связях в природе, умение выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

Программа "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Невидимые нити в зимнем лесу70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

1 мин

Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Давайте мы поприветствуем друг друга и улыбнемся! В классе стало немного уютнее от ваших улыбок! Присаживайтесь.

Эмоционально настраиваются на работу

Приветствуют учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

2.Мотивационный.

6 мин.

Итак, ребята, давайте вспомним, какое время года мы сейчас проходим? (Зима)

Расскажите, какая зима у нас? (Ответы учащихся)

Как долго длится зима в нашем крае? (Ответы учащихся)

Что происходит с природой зимой? (Ответы учащихся)

Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Зимняя жизнь птиц и зверей)

А какие птицы называются зимующими? (Те, которые остаются на зиму)

Приведите примеры зимующих птиц (дятел, снегири, синицы и т.д.)

А как зимуют птицы? (стайками)

Чем питаются зимой разные звери? (охотятся на других животных, некоторые всем, что найдут)

Правильно, ребята, птицам и животным приходиться нелегко. Зимой очень мало пищи, которой хватает не на всех.

Сейчас я предлагаю вам послушать аудиозапись под названием «Расскажите, птицы» и если вы внимательно будете слушать ее, то догадаетесь, о чем мы сегодня с

вами будем говорить

Звучит аудиозапись «Расскажите, птицы» (муз. И сл.  И. Николаева)

Догадались, какая тема урока у нас будет сегодня? (Ответы учащихся)

Откройте учебник на странице 36. Давайте проверим наши догадки.

- Прочитай тему урока. (Невидимые нити в лесу) (слайд)

- Давайте поставим цели урока. Как вы думаете, какие цели исходя из нашей темы мы можем себе поставить?

( Познакомиться и узнать про невидимые нити в зимнем лесу) (Ответы учащихся)  (слайд)

Давайте начнем достигать поставленных целей!

Вспоминают пройденный материал

Рассуждают вместе с учителем

Выдвигают предположения

Слушают учителя

Слушают аудиозапись

Формулирую тему  и цели  урока

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные: целеполагание;

3. Постановка учебной задачи и её решение.

13 мин

Итак, как вы думаете, что можно назвать невидимыми нитями в лесу? (связь между живой и неживой природой)

- Какая наука изучает взаимосвязи между живой и неживой природой? (природоведение, окружающий мир)

- Давайте подумаем, какие деревья остаются зелеными даже зимой? Для этого отгадайте загадку. (слайд)

Зеленая тетка оделась в иголки,

Стоит одиноко в лесу на пригорке.

Надела сережки себе для потехи,

Припрятав для белок в сережках орехи. (Ель)

Рассказ учителя про ель.

Ель — это стройное дерево, которое может вырастать высотой до 35 метров. Первые 10 лет растёт очень медленно — по несколько см в год, потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет опять замедляется. Ветви расположены густо по всему стволу. 

У молодого дерева кора гладкая серо-бурого цвета, у старого кора становится серой и отслаивается тонкими пластинками. Хвоинки тёмно-зелёные и блестящие, острые и колючие. Иголки имеют длину до 3 см.

Они прочно держатся на ветвях 7-10 лет. Но в городских условиях при сильной задымленности воздуха продолжительность жизни хвои сильно сокращается: она опадает уже через 3 года. Ель — долгожительница, она живёт 250-300 лет.

- Как вы думаете, ель важна в зимнем лесу? (да, очень, она кормит и защищает животных)

- У каждого из нас есть друзья, а с кем же дружит ель? (Ответы учащихся)

- Откройте учебник на странице 36 и давайте прочитаем «С кем дружит ель».

- Итак, с кем же дружит ель? (со всеми животными леса)

- Действительно, ель не только защитница, но и кормилица для лесных птиц и животных. Давайте посмотрим, кто питается семенами ели.

Посмотрите схему на странице 37 и отгадайте загадки.

С ветки прыгает на ветку,

Но на землю сходит редко

Тельце маленькое хрупко,

Постоянно носит шубку,

Коготки на лапках остры:

По стволу взбежать непросто!

По ветвям летит, как стрелка,

Эта рыженькая … (белка)

-Почему белка оказалась у ели? (Ответы учащихся) (слайд)

-Какого цвета шерстка у белки зимой? (серая)

-Где зимой живет белка? (в дупле ели)

Следующий друг нашей ели

Ходит в красной тюбетейке

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу

И почти что навесу.

Постучит- букашку схватит

Знаменитый «доктор» … (дятел)

-Почему дятел оказался у ели? (Ответы учащихся) (слайд)

- Ведь он питается насекомыми и их личинками? (зимой нет достаточного количества насекомых, поэтому дятел питается семенами)

Участвуют в учебном диалоге

Предполагают

Отгадывают загадки

Слушают рассказ учителя

Предполагают

Читают про себя и вслух

Рассматривают иллюстрацию на страницах учебника

Рассуждают

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Познавательные: осознанно строят речевое высказывание

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Физминутка

2 мин

А сейчас мы с вами немного отдохнем и разомнемся. Физминутка!

 Выполняют физ. упражнения

Личностные: смена вида деятельности

4. Решение частных задач

15 мин

Отгадайте загадку

Кривлен нос – зелен хвост (Клёст)

-Почему клёст оказался у ели? (Ответы учащихся) (слайд)

-Расскажите, что вы знаете о клесте? (Ответы учащихся)

Рассказ учителя о птице

Клест или клест-еловик. Клест замечателен своеобразным строением клюва, у него имеется очень острый клюв. С помощью такого клюва клест быстро и ловко раскрывают чешуйки шишек хвойных деревьев, выбирая семечки, составляющие основу их питания. Оперение  ярко-красного цвета, переходящего на плечах в красно-буроватый. Уши, крылья и хвост бурые. Живет в хвойных и смешанных, но преимущественно еловых, реже сосновых и лиственничных лесах, но не в кедровых.

- Так почему же клест оказался у ели? (Ответы учащихся)

Прогрызу я в доме щелку

И себе устрою норку;

Ну а лето на носу –

Я и в поле, и в лесу.

Хвостик длинный, а малышка

Эта серенькая … (мышка)

-Почему мышка оказалась у ели? (Она собирала семена, которые упали на землю, чтобы покушать. Или же у мышки домик около ели) (слайд)

-Расскажите, что вы знаете про мышку. (Ответы учащихся)

Скачет шапка по бору

Объедает в нем кору.

Посмотрите! Поглядите!

Сколько удали и прыти. (Заяц)

-Почему заяц оказался у ели? (Заяц кушает мягкую кору ели) (слайд)

-Расскажите, что знаете о зайце.

- Итак, ребята, что ель дает животным? (Пищу и укрытие)

-Давайте представим, что вдруг ели исчезли. Что бы тогда случилось? (птицы и звери погибнут, так как останутся без корма)

- Исчезли птицы. Что произойдет? (растения погибнут, потому что некому будет убивать вредных насекомых. Без растений погибнут животные и люди, так как не будет корма и кислорода)

- Какой вывод мы можем сделать? (в природе все взаимосвязано и исчезновение одного звена цепочки разрушает всю цепь)

- Откройте учебник на странице 38 и давайте прочитаем «Как животные друг другу помогают»

- Итак, расскажите, как связаны между собой сойка и белка? Белка и клёст? Клест и полевка?

- Что нового вы узнали о жизни птиц из этого текста? (Ответы учащихся)

Отгадывают загадки

Опираясь на свой опыт, рассказывают о птице

Слушают рассказ учителя

Рассуждают

Делятся мнениями

Прогнозируют ситуацию

Делают вывод вместе с учителем

Читают про себя и вслух

Рассуждают

Познавательные: анализ

Коммуникативные: участие в учебном диалоге

Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

Познавательные: Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: участие в учебном диалоге;

5.Итог урока. Рефлексия.

3 мин

- А наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какая тема урока была сегодня? (Невидимые нити в зимнем лесу)

- Какие невидимые нити есть в лесу? (связь между живой и неживой природой)

- Как растения помогают животным?

- Как животные помогают растениям?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: прочитать текст в учебнике (стр. 36- 39) и ответить на вопросы на стр. 39 из рубрики «проверим себя»

Спасибо за урок! Все свободны!

Подводят итоги урока совместно с учителем

Записывают домашнее задание

Прощаются

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий

Коммуникативные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Тема: «Невидимые нити в зимнем лесу»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: продолжение формирования знаний о связях в природе, умение выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развивать речь, мышление, наблюдательность; уметь строить речевые высказывания; развивать интерес к различным видам деятельности
  • Предметные: познакомить детей с взаимосвязями между животными и растениями в зимнем лесу, приводить примеры невидимых нитей в лесу;
  • Метапредметные: развивать творческое мышление, внимание, память; формировать умение работать в парах и группах; учить устанавливать причинно - следственные связи; формировать интерес к самостоятельному поиску материала; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение;

Оборудование: учебник УМК «Перспектива», автор  А.А. Плешаков  учебник по окружающему миру 2 класс 2 часть, учебная презентация, аудиозапись «Расскажите, птицы» (муз. и сл.  И. Николаева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Сбережем удивительный мир растений и животных леса»

Цель: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) Задачи:  формировать представление о растениях и животных леса как ценнос...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Невидимые нити в зимнем лесу" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе, учить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах;  воспитывать интерес к предмету, ...

Урок по окружающему миру по теме: "Невидимые нити"3 класс УМК "Перспектива"

Тема: «Невидимые нити в живой природе».Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятий «тип питания», &la...

Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Невидимые нити" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")

Конспект урока по окружающему мируТема: «Невидимые нити в зимнем лесу»Цели деятельности учителя: продолжить формирование знаний о связях в природе, создать условия для выявлений связей в з...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Невидимые нити в весеннем лесу" (2 класс, УМК "Перспектива")

Тема: «Невидимые нити в весеннем лесу»Цели деятельности учителя: ознакомление с взаимосвязями в весеннем лесу.Планируемые результатыПредметные:Знать-названия птиц, зверей, деревьевУметь-оп...