Конспект урока по окружающему миру «Сбережем удивительный мир растений и животных леса»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Табанова Юлия Геннадьевна

Цель: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном) Задачи:  формировать представление о растениях и животных леса как ценностных объектах природы, их экологической значимости;  продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;  формировать у учащихся убеждения о пользе растений и животных леса;  объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу;  развивать у учащихся интерес к окружающему миру. Методы: метод ценностного анализа, метод эмпатии, метод ценностной рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_mir1.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

                  Урок по окружающему миру

Тема: «Сбережем удивительный мир растений и животных леса»

Цель: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном)

Задачи:

  • формировать представление о растениях и животных леса как ценностных объектах природы, их экологической значимости;
  • продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;
  • формировать у учащихся убеждения о пользе растений и животных леса;
  • объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу;
  • развивать у учащихся интерес к окружающему миру.

Методы: метод ценностного анализа, метод эмпатии, метод ценностной рефлексии.

ТСО: пейзаж леса, природный материал, загадки + картинки о лесе, о растениях, животных и птицах леса, карточки: «Правила поведения в лесу во время пожара» + «Что нужно делать /профилактические меры/,чтобы избежать пожара в лесу?», картинки с изображением растений и животных леса, книга «Твоя первая энциклопедия» (жизнь леса, с. 76-82).

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Вступительное слово

- Мы с вами уже не раз говорили о том, что люди живут в разных местах на земле: и в деревнях, и в городах.

- Вспомним, чем же город отличается от деревни? / это разные дома, и дороги, и растительность/.

- В деревнях зелени много, кругом леса, а в городах деревнях сажают специально вдоль улиц, на бульварах, в скверах.

- А как вы думаете, почему горожане стараются уехать на выходные дни и на лето? Вы наверняка не раз слышали от взрослых "Здесь совсем другой воздух!" О каком другом воздухе говорят люди?

III. Изучение нового материала.

1. Беседа на тему «Для чего нам нужен лес»

- Давайте разберемся. Как вы думаете, дерево живое? Да, оно так же как и все живые существа, растет, питается, спит и дышит. Люди и животные тоже дышат, то есть вдыхают и выдыхают воздух /покажите/ Вы замечали, что если долго находишься в комнате с закрытым окном, становится трудно дышать, "Надо проветрить" - говорят взрослые. дело в том, что мы выдыхаем "плохой" воздух. Но людей и животных на земле очень много, выходит, и "плохого" воздуха должно становиться все больше и больше. Но этого почему-то не происходит, - Куда же девается "плохой" воздух? Оказывается, его вдыхают все растения. А выдыхают они "живой" воздух, которым и дышат люди и животные. Называется он кислород.

-Как вы думаете, где кислорода больше: в городе, или в деревне? Почему?

- Вот и выходит, что деревья и кусты, цветы и травы нам просто необходимы. Они наши помощники и друзья!

- Для чего еще человеку нужен лес? / чтобы отдохнуть, насладиться, красотой деревьев и кустарников, послушать тихую музыку леса: шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков.../

- Что еще дает человеку лес? / грибы, ягоды орехи, лекарственные травы, строительный материал/.

- Кто был из вас в лесу? Вам там понравилось?

- Названия каких деревьев вы знаете? На какие большие две группы можно разделить деревья? /хвойные и лиственные/.

- Вы знаете, что осенью с деревьев опадает листва. Почему это происходит? С каких деревьев листва не опадает?

- Какие еще растения можно встретить в лесу?

- Ребята, мы с вами пришли в смешанный лес, в нем встречаются и хвойные и лиственные деревья. Вспомните лес хвойный, в котором все сумрачно. Как вы думаете, в каком лесу больше растительности под деревьями, в хвойном или в смешанном? Почему? Так как в смешанном лесу больше света, то и растительности там больше.

В таком лесу различают несколько уровней растений.

  • «Крыша леса» - это листья и ветки самых высоких деревьев - полог. Здесь живет много насекомых, которые, являются пищей для птиц. Многие птицы, например, СОЛКИ, вьют гнезда в верхнем ярусе.
  • «Подлесок» - это невысокие деревья и кустарники растут между большими деревьями.

- А чем отличаются деревья от кустарников?

  • «Лесная подстилка» - в смешанном лесу - это огромное количество опавших листьев. Вы уже знаете, что в природе нет ничего лишнего, случайного. Значит и эти опавшие листья для чего-то нужны. Если внимательно рассмотреть землю в лесу, то можно увидеть торчащие из земли кучки. Это листья, которые дождевые черви затаскивают к себе в норки. Под микроскопом в земле в верхнем слое можно увидеть множество червей и других организмов. Они очень важны, так как поедают опавшие листья, погибших животных. А бактерии и грибы перерабатывают все остатки и тем, что получается в результате, питаются растения. Вот и выходит, что эти "мусорщики" не только наводят чистоту в лесу, но и кормят растения.

2. Игра «Хвойные – лиственные деревья» 

3. Работа с карточками:

Ребята, мы всегда ходим в гости к деревьям, то есть в лес. А сегодня деревья сами "пришли" к нам в гости, и они хотят рассказать о себе:  

1 Береза - светолюбивое дерево с густыми резными листьями на тонких ветвях. Цветут весной. Лекарственные продукты: почки, молодые листья, березовый сок.

2 Сосна - хвойное дерево. Замечательный материал для строительства домов и мебели, ее древесина идет на изготовление искусственного шелка, целлофана бумаги, приготавливают ранозаживляющие раны, мази. Воздух соснового бора помогает исцелять больных и ослабленных людей.

3 Дуб - плоды созревают осенью. Одно из самых долговечных деревьев.

Строят суда, т.к. не гниет. Желуди прекрасный корм для животных, кора молодого дуба применяется как вяжущее средство.

4 Рябина - семейство розовоцветных с круглой компактной кроной. Плоды терпкие, горько-сладкие. Растет в лесах, подлесках, на опушках и в приречных зарослях кустарников. Применяют для лечения авитаминоза.

  Все эти растения – светолюбивые.

Но есть и теневыносливые: это (орешник, ягоды, мхи, папоротник) – загадки. 

- «Опушка леса» – «порог леса». Здесь мало в деревьев, но много солнца. Что делают в лесу кукушка и иволга? Кто знает? /Иволга и кукушка поедают гусениц, которых, кроме них, никто не ест/.

4. Рассказ о птицах (дятел, клест, синица).

- «Поляна леса» - здесь совсем нет деревьев. Посмотрите, какие травы и цветы растут на поляне. Почему так много пчел кружится здесь

5. Рассказ о насекомых (пчелы, шмели, бабочки).

- Давайте поищем грибы в лесу, они любят сырые, тенистые места.

6. Игра «Дай правильное название загаданному лесу?»

- ель, сосна, кедр, пихта - хвойные, - дубы - дубрава.

- сосны - сосновый бор.

- ели - ельник.

- хвойные и лиственные - смешанный.

- березы - березовая роща.

7. Игра «Цепочки питания» 

- А кто питается в лесу растениями? Как назвать этих животных одним словом? /травоядные/. Назовите их. Кто охотится на травоядных? /хищники/ – назовите их.

- Как вы думаете, какого, например, зайца легче поймать лисе - здорового или больного? Хищникам проще охотиться за слабыми, больными животными. И остаются в лесу сильные и здоровые травоядные. А как назвать, например, медведя, которым ест и ягоды, и мед, и рыбу, и небольших животных, то есть все? / всеядный/»

- Как вы думаете, кого в лесу больше: хищников или травоядных?

8. Проблемная ситуация «Пожар в лесу»

Пожар - самая большая беда в лесу. Что произойдет? Как вы думаете, что необходимо делать в лесу, чтобы не возникали пожары? Давайте вместе составим план спасения леса от пожара:

- нельзя разводить костер в лесу;

- надо проводить санитарную вырубку сухих деревьев;

- можно создать в лесу небольшой искусственный водоем для того, чтобы использовать воду в случае возникновения пожара;

- необходимо выкапывать неглубокие рвы шириной 1,5-2 метра;

- нельзя, чтобы лес вплотную прилегал к жилым домам, так как в случае пожара огонь может перекинуться на дома. Для этого делают огородительные опушки.

- на въездах в лес необходимо разместить плакаты, напоминающие о правилах поведения в лесу;

- нельзя на отдыхе после себя оставлять мусор.

IV. Подведение итогов

Ребята, как вы можете объяснить следующие пословицы:

- невысок лесок, а защита от ветра,

- срубил дерево - посади два,

- зеленое царство - лучшее лекарство,

- лучше дальний путь в лес, чем ближний в аптеку.

 - дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.

 - смело заходи в тот дом - чудеса ты встретишь в нем.

Итак, как же существуют вместе растения и животные в лесу, как они помогают друг другу? А как мы можем помочь лесу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 1 класс "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"

урок в 1 классе по окружающему миру на тему: "Мои помощники-домашние животные и культурные растения"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Невидимые нити в зимнем лесу" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе, учить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах;  воспитывать интерес к предмету, ...

"Сбережем удивительный мир растений и животных леса"

Цель: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном)Задачи:формировать представление о растениях и животных леса как ценностных...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение "

Обобщение по теме Разнообразие растений, животных, грибов. Обобщение...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс.Тема:Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.

Конспект урока проведен Павленко Полиной Александровной в 3-Г классе ФГОС НООУО (вариант 4.3)На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения и разноуровневого обучени...

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе по теме : "Животные леса"

Урок составлен со всеми требованиями ФГОС.  У учащихся формируются умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, точно выражать свои мысли....