Открытый урок по окружающему миру во 2 классе по теме : "Животные леса"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Шутова Елена Анатольевна

Урок составлен со всеми требованиями ФГОС.  У учащихся формируются умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, точно выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_lesa.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

         Ельнинская средняя школа №1 имени М. И. Глинки

     Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе  

                              по теме : «Животные леса»

                                                                                     Выполнила

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     высшей категории

                                                                                      Шутова Е.А.

                                     

                                     

                                            г. Ельня  

                                               2022г.

Предмет : окружающий мир

Тема урока: Животные леса.

Класс: 2

УМК «Начальная школа XXI века»

Тип урока : Обобщение и систематизация знаний

Цель урока: обобщить знания о зверях, обитающих в лесу.

Задачи урока:

  1. обобщить знания детей о группах животных
  2. закрепить  умение выделять зверей  из всех животных по существенным  признакам
  3. учить группировать зверей по группам на основании различных свойств
  4. закрепить умение составлять цепи питания
  5. учить работать в парах, контролировать и оценивать свою работу и работу товарища.
  6. развивать логическое мышление, речь, внимание.
  7. воспитывать дружеские отношения в коллективе.

Формирование УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Продолжат учиться ориентироваться в учебной книге

Продолжат учиться применять полученные ранее знания в новой ситуации

Научатся понимать, что делить зверей на группы можно по-разному, используя при этом уже имеющиеся знания и разные основания;

Продолжат учиться оценке и самооценке части работы и урока в целом

Продолжат учиться контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои и чужие ошибки.

Продолжат учиться планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками и точно выражать свои мысли

Продолжат учиться работать с соседом по парте

Методы:

  1. Словесные (фронтальный опрос, беседа)
  2. Наглядной передачи и зрительного восприятия (записи на доске ,карточки, карточки с изображением животных, работа с учебной книгой)
  3. Практические  (устное и письменное выполнение заданий)

                                      Ход урока.

I.  Организационный этап.

 1.Мотивирование к учебной деятельности. 

- Встали все ровно.

 А теперь повернитесь друг к другу,

улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачной работы на  сегодняшнем уроке.

Ужасно интересно

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем.

И мир большой познаем

II. Актуализация знаний и  пробное учебное действие.

А сейчас мы проведём небольшую разминку.

1). Беседа

   Звучит музыка Леса (тихо).

Учитель. Я вам предлагаю совершить путешествие. Отправляемся в путь. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Мы идем в самую   гущу леса. Снег еще лежит. Кое-где появились проталины. С каждым днем их в лесу все больше, все меньше снега. С каждым часом все оживает и радуется весне. Кое-где проглядывают голубые глазки подснежников. Вот здесь мы остановимся. Откройте глаза.

 (Лес на доске)

Учитель: Куда мы с вами пришли? Какие царства природы можно встретить в лесу?

Ученики: В лес.

Учитель: Какие царства природы можно встретить в лесу?

Ученики: Царство бактерий, Царство насекомых, Царство растений, Царство животных

Учитель: С какими Царстами природы мы уже знакомы?

Ученики: С Царствами бактерий, насекомых и растений.

Учитель: С каким еще не знакомы?

Ученики: С Царством животных.

- Сегодня мы с вами снова отправляемся в гости. А вот куда, догадайтесь сами.

Его зимой и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.

- Правильно, мы идём в гости к лесу. Какие царства природы можно встретить в лесу? (…)

- О каких из них мы уже говорили? (…)

-Хорошо ли вы знаете растения? (…). Давайте проверим.

2)Повторение пройденного

  1. Повторение о растениях

- Растения, у которых один толстый и жёсткий ствол:
а) травянистые растения;
о) деревья;
м) кустарники.
- Зачем нужны леса?
т) дают пищу и убежище;
в) чтобы гулять;
з) для украшения земли.
-. Какой ярус самый высокий?
а) травянистые растения;
л) деревья;
у) кустарники.
-. Какое растение является жителем леса?
г) ковыль;
ф) типчак;
и) ландыш.
- Почему растения растут ярусами?
ч) растениям нужно разное количество света;
д) удобно для животных;
э) удобно для человека.
-. Как называется сосновый лес?
ч) роща;
н) бор;
и) дубрава.
- Наука о растениях называется …
я) зоология;
о) ботаника;
ш) анатомия.

(на доске выставляются буквы правильных ответов, из которых  получается слово «отлично»)

III. Подведение к теме урока

- Лес таит в себе много интересного, и чтобы увидеть чудеса леса, надо быть очень внимательным, мы пойдем по нашей волшебной тропинке тихо, мы не будем шуметь. И тогда сможем увидеть и других жителей леса. А с кем ещё можно встретиться в лесу? (…).

- Сегодня мы поговорим о животных леса.

Давайте вспомним группы животных (доска):

   Животные. (Насекомые   Рыбы    Птицы    Пресмыкающиеся    Земноводные     Звери)

 - Какие из них живут в лесу? (…)

IV. Тема урока, целеполагание

- Тема нашего урока «Животные леса», но поговорим мы только об одной из них, самой известной нам. О ком мы будем говорить? (..).

- Кто скажет более точное название темы урока? (Звери лесов)

Физминутка

Слушайте внимательно.

Услышав в стихотворении названия животных леса  – хлопаем в ладоши, другое – не хлопаем


Заглянули мы в леса,
Что за чудо – чудеса.
Белка скачет по деревьям,
Под кустом сидит лиса.

На ветвях сидят пингвины,
Льву большому чешут гриву,
Мышь гоняет кенгуру,
А медведь дерёт кору.

Вот такой весёлый лес
В нём полным – полно чудес.
Ты за партой не зевай,
Животных леса называй.

V. Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа.

1)Работа по теме урока.

Упражнение в узнавании животных

- Я вижу, что вы хорошо знаете зверей, которые живут в лесу. Тогда вам нетрудно выполнить первое задание: «Узнай по описанию» (работа в парах)

1 карточка.

  1. Крупный наземный хищник. Длина тела до 2 м, средняя масса – 150 кг. Тело массивное, слегка вытянутое, на коротких, но толстых пятипалых стопоходящих ногах. Голова широкая с короткой мордой. Уши небольшие. Окраска меха от буровато-палевой до темно-бурой.
  2. Хищник средних размеров. Длина тела 60-90 см, хвоста 40-60 см, масса самцов достигает 6-10 кг, самок 5-6 кг. Тело стройное, удлиненное, ноги сравнительно короткие, хвост пушистый. Мордочка вытянутая, заостроненная. Уши высокие, остроконечные. Окраска тела разнообразна: от красновато-оранжевой до желто-серой, грудь и кончик хвоста белые. Обитает на различных участках леса, но предпочитает опушки смешанного леса.
  3. Типичный лесной зверек длина тела 20-30 см, масса до 1 кг. Тело удлиненное с пушистым хвостом, длина которого лишь ненамного меньше длины туловища. На концах ушей кисточки. У северных мех летом рыжий, а зимой светло-серый; после осенний линьки мех становится гуще. Ведет древесный образ жизни.
  4. Длина тела 40-75 см, масса от 2,5 до 5,5 кг. Голова относительно большая, широкая, с тупой закругленной мордой, уши длинные; глаза расположены по бокам головы и широко расставлены, задние ноги длиннее передних. Окраска тела летом бурая или рыжевато-бурая, зимой – белая. (заяц)

2 карточка.

  1. Небольшой зверек, длина его тела около 30 см, масса 700-800 г. Тело грузное, на коротких ногах, сверху и с боков покрыто иглами и шерстью. Этот зверек ведет одиночный сумеречный образ жизни: днем спит, свернувшись в клубок, а ночью бродит в поисках корма. Питается еж дождевыми червями, жуками, мышевидными грызунами, птицами, их яйцами и птенцами.  
  2. Крупный зверь с относительно высокими и сильными ногами; морда вытянутая, уши остроконечные. Длина тела 105-160 см, хвоста 35-50 см, масса достигает 32-50 кг. Окраска обычно серая с рыжеватым оттенком.
  3. Крупная кошка, имеет длину тела 82-105 см, короткий словно обрубленный хвост, пышные «бакенбарды» и кисточки на ушах. Туловище короткое, на длинных сильных лапах с широкими мохнатыми лапами, мех палево-серый или рыжеватый. Спина, бока и ноги покрыты темными пятнами.
  4. Один из самых крупных зверей нашей страны. Голова большая, горбоносая, с подвижной верхней губой, нависающей над нижней. Уши большие, подвижные, глаза маленькие. Шерсть длинная, густая, ее окраска темно-бурая, ноги светлые. Предпочитает жить в молодых лесах, а также вблизи лесных болот и водоемов, богатых водно-болотной растительностью.

(Дети по описанию узнают зверей, и отмечают этого зверя на раскраске)

2)Беседа

Кого узнали?

Какие звери остались без описания?

Какие из неотмеченных животных «лишние»? (…) Почему? (…)

Итак, кого же сегодня мы увидели в лесу? (…)

Почему все они обитают в лесу?

3)Упражнение в делении зверей на группы по способу питания.

- Разделите всех зверей на группы. Сколько групп получилось? (…) (работа в группах)

 Проверка :

                                  Звери

Травоядные                Хищники                  Всеядные

ДИ «Что это за зверь» : у детей на парте изображение животного. Они обсуждают в группе способ питания этих животных. Учитель называет группу – дети поднимают карточку.

4)Упражнение в составлении цепи питания (на листочках в группе)

  1. Волк          лось          ветки деревьев      ёж      
  2. Сова          заяц          травянистое растение      кора деревьев
  3. Куница        белка       орехи      гусеницы

   VI . Включение в систему знаний и повторение.

  1. Сравнение животных(работа с учебником и тетрадью)

- У белки в лесу есть родственник, очень на неё похожий. Кто это? (…)

Чтение статьи в учебнике (стр. 64)

Сравнение животных (белки и бурундука): выполнение заданий в тетради.

Чего у них больше: общего или различий? (…)

VIII. Подведение итога урока

- Итак, наш урок подходит к концу.

- А сейчас давайте с вами вернёмся к цели  нашего урока.

- Какую цель ставили?

-Почему все эти звери могут жить в лесу? (…)

-А что эти звери дают лесу? (…)

- Как  вы, считаете, мы,  достигли  цели?

+ Да.

Докажите.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

-Довольны ли вы своей работой?

- У вас на столах лежат смайлики.

Если вам все удалось на уроке – выберите  смайлик с улыбкой, если у вас остались неразрешенные проблемы – выберите  смайлик  с задумчивым выражением, если вам ещё понадобится помощь – выберите  смайлик  с грустным видом. Переверните смайлик и напишите на нём свою фамилию, а затем опустите этот смайлик в вот эту коробку.  После урока  я посмотрю, кто из вас нуждается в моей помощи. На дополнительных занятиях мы потренируемся делить с остатком.

-Я тоже очень довольна вашей работой на уроке .

X .Оценивание.

XI .Домашнее задание

  1. Стр.62-65 (пересказ)
  2. По выбору:
  3. -Составить кроссворд «Животные леса»

      -Придумать небольшие стишки о животных леса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 2 класса на тему: «Водоемы. Уникальные факты «голубой» стихии»

Урок объединяет в себе школьную информацию, которая должна быть выдана ученикам, а также информацию, которая выходит за пределы программы (эта информация познавательная и интересна ученикам)...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс на тему: Про воздух. (ФГОС "Школа России")

Развернутый коспект открытого урока по окружаюшему миру 2 класс "Про воздух" с планом урока, указанием планируемых результатов и технологической картой.По учебнику А. А. Плешакова 2 класс Окружающий м...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Кровеносная система"

Формировать представление учащихся о строении и работе кровеносной системы. Сформировать представление о составе и значении крови в организме....

Открытый урок по окружающему миру 3 класс по теме "Три состояния воды"

На уроке используется системно-деятельностный подход....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...