Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Невидимые нити в весеннем лесу" (УМК" Перспектива", 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата:18.04.2022

Школа: Кунашакская СОШ

Класс: 2

Урок:

Время:      Кабинет:

                                 Студент: Гафарова Лилия

                                 Группа: 42

                                 Учитель: Сайдахметова А.М

                                 Методист: Лебедева Елена Юрьевна

Тема урока «Невидимые нити в весеннем лесу»

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: совершенствование знаний о связях в природе; формирование навыка выявлять эти связи в весеннем лесу на конкретных примерах.

Задачи урока

Дидактические:

- познакомить с понятием «невидимые нити»

-рассказать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу;

Развивающие:

- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности.

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);

- прививать уважительное отношение к природе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

(Ф),словесный: слово учителя

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения

 -Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу.

- Добрый день, ребята!  

-Присаживайтесь.

-Проверьте, все ли необходимые принадлежности к уроку у вас есть?

1. Показывают готовность к уроку.

Р: выработка учебной мотивации

Л:самоопределение

Презентация

Слайд 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

(Ф),

Словесный: учебный диалог

Наглядный: презентация

Словес.: беседа.

1.Организует рабочий настрой.

 -Ребята, а перед тем как начать знакомиться с новой темой, предлагаю вспомнить все то, с чем мы знакомились на прошлом уроке.

Какие птицы селятся в домиках, сделанных для них человеком?

Стрижи Скворцы

Дятлы Ласточки

У каких животных весной изменяется окраска шерсти?

Зайцы Белки

Бобры Медведи

Какое животное просыпается весной после зимней спячки?

Заяц Барсук

Лиса Лось

Какие птицы прилетают к нам последними?

Ласточки Утки

Скворцы Грачи

Отвечают на вопросы

-скворцы

-зайцы

-барсук

-утки

К :умение строить сообщение в устной форме, выбирать адекватные речевые средства в диалоге.


П: учатся различать природные объекты и изделия, предметы живой и неживой природы, животн. и растений.

Презентация

Слайд 2

Слайд 3,4

Слайд 5

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

(Ф),

Практический: выполнение задания

(Ф),Словесный: слово учителя; учебный диалог

1.Организует формулирование темы и цели урока.

-А для того, чтобы узнать тему урока, предлагаю отгадать загадки.

-Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

стал высок я и могуч,

не боюсь ни гроз, ни туч.

-Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок.

-То рыжая, то серая. А названьем белая.

-Синих крылышек красу разглядеть нельзя в лесу.

-По сучкам порхает бойко с резким хриплым криком …

-Прогрызу я в доме щёлку и себе устрою норку;

Ну, а лето на носу - я и в поле, и в лесу.

-Как вы думаете, существуют ли связи между отгадками?

-Каким образом связаны между собой дуб и белка?

-Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня с вами узнаем?

-Тема: «Невидимые нити в весеннем лесу»

Сегодня на уроке мы будем говорить о связях в природе. Мы их будем называть невидимые нити. Но прежде чем мы перейдём к разбору новой темы, давайте посмотрим на доску и поставим цели для себя.

  1. -Цель: узнать на конкретных примерах, какие связи существуют в природе.

1.С помощью учителя формулируют тему и цель урока.

Слушают стихотворение

-дуб

-белка

-мышь

-сойка

-мышь

-белка живет в дупле

Формулируют тему и цели урока

П:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать растения.

П:формулирование проблемы


П: целеполагание

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

(Ф)

Словесный: учебный диалог

(Ф)

Словесный: слово учителя

(Ф),Практический: выполнение упражнения

1.Объясняет материал

Что мы относим к живой природе?

А что относится к неживой природе?

А как определить к какой природе относится предмет? Предметы живой природы должны:

1) рождаться           2) расти        3) дышать     4) давать потомство   5) умирать,

 а предметы неживой природы этих признаков не имеют. 

Назовите объекты живой природы леса.

-Какие животные живут в лесу?

- Как связаны между собой растения и животные? 

-Какую пользу приносят растения животным?

А животные растениям?

Подведём итог:

-Как вы думаете, что значит растения для животных и животные для растений?

Молодцы, аккуратно сели и поработаем с учебниками. Рассмотрите рисунок на с. 90 учебника
-Кто узнал, что за дерево здесь нарисовано?

-По какому признаку вы определили, что это ива?

-Что уносят с ивы осы, пчелы и бабочки?

-Как можно назвать иву по отношению к осе, пчеле и бабочке?

-Как пчелы, осы и бабочки помогают иве?

Прочитаем текст на с. 90-91 учебника.

Какой вывод можно сделать?


 Рассмотрите в парах схему на с. 91 учебника. -Почему стрелки на схеме двойные?

 Чем полезны осы, пчелы и бабочки иве?

 -Ребята, вы правы, связи в природе всегда обоюдные. Эти связи бывают таких видов:

Неживая природа- Живая природа

Животные- животные

Растения- животные

Человек- природа

Давайте попробуем привести примеры.

Динамическая пауза

Мы растем, растем, растем,

Все о мире узнаем.

Не обидим мы букашки,

Гнезд не разорим у пташки,

Муравейник сохраним,

Ручейка не замутим.

Мы деревья сохранили,

Значит, жизнь себе продлили.

1.Выполняют задание

2.Отвечают на вопросы

Отвечать на вопросы

-белки, лисы, кабаны.

-многие животные питаются растениями

-ива

-по серёжкам

-нектар

-кормильцем

-опыляют

-Ива является кормильцем для осы, пчелы и бабочки.

-опыляют ее


Выполняют нужные движения.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

П:характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений.      

П:производить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: производить сравнение и классификацию по заданным критериям

Р: следовать инструкциям учителя

Л: понимание нравственных норм поведения

Презентация 

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

(П), Практический: выполнение упражнения

1.Уточнение первичных знаний

-А теперь соберитесь в группах.

Задания командам: подумайте и приведите примеры связей между: 

1) животными и растениями - 1 команда

2) человеком и природой- 2 команда.

3) животными и животными – 3 команда

-Ребята, как вы думаете, связаны ли как-то между собой деревья, насекомые и птицы? Сможете привести примеры?

-Ребята, теперь откройте учебник на странице 92.

-Посмотрите внимательно на схему. Что сможете по ней рассказать? Какой вывод сделать?

-Что это за птица?

-Ребята посмотрите на экран, перед вами несколько фотографий. Что вы на них видите?

На 1 фотографии все хорошо, а на второй и третьей все изменилось

А как вы думаете, почему так случилось? Что нарушилось в природе? Нарушились связи. На лес что-то подействовало

-Что повлияло на лес?

-Ребята, какой мы можем сделать вывод? Кто или что влияет на связи в природе?

- Что же будет, если что-нибудь нарушить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей?

- Останется ли лес жить дальше или умрёт?

-Ребята, откройте РТ на странице 51. Найдите задание 2. Что нам нужно сделать?

-Ребята, что вы можете сказать по этому рисунку?

-О каких невидимых нитях идет речь?

1.Открывают учебник и читают задание

2.Выполняют задание в рабочей тетради

Придумывают примеры

-природные явления, человек

-на связи в природе влияет человек и природа

К:  учащиеся учатся работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Слайд

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация

(И),  Практический: выполнение самостоятельной аботы

  1. Работа в рабочей тетради.

-Ребята, поработаем самостоятельно.

Откройте свои рабочие тетради на странице 50.

Найдите задание 1. Что нужно сделать?

-Ребята, постарайтесь, не заглядывать в учебник.

-Давайте будем проверять.

-Откройте ученик, сверьтесь с учебником.

Если у вас все правильно, то поставьте себе «5», если есть 1-2 ошибки-«4», 3 и более ошибок-«3».

-Поднимите руку, кто себе поставил «5»? «4»? «3»?

-Какие были трудности при выполнении заданий

1.Выполняют самостоятельную работу

Выполняют задание самостоятельно

Р: учащиеся учатся самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
П:
обобщать полученные знания. П:анализ.

Задание в тетради с.48

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и

(п), практический  :выполнение задания

1.Обеспечивает повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

-Что мы называем невидимыми нитями?

-Какие невидимые нити можно обнаружить в осеннем лесу?

-Кто или что может разрушить «невидимые нити»?

-Ребята, откройте дневники, запишем домашнее задание.

-Дома вы будете выполнять задание в РТ. Страница 51 №3.

-Давайте посмотрим, что вам нужно будет сделать?

1.Отвечают на вопросы

К:формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности

(Ф),

Словесный: учебный диалог

Практический: отвечают на вопросы

1.Подведение итогов.

Фронтальная работа

-Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

-Как связаны между собой деревья, птицы, насекомые?

-Какая тема нашего занятия была сегодня?

-Какие цели мы поставили?

-Достигли ли мы их?

-Что вам понравилось в своей работе на уроке?

-Что запомнилось?

-Вы огромные молодцы!

-Ребята, если вы все поняли, поднимите зеленый карандаш, если считаете, что что-то нужно подучить, поднимите желтый карандаш, а если вообще ничего не поняли, поднимите красный карандаш.

 - Молодцы! Спасибо за урок!

1.Отвечают на вопросы

Подводить итог урока.

Отвечать на поставленные вопросы.

Оценивать свою работу на уроке.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

П.: строить логическую цепь рассуждений.

К.: аргументация своего мнения и позиции.

 Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Сравнение по признакам. Ряды. Классификации" 1 класс

Тема: «Сравнение по признакам. Ряды. Классификации.»         Цели деятельности учителя: формировать умение сравнивать предметы по выраженности у них какого-либо пр...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Разнообразие животных" (УМК "Школа России", 3 класс, Плешаков)

Цель урока: Формирование знаний о классификации животных и их групповых признаках.Задачи урока Дидактические:Углубить знания о животном мире, и о их существенных отличительных признаках;Учить отг...

Технологическая карта урока по окружающему миру «По Франции и Великобритании». УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений по теме «По Франции и Великобритании»Задачи урокаДидактические:1.    ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "По Франции и Великобритании" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления учащихся со странами Францией и Великобританией.Задачи урокаДидактические:познакомить со странами Францией ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе" (УМК "Школа России", 3 класс)

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о превращениях и круговороте воды, как важнейших явлениях в природе.Задач...