Заповедные территории Республики Татарстан
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

В рамках Регионального заповедного урока учащиеся  познакомились с некоторыми формами охраны природы: заповедниками и заказниками. Выполняя проектную работу, ребятам  удалось раскрыть роль человека в охране природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovednye_territorii_respubliki_tatarstan.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Заповедные территории Республики Татарстан

Цели:

  1. Познакомить учащихся с некоторыми формами охраны природы – заповедниками и заказниками.
  2. Раскрыть роль человека в охране природы.
  3. Развивать связную речь учащихся, внимание, наблюдательность.
  4. Показать красоту родной природы, воспитывать любовь, чувство ответственности и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Физическая карта Республики Татарстан, доклады учащихся, слайды, рисунки животных, растений, занесённых в Красную книгу Республики Татарстан, выставка книг.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Звучат птичьи голоса, шум воды.

- Ребята, послушав, вы можете сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Природа – великий и мудрый воспитатель. К сожалению ещё многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Может быть, оттого, что, не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, полезны, просто необходимы. Наша задача – научиться “читать” книгу природы.

III. Проблемная ситуация.  Введение в  тему.

- Сегодня мы с вами  познакомимся с некоторыми природными заповедникам и заказниками Республики Татарстан.

- Какие слова вам не знакомы?

 - Как мы обычно на уроках находим выход из ситуации, если значения каких-либо слов нам не понятны?  

- У вас на столах лежат словарики. Отыщите нужные вам слова и прочитайте.

Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Заказник - род заповедника, где находятся под особой охраной растения и животные.

Благодаря заповедникам и заказникам удалось сохранить многие редкие виды животных и растений. Только заповедники дали возможность восстановить до необходимой численности уже исчезавшие виды.

Карта Татарстана

Количество заповедников постоянно растёт. На сегодняшний день в нашей республике насчитывается 24 государственных природных заказника, 121 памятник природы.

История заповедного дела в нашей республике началась с 1960 года, когда был создан Волжско – Камский заповедник. Зарегистрировано более 850 видов растений. Здесь обитают 345 видов позвоночных животных, более 300 – беспозвоночных.

Около 200 представителей флоры и фауны занесены в Красную книгу РТ, России и Международную Красную книгу.

Затем в 1972 году организованы первые 14 памятников природы, к 1992 году были созданы ещё 132 особо охраняемые природные территории. В их числе – уникальный национальный парк “ Нижняя Кама”.

Видео Национальный парк “ Нижняя Кама”.

IV. Поиск решения проблемы.

(Обсуждение видеоролика)

- О каком уникальном месте говорится в ролике? (Национальный парк Нижняя Кама)

- Кто объявил его заповедником? (Петр I)

- Кто изобразил это место в своей картине? (И.И.Шишкин)

- Какие поступки людей плохо отражаются на заповеднике? (Бросают мусор, разводят костры, т.е они наносят раны)

-  А можем ли мы помочь природе залечивать раны? ( Правильно вести себя по отношению к природе).

- Что вы можете сказать  о вашей практической  помощи природе? (Совместно с ГПКЗ «Зея буйлары» мы участвовали в социальном проекте «Большая надежда маленького города. Покормите птиц зимой». Каждый день дежурные «по столовой» подсыпают корм в кормушки, развешенные во время этой акции.

 - А чтобы жить в ладу с природой, надо знать правила поведения в природе.

V. Физкультминутка

VI. Самостоятельное применение знаний.

- Ребята, этот год  объявили годом экологии.  Мы все  посещаем экологический кружок. Мы - юные защитники природы. Часто ходим в лес на экскурсии, хотим видеть лес без «ран». Сейчас, вы составите плакат на экологическую тему для всех, кто ходит в лес отдыхать, заниматься спортом, …

Хочется, чтобы на ваших плакатах  звучали призывы  о бережном отношении к природе.

- У вас на столах все необходимое: листы, маркеры, клей, запрещающие знаки. Но, знаки вы выберите только те, которые подходят к экологической проблеме. У вас на эту работу будет отведено 10 минут. Далее каждая группа будет презентовать свой проект.

- Я предлагаю вам вывесить свои работы на доску. Все они достойны представления на конкурс.

Дети презентуют свои работы.

Просмотр видеоролика «Экологические правила»

- Что вы можете сказать по сюжету этого ролика?

-Человек не справедлив по отношению к природе, по его вине возникают экологические проблемы.

 

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? Природа успевает залечивать свои раны?

(Раньше природа успевала сама залечивать свои  раны. Сейчас влияние человека так велико, что она не всегда может исправить ошибки людей. Без помощи человека природе не обойтись)

- В нашей стране охрана природы – дело государственной важности. Все должны бережно относиться ко всему живому, соблюдать правила поведения в природе.

На слайде:

Природа - наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает наших с вами сил! С бесцельно сорванной ветки и цветка, с бесцельно пойманной бабочки или жука, неубранного мусора в лесу начинается ее разрушение.  Помни всегда об этом и береги ПРИРОДУ!

ТАК ТЫ СПАСАЕШЬ ПРИРОДУ!

VII. Рефлексия 

-Я предлагаю вам подвести итог нашему уроку,  закончив  следующие предложения:

Теперь я знаю, что…  

Я буду …  

Я понял(а), что  

Я хочу похвалить себя за то,  что  …

VIII.Оцените свою работу на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)

Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие д...

символы Республики Татарстан

внеклассное мероприятие для начальных классов...

Государственная символика Республики татарстан

Классный час по теме ;"Государственные символы Республики татрстан"...

Государственные символы Республики Татарстан

Презентация к  классному часу на тему "Государственные символы Республики Татрстан"...

Презентация к уроку краеведение. Тема: "По заповедным тропам Республики Коми "

Презентация к уроку краеведение. Тема: "По заповедным тропам Республики Коми "...

Презентация: Республика Татарстан

Презентация о Республике Татарстан....

Проект "Федоренковы бугры" Заповедные территории

Проект "Федоренковы бугры" Заповедные территории...