Главные вкладки
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 334 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" 3 класс Сафронова Е.В
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с учебным планом МКОУ "Лицей №1 г. Усть-Джегуты им. А.М. Тебуева" на 2015-2016 учебный год на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа реализуется на основе программы начального общего образования, авторской программы Плешакова А.А
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
- овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
- систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
- освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
- знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
- существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Программа составлена к учебно-методическому комплекту «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова, который включает в себя:
- Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс.Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А. А. Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. 8-е издание. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А. А. Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. 8-е издание. – М.: Просвещение, 2012.
Место курса в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, 68 учебных часов.
Формы организации учебного процесса:
- комбинированный урок;
- открытие новых знаний;
- обобщающий урок;
- урок закрепления;
- нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия, урок- подарок от волшебника, живая газета, устный журнал;
- работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
- проведение фенологических наблюдений;
- выполнение практических работ и мини-исследований;
- моделирование объектов и процессов;
- дидактические игры;
- уроки в музеях;
- уроки на улицах города;
- уроки-путешествия;
- уроки с элементами исследования;
- кратковременные предметные экскурсии.
Формы организации урока:
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная работа;
- работа в парах.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Используемая литература:
- Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3класс. – М.: ВАКО, 2013.
- Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия»
- Комплексные тесты. Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. 3-й класс: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А.Сениной. – Изд.3-е. - Ростов н/Д: Легион, 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс/ Сост. И.Ф.Яценко. –4-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
- Методический журнал «Начальная школа + «До» и «После»
- Плешаков А. А. Окружающий мир: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова 3. Д. Окружающий мир. Тесты. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 5-е издание.-М.: Просвещение. – 2012.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Вита-Пресс, 2011.
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для нач. шк. — М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков._ 15-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
- Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. Ч.1: к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.Ч.1»/ Е.М.Тихомирова. -8-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.
- http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
Календарно-тематическое планирование
Окружающий мир – 68 часов – 2 ч в неделю
№ п/п | № в теме | Наименова ние раздела и тем | Часуч. вр. | Плановые сроки прохождения | Характеристика основной деятельности учащихся | ||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||
Раздел «Как устроен мир» - 6 ч | |||||||||||||||||||
1. | 1 | Природа. Ценность природы для людей. Природа КЧР | 1ч | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей; работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
2 | 2 | Человек. Отличия человека от других живых существ. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека; работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; | |||||||||||||||
3 | 3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1ч | В ходе выполнения проекта дети учатся: определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете; подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы | |||||||||||||||
4 | 4 | Общество. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; сопоставлять формы правления в государствах мира; работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы | |||||||||||||||
5 | 5 | Что такое экология. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь па схему; работать в парс: анализирован» схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; | |||||||||||||||
6 | 6 | Природа в опасности! Охрана природы. | 1ч | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека па природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; — работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) | |||||||||||||||
Раздел «Эта удивительная природа» – 18 ч | |||||||||||||||||||
7 | 1 | Тела, вещества, частицы. | 1ч | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; | |||||||||||||||
8 | 2 | Разнообразие веществ. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; | |||||||||||||||
9 | 3 | Воздух и его охрана. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стараться ев ВЫПОЛНИТЬ; анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава ноздуха; исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; работать в паре: объяснять свойства воздуха, | |||||||||||||||
10 | 4 | Вода. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради): работать в паре: находить главные мысли учебного текста, | |||||||||||||||
11 | 5 | Превращения и круговорот воды | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды; наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя; работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе | |||||||||||||||
12 | 6 | Берегите воду!
| 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника; работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения^ информацией из текста рассматривать фотодокументы и высказывать | |||||||||||||||
13 | 7 | Что такое почва. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их; — практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез; | |||||||||||||||
14 | 8 | Разнообразие растений. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны; знакомиться с группами растений по материалам учебника; работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; | |||||||||||||||
15 | 9 | Солнце, растения и мы с вами. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; моделировать процессы дыхания и питания растении, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
16 | 10 | Размножение и развитие растений. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; выявлять роль животных в размножении и развитии растений; характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
17 | 11 | Охрана растений | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
18 | 12 | Разнообразие животных. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах; классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; приводить примеры животных разных групп; | |||||||||||||||
19 | 13 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных по типу питания; приводить примеры животных по типу питания; анализировать схемы цепей питания; — характеризовать защитные приспособления растений и животных; обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках; обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||||||||||
20 | 14 | Размножение и развитие животных | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать животных разных групп по способу размножения; моделировать стадии размножения животных разных групп; рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
21 | 15 | Охрана животных | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах; характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; | |||||||||||||||
22 | 16 | В царстве грибов. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать строение шляпочных грибов; с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; моделировать различие грибов-двойников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
23 | 17 | Великий круговорот жизни. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; моделировать круговорот веществ в природе | |||||||||||||||
24 | 18 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | 1ч |
| |||||||||||||||
Раздел «Мы и наше здоровье» – 10 ч | |||||||||||||||||||
25 | 1 | Организм человека. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; характеризовать системы органов человека (их части и назначение); обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника; | |||||||||||||||
26 | 2 | Органы чувств. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; — формулировать правила гигиены органов чувств; работать с терминологическим словариком; | |||||||||||||||
27 | 3 | Надёжная зашита организма. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: изучить свойства кожи; характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи | |||||||||||||||
28 | 4 | Опора тела и движение. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма; раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека; следить за правильной осанкой на уроке и вне его; выполнять физкультминутки; | |||||||||||||||
29 | 5 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; практическая работа: определял» наличие питательных веществ в продуктах питания; моделировать строение пищеварительной системы; характеризовать изменения, которые происходя! | |||||||||||||||
30 | 6 | Дыхание и кровообраще Ние. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе; характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме; моделировать строение дыхательной системы; характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
31 | 7 | Умей предупреждать болезни. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать факторы закаливания; формулировать правила закаливания; составлять памятку по закаливанию; составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; работать с терминологическим словариком; регулярно проводить закаливание своего организма; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
32 | 8 | Здоровый образ жизни. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; | |||||||||||||||
33 | 9 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1ч | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |||||||||||||||
34 | 10 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 1ч | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |||||||||||||||
Раздел «Наша безопасность» – 7 ч | |||||||||||||||||||
35 | 1 | Огонь, вода и газ | 1ч | Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1 —2 классах; характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; работать с терминологическим словариком; | |||||||||||||||
36 | 2 | Чтобы путь был счастливым | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах; работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения; обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте; моделировать свои действия в ходе ролевой игры; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
37 | 3 | Дорожные знаки | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1—2 классах; анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
38 | 4 | Проект «Кто нас защищает». | 1ч | В ходе выполнения проекта дети учатся: находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС; оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | |||||||||||||||
39 | 5 | Опасные места. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
40 | 6 | Природа и наша безопасность. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать опасности природного характера; находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»; характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; отличать гадюку от ужа;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
41 | 7 | Экологическая безопасность. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать по схеме цепь загрязнения; приводить примеры цепей загрязнения; моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
Раздел «Чему учит экономика» – 12 ч | |||||||||||||||||||
42 | 1 | Для чего нужна экономика. | 1ч | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить; раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг; характеризовать роль труда в создании товаров и услуг; работать с терминологическим словариком; работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
43 | 2 | Природные богатства и труд людей — основа экономики. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; прослеживать взаимосвязь груда людей разных профессий; раскрывать роль науки в экономическом развитии; | |||||||||||||||
44 | 3 | Полезные ископаемые. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в I—2 классах; — определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых | |||||||||||||||
45 | 4 | Растениеводство. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах; практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; различать и классифицировать культурные растения; определять с помощью атласа-определителя культурные растения; | |||||||||||||||
46 | 5 | Животноводство. | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах; классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; — характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности | |||||||||||||||
47 | 6 | Какая бывает промышленность | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;соотносить продукцию и отрасли промышленности; выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; характеризовать труд работников отраслей промышленности; работать с терминологическим словариком;
| |||||||||||||||
48 | 7 | Проект «Экономика родного края» | 1ч | В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать информацию об экономике своего края (города, села); оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.; коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»; презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | |||||||||||||||
49 | 8 | Что такое деньги | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать виды обмена гомарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи; раскрывать роль денег в экономике; различать денежные единицы разных стран; | |||||||||||||||
50 | 9 | Государственный бюджет | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; | |||||||||||||||
51 | 10 | Семейный бюджет | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными; моделировать семейный бюджет; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
52 | 11 | Экономика и экология. Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. | 1ч 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в ]—2 классах; характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду; раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; обсуждать | |||||||||||||||
53 | 12 | ||||||||||||||||||
Раздел «Путешествия по городам и странам» – 15 ч | |||||||||||||||||||
54 | 1 | Золотое кольцо России Золотое кольцо России Золотое кольцо России | 1ч 1ч 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России; рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; | |||||||||||||||
55 | 2 | ||||||||||||||||||
56 | 3 | ||||||||||||||||||
57 | 4 | Проект «Музей путешествий» | 1ч | В ходе выполнения проекта дети учатся: собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал); оформлять экспозицию музея; готовить сообщения (экскурсии по музею); презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов | |||||||||||||||
58 | 5 | Наши ближайшие соседи | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; обсуждать, почему с государстиами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; | |||||||||||||||
59 | 6 | На севере Европы | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; | |||||||||||||||
60 | 7 | Что такое Бенилюкс | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; описывать достопримечательности стран | |||||||||||||||
61 | 8 | В центре Европы | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; | |||||||||||||||
62 | 9 | По Франции и Великобритании ( Франция) | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности Франции по фотографиям; | |||||||||||||||
63 | 10 | По Франции и Великобрита нии (Великобритания) | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям; составлять вопросы для викторины о Великобритании; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; | |||||||||||||||
64 | 11 | На юге Европы | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений; составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; выполнять задания электронного приложения к учебнику; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | |||||||||||||||
65 | 12 | По знаменитым местам мира | 1ч | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; обсуждать цели международного туризма; работать с картой; описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности; | |||||||||||||||
66 | 13 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 1ч | Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами | |||||||||||||||
67 | 14 | Презентация проектов «Кто нас защищает». «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1ч 1ч | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | |||||||||||||||
68 | 15 |
Приложение 5
Ф.И. ученика__________________________________________________________
Тест № 1 по окружающему миру 1 четверть
1.Что называют телом?
А) все то, что сделано руками человека, называется телом;
Б) любой предмет, любое живое существо называется телом;
В) любое растение, насекомое, птицу или животное называют телом.
2.В какой строчке указаны только тела?
А) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
Б) парта, доска, стол, стул, лампа;
В) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3. В какой строчке указаны только вещества?
А) алюминий, железо, медь;
Б) алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз
В) кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4. Какие вещества входят в состав воздуха?
А) водород, медь, цинк;
Б) кислород, азот. углекислый газ;
В) хлор, фтор, йод.
5.Какой газ необходим для дыхания?
А) азот;
Б) кислород;
В) углекислый газ.
6.Лёд и снег – это вода…
А) в твёрдом состоянии;
Б) в жидком состоянии;
В) в газообразном состоянии.
7. Что происходит с водой при нагревании?
А) вода сжимается при нагревании;
Б) вода расширяется при нагревании;
В) изменений с водой при нагревании не происходит.
8.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
А) за счёт того, что вода, превращаясь в лёд, расширяется;
Б) за счёт того, что вода, превращаясь в лёд, сжимается;
В) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
9. Ты помыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
А) вода с поверхности пола испарилась;
Б) вода впиталась в поверхность пола;
В) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
10.Какое вещество ты используешь в повседневной жизни больше всего?
А) крахмал; Б) воду; В) соль.
11.Какая вода нужна людям?
А) прозрачная; Б) бесцветная; В) чистая.
12.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?
А) от использования воды в быту;
Б) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм;
В) от использования воды на производстве.
13.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?
А) фильтры; Б) пластиковые трубы; В) кислоты.
14.Что происходит с камнями при нагревании?
А) камни при нагревании расширяются;
Б) камни при нагревании сжимаются;
В) с камнями при нагревании ничего не происходит.
15. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?
А) животные;
Б) растения;
В) грибы и микробы.
16. Что образуется при разрушении скал, камней?
А) песок и глина;
Б) мрамор и глина;
В) вода и газ.
17.Из чего состоит почва?
А) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
Б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
В) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.
18.Что растения получают из почвы?
А) перегной, песок, глину;
Б) воздух, воду, соли;
В) остатки растений и животных.
19. Что влияет на плодородие почвы?
А) наличие в почве перегноя;
Б) наличие в почве воды;
В) наличие в почве песка и глины.
20. Какие живые существа обитают в почве?
А) муравьи, мухи, тараканы;
Б) бабочки, жуки, мыши;
В) дождевые черви, кроты, медведки.
Проверочная работа № 2 «Здоровый образ жизни»
Ф. И. ________________
1. Всё живое учёные-биологи делят на царства:
А) растений, животных, грибов, бактерий;
Б) растений, животных, бактерий;
В) растений, животных, грибов.
2. Человек познаёт мир с помощью:
А) мышления, психологии, разума, воображения;
Б) психологии, памяти, воображения;
В) мышления, памяти, восприятия, воображения.
3. Символами государства являются:
А) национальный язык, границы, Государственный флаг;
Б) Государственный флаг; Государственный гимн; Государственный герб;
В) Государственный язык, национальные костюмы, государственные границы.
4. Национальные парки – это:
А) природные музеи под открытым небом, где проводятся экскурсии для всех любителей природы;
Б) участок земли, где запрещена охота;
В) участок земли, где вся природа находится под строгой охраной.
5. Самые маленькие промежутки между частицами:
А) в газообразном веществе;
Б) в жидком веществе;
В) в твёрдом веществе.
6. Во время дыхания мы поглощаем из воздуха:
А) кислород;
Б) азот;
В) углекислый газ.
7. При нагревании воды она:
А) расширяется;
Б) сжимается;
8. Для образования почвы требуется:
А) несколько дней;
Б) несколько лет;
В) тысячи лет.
9. Изучением растений занимается наука:
А) зоология;
Б) химия;
В) ботаника.
10. Цепи питания заканчиваются:
А) хищными животными;
Б) растениями;
В) растительноядными животными.
11. Подземная часть гриба называется:
А) грибовница;
Б) грибница;
В) грибок.
12. Управляет деятельностью всего организма:
А) скелет;
Б) нервная система;
В) мышцы.
13. Орган обоняния – это:
А) кожа;
Б) язык;
В) нос.
14. Главный поставщик энергии для нашего тела:
А) углеводы;
Б) жиры;
В) белки;
Г) витамины.
Проверочная работа № 3 «Экономика и экология»
Ф. И. ________________
1. Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:
А)услуги;
Б)товары;
В) экономика.
2. Всё то, что сделано руками человека, называют:
А) труд;
Б)природное богатство;
В) капитал.
3. Для добычи нефти:
А) роют открытые котлованы;
Б) бурят скважины;
В) строят шахты.
4. Какая профессия не относится к растениеводству:
А) лесоруб;
Б) хлебороб;
В) хлопкороб.
5. Домашних птиц и зверей содержат:
А) на пасеках;
Б) на фермах;
В) на лугах.
6. Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:
А) машинами и механизмами;
Б) электроэнергией;
В) выплавкой стали.
7. Прямой обмен одних товаров на другие называются:
А) бартер;
Б) купля;
В) продажа.
8. Лучшим считается бюджет:
А) в котором доходы больше расходов;
Б) в котором доходы меньше расходов;
В) в котором доходы равны расходам.
9. Авторское вознаграждение – это:
А) зарплата;
Б) налог;
В) гонорар.
10. Наука экология помогает:
А) делать экономику безопасной для людей и природы;
Б) подсчитать экологический ущерб.
Итоговая контрольная работа № 4 по окружающему миру 3 класса
Учени____________________________________________________
- Если в квартире возник пожар, необходимо:
А) звонить по телефону 01 Б) звонить по телефону 04
В) ждать, когда он сам погаснет
2. Дорожные знаки в виде круга с красной каймой: А) предупреждающие Б) предписывающие В) запрещающие
3. Какой газ необходим для дыхания?
А) азот Б) кислород В) углекислый газ
4. Сведения о редких растениях и животных занесены:
А) в Почетную книгу Б) в Красную книгу
5. Какая из цепей питания указана правильно?
А) дерево дятел жук-короед Б)гусеница растение птица В) рожь мышь змея орел
6. Шахты строят для добычи:
А) каменного угля Б)нефти В) глины
7. Для разведения рыб служит:
А) ферма Б) прудовое хозяйство В) пасека
8ш. Тепловая электростанция сокращенно называется:
А) АЭС Б)ГЭС В) ТЭС
9. Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятии – это:
А) стипендия Б) зарплата В) пенсия
10. Ярослав Мудрый основал город:
А) Ярославль Б) Кострома В) Сергиев Посад
11. Морскую границу с нашей страной имеют:
А) Норвегия и Исландия Б) Монголия и Северная Корея В) США и Япония
12. Эйфелева башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся в:
А) Италии Б) Франции В) Велико
Учебно-методические средства обучения:
- Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3класс. – М.: ВАКО, 2013.
- Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия»
- Комплексные тесты. Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. 3-й класс: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А.Сениной. – Изд.3-е. - Ростов н/Д: Легион, 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс/ Сост. И.Ф.Яценко. –4-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
- Методический журнал «Начальная школа + «До» и «После»
- Плешаков А. А. Окружающий мир: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова 3. Д. Окружающий мир. Тесты. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 5-е издание.-М.: Просвещение. – 2012.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 кл. четырехлет. нач. шк. — М.: Вита-Пресс, 2011.
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для нач. шк. — М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков._ 15-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Кн. для учащихся нач. кл. —
М.: Просвещение, 2009.
- Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. Ч.1: к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.Ч.1»/ Е.М.Тихомирова. -8-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.
- Тихомирова, Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. Ч.1: к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.Ч.2»/ Е.М.Тихомирова. -8-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.
- Федеральный государственный стандарт. 2010.
- Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011.
- Школа России. Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 2011.
- http://nsc.1september.ru.
- http://www.murzilka.km.ru.
- http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
Описание материально-технического обеспечения.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | % обеспечение | |
Библиотечный фонд | |||
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии) | К | 18 | 100 % |
Научно-популярные, художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения). | П | ||
Детская справочная литература ( справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире ( природе, труде людей, общественных явлениях). | П | ||
Методические пособия для учителя. | Д | 100 % | |
Печатные пособия | |||
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. | Д | 1 | 100 % |
Плакаты по основным темам естествознания – магнитные или иные ( природные сообщества леса, луга, болота, озера). | Д | 1 | 100 % |
Портреты выдающихся людей России ( политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов). | Д | ||
Географические и исторические настенные карты. | Д | ||
Атлас географических и исторических карт. | К | ||
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток). | Ф | ||
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | |||
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. | Ф | 18 | 100 % |
Технические средства обучения | |||
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. | Д | 1 | 100 % |
Экспозиционный экран. | Д | 1 | 100 % |
Телевизор. | Д | ||
Видеомагнитофон. | Д | ||
Аудиопроигрыватель. | Д | ||
Персональный компьютер | Д | 1 | 100 % |
Диапроектор. | Д | ||
Мультимедийный проектор. | Д | 1 | 100 % |
Экранно-звуковые пособия. | |||
Видеофильмы по предмету. | Д | ||
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения. | Д | ||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. | К | ||
Термометр медицинский. | Д | ||
Лупа. | К | ||
Компас. | К | 3 | 16 % |
Часы с синхронизированными стрелками. | Д | 1 | 100 % |
Микроскоп цифровой. | Д | 1 | 100 % |
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса ( весы рычажные, весы пружинные, набор разновесов), изучение свойств звука ( камертоны, наушники), проведение наблюдений за погодой, по экологии (фильтры, красители пищевые), измерительные приборы . | К/Ф | ||
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. | Д | ||
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). | Д/П | ||
Модель «Торс человека с внутренними органами». | Д/Ф | ||
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. | Д | ||
Муляжи овощей, фруктов, грибов. | Д | 100 % | |
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников. | П | ||
Натуральные объекты | |||
Коллекции полезных ископаемых. | Ф/П | ||
Коллекции плодов и семян растений. | Ф/П | ||
Гербарии культурных и дикорастущих растений. | Ф/П | ||
Живые объекты (комнатные растения) | Д | 100 % | |
Игры и игрушки | |||
Настольные развивающие игры по математике предмета «Окружающий мир». | П | ||
Наборы ролевых игр, игрушек, и конструкторов. | П | ||
Наборы карандашей, красок. Альбомов для рисования. | к | 18 | 100 % |
Оборудование класса | |||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | Ф | 9/18 | 100 % |
Стол учительский с тумбой. | Д | 1 | 100 % |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов. | Д | 4 | 100% |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | Д | 4 | 100 % |
Подставки для книг,держатели для карт. | Д | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...