Занятие по экологическому воспитанию Красная книга Саратовской области Энгельсского района"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Комина Ольга Ивановна

Цель: воспитание у учащихся  гуманного, бережного отношения к живым существам; способность к сопереживанию; уважение и любовь к родному краю.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

– воспитание гражданственности личности, любви к Родине, уважение к малой родине;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

– развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasnaya_kniga_engelsskogo_rayona.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комина Ольга Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 9»

ЭМР Саратовской области

Методическая разработка занятия

по экологическому воспитанию

по теме «Красная книга Саратовской области

Энгельсского района»

4 класс

Цель: воспитание у учащихся  гуманного, бережного отношения к живым существам; способность к сопереживанию; уважение и любовь к родному краю.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

– воспитание гражданственности личности, любви к Родине, уважение к малой родине;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

– развитие патриотических чувств, уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Планируемые результаты:

  • Предметные: определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесённых в Красную книгу Энгельсского района.
  • Метапредметные УУД:
  • познавательные: добывать новые знания: находить необходимые сведения в различных источниках информации;
  • регулятивные: использовать различную литературу при работе по предложенному плану;
  • коммуникативные: совместно договариваться о правилах работы  в группе, правилах поведения в природе и следовать им;
  • личностные: проявлять ценностное отношение к природному миру, осознают важность и необходимость Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений своего края.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, исследовательский.

Приемы обучения: игровые приемы, «ведение проблемного диалога»,  «лесенка успешности», «организация взаимопомощи», «работа с карточками», «применение справочной литературы, творческих заданий».

Технологии: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, проблемно-диалогические, технология развивающего обучения.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование: Красная книга России, Саратовской области,  физическая карта России,Саратовской области, Энгельсского района, иллюстрации растений и животных., бланк для работы в группах; карточки с пословицами; карточки с правилами поведения в природе; презентация к уроку.

Этап урока

Сценарий урока

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к деятельности. Организацион

ный момент.

Слайд 1

1.1Создание позитивного настроя.

Прозвенел звонок

И наше занятие начинается…

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

- Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.

- Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.

- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас всё получится.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

  Если будут уничтожены они –

    На планете мы останемся одни!

-Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии? (об охране природы)

- Верно, ребята, мы вспомним, что знаем об охране природы и сами попробуем сделать  важное открытие. Для этого нужно быть внимательным, активным, уверенным в себе, рассудительным.

-Уверены ли вы в том, что знаете все об охране природы?  

-Для чего нужно охранять природу?

- Вы готовы к знакомству с новым материалом?

- Каким способом вы будете изучать новый материал?

         1)сначала надо понять, что мы не знаем;

          2)затем самим построить новый способ действия.

 -Как определить, что вы не знаете?

  1. -надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
  2. -выполнить пробные действия;
  3. -определить своё затруднение;
  4. -подумать и найти причину затруднения.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (Р);

-планирование  сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

2.1 Повторение изученного «Блиц-турнир».

а)Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется… (экология).

б) Назовите составные части экологии. (вода, воздух, почва, растения, животные.)

в) Необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. (экологическая катастрофа) 

г)По чьей вине происходит загрязнение окружающей среды?(по вине человека)

д)Список животных и растений, которые находятся на грани исчезновения. (Красная книга)

                              Охраняется Красной книгой

                              Столько редких зверей и птиц.

                              Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

                              Чтобы души не стали пусты.

                              Охраняются звери, охраняются змеи,

                              Охраняются даже цветы.

                              Красная книга, Красная,

                      Может значит она, что природа умрёт?

                              Цель у неё иная: Всё живое хранить зовёт!

Слайд 2

2.2-Вспомните, как и когда  была создана Красная книга? ( В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны  природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки и издали их в виде книги. И назвали ее «Красная книга фактов». 1 том-животные, 2 том-растения))

Слайд 3,4.

- А почему книга красная, а не жёлтая, синяя?(сигнал тревоги, опасности) Слайд 5,6.

-Какого цвета страницы в этой книге? (красные, жёлтые, белые, серые, зелёные, чёрные)

-Что обозначает цвет страниц? Слайд 7.

  1-виды исчезающие.

Они как и Красная книга записаны на красных страницах. Это  быстро исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить.

2-виды сокращающиеся.

Они записаны на жёлтых страницах. Эти виды встречаются в достаточном количестве для выживания, но их численность очень быстро сокращается.

3-виды редкие.

Они записаны на белых страницах. Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко.

4-виды неопределённые.

Названия этих животных расположились на серых страницах. Эти животные до сих пор мало изучены.

5-виды восстановленные.

Они записаны на зелёных страницах. Это животные, которых удалось спасти от вымирания.

6-исчезнувшие виды.

Это чёрные страницы. Этих животных мы больше никогда не увидим. Их нет на нашей планете.

-Назовите растения и животные Красной книги России.

2.3-Существует ли Красная книга Саратовской области? Что вы о ней знаете? (Наша Саратовская область, как и вся страна не стала исключением. Здесь тоже погибали, исчезали растения и животные. Поэтому первую «Красную книгу Саратовской области» выпустили в 1996 году. В неё было занесено 404 вида растений и 155 видов животных. В 2006 году было выпущено второе издание.) 

Слайд 8

-Какие растения и животные Саратовской области занесены в Красную книгу?

(животные- выхухоль, степной сурок, гигантская вечерница, перевязка;

птицы — авдотка, беркут, балобан, дрофа, европейский тювик, журавль-красавка, змееяд, краснозобая казарка, кречетка, колпица, кудрявый пеликан, курганник, могильник, орлан-белохвост, пискулька, совка, сапсан, скопа, степной орел, стрепет, ходулочник, черноголовый хохотун, черный аист,дрофа, стрепет, змееяд, орлан-белохвост;

растения-: рябчик русский, тюльпан Биберштейна, любка двулистная, кувшинка белая, купальница европейская, сон-трава, волчье лыко)

-Что бы вы хотели узнать о Красной книге еще? (какие растения и животные Энгельсского района охраняются законом)

2.4 Выполнение пробных действий и фиксирование индивидуальных затруднений.

Работа в паре.

- Составьте кластер. В центре записано ключевое слово «Красная книга Саратовской области Энгельсского района». Вокруг него напишите все, что вы  знаете об этом. (листки вывешиваются на доску)

- В чем испытали затруднение? ( очень мало знаем о своем крае)

-Определите тему занятия (Красная книга Саратовской области Энгельсского района).

-Сегодня каждому из вас необходимо будет найти информацию о растениях и животных Красной книги своей малой родины.

-А какими известными вам способами вы могли бы это сделать? (источники информации:  учитель- спросили, книга- прочитали, Интернет- посмотрели, семья- послушали).  

- К сожалению, на сегодняшнем уроке вам  пригодятся не все эти способы: я ничего рассказывать не буду, Интернетом и помощью семьи воспользоваться сейчас невозможно.

- Приходилось ли вам оказываться в ситуации, когда известные способы не срабатывали или не пригождались?

- Что в таких ситуациях приходится делать? (придумывать и проверять другие способы).

- Нам  предстоит заняться «придумыванием» и проверкой какого-то нового способа, которому мы с вами в конце занятия дадим название.

- Итак, мы  продолжим изучение темы «Красная книга Саратовской области» , познакомимся с редкими и исчезающими растениями и животными нашего района.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация (П);

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);

3. Постановка учебной задачи

3.1- Какую цель  перед собой поставите?

- Сформулируйте тему нашего занятия?

-постановка и формулирование проблемы (П);

-планирование, прогнозирование (Р)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  1. 4.1-Какие гипотезы вы можете выдвинуть?

-Какая из них приведет к положительному результату?

- Посмотрите, какими материалами я предлагаю вам воспользоваться, чтобы получить информацию на интересующую нас тему? (конверты с изображениями растений и животных. разрезанных на части, карты Саратовской области, Энгельсского района, Красная книга России. Саратовской области, бланк для заполнения ) 

4.2 Исследование -практическая работа (слайд 9)

(работа в малых группах-6 групп, у каждой группы по одному растению и животному)

-А сейчас я предлагаю провести исследование. Цель исследования: проверить, занесены ли в Красную книгу Саратовской области указанные растения и животные.

Бланк группы №__________

1.Объект исследования

                                                                                                

Цель исследования: занесён ли в Красную книгу

Саратовской области? ____________________________________________________

Энгельсского района?                                                                 ______

                                                                (да, нет)

2.Объект исследования

                                                                                                

Цель исследования: занесён ли в Красную книгу

Саратовской области? ____________________________________________________

Энгельсского района?                                                                 ______

                                                                (да, нет)

-Составьте алгоритм работы:

1. Соберите растение или животное из частей и склейте его.

2. Угадайте его название.

3. Пользуясь алфавитным указателем Красной книги ответьте  на вопрос: занесен ли в Красную книгу?

4. Сделайте вывод.

Слайд 10

ФИЗМИНУТКА

Мы немножко отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, ногами топаем.
Хорошо мы погуляли 
И немножечко устали.
Смело, чётко говорим 
И тихонечко сидим.

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- познавательная инициатива (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

        - поиск необходимой информации (П);

 - установление причинно-следственных связей (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П)

- построение логической цепи рассуждений (П);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- осознание ответственности за общее дело (Л)

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

5.1 Обмен информацией между группами ( выступает представитель группы с результатом исследовательской работы и вывешивает картинки с изображениями дрофы, журавля, лебедя, сурка, барсука, кувшинки, сон-травы, волчьего лыка, тюльпана, купальницы)

-Почему не выбрали оленя, женьшень? (они не водятся и не растут в нашей природной зоне)

-Как вы это определили? (по карте)

-На территории Энгельсского района обитает семь видов животных, занесенных в Красные книги России и Саратовской области: дрофа, стрепет, журавль серый, лебедь-шипун, сурок-байбак, барсук, угорь.

-К сожалению, нет сведений о растениях нашего района, занесенных в Красную книгу, но  наше муниципальное образование –часть  Саратовской области, поэтому эти растения встречаются и у нас (рябчик русский, тюльпан Биберштейна, кувшинка белая, купальница европейская ,любка двулистная, сон-трава, волчье лыко).

-Сравните свои выводы с имеющимися в презентации  (просмотр слайдов презентации)

Слайд 11-20

                         

       

     

       

     

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- извлечение  необходимой информации (П);

- выполнение действий по алгоритму(П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- доказательство (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-В русском языке  много пословиц и поговорок о бережном отношение к природе, к братьям наши меньшим.

-Продолжите пословицу (работа на карточках):

В саду, где нет цветов, …..соловей не поёт.

Кто не сажал дерева, ….тому не лежать в тени.

Лес –….. богатство и краса земли.

Не беречь поросли, ….не видать и дерева.

Преобразуем природу…… на счастье народу.

Рощи да леса – ……всему миру краса.

Проверка по эталону.

Слайд 21


.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения (Р);

-самоопределение (Л)

7. Включение в систему знаний и повторение.

7.1Слайд 22

- Нам нужно охранять природу

 - А от кого?

Леса, поля, луга и воду

 Ещё чего…

Нельзя в лесу пилить деревья,

Нельзя рубить.

Ломать сучки, копать коренья,

Цветы губить.

Для нас природа - как награда

Важней других.

 А охранять природу надо

 От нас самих!

                   Колупаев Денис

-Каковы же причины  исчезновения растений и животных? (вырубка леса, распашка полей, мелиоративные работы, применение химикатов в хозяйстве)

7.2– Что нужно сделать человеку, чтобы растения и животные не исчезли с лица Земли? (запретить охоту, чрезмерную   добычу животных, разрушать места обитания   животных,охранять заповедники, заботиться о размножении) Слайд 23

Слайд 24-28
 Что такое заповедники, национальные парки? 

-На территории Саратовской области есть заповедники , парки, охраняемые  зоны ? (национальный парк «Хвалынский», 3 природных микрозаповедника, 67 памятников природы, 7 особо охраняемых геологических объектов, дендрарий, ботанический сад. )

-А в Энгельсском районе? (к сожалению,нет)

-Сделайте вывод о причинах создания таких охраняемых территорий.

7.3-Есть ли законы, направленные на охрану природы, в том числе на объекты, занесенные в Красную книгу?  (Конституция РФ Статья 58  «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»)

-Какое наказание грозит  нарушителям закона? (штраф)

7.4-А какой посильный вклад в дело охраны растений и животных мы можем внести? (проявлять интерес ко всему живому, привлекать общественные организации для контролирования за объектами, занесенными в Красную книгу, сажать новые растения, соблюдать правила поведения на природе)

-Какие правила поведения вы знаете?  Соедините линиями левую и правую части и прочитайте эти правила.

НЕ

                                   ломайте ветки

                                    оставляйте мусор на природе,

                                    ловите бабочек, стрекоз, жуков

                                    жгите костры,

                                     рвите цветы,

                                    убирайте мусор за собой,

                                    шумите в лесу

                                    берите из гнезда яйца птиц

                                    сбивайте грибы даже, если они ядовитые

                                    ловите диких животных и приносите их домой.

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- понимание задания, извлечение необходимой информации(П);

- моделирование, преобразование модели (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- доказательство (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

8.1- Что нового вы узнали на занятии? Какие открытия в области окружающего мира сделали?

- Какие затруднения у вас возникли в начале занятия? В чём была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

 -Какими способами действовали? Какое название можно дать новому способу изучения материала по окружающему миру (анализ картографического, иллюстративного, энциклопедического материала)

- Достигли ли поставленной цели? - Кто нам больше всех помог, кого мы можем поблагодарить?

-Почему тема охраны природы всегда актуальна?

8.2 Закончить сегодняшнее занятие мне бы хотелось словами: Слайд 29

"Когда- то очень давно природа решала быть или не быть человеку? Теперь человеку приходиться решать: быть или не быть природе?»

-Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свою позицию.

-А сейчас оцените свою работу и  разместите  себя (смайлик) на лесенке успешности.

Слайд 30

8.3 Лесенка успешности.

8.4 Домашнее задание  (на выбор))

1.Подготовить сообщение о растении или животном (угорь, стрепет) Красной книги Саратовской области Энгельсского района.

2.Подготовить свой макет Красной книги Энгельсского района Саратовской области с учетом представленной на занятии информации (разноцветные страницы)

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);

-  использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям( Л);

-смыслообразование (Л).

Литература:

http://www.slideboom.com/presentations/986539/Растения-и-животные-красной-книги-саратовская-область  - информация о создании Красной книги Саратовской области

http://ozonit.ru/krasnaya_kniga/krasnaya_kniga_saratovskoi_oblasti.php - описание растений, занесённых в Красную книгу Саратовской области.

Яндекс.Картинки – фотографии растений

http://iandnature.at.ua/doc/sbornik_stikhov_o_prirode.doc  - стихотворение о природе

lhttp://ccrussia.org/finaykinskaya_tyulpannaya_step2.html 

http://ccrussia.org/botanicheskiy_sad_sgu.html 

http://ccrussia.org/arzyanskiy_bor.html 

http://ccrussia.org/melovye_sklony_s_rasteniyami-kalcefilami_u_g_volska.html 

https://www.google.ru/search?q=фото+хвалынский+национальный+парк

Особо-охраняемые природные территории Саратовской области. Изд-во: Саратовский  Государственный университет, 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Красная книга Саратовской области"- животные

цель этой работы: познакомить детей с животным миром Саратовской области, занесенным в Красную книгу. Воспитывать бережное отношение к живой природе, любви........

"Путешествие по Красной Книге Саратовской области и Вольского района"

Цель: 1. Познакомиться с редкими и исчезающими видами растений и животных Саратовской области, Вольского районаВывить причины  сокращения численности растений и животных.Разработать проект «Редки...

Красная книга Саратовской области

Презентация на тему "Красная книга Саратовской области" для внеклассной работы...

Дидактическая разработка. Презентация "Красная книга Саратовской области"

Данная презентация содержит информацию о редких птицах Саратовской области....

Презентация "Красная книга Саратовской области"

В данной презентации даны фотографии и описание некоторых растений Саратовской области, занесённых в Красную книгу". Можно использовать на уроке окружающего мира и во внеурочной деятельности....

ИЗО проектная деятельность по теме "Красная книга Саратовской области "Цветы весны"

Растительный мир планеты давно нуждается в нашей защите. Пришла весна. таит снег и появляются первые весенние цветы - красивые, яркие, нежные. Гуляя по весенним лугам, полям и лесам, можно наблюдать ц...