Конспект по окружающему миру 2 класс. Тема: "Красная книга"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Перчаткина Наталья Олеговна

"Красная книга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnaya_kniga.docx24.04 КБ
Office presentation icon okruzhayushchiy_2_kl.ppt2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру.

Тема урока: «Красная книга»

Цель деятельности учителя: познакомить детей с Красной книгой. Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, раскрыть роль человека в охране природы, развивать монологическую речь учащихся, воспитывать чувство ответственности ,бережное отношение к природе, учить соблюдать правила поведения в природе

Личностные: осознавать важность бережного отношения к растениям и животным из Красной книги;

Предметные: знать, что такое Красная книга (давать определение); приводить примеры растений и животных из Красной книги России; узнавать изученные виды растений и животных на рисунках, фотографиях и тд.; устанавливать и раскрывать причины сокращения численности и знать меры охраны изученных растений и животных.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник «Школа России» Плешаков А.А., Соловьева А. Е. окружающий мир + рабочая тетрадь; презентация, пазлы, карточки.

№ п/п

Этап

(методы)

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1

Орг.момент Мотивир.учебной дея-ти

1 мин

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Олеговна и сегодня урок окружающего мира, проведу у вас я.

Готовиться к уроку

3

Актуализация знаний

Метод словесный, прием беседа

2 мин

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Каждый из вас отправляется путешествовать не с пустыми руками, а с багажом знаний. Мы отправляемся не просто, чтобы развеяться и отдохнуть, а для того, чтобы еще раз задуматься о судьбе окружающего нас мира.

Настраиваться на урок

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

4

Постановка проблемной ситуации, задачи

Словесный метод, прием беседа

Наглядный метод, прием демонстрация

Практический метод, прием чтение

6 мин

- На прошлом уроке мы с вами знакомились с домашними животными. Повторим, названия каких домашних животных вы знаете.

- Я загадываю загадки, а вы по руке отвечаете.

    1.  С хозяином дружит, дом сторожит,

         Живет под крылечком, а хвост колечком.

                                                                 (Собака).

2. Длинное ухо, комочек пуха.

           Прыгает ловко, грызет морковку

                                                                . (Кролик)

3. Весь день в воде,

             А водой не насытится            

                                                                       (Утка).

4. 3аплелись густые травы, закудрявились луга,

        Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога.

                                                                          (Баран)

5. Рыжий молокозавод

     День жует и ночь жует:

     Ведь траву не так легко

      Переделать в молоко!

                                                                        (Корова)

 6. Не прядет, не ткет, а людей одевает.

                                                                           (Овца)

7. Съем червя, попью водицы, хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко, ребятишек угощу.

                                                                      (Курица).

-Чему посвящены загадки? (загадки посвящены домашним животным). 

Каких домашних животных, кроме перечисленных в кроссворде вы можете назвать? (Индюк, свинья, перепелка, нутрии, шиншилла). Для чего человек содержит домашних животных? ( Домашние животные дают человеку не только продукты питания, но и радость Когда у человека плохое настроение, достаточно в течении 10 минут погладить кошечку или собачку и настроение улучшится).

Домашние животные находятся под защитой человека.

А как защитить растения, диких животных и птиц? (точно на этот вопрос ответа мы не знаем)

- Поэтому, ребята, ответ на этот вопрос мы узнаем чуть позже.

Работа по учебнику.

Откроем учебник на странице 88. Прочитаем, чему мы научимся?

-Кто знает, что же такое Красная книга?

-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (о красной книге, о растениях и животных)

Повторять пройденную тему

Отгадывать загадки

Отвечать на вопрос: Кому посвящены загадки

Перечислять, каких домашних животных они еще знают

Читать чему научатся на уроке

Предполагать, о чем будут говорить сегодня

Самоопределять (Л)

Целеполагание(Р)

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать (П)

Осознавать  произвольное построение речевого высказывания (П)

5

Объяснения нового материала

Словесный метод, прием беседа

Наглядный метод, прием демонстрация

7 мин

Работа по слайду.

Ребята, посмотрите на слайд: как прекрасен этот! Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих рисунках!

Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

Ребята, сегодня мы познакомимся с необычной книгой. Называется она Красной. Наверное, каждый из вас слышал это название, но не все знают её историю.

      В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки и издали их в виде книги. Назвали ее Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Красный цвет-это сигнал опасности. Поэтому книгу так и назвали-Красной. Для чего она нужна? (ответы детей).

      Из Красной книги мы узнаём, какие виды животных и растений в опасности. Она советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Красная книга призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновении.

В 1966 году Международная красная книга  была издана в необычном виде. Обложка была красная, а страницы  - разноцветные (демонстрируется презентация №1). Сделано это было не для красоты, а для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение.

Страницы Красной книги были скреплены скобами. Их можно легко вынуть из книги, если судьба животного или растения менялась в лучшую или худшую сторону.

В нашей стране такая книга вышла в 1978 году. Позже выяснилось, что в защите нуждается большее количество видов. Второе издание вышло в 1984 году. В них о каждом взятом под охрану растении и животном кратко сказано всё.

Слушать историю возникновения Красной книги

Анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать (П)

Устанавливать причинно – следственные связи (П)

6

Динамическая пауза

Выполнять движения

7

Объясн.нов.материала

Словесный метод, прием беседа

Наглядный метод, прием демонстрация

Практический метод

10 мин

Работа по учебнику.

- Откройте учебники на стр 88. Давайте прочитаем….

«Красная книга содержит……» (один читает)

- Посмотрим каким растениям и животным нужна помощь.

Работа по слайду.

- Ребята, в челябинской области, тоже есть такая Красная книга. И туда занесены животные и растения, которые также нуждаются в помощи.

- Посмотрите на слайд.

Это животные и растения Челябинской области занесенные в Красную книгу.

- Черный аист

- Пискулька

- Лебедь-шипун

- Лебедь-кликун

- Беркут

- Орлан-белохвост

- Болотная черепаха

- Кувшинка чисто-белая

- Пион уклоняющийся (Марьин корень)

- Русская выхухоль

- Серый хомячок.

- На эти фото посмотрите внимательно, вам с ними предстоит работать сейчас.

- Зубр

- Венерин башмачок

- Лотос

- Женьшень

- Дровосек реликтовый

- Белый журавль (стерх)

Работа в группах.

- Молодцы, теперь давайте с вами проведем интересную игру.

- Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека. Каждой группке я выдаю пазл, и характеристику того растения или животного, которого вы должны собрать. И от каждой группы один человек должен выйти и рассказать о растении или животном, которое они собрали.

- Один представитель от группы выходит, говорит название животного или растения, и вкратце о нем рассказывает. Тем временем дети могут рассмотреть картинку на слайде.

- Молодцы, теперь, откройте учебник на странице 91 и прочитайте выделенным шрифтом определение Красная книга-это…(один читает)

-Сейчас мы с вами говорили о том, что охрана природы государственная проблема. А мы с вами можем ли помочь природе стать другом?

Мы можем стать природе другомНужно только соблюдать правила поведения в природе).

- Совершенно правильно. Нужно соблюдать правила друзей природы.

Работа по слайду.

 - Давайте прочитаем эти правила. 

Нельзя уничтожать ядовитые грибы, не лови бабочек, не шуми в лесу, не жги траву, не загрязняй водоемы, не собирай цветы.

Играть в игру.

- Проведем игру "Найди ошибку".

Я буду читать вам предложения. Если смысл предложения верен, хлопайте в ладоши, если неверен - топайте.

Никогда не наноси вреда природе.

В лесу можно ломать ветки, делать надписи на деревьях, собирать сок.

В лесу можно шуметь и слушать громкую музыку.

Подкармливай зверей и птиц зимой.

Разжигай костры в лесу, не береги почву, ее много.

Не ловите бабочек, они нужны цветущим растениям.

Редкие растения не охраняй, они все равно вымрут.

Не уничтожайте грибы, даже если они несъедобные. Они нужны лесным животным.

Не разоряй муравейники. Они - лесные санитары.

Цветы собирай в большие охапки и приноси домой.

Не оставляй мусор в природе.

Читать значение Красной книги

Смотреть животных и растения Челябинской области

Смотреть картинки животных и растений, с которыми ученикам предстоит работать

Работать в группах

Отвечать у доски

Отвечать на поставленные вопросы

Читать правила поведения на природе

Играть в игру

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)

Выполнять действия по алгоритму (П)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)

Выполнять действия по алгоритму (П)

8

Закрепление

Словесный метод, прием беседа

Наглядный метод, прием демонстрация

Практический метод, прием письмо

8 мин

Работа в рабочей тетради.

- Поработаем с рабочей тетрадью. Откройте стр 60, 1 задание.

- Допишите определение с помощью учебника. Красная книга это…..

- Кто прочитает определение, которое записали? (один читает)

- 2 задание. Пользуясь учебником, раскрасьте растения из Красной книги и подпиши их названия.

- На первой картинке, что изображено? На второй? На третьей?

Ребята, с чем мы сегодня с вами познакомились? (Красной книгой. Животными и растениями, которые нуждаются в помощи и находятся на грани исчезновения)

- Как мы можем помочь таким животным и растениям?

- Каких животных и какие растения Челябинской области вы запомнили?

Анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать (П)

9

Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Словесный метод, прием беседа

3 мин

Какой вывод вы сделали для себя?

Помните, что беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от вас и вашего поведения в природе!

Если б только на планете,

Если б только все земляне

 Всё живое берегли

То возможно-верно-верно

То наверно-верно-верно

Красной книги точно-точно

Никогда б не завели!

- Ребята сейчас приготовьте карандаши, красный, зеленый и желтый.

- Давайте оценим себя за этот урок. Поднимите зеленый карандаш те, кто понял сегодняшнюю тему и довольны своей работой на уроке. Поднимите желтый карандаш те ребята, которые иногда в чем – то затруднялись. И красный карандаш те, кто не смог понять сегодняшнюю тему.

Проводить рефлексию

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности (П)

Адекватно понимать причины успеха, неуспеха в учебной деятельности (Л)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Черный аист

Слайд 3

Пискулька

Слайд 4

Лебедь-шипун

Слайд 5

Лебедь-кликун

Слайд 6

Беркут

Слайд 7

Орлан-белохвост

Слайд 8

Болотная черепаха

Слайд 9

Кувшинка чисто-белая

Слайд 10

Пион уклоняющийся (Марьин корень)

Слайд 11

Русская выхухоль

Слайд 12

Серый хомячок

Слайд 13

Зубр

Слайд 14

Венерин башмачок

Слайд 15

Лотос

Слайд 16

Женьшень

Слайд 17

Дровосек реликтовый

Слайд 18

Белый журавль (стерх)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему "Красная книга России"

этот урок может использоваться как во внеклассной работе по окружающему миру, так и на уроке...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Красная книга Пермского края"

Одна из важнейших задач современности — охрана окружающей среды. В нашей Красной книгеПермского края  для ребят рассказывается не только, почему необходимо беречь определенные растения и жи...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Красная книга"

Урок относитмся к региональному компоненту содержания материала...

Дидактический материал по окружающему миру на тему: "Красная книга Волгоградской области". Страницы рабочей тетради для 2 класса.

Данный дидактический материал представлен творческими заданиями,  интересными фактами, справочным материалом, загадками, сказкой, тестами  по теме "Красная книга  Волгоградс...

Дидактический материал по окружающему миру на тему: "Красная книга Волгоградской области". Страницы рабочей тетради для 1 класса.

Данный дидактический материал представлен творческими заданиями,  интересными фактами, справочным материалом, загадками, мифом, легендой, тестами  по теме "Красная книга  Вол...

Конспект открытого урока окружающего мира по теме:"Красная книга".

Конспект открытого урока окружающего мира по теме:"Красная книга"....