Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Формы земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по программе  «ШКОЛА России»

Тема  урока: Формы земной поверхности

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

 

Основные понятия: горы, равнины, холм, овраг, одиночные горы и хребты.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» 2 класс (автор Плешаков и др.)

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2 класс Формы земной поверхности27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по программе  «ШКОЛА России»

Тема  урока: Формы земной поверхности

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Основные понятия: горы, равнины, холм, овраг, одиночные горы и хребты.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» 2 класс (автор Плешаков и др.)

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Цели для учителя: создать условия для формирования представлений о формах земной поверхности, содействовать развитию приёмов умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение; содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, мышления, наблюдательности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать названия форм земной поверхности и иметь о них представление, уметь различать и называть на иллюстрации равнину, холм, овраг, гору, горные хребты; уметь дать характеристику поверхности своего края по наблюдениям, замечать и ценить красоту природы.

Личностные: положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД:

уметь самостоятельно определять и формулировать тему и познавательную цель на уроке, называть учебные задачи  для достижения поставленной  цели, проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Познавательные УУД:

 Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация и др.).

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

 Коммуникативные УУД:

 Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Технологии обучения: Информационно-коммуникационные технологии

                            Технология урока на деятельностной основе  

                                         Технология проблемного обучения      

Образовательные ресурсы:

 у учителя: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс. учеб. для образоват. учреждений.в 2 ч. ч. 2, мультимедийная презентация «Формы земной поверхности»; проектор, экран.

                 

у учащихся: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс. учеб. для образоват. учреждений.в 2 ч. ч. 2, карта открытий; камешки и пластилин, доска для работы с пластилином, скорлупа кокосового ореха, игровой персонаж Муравьишка, тесты, рисунки горы и равнины, карточки к ним, смайлики для рефлексии.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Самоопределение к

учебной деятельности

Приветствует детей, гостей.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности

Приветствуют друг друга, учителя, гостей.

настраивают себя на открытие нового.

Личностные :

-эмоциональность; умение осознать и определить свои эмоции;

-этические нормы общения и сотрудничества;

2. Актуализация знаний

Мотивация уч-ся к учебной деятельности.

Ученик: 

С. Михалкова отрывок из стихотворения «Весёлый турист»

Крутыми тропинками в горы,

Вдоль быстрых и медленных рек,

Минуя большие озёра,

Весёлый шагал человек.

- Я вышел из комнаты тесной,

И весело дышится мне,

Всё видеть, всё знать интересно,

И вот я хожу по стране.

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Высказывают предположения.

Делают выводы совместно с учителем.

Умение поддержать разговор на интересную тему.

Социальная компетентность.

Ориентировка в социуме, анализ и сопоставление личного опыта. Включение в учебный процесс.

Предметные учебные действия

3.Совместное планирование деятельности.

Постановка цели.

Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.

Определяет их объем.

 - Что увидит турист, шагая по стране?

- Что под ногами у туриста?

- Земля, …..земная поверхность.

- О чём будем говорить сегодня на уроке?

Учитель. Составьте тему урока из слов.   (слайд 2 - 3)

Ученик. Формы земной поверхности.

- Что мы будем узнать на этом уроке вместе с муравьишкой Вопросиком? 

- Какие формы земной поверхности есть у планеты Земля?

- Что мы будем для этого делать? (наблюдать,

исследовать, сравнивать, обобщать,

рассуждать, применять накопленные

знания, открывать)

-Что поможет открыть нам

новые знания? (учебник)

- Чтобы ответить на этот вопрос,

мы будем заполнять карту-открытий.

Обучающиеся вступают в диалог с учителем, называют тему урока.

Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.

Дети отвечают.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

4.Открытие нового знания (первичное усвоение новых знаний)

Цель:

-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;

- организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными  и новыми знаниями.

- Я буду читать загадки, вы их отгадывать и соотносить названия форм земной поверхности с изображениями на фотографиях  слайда. (слайд 4)

Одновременно будем заполнять «карту открытий» - на доске и у вас на партах.

Какие формы земной поверхности  есть у планеты Земля?

равнины

горы

холмы

овраги

одиночные

горные хребты

Загадки

            1. Вокруг-простор и широта,

                Конца и края им не видно.

                Какая чудная картина,

              А называется……(равнина).

- Под каким номером равнина на слайде?

-Откройте учебник на стр. 78, прочитайте текст и                      найдите: какую поверхность земли называют                                   равниной?

-Запишем в нашу схему.

- Ребята, откройте учебник на стр. 91 (физическая карта России)

- На картах равнины изображены зелёным цветом.

ВНИМАНИЕ ЗАДАНИЕ!

Найдите на карте две самые большие равнины РФ.

Поднимите руки те, кто нашёл.

Как называются эти равнины?

Покажите соседу.

(Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина).

- Отгадайте следующую загадку.

        2.  Этот чудо-великан

             Носит каменный кафтан.

             Белая шапка на макушке

             До облаков достаёт верхушкой. (гора)

- Какой номер у горы на слайде?

- Записываем в карту открытий.                                                            

- Прочитайте текст в учебнике и найдите: что такое горы?

РАВНИНА  и  ГОРА  =

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

- Следующая загадка:

         5. А я большим не вышел ростом,

             Нет снега, да не крут и склон,

             И называюсь очень просто

             Меня все узнают, как ……. (холм).

- Какой номер у холма на слайде?

- Дополним схему.

Сравнение горы и холма. (Слайд 5 )

- На какую форму земной поверхности похож холм?                                                                            - Посмотрите на фотографии.

- Чем различаются? (размером, вершины гор каменистые)

- У нас осталась ещё одна форма земной поверхности.

4. От дождей, текущих вод

Он растёт из года в год. (овраг)

- Под каким же номером овраг на слайде?

- Дополним схему.

- Ребята, путешествуя по равнине можно встретить холмы и овраги.

Об оврагах нам расскажет Даша.

Подготовленный ученик (Кривушкина Дарья)

Образование оврага начинается с маленькой                               рытвины (понижения). Талые и дождевые воды                      размывают её, и овраг постепенно увеличивается.                        Овраги могут быть мелкими, в несколько метров                      глубиной, и глубокими – в несколько десятков                      метров. Дно оврага всегда уже его верхней части.                    По дну оврага часто течёт речка или ручей. Овраг образуется под воздействием ветра и воды.

Как вы думаете: овраги приносят пользу, или вред?

Как нужно бороться с оврагами?

Овраги приносят, человеку и природе – вред, т. к. разрушают верхний плодородный слой почвы.

От оврагов страдают и дороги.

Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди

высаживают по их краям деревья и кустарники.

Корни растения не дают разрушаться почве.

Одним из решений этой экологической проблемы –

посадка деревьев.

- Продолжим заполнять нашу карту открытий.                - Прочитайте текст в учебнике и найдите какие бывают горы?

Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами.

- Какой номер у одиночной горы, горного хребта                                       на слайде?

     - Дополним схему.

            Горы идут подряд,

            Получается горный ряд.

            Знаешь точно теперь ты,

            Это горные……(хребты).

Ребята, откройте учебник на стр. 91

(физическая карта России)

На картах горы обозначены коричневым цветом.

ВНИМАНИЕ ЗАДАНИЕ!

-Найдите на карте горы.

-Поднимите руки те, кто нашёл.  

Найдите на карте Уральские горы (учитель показывает на доске), они образуют горный хребет.

Длина Уральского хребта - более 2000 километров.  

-А как вы думаете, где предпочитали всегда селиться люди (на равнинах или в горах)? Почему?

- Какие открытия вы сделали для себя?

Ученик. Мы познакомились с формами земной поверхности

Учитель. Подумайте, ребята, какие формы земной поверхности встречаются в Саратовской области? Кто готов ответить?

- А наш город Балаково?

Отгадывают загадки,

соотносят названия форм земной поверхности с изображениями на фотографиях слайда, заполняют карту-открытий.

Работают с физической картой.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

 Первичное закреплений знаний Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Групповая и индивидуальная работа

Первый ряд – индивидуальная работа,

второй ряд – групповая работа,

третий ряд – групповая работа.

- Сначала вспомним правила работы в группах.

Работать должны все

Слушать друг друга

Уметь уступать

Уметь договариваться

Распределять роли

Своё несогласие высказывать вежливо

Работать тихо, не мешать другим

- Первый ряд. У вас на столах лежат листы с тестами, подпишите их и приступайте к работе. Один человек выполняет у доски.

- 2 группа.  Я предлагаю вам сделать макеты форм земной поверхности размером как раз для нашего муравьишки.

Все необходимые материалы приготовлены в коробке.

Наша карта открытий будет вам в помощь.

- 3 группа. 

Вы будете выбирать отличительные особенности гор и равнин.

Равнины

горы

-удобно построить город

-встречаются болота

-легче строить дороги

- текут бурные реки

-больше дикой нетронутой природы

-сходят лавины и встречаются землетрясения

- альпинисты – люди, которые покоряют вершины

- Проверяем выводы.

 Мы с вами сделали доброе дело -  теперь у муравьишки есть  свои формы земные поверхности  которые ему как раз по росту.

Самостоятельно работают по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал, проводят взаимопроверку по  критериям  оценивания

Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

Формирование самостоятельности ответственности Уверенность в своих силах, положительные отношения к себе.

Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем.

 Познавательные:осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Коммуникативные:принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные:проявляют интерес к новому учебному материалу

 Рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

- Оцените свою работу на уроке, свои полученные знания. Прикрепите смайлики на «Горе знаний», в том месте, которое соответствует вашей работе и вашим знаниям:

на вершине - все понятно, сможете объяснить другому,

на склоне -  если все поняли, но объяснить другому затрудняетесь,

у подножия -  если понял, но нужна помощь. (учителя или одноклассников)

Почти все смайлики оказались на горе, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.

Учитель. Все старались и работали на уроке очень хорошо. Молодцы!

Спасибо за работу.

Я вам желаю, чтобы вы в своей жизни смогли преодолеть все горы, все вершины   были по плечу.

И на какой бы высоте вы не оказались, оставайтесь, прежде всего, человеком - добрым и разумным!

Задаёт вопросы о том, что нового открыли на уроке. Задаёт вопросы о том, какие задачи ставили на уроке, удалось ли их решить.

 

Анализируют деятельность.

Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения

Проговаривают, какие получили новые знания.

Оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "Формы земной поверхности" 3 класс.

Этот урок дан с использованием мультимедийной презентации, интерактивной доски, нескольких ноутбуков для детей  и программы Респонс, где использовались пульты для тестирования....

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Формы земной поверхности" 2 класс А.Плешаков

Данный материал поможет учителям, работающим по программе "Школа России" найти нужную информацию для проведения урока окружающего мира во 2 классе по теме "Формы земной поверхности" . Дана подробная х...

технологическая карта урока по окружающему миру " Земная поверхность"1 класс

технологическая карта урока по теме "Земная поверхность"  УМК  Система развивающего обучения Л.В. Занкова, 1 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Формы земной поверхности"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС с региональным компонентом....

Конспект урока по окружающему миру "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование представлений о формах земной поверхности.Планируемые результаты:Предметные: знать офрмы земной поверхности (холм, гора, равнина); уметь опр...

Конспект урока по окружающему миру "Формы земной поверхности" " (2 класс) (УМК Школа России)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).Планируемые результаты:Предметные:− знать формы земной поверхности;&minu...

Конспект урока по окружающему миру "Формы земной поверхности", 2 класс

Материал содержит конспект урока и презентацию по данной теме....