Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Формы земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС с региональным компонентом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_formy_zemnoy_poverhnosti.docx56.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК «Школа России»

Класс: 2 класс

Учитель: Золотарева Ольга Васильевна

Тема урока

«Формы земной поверхности»

Место урока в разделе

Урок 3

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

формирование представления у обучающихся о формах земной поверхности

Задачи урока

Образовательная: формировать умение определять различные формы земной поверхности, познакомить со строением холмов, гор и равнин

Воспитательная: воспитывать экологическую культуру обучающихся и бережное отношение к природе своего края

Развивающая: развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик узнает – формы земной поверхности (холм, гора, равнина)

Ученик научится – различать формы земной поверхности

Ученик получит возможность научиться – находить различные формы земной поверхности на карте.

Регулятивные УУД: уметь планировать свою деятельность;

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь работать в парах; уметь сотрудничать с учителем и сверстниками

 Познавательные УУД: уметь формулировать познавательную цель, уметь извлекать информацию из текстов;

Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

А. А. Плешаков. Учебник, рабочая тетрадь «Окружающий мир 2 класс» Москва. «Просвещение» 2014.

ИКТ, ЦОР

Учебник по окружающему миру

Презентация

Межпредметные связи

Русский язык, литература

Организация пространства

Стандартная

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Время: 2 минуты

-Добрый день ребята. Мы начинаем урок окружающего мира.

1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!

1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!

1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!

Окружающий нас мир интересно познавать

Его тайны и загадки мы готовы разгадать?! (Готовы!)

Присаживайтесь!

- Приветствуют учителя

Регулятивные:  формируем умение самостоятельно организовывать свое рабочее место, определять цель учебной
деятельности.

Познавательные:  формируем умение  определять свой

кругозор.

        

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Время: 5 минут

- Сегодня у нас с вами будет новая тема урока, но для начала давайте проверим то, что вы проходили на прошлом уроке.

- Сейчас я выдам карточки для самостоятельной работы ученикам.  Кому выдам карточки, вы на этих карточках выполняете задание. А затем, мы проверим ответы у доски. (Слайд 1-4)

- А мы ребята давайте с вами выполним маршрут путешественника. У вас на партах лежат листочки в клеточку, возьмите в руки простой карандаш, и внимательно послушайте задание:

 Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка - это путь, который путешественник проходит за 1 час, всем понятно задание?

- Я сейчас буду вам этот путь озвучивать.

- "Путешественник вышел из точки А и 2 часа шел на север, затем 2 часа - на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка D). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час - на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад... И вернулся домой.

- А теперь проверьте правильный ли вы маршрут построили?

- Обменяйтесь листочками, посмотрите правильно ли ваш сосед по парте выполнил маршрут? Если правильно поставьте 5, если нет ничего не ставим.

- А теперь давайте проверим задания, которые выполнялись на карточках.

- выполняют маршрут

 Горизонт – это, видимая граница неба и земной или водной поверхности, а также пространство неба над этой границей.

- Прибор для определения стран света.

Коммуникативные: формируем умение участвовать в диалоге. Грамотно формулировать устные ответы

Регулятивные: планирование своей  работы,
контроль, коррекция, оценка своей работы.

Выявление места и причины затруднения

Время: 2 минуты

Мой край - моя земля,

Родимые просторы!

Мой край, как ты велик!

С границы до границы.

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

- Перед вами физическая карта, что на физической карте обозначено коричневым и зеленым цветом?

        

- Как вы думаете, какая будет тема урока? Горы и равнины?

 - А как думаете, чем же заниматься будем на сегодняшнем уроке? Давайте поставим задачи на урок.

- Слушают стихотворение

(Синим показаны – океаны, моря, реки, озера)

- коричневым и зеленым обозначены горы, равнины

- Тема урока - основные формы земли.

- План урока:

1. Узнаем, какие формы земной поверхности бывают

 2. Научимся их сравнивать

 3. Будем учиться замечать и ценить красоту природы.

Коммуникативные: формируем умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные: формируем умение анализировать задания.

Регулятивные: формируем умение планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою работу.

Построение проекта выхода из затруднения

Время: 6 минут

- Давайте откроем учебники на странице 78 и рассмотрим иллюстрации. Что на них изображено?

-  И на той, и на другой иллюстрации у нас показаны формы земной поверхности

- Слева какая поверхность?

- Справа какая поверхность?

 - Прочитайте на странице 78 как правильно называются эти формы земной поверхности.

Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной?

- А что такое равнина?

- А какие еще неровности мы можем встретить на поверхности земли?

- А теперь давайте обратим внимание на слайд (На слайде изображение "Холмистой и плоской равнины")

  - Вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (Слайды 5-11)

- Равнины бывают плоские и холмистые

- Что вы видите на первой иллюстрации?

- А на второй?

-А кто может объяснить, почему равнины получили именно такие названия?

- Горы высокие лежит снег на верху, равнины ровные.

- Ровная

- неровная

(читают по одному, все остальные следят).

- Ровный участок поверхности называется равниной

- Равнина - ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.

- холм, овраг, горный хребет

- холмистая равнина

- плоская равнина

- Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.

Коммуникативные: формируем умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои
мысли в устной речи.

Познавательные: формируем умение анализировать задания.

Регулятивные: формируем умение планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою работу.

Реализация построенного проекта

Время: 10 минут

-  Перед нами физическая карта нашей страны, на территории нашей страны находятся две большие равнины - Восточно-Европейская, Западно - Сибирская равнина

- А возвышения на равнине, это холмы

- На стр.79 в учебнике рассмотрите схему горы и холма.

- Какие части выделяются у горы и у холма?

- Вы рассмотрели из каких частей состоит холм и гора, теперь давайте прочитаем

- Что такое вершина, подошва и склон.

- Между горой и холмом много общего, а чем же они отличаются?

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

До горы сейчас дойдём.

Вот - подошва, вот – вершина,

Левый склон и правый склон.

Мы взберёмся на вершину

И осмотрим всё кругом!

- Представьте, что вы – гора.

- Покажите вершину, подошву, склоны.

- А теперь, давайте поработаем немного в рабочей тетради.  Откройте рабочие тетради на стр. 49 и подпишите части холма и горы

- Вы подписали части горы и холма, а в какой местности живем мы?

- Мы живем в Республике, которая расположена на Среднесибирском плоскогорье. Она постепенно переходит в Алданское нагорье.

- Давайте снова вернемся к физической карте и рассмотрим какие горы есть на территории нашей республики. (Слайды с 16-33).

- Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? Как вы думаете почему она окрашена в такие цвета?

- Почему такое название плоскогорье?

- Потому что это и горы, но они плоские похожи на равнины

- Сегодня мы познакомились с формами земной поверхности

- Как называются ровные части земной поверхности?

- Какие две большие равнины расположены на территории нашей страны? Кто сможет назвать и показать на карте?

- Какие горы расположены на нашей территории? Кто может горы показать?

- Но формы земной поверхности изменяются, горы разрушаются, становятся ниже. И равнины тоже разрушаются, на месте равнин появляются овраги.

- Сейчас мы посмотрим с вами что такое овраги и как они образуются.

- А как вы поняли, что же такое овраги и откуда они берутся?

- находят ответы

- вершина, склон, подошва

Выполняют движения.

- читают, все остальные следят

- они отличаются высотой, у холма высота до 200 метров, а вот у горы высота может быть более 200 метров

- Слушают учителя, рассматривают иллюстрации гор на слайдах

- что такая форма земной поверхности называется плоскогорье

- равнины

- Восточно-Европейская, Западно - Сибирская равнина.

- Уральские горы, Алтайские горы, Саяны, Кавказские горы

- Просматривают видео сюжет

- овраги — это углубления с крутыми склонами. Образуются они от временных водотоков.

Обучающиеся учатся:

различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов.

оценивать правильность выполнения заданий.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Время: 5 минут

- Мы с вами изучили основные формы земной поверхности. И я предлагаю выполнить вам задания на карточках в парах Решение кроссворда

 «Формы земной поверхности»

По горизонтали:

2. Равнины, которые имеют ровную поверхность, это … равнины. (плоские)

4. Возвышенности на равнинах называются…(холмы)

6. Ровные или почти ровные участки земной поверхности. (равнины)

8. Горы, расположенные рядами. (горные хребты)

По вертикали:

Равнины, имеющие на поверхности возвышенности. (холмистые)

3. Эти чудо-великаны

Носят каменные кафтаны.

Белые шапки на макушках,

До облаков достают верхушкой. (горы)

5.Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. (овраг)

7. Самая высокая часть холма или горы. (вершина)

- разгадывают кроссворд

Коммуникативные: формируем умение участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные: формируем умение строить логические цепи рассуждения, выбирать  основания и
критерии  для сравнения.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Время: 3 минуты

Подумайте и определите качество своей работы на уроке. На доске висят иллюстрации равнина и гора

 Те, кто считают:

- «Я внимательно слушал, но понял не всё; знания, полученные на уроке, не смогу использовать в жизни», прикрепите стикер к равнине.

Те ученики, кто уверен, что «- Я внимательно слушал. Я всё понял. Я могу воспользоваться полученными на уроке знаниями», прикрепите стикер к «Горе».

- Почти все флажки оказались на горе, значит, вы отлично поработали, и теперь вам любые горы по плечу.

- оценивают свою работу, клеят стикеры к иллюстрациям.

Обучающиеся научаться:

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Глобус- модель земного шара".

Урок по окружающему миру 3 класс. Тема: "Глобус- модель земного шара". Составлен в соответствии с требованием ФГОС УМК "Перспективная начальная школа"....

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Формы земной поверхности" 2 класс А.Плешаков

Данный материал поможет учителям, работающим по программе "Школа России" найти нужную информацию для проведения урока окружающего мира во 2 классе по теме "Формы земной поверхности" . Дана подробная х...

технологическая карта урока по окружающему миру " Земная поверхность"1 класс

технологическая карта урока по теме "Земная поверхность"  УМК  Система развивающего обучения Л.В. Занкова, 1 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Формы земной поверхности"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по программе  «ШКОЛА России»Тема  урока: Формы земной поверхностиТип урока: урок «открытия» новых знаний Основные понятия: горы,...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности; развитие логического мышления, с помощью занимательных заданий из сборника.Планируемые результаты:Предметные: -знать ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о формах земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).Планируемые результаты:Предметные: - уметь различать формы земной поверх...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе "Как изображают земной шар"

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе "Как изображают земной шар"...