Рабочая программа Окружающий мир 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России А. А. Плешаков
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Рыбкина Татьяна Александровна

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        Пояснительная записка

Рабочая программа   составлена на основе  авторской   программы «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1-4 классы (Москва «Просвещение» 2014г.), которая разработана на основе Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного   развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.   Программа соответствует требованиям ФГОС   НОО.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт обучающемуся  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений, как компонентов единого мира.

В рамках  данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство         российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта обучающегося  знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Цели изучения предмета:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающимся  личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи:

  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание обучающимся  ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

     На изучение учебного предмета отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.

                   

                             Планируемые результаты освоения учебного предмета

                           Личностные, метапредметные  предметные результаты

Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися   следующих личностных, метапредметных и         предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей      многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных       ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания увствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых    объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым  признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к        известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • узнает название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся ; родного города (села);
  • узнает государственную символику России;
  • узнает государственные праздники;
  • узнает основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • узнает общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • узнает правила сохранения и укрепления здоровья;
  • узнает основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных);
  • узнает особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России,
  • узнает некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентироваться на местности с помощью компаса;
  • определять температуру воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • устанавливать  связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • уходу за растениями (животными);
  • выполнению изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценивать воздействие человека на природу, выполнению правил поведения в природе и участию в ее охране;
  • удовлетворять познавательные интересов, поиску дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей   планете.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать особую роли России в мировой истории,   национальные свершения, открытия, победы;
  •  уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознанию целостности окружающего мира,  основам экологической грамотности, элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  •  доступным способам изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  •  устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                                     

                                 Содержание учебного предмета

Земля и человечество (9 ч.) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (11 ч.) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны (13 ч.) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 ч.) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч.) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.

Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

Современная Россия (9 ч.) Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

                                                Тематическое планирование

урока

Тема урока

Дата план

Дата факт

                                           Земля и человечество (9 ч.)

1

Мир глазами астронома.

01.09

2

Планеты Солнечной системы.

05.09

3

Звездное небо – великая книга природы.

08.09

4

Мир глазами географа.

12.09

5

Мир глазами историка.

15.09

6

Когда  и где?

19.09

7

Мир глазами эколога.

22.09

8

Сокровища Земли под охраной человека.

26.09

9

Проверочная работа по разделу «Земля и человечество». Презентация проектов.

29.09

                                                 Природа России (11 ч.)

10

Равнины  и горы России.

03.10

11

Моря, озера и реки России.

06.10

12

Природные зоны России.

10.10

13

Зона арктических пустынь.

13.10

14

 Зона тундры.

17.10

15

Леса  России.

20.10

16

Лес и человек.

24.10

17

Зона степей.

27.10

18

 Зона пустынь.

07.11

19

У Чёрного моря.

10.11

20

Проверочная работа по разделу «Природа России».

14.11

                               Родной край – часть большой страны (13 ч.)

21

 Наш край.

17.11

22

Поверхность нашего края.

21.11

23

Водные богатства нашего края.

24.11

24

Наши подземные  богатства.

28.11

25

Земля – кормилица.

01.12

26

Жизнь леса.

05.12

27

Жизнь луга.

08.12

28

Жизнь  в пресных водах.

12.12

29

Природные сообщества родного края  (экскурсия).

15.12

30

Растениеводство  в нашем крае.

19.12

31

Животноводство в нашем крае.

22.12

32

Обобщающий урок по разделу   «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов.

26.12

33

Проверочная работа по разделу «Родной край – часть большой страны».

12.01

                                  Страницы Всемирной истории (6 ч.)

34

Начало истории человечества.

16.01

35

Мир древности:  далекий  и близкий.

19.01

36

Средние века: время рыцарей и замков.

23.01

37

Новое время: встреча Европы и Америки.

26.01

38

Новейшее время: история продолжается сегодня.

30.01

39

Презентация проектов. Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории».

02.02

                                 Страницы истории Отечества (21 ч.)

40

Жизнь древних славян.

06.02

41

Во времена Древней Руси.

09.02

42

Страна  городов.

13.03

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

16.02

44

Трудные времена  на Русской земле.

20.02

45

Русь расправляет крылья.

27.02

46

Куликовская битва.

02.03

47

Иван  Третий.

06.03

48

Мастера печатных дел.

09.03

49

Патриоты России.

13.03

50

Пётр Великий.

16.03

51

Михаил Васильевич Ломоносов.

20.03

52

Екатерина Великая.

23.03

53

Отечественная война  1812 года.

03.04

54

Страницы истории XIX века.

06.04

55

Россия вступает в ХХ век.

10.04

56

Страницы истории  20–30-х годов.

13.04

57

Великая война  и Великая Победа.

17.04

58

Страна, открывшая путь  в космос.

20.04

59

 Презентация проектов. Проверочная работа по разделу «Страницы истории Отечества».

24.04

                                          Современная Россия (8 ч.)

60

Основной закон России и права человека.

27.04

61

Мы – граждане России.

04.05

62

Славные символы России.

08.05

63

Такие разные праздники.

11.05

64

Путешествие  по России.

15.05

65

Путешествие  по России (продолжение).

18.05

66

Презентация проектов по разделу «Современная Россия». Проверочная работа по разделу «Современная Россия».

22.05

67

Обобщающий урок по историко-обществоведческим  темам.

25.05

               

               Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 -Плешаков А.А. «Окружающий мир» 4 класс:  в 2 ч. Москва «Просвещение», 2015г.

- Плешаков А.А.  «Окружающий мир».  Рабочая тетрадь.  3 класс: в 2 ч. Москва,   «Просвещение», 2015г

- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2014г. Плешаков А. А.

 -  Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы.  В 2х частях. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014

 - Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир к УМК   А. А. Плешакова» 4 класс. М., Вако, 2014

   - Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова» 4 класс.

   - Атлас-определитель «Зеленые страницы». Москва, Просвещение, 2015.

      - Географические и исторические настенные карты.

    - Атлас  географических и исторических карт.

   - Персональный компьютер.

    - Интерактивная доска.

    - Классная магнитная доска

      - Коллекции полезных ископаемых, гербарии культурных и дикорастущих растений.

                 ИКТ и ЦОР:

      - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/

      - Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window

      - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО учителей начальной школы

Протокол заседания №____ от «____»_____________2016г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Н.Ф. Гембель

«___»__________2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2 класс - 2016-2017 уч.год ШКОЛА РОССИИ

Рабочие программы по предметам начальной школы для 2 класса...

Адаптированная рабочая программа 3 класс 2016-2017 учебный год.

Адаптированная рабочая программа 3 класс 2016-2017 учебный год + тематическое планирование....

КТП и рабочие программы 4 класс 2016-2017 учебный год

Календарно-тематическое планирование и рабочие программы 4 классОбразовательная программа "Школа 2100"...

Рабочая программа окружающий мир 1 класс 2017-2018 учебный год Школа России А. А. Плешаков

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочие программы 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочие  программы  учебных  предметов  составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нр...

Рабочие программы 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочие  программы  учебных  предметов  составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нр...