Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (программа "Школа России")
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx | 92.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатах начального общего образования, примерной программы по окружающему миру, авторской программы А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. Сборник рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2015г. к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.. М.: «Просвещение», 2015г
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности, используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе
следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане:
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
Программа рассчитана на 270 ч:
1 класс — 66ч (33 учебные недели),2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса:
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатовначального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметныхрезультатовначального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
В ходе изучения блока «Человек и природа» выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
В ходе изучения блока «Человек и общество» выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3 класса
В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:
- определять место человека в мире;
- распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- называть основные свойства воздуха и воды;
- объяснять круговорот воды в природе;
- определять основные группы живого (растений, животные, грибы, бактерии); группырастений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.
- устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- характеризовать системы органов человека (их части и назначение); правилам гигиены; основам здорового образа жизни;
- правилам безопасного поведения в быту и на улице,
- распознавать основные дорожные знаки;
- правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности' называть потребности людей, товары и услуги;
- определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Планируемые результаты освоения предмета
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно." речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:
3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать плат презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения предмета. Критерии оценивания
Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня vего превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
• является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
• реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
• позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
• предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
• соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
• динамика результатов предметной обученное™, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицатель-: на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляема» после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; caмостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполно-; раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, не раскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положении.
Циклограмма тематического контроля
Четверть | Тема раздела | Проекты | Практические работы | Проверочные работы |
1 | Как устроен мир | Проект «Богатства, отданные людям» | Проверочная работа № 1 по теме «Как устроен мир» | |
2 | Эта удивительная природа | Проект «Разнообразие природы родного края» | Практическая работа по обнаружению крахмала в продуктах | Проверочная работа № 2 по теме «Эта удивительная природа» |
Практическая работа: исследование свойств воды | ||||
Практическая работа: исследование состава почвы | ||||
Мы и наше здоровье | Проект «Школа кулинаров» | Практическая работа: измерение роста и массы тела | ||
Практическая работа: определение наличия питательных веществ в продуктах питания. | ||||
Практическая работа: измерение пульса на запястье и подсчитывание количества ударов в минуту при разной нагрузке. | Проверочная работа № 3 по теме «Мы и наше здоровье» | |||
3 | Наша безопасность | Проект «Кто нас защищает» | Проверочная работа № 4 по теме «Наша безопасность» | |
Чему учит экономика | Проект «Экономика родного края» | Практическая работа: исследование растения и описание его по плану | ||
Практическая работа: рассматривание и сравнение монет России | Проверочная работа № 5 по теме «Чему учит экономика» | |||
4 | Путешествия по городам и странам | Проект «Музей путешествий» | Проверочная работа № 6 по теме «Путешествие по городам и странам» | |
ИТОГО | 6 | 8 | 6 |
Информационно-методическое обеспечение
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Анащенкова С.В. | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2015 | Москва «Просвещение» |
2 | А.А.Плешаков | Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. | 2015 | Москва «Просвещение» |
3 | А.А.Плешаков | Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 | 2015 | Москва «Просвещение» |
4 | А.А.Плешаков | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова | 2015 | Москва «Просвещение» |
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (68 ч)
№ п\п | Тема | Планируемые результаты | Содержание урока | Практическая часть | Дата | |||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | план | факт | ||||||||||
1 триместр (1.09.17-26.11.17) Как устроен мир (6 часов) | ||||||||||||||
1 | Природа. Значение природы для людей С.4-9 | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; | Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; | Знакомство с учебником. Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Доказывать, что природа разнообразна. Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Классифицировать объекты природы. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Беседа по вопросам | ||||||||
2 | Человек. Наши проекты: «Богатства, отданные людям» С.10-16 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять Находить сходство человека от других объектов живой природы. Знать ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. Оценивать богатсво внутреннего мира человека, работать в паре. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Проект | |||||||||||
В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности, -собирать материал в дополнительной литературе. -презентовать проект, - оценивать результаты работы. | ||||||||||||||
3 | Общество С.18-23 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство. Работать в группе. Уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | тест | |||||||||||
4 | Что такое экология С.24-28 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Анализировать текст учебника, прослеживать взаимосвязи. Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого. Отличать экологию от других похожих наук. Учиться определять экологические связи. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Беседа по вопросам | |||||||||||
5 | Природа в опасности. Охрана природы. С.29-34 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Устанавливать причинно-следственные связи между человеком и природой. Различать положительное и отрицательное влияние человека на природу. Сравнивать заповедники и национальные парки. Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу. Работать со взрослыми, готовить доклады о заповедниках в своем регионе. Обсуждать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Запомнить некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания. | Экскурсия. | |||||||||||
6 | Проверочная работа №1 по теме «Как устроен мир». | Проверочная работа | ||||||||||||
Эта удивительная природа (18 час) | ||||||||||||||
7 | Тела, вещества, частицы. С.36-40 | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; | Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; | Характеризировать определять понятия: тело, вещество, частица. Приводить примеры тел, веществ. Работать в группе, проверять с помощью учебника правильность суждений. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Практическая работа | ||||||||
8 | Разнообразие веществ.Практическая работа по обнаружению крахмала в продуктах С.41-45 | Наблюдать свойства вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами. Описывать вещества по плану. Фиксировать результаты исследований в тетрадь. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Практическая работа | |||||||||||
9 | Воздух и его охрана. С.46-50 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Анализировать состав и свойства воздуха. Извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Беседа по вопросам | |||||||||||
10 | Вода и свойства воды. Практическая работа: исследование свойств воды С.51-54 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Определять основные свойства воды.значение воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра. Понимать и анализировать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. Проводить мини-исследование об использовании воды в семье. | Практическая работа | |||||||||||
11 | Превращение и круговорот воды С.55-58 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Анализировать и понимать, как осуществляется круговорот воды в природе. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Сравнивать понятия: испарение, круговорот воды. Формулировать вывод о причине появления облаков и выпадении дождя. Рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку. | Фронтальный опрос | |||||||||||
12 | Берегите воду С.59-63 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду. Находить и использовать цифровые данные из учебника. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели. Интервьюировать взрослых о мерах по охране воды в своем регионе. | тест | |||||||||||
13 | Что такое почва.Практическая работа: исследование состава почвы С.64-68 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Обсуждать основные свойства почвы, состав почвы. Определять наличие разных компонентов в почве. Исследовать состав почвы. Анализировать схему связи почвы и растений. Обсуждать вопрос о связи живого и неживого в почве. Характеризовать меры по охране почвы. | Практическая работа | |||||||||||
14 | Разнообразие растений. Растения нашего края.. С.69-73 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Отличать растения одной группы от другой. Анализировать основную классификацию растений. Классифицировать растения из предложенного списка. Приводить примеры с помощью атласа-определителя. Подготавливать сообщения о растениях. | Фронтальный опрос | |||||||||||
15 | Солнце, растения и мы с вами. С.74-77 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Понимать и устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Моделировать процессы дыхания и питания растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь человека и животных. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | тест | |||||||||||
16 | Размножение и развитие растений. С.78-81 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Устанавливать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. Наблюдать, как распространяются семена деревьев. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | экскурсия | |||||||||||
17 | Охрана растений. С.82-86 | Обсуждать и объяснять, почему многие растения становятся редкими. Понимать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. Оформлять памятку «Берегите растения!» Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Практическая работа | |||||||||||
18 | Разнообразие животных. С.87-93 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Классифицировать животных и их групповым признакам. С помощью атласа относить животное к определённой группе. Работать со словариком. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | тест | |||||||||||
19 | Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края» С.94-99 | Характеризовать животных по типу питания. Составлять цепи питания. Характеризовать защитные приспособления животных и растений. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. В ходе проекта дети: -определяют цель и этапы работы, - распределяют обязанности. - находят материалы о природе. - составляют «Книгу природы родного края» | Проект | |||||||||||
20 | Размножение и развитие животных. С.100-105 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Анализировать способы размножения животных. Моделировать стадии размножения. Обсуждать материалы книг. Рассказывать, как заботятся животные о своем потомстве. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Фронтальный опрос | |||||||||||
21 | Охрана животных. С.106-111 | Актуализировать знания о причинах исчезновения животных. Обсуждать экологические правила, которые должны выполнять люди. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животных. Готовить сообщения о животных. Создавать книжку- малышку «Береги животных» | Фронтальный опрос | |||||||||||
22 | В царстве грибов. С.112-117 | С помощью иллюстраций учебника и атласа различать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов. Моделировать различие грибов-двойников. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Беседа по вопросам | |||||||||||
23 | Триместр 2 (27.11.17-18.02.18). Великий круговорот жизни. С.118-120 | Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи. Устанавливать взаимосвязь между ними. Рассказывать о круговороте веществ на земле. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания. | тест | |||||||||||
24 | Проверочная работа 2 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Эта удивительная природа» | Проверочная работа | ||||||||||||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) | ||||||||||||||
25 | Организм человекаПрактическая работа: измерение роста и массы тела С.122-125 | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | Регулятивные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Актуализировать знания о внутреннем строении организма человека. Моделировать и показывать внутренние органы на модели человека. Обсуждать взаимосвязи анатомии, физиологии и гигиены. Практическая работа в паре. Работа со словариком. | Практическая работа | ||||||||
26 | Органы чувств С.126-129 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Актуализировать знания об органах чувств и их значение для человека. Учиться беречь органы чувств. Формулировать правила гигиены. Самостоятельно изучать материал и готовить рассказы. | Фронтальный опрос | |||||||||||
27 | Надежная защита организма С.130-133 | Характеризовать функции кожи. Осваивать приемы оказания первой помощи при небольших повреждениях. Подготовить рассказ о об уходе за кожей. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Сообщения | |||||||||||
28 | Опора тела и движение С.134-137 | Характеризовать роль скелета. Показывать основные кости скелета. Раскрывать роль правильной посадки за столом. Выполнять физкультминутки. Работать со словарем. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Самостоятельная работа | |||||||||||
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» Практическая работа: определение наличия питательных веществ в продуктах питания С.138-143 | Моделировать строение пищеварительной системы. Обсуждать правила рационального питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Составлять меню здорового питания. Готовиться к выполнению проекта. | Проект Практическая работа | |||||||||||
30 | Дыхание и кровообращение Практическая работа: измерение пульса на запястье и подсчитывание количества ударов в минуту при разной нагрузке. С.144-146 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы. Обсуждать взаимосвязь данных систем. Практическая работа в парах: измерение пульса. Измерение пульса у членов семьи. Заботиться о своём здоровье. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Практическая работа | |||||||||||
31 | Умей предупреждать болезни С.147-149 | Характеризовать основные факторы закаливания, учиться закаливать свой организм. Формулировать правила закаливания. Составлять памятку. Регулярно проводить закаливание своего организма. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Составление памятки | |||||||||||
32 | Здоровый образ жизни. С.150-153 | Характеризовать главные правила здорового образа жизни, выполнять их. Различать факторы, укрепляющие здоровье. | Викторина «Тело человека и охрана здоровья» | |||||||||||
33 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и других учащихся. | Проект | |||||||||||
34 | Проверочная работа №3 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье» | Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания. | Проверочная работа | |||||||||||
Раздел «Наша безопасность» (7 часов), часть 2 | ||||||||||||||
35 | Огонь, вода и газ С.4-7 | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | Регулятивные УУД: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы. | освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. Моделировать действия ситуаций в игре, и в виде схем. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Фронтальный опрос | ||||||||
36 | Чтобы путь был счастливым С.8-13 | Анализировать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Обсуждать предложенные ситуации. Выполнять тесты с выбором ответа. | Фронтальный опрос | |||||||||||
37 | Дорожные знаки С.14-17 | Актуализировать знания о основных дорожных знаков, уметь ориентироваться на дороге. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы. Работа со словарем. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Тест | |||||||||||
38 | Проект «Кто нас защищает» С.18-19 | В ходе выполнения проекта дети учатся: - находить информацию, - интервьюировать сотрудников полиции, ветеранов. - оформлять собранные материалы. - презентовать и оценивать результаты | Проект | |||||||||||
39 | Опасные места С.20-24 | Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Анализировать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко. Составлять схему своего двора с указанием опасных мест. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Составление схемы-проекта | |||||||||||
40 | Природа и наша безопасность. С.25-30 | Характеризовать опасности природного характера. Обсуждать правила безопасности при общении с природой. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Отличать гадюку от ежа. Находить в атласе информацию о ядовитых растениях и грибах. | Фронтальный опрос | |||||||||||
41 | Экологическая безопасность. Проверочная работа № 4 по теме «Наша безопасность» С.31-36 | Анализировать по схеме цепь загрязнения. Выполнять правила личной экологической безопасности. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Проверочная работа | |||||||||||
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) | ||||||||||||||
42 | Для чего нужна экономика С.38-41 | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; | Раскрывать понятие экономика, главную задачу экономики. Различать товары и услуги. Характеризовать роль труда. Прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение недели. | Фронтальный опрос | ||||||||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. С.42-45 | Характеризовать основные составляющие экономики. Раскрывать роль природных богатств. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессии родителей в экономике. | Фронтальный опрос | |||||||||||
44 | Полезные ископаемые. С.46-50 | Анализировать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Определять ископаемые с помощью атласа-определителя. Характеризовать особенности добычи полезных ископаемых. Готовить сообщения. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Практическая работа | |||||||||||
45 | Триместр 3 (26.02.17-31.05.18) Растениеводство. Практическая работа: исследование растения и описание его по плану С.51-55 | Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения по атласу- определителю. Исследовать растение и описать его по плану. Характеризовать роль выращивания растений. Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье. | Практическая работа: Описание растения по плану | |||||||||||
46 | Животноводство С.56-59 | Характеризовать особенности разведения и содержания домашних животных. Выявлять взаимосвязь. Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Самостоятельная работа | |||||||||||
47 | Какая бывает промышленность. С.60-63 | Характеризовать отрасли промышленности. Различать продукцию каждой отрасли промышленности. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Характеризовать труд работников промышленности. | Фронтальный опрос | |||||||||||
48 | Проект «Экономика родного края» С.64-65 | В ходе проекта дети учатся: - собирать информацию об экономике края. - оформлять собранные материалы, -презентовать и оценивать свою работу. | Проект | |||||||||||
49 | Что такое деньги. Практическая работа: рассматривание и сравнение монет России С.66-70 | Определять роль денег в экономике. Различать современные российские монеты. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Практическая работа тест | |||||||||||
50 | Государственный бюджет С.71-74 | Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы в виде математических задач. Работать со словарем. Отвечать на итоговые вопросы. | Беседа по вопросам | |||||||||||
51 | Семейный бюджет. С.75-78 | Выявлять основы семейного бюджета. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Моделировать семейный бюджет. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Беседа по вопросам | |||||||||||
52 | Экономика и экология. С.79-83 | Характеризовать задачи экологии и две стороны экономики. Анализировать и составлять простейшие экологические прогнозы. Раскрывать связь между экономикой и экологией. Моделировать экологические прогнозы. | Фронтальный опрос | |||||||||||
53 | Проверочная работа №5 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика» С.84 | Выполнять тесты с выбором ответа. Адекватно оценивать свои знания. | Проверочная работа | |||||||||||
Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов) | ||||||||||||||
54 | Золотое кольцо России С.86-97 | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; | Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; | Характеризовать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте. Прослеживать маршрут путешествия по карте. Узнавать города по фото. Моделировать маршрут. Готовить сообщения о любом городе. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Сообщение | ||||||||
55 | Золотое кольцо России С.86-97 | Сообщение | ||||||||||||
56 | Золотое кольцо России С.86-97 | Сообщение | ||||||||||||
57 | Проект «Музей путешествий» С.98-99 | В ходе выполнения проекта дети учатся: - собирать экспонаты, - готовить сообщения, - презентовать свои сообщения. | Проект | |||||||||||
58 | Наши ближайшие соседи С.100-107 | Найти государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте. Обсуждать, почему с соседями-государствами нужно иметь дружеские отношения. Готовить сообщения о странах. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Тест | |||||||||||
59 | На севере Европы С.108-117 | Изучить материал о северных европейских государствах. Уметь показывать их на карте. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине. Выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. | Составление вопросов квикторине | |||||||||||
60 | Что такое Бенилюкс С.118-124 | Работа в группах. Самостоятельно изучать материал о странах Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте. Выступать одному из группы. Составлять вопросы к викторине. Описывать достопримечательности по фото. Используя литературу находить интересные факты. | Составление вопросов квикторине | |||||||||||
61 | В центре Европы С.125-131 | Анализировать страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте. Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего. Моделировать достопримечательности из пластилина. Выяснять, какие товары поступают из стран с Европы. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Самостоятельная работа | |||||||||||
62 | По Франции и Великобритании (Франция) С.132-141 | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять. Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением. Узнавать и описывать достопримечательности по фото. Выяснять, какие товары поступают из Франции. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Фронтальный опрос | |||||||||||
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания) С.132-141 | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять. Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением. Узнавать и описывать достопримечательности по фото. Выяснять, какие товары поступают из Великобритании Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Сообщение | |||||||||||
64 | На юге Европы С.142-148 | Анализировать страны, расположенные на юге Европы, уметь показывать их на карте. Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением. Узнавать и описывать достопримечательности по фото. Выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. Составлять вопросы к викторине. Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны. Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке. | Сообщение | |||||||||||
65 | По знаменитым местам мира С.149-153 | Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять. Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Работать с картой. Описывать изучаемые достопримечательности. Готовить сообщения о странах из дополнительной литературы. | Экскурсия Сообщение | |||||||||||
66 | Проверочная работа №6 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: « Путешествие по городам и странам» С.154-170 | Выполнять тесты с выбором ответа. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои и другие выступления. | Проверочная работа | |||||||||||
67 68 | Презентация проектов « Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Выступать с подготовленными сообщениями. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения. | Презентация | |||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...