Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру на тему:
    Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Лес и человек"

    Белогубцева Валентина Ильинична

    Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе. Тема "Лес и человек".

    Урок сопровождается фотографиями, рисунками, музыкой.

    Урок прошел отлично!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_3_kl.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пичаевский  филиал  Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  «Жердевская СОШ № 2»

    Жердевский   район, Тамбовская  область

    Открытый урок окружающий мир в 3 классе по теме «Лес и человек»

                                         

    Цели:

    1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

    2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека.

    3. Показать важность рационального использования и охраны лесов.

    4. Сформулировать и обосновать правила поведения в лесу.

    5. Познакомить с редкими растениями и животными леса.

    6. Развивать познавательный интерес.

    7. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

    Оборудование: рисунки и фотографии с изображением животных, занесенных в Красную книгу; схема «Значение леса»; гербарий.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Звучит песня «лесной марш»

    -Почему мы начали урок этой песней? (Потому что это песня о лесе.

    Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. В этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. И о берёзках, которые надо беречь.)

    -А кто должен беречь лес? (Это должны делать люди.)

    Сообщаются тема и цели урока.

    -Тема нашего урока- «Лес и человек»

    II Проверка знаний и умений

    -Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить что вы знаете о лесной зоне. Расскажите о природных условиях в зоне лесов?

    -Как меняется характер лесов с севера на юг?

    -Какие животные обитают в зоне лесов?

    (Заслушивание сообщений, подготовленных дома.)

    Блиц-турнир «Я знаю лес»

    -Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)

    -Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-коричневатой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые» (Сосна)

    -Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

    -Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

    -Какое дерево является символом России? (Берёза)

    --Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)

    -Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плоды дуба)

    -У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук)

    -Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

    -Узнай животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, бакенбарды и кисточки на ушах? (Рысь)

    Индивидуальная работа:

    -Скажите, каким деревьям принадлежат эти семена?

    -Чьи это шишки?

    -Назовите деревья и лес в котором они произрастают?

    (Ответ: тайга - пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница;

    Смешанный лес - пихта, берёза. ольха, сосна. лиственница;

    Широколиственный лес - липа. дуб, клён.)

    III Работа над новой темой

    -Послушайте  стихотворение С. Никулиной «Русский лес»:

    Нет ничего милее

    Бродить и думать здесь.

    Излечит, обогреет,

    Накормит русский лес.

    А будет жажда мучить –

    То мне лесовичок

    Средь зарослей колючих

    Покажет родничок.

    Нагнусь к нему напиться –

    И видно все до дна.

    Течет вода-водица

    Вкусна и холодна.

    Нас ждут в лесу рябинка,

    Орехи и цветы.

    Душистая малина

    На кустиках густых.

    Ищу грибов поляну

    Я, не жалея ног,

    А если и устану –

    Присяду на пенек.

    Лес очень любит пеших,

    Для них совсем он свой.

    Здесь где-то бродит леший

    С зеленой бородой.

    Жизнь кажется иною,

    И сердце не болит,

    Когда над головою,

    Как вечность, лес шумит.

    -- О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

    ( В этом стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом)

    --Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.

    Прочитайте его ещё раз про себя. (Самостоятельное чтение)

    -Так чем же является лес для человека? (Лес-это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…»)

    1) (карточка-место отдыха)

    -А почему лес аптека?

    (В лесу много лекарственных растений.Лесной воздух тоже лечит.)

    2) (карточка –аптека)

    (в лесу человек находит себе пищу-это ягоды,орехи,грибы,чистая вода.)

    3) (карточка-источник чистой воды и пищи).

    -А как лес может обогреть человека?(Человек дровами обогревает дом,а дрова-это деревья ,которые росли в лесу.)

    -Значит, лес для человека –это источник топлива.

    4)(карточка-источник топлива).

    -Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

    (Шкафы, стулья, парты, пол. Из дерева строят дома.)

    -А что у вас на столах изготовлено из дерева?

    (Карандаш, линейка, тетради, книги тоже сделаны из дерева).

    -А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.

    («Нас ждут в лесу рябина,…не жалея сил..»)

    -Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)

    -Чем для них является лес? (Это их дом).

    _Для кого ещё лес является домом? (Лес является домом для птиц, животных, насекомых- жуков, пауков, червей).

    -Значит, лес-это ещё и дом для растений, животных, грибов.

    5)(карточка –дом для растений ,животных, грибов)

    -Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё!

    Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр.106-107-и вы узнаете, какую ещё роль играет лес.

    6)(карточка-значение леса)

    -Какие роли выполняет лес? (Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.)

    -Чем является лес для воздуха?

    (Для воздуха лес- защитник.)

    -Чему ещё лес является защитником?

    (Лес –защитник водоёмов и почв).

    7)(карточка лес-защитник воздуха, водоёмов и почв).

    -Как лес защищает водоёмы? (Там ,где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их).

    -Как же лес защищает почвы?

    (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться).

    -Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

    Какие роли выполняет лес?(Лес-это дом, защитник, аптека, место отдыха.)

    -А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

    -Не по его  ли вине возникают экологические проблемы леса?

    Послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме  идёт речь:

    Плакала Саша, как лес вырубали,

    Ей и теперь его жалко до слез.

    Сколько тут было кудрявых берез!

    Там из-за старой нахмуренной ели

    Красные гроздья калины глядели.

    Там поднимался дубок молодой,

    Птицы царили в вершине лесной,

    Понизу всякие звери таились.

    Вдруг мужики с топорами явились.

    Лес зазвенел, застонал, затрещал.

    Заяц послушал – и вон убежал.

    ( В стихотворении говорится о вырубке леса.)

    -Посмотрите, как в настоящее время идёт заготовка древесины.

    (картинка-заготовка древесины)

    - Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов  остаются такие картины. (Показ карточек) Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно,  что леса  в опасности! Птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.

    Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении «Береги природу!».

    Ты видел, в лебедей стреляли?

    Ты видел, как они упали?

    Скажи, а если б птицы знали

    И если б только понимали,

    Что их полет прощальный будет,

    Их на заре подстрелят люди,

    Скажи, они бы не летали?

    (Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

    (Показ схемы:)

    - Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:

      растения – женьшень, венерин башмачок;

      жуки – жук- красотел, жук-олень, дровосек реликтовый;

      птицы – филин, утка-мандаринка;

      звери – зубр, амурский тигр.

    (Демонстрируются рисунки и фотографии с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу)

    IV Физкультминутка

    Руки подняли и покачали-

    Это деревья в лесу.

    Руки согнули, кисти встряхнули-

    Ветер сбивает росу.

    В стороны руки, плавно помашем-

    Это к нам птицы летят.

    Как они тихо садятся, покажем-

    Крылья сложили назад.

    V Продолжение изучения новой темы.

    -Ещё мы должны выяснить , что зависит от каждого из нас.

    Послушайте  рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

    (Рассказ читает ученик)

    Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

    – Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

    – Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила Лида.

    - Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

    ( Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.) (Показ слайдов)

    -. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Хотелось бы сегодня поговорить ещё об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар».

    Забывчивый охотник на привале

    Не заметал, не растоптал костра.

    Он в лес ушел, а ветки догорали

    И нехотя чадили до утра…

    А утром ветер разогнал туманы,

    И ожил потухающий костер,

    И, сыпля искры посреди поляны,

    Багровые лохмотья распростер.

    Он всю траву с цветами вместе выжег,

    Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

    Как вспугнутая стая белок рыжих,

    Он заметался со ствола на ствол.

    И лес гудел от огненной метели,

    С морозным треском падали стволы,

    И, как снежинки, искры с них летели

    Над серыми сугробами золы.

    -Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?(Человек не затушил костёр, а он ,разгоревшись превратился в лесной пожар).(Показ слайда).

    -. Этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Дома составьте памятку «Как разводить костер».

    IV. Закрепление.

    - Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках?

    (Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.)

    Учащиеся показывают экологические знаки и комментируют свои работы.

    - О чем должны помнить люди, приходя в лес?

    ( Лес – наше богатство, это «легкие нашей планеты».)

    -Конечно же, каждый из нас должен задуматься какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли

    лес дать им то, что даёт нам сейчас.

    V. Подведение итогов. Выставление оценок.

    Учащиеся читают вывод на с. 112 учебника.

    И в заключении нашего урока послушайте ещё одно стихотворение:

    На одной планете дружно жили дети.

    Не разоряли гнёзда птиц ради нескольких яиц.

    Не ловили для забавы рыжих белок по дубравам.

    Травку не топтали, рек не загрязняли.

    Домашнее задание стр.106-113

    С. 106–113. Ответы на вопросы «Проверь себя».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе "Как мы воспринимаем окружающий мир" (Органы чувств.)

    Цель урока- познакомить  детей  с органами чувств и их значением для человека. Форма проведения урока- работа  в группах.На данном уроке дети наблюдают, делают выводы, добывают информац...

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема "Лес и человек"

    На уроке с помощью трёх группп: знатоки, исследователи и почемучки дети узнают какое огромное значение для человека имеет лес. Узнают о лекарственных растениях, о животных занесённых в в Красную книгу...

    Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме " С чего начинается Родина".

    Конспект урока. ТемаС чего начинается Родина?Тип урока Изучение нового материала.ЦелиЦели по линиям развития личности ребёнка.Линия 1  - Овладение картиной мира: помочь младшему шк...

    Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по ФГОC " В царстве грибов"

    Планируемые результаты- научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;- знать правила сбора грибов.Личностные:- формировать мотивацию к обучению;- формировать умение высказывать свое...

    Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Воздух и его охрана."

    Открытый урок исследование по окружающему миру. 3 класс А.А. Плешаков....

    конспект открытого урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Организм человека"

    Урок по окружающему миру для 4 класса по теме "Организм человека" составлен на основании примерной программы начального общего образования (автор - А.А.Плешаков), составленной в соответствии с Фе...

    Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Органы чувств"

    Разработан готовый конспект и презентация для открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Органы чувств"....