Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (4 класс)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Коротова Елена Геннадьевна

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" и календарно- тематическое планирование (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 687"

              «Рассмотрено»                                                                                                                             «Утверждаю»

        на заседании МО __________                                                                                              Директор ГБОУ Школа №678

        Протокол №___ от _______2016 г.                                                                                              Н.Д.Акимова___________

Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

(А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин)

в 4-м классе

УМК Образовательная система «Школа 2100»

на 2016-2017 учебный год

количество часов в неделю 2 часа, в год 68 часов

Автор-составитель:

Коротова Е.Г.

2016-2017

Пояснительная записка

 1.Основа содержания обучения данному предмету

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования и примерной программой «Окружающий мир» авторов (А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин).

2. Цели и задачи обучения

 Цели:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье

 Задачи:

  • Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

3. Общая характеристика учебного предмета

        Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;
  • идея целостности мира;
  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей:

  • между неживой природой и живой,
  • внутри живой природы,
  • между природой и человеком.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира и т. д. Деятельностный подход – один из основных методов достижения результатов.

4. Место предмета в учебном плане ОУ

4 класс — 68ч (34 учебные недели). Уровень обучения -базовый.

5. Особенности преподавания учебного предмета.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

6. Используемая система или линия учебников, в соответствии с федеральным перечнем учебников

 В образовательной системе «Школа 2100» по курсу окружающего мира используются следующие учебно-методические комплекты:

 4 класс – учебники «Человек и природа» и «Человек и человечество», рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4-го класса. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» для 4-го класса. Авторы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С., методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир.» 4-й класс.

  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

        Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

        Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

        Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

        Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

        Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

        Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

        Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

        Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

        Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

        Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

        Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

 Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)

Как работает организм человека (18 ч)

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

        Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

        Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и суставы.

        Пищеварение. Органы пищеварения. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

        Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток.

        Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

        Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма.

        Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму.

        Органы чувств. Глаза – органы зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

        Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

        Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Человек и его разум. Речь. Появление человека разумного.

Рукотворная природа (16ч)

        Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека.

        Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов.

Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

        Воздух, его состав и свойства Воздушный шар.

        Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость

        Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

        Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

        Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства. Средства связи и музыкальные инструменты.

 Свет, его свойства.

        Современные технологии на службе у человека.

Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)

Человек и его внутренний мир (5 ч)

        Человек – дитя природы и общества.  Обучение и воспитание в развитии человека.

        Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

        Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

        Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Правила приличия.

Человек и мир людей (6 ч)

         Общество как взаимосвязь людей. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

        Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Человек и прошлое человечества (9 ч)

Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

Человек и многоликое человечество (5 ч)

        Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

        Единое человечество состоит из граждан разных государств. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Вера (представление о богах) и атеизм. Право человека на свободу совести. (Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (9 ч)

        Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Задачи ООН, принципы построения. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  • название нашей планеты, страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  •  основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  •  ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Календарно- тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» (4 класс)

N п/п

Тема

Часы

Дата

Статус урока

1.

 Раздел 1. «Человек и природа»

Как работает организм человека

18

1.1

Как устроен организм человека.

1

02.09

1.2.

Кожа – «пограничник» организма. 

1

06.09

1.3.

Как человек двигается.

1

09.09

1.4.

Путешествие бутерброда. 

1

13.09

1.5.

Как удаляются ненужные вещества.

1

16.09

1.6.

Для чего и как мы дышим. 

1

20.09

1.7.

Волшебная «восьмерка».

1

23.09

1.8.

Что такое кровь? Проверочная работа №1.

1

27.09

Проверочная работа

1.9.

Почему наш организм работает слаженно.

1

30.09

1.10

Окна в окружающий мир. 

1

04.10

1.11

Многогранный мир чувств.

1

07.10

1.12

Родители и дети. 

1

11.10

1.13

Отчего мы иногда болеем.

1

14.10

1.14

Наши предки – древесные жители.

1

18.10

1.15

На заре человечества.

1

21.10

1.16

Повторение. Проверочная работа №2.

1

25.10

Проверочная работа

1.17

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме " Как работает организм человека"

1

28.10

1.18

Контрольная работа №1 по теме «Как работает организм человека»

1

08.11

Контрольная работа

Рукотворная природа

16

1.19

Рукотворная жизнь.

1

11.11

1.20

На службе у человека.

1

15.11

1.21

Покорение силы.

1

18.11

1.22

Как человек использует свойства воды.

1

22.11

1.23

Как человек использует свойства воздуха.

1

25.11

1.24

Повторение. Проверочная работа № 3.

1

29.11

Проверочная работа

1.25

Горные породы и минералы

1

02.12

1.26

Металлы.

1

06.12

1.27

Приручение огня.

1

09.12

1.28

Невидимая сила.

1

13.12

1.29

Чудо-волны.

1

16.12

1.30

Человек проникает в тайны природы.

1

20.12

1.31

Повторение по разделу. Проверочная работа № 4.

1

23.12

Проверочная работа

1.32

Как нам жить?

1

10.01

1.33

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа»

1

13.01

1.34

Контрольная работа №2 по теме «Рукотворная природа»

1

17.01

Контрольная работа

2.

 Раздел 2. «Человек и человечество.»

Человек и его внутренний мир

5

2.1

Кого можно назвать человеком?

1

20.01

2.2

Посмотри в свое «зеркало».

1

24.01

2.3

Как понять, что творится у друга на душе?

1

27.01

2.4

Переживания, испытанные временем.

1

31.01

2.5

Как узнать человека?

1

03.02

Человек и мир людей

6

2.6

Что такое общество?

1

07.02

2.7

Как жить в мире людей?

1

10.02

2.8

Мое общество.

1

14.02

2.9

Права человека в обществе. Проверочная работа №5.

1

17.02

Проверочная работа

2.10

Обобщение по разделу «Человек в мире людей».

1

21.02

2.11

Контрольная работа №3 по разделу «Человек в мире людей».

1

24.02

Контрольная работа

Человек и прошлое человечества

9

2.12

Первобытный мир- первые шаги человечества.

1

28.02

5.203.03

2.13

Первобытный мир- первые шаги человечества.

1

03.03

2.14

Древний мир- рождение первых цивилизаций.

1

07.03

5.5        

2.15

Древний мир- рождение первых цивилизаций.

1

10.03

2.16

Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем.

1

14.03

5.7        

2.17

Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем.

1

17.03

2.18

Новое время -торжество Европы.

1

21.03

510        

2.19

Новейшее время- трудный шаг к единому человечеству.

1

24.03

2.20

Обобщение по разделу «Человек и прошлое человечества». Проверочная работа №6.

1

04.04

Проверочная работа

        Новейшее время- трудный шаг к единому человечеству.                        

Обобщение по разделу «Человек и прошлое человечества». Проверочная работа №6.                                        

Человек и многоликое человечество

5

        

2.21

Короли, президенты и граждане.

1

07.04

6        

2.22

Расы и народы Земли

1

11.04

        

2.23

Кто во что верит?

1

14.04

2.24

Пути духовных исканий.

1

18.04

2.25

Обобщение по разделу «Человек и многоликое человечество». Проверочная работа №7.

1

21.04

Проверочная работа

Человек и единое человечество

9

                

2.26

Мировое хозяйство.

1

25.04

2.27

Мировое сообщество государств.

1

28.04

2.28

Что человечество ценит больше всего?

1

02.05

2.29

Как нам жить?

1

05.05

2.30

Обобщение по разделу «Человек и единое человечество»

1

12.05

2.31

Контрольная работа №3

1

16.05

Контрольная работа

        Обобщение по теме «Человек и единое человечество»        1                

        Контрольная работа №3        1                Контрольная работа

2.32

Работа над проектом «Мое человечество»

1

19.05

2.33

Защита проекта «Мое человечество

1

23.05

                1                

2.34

Итоговое повторение.

1

26.05

68

                1                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"

Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру  для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...

Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс

Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру (3 и 4 класс) Школа 2100

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 и 4 класс) Школа 2100...

Рабочая программа по Окружающему миру и ОБЖ 3 класс "Школа-2100"

В плане учтены все требования к программе  ФГОС...