Урок окружающего мира по теме "Общество"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

   Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа 2100".  Данный урок открывает раздел «Человек в мире людей». Тип урока: урок открытия нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с понятием «общество».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_4_klass_po_teme_obshchestvo.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4-ОМ КЛАССЕ

Тема: Общество.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: познакомить учащихся с понятием «общество».

Задачи

Образовательные:

  1. на основе фактов истории и окружающего мира сформировать представление об обществе как коллективе людей;
  2. довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей;
  3. научить объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества;
  4. уметь объяснять, что такое конфликт людей, истоки и способы выхода из конфликтных ситуаций;
  5. учить представлять полученную информацию в виде схемы.

Развивающие: 

      Развивать умение аргументировать свою точку зрения, делать выводы,  слушать и понимать других,

прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: 

  1. учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми;    
  2. воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Планируемые результаты

Личностные  

 оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

 объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему  конкретные  простые  поступки можно оценить как хорошие или плохие;

 самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

 в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

 самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

 совместно  с  учителем  обнаруживать  и  формулировать  учебную проблему;

 составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

 ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

 отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий;

 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

 перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде  схемы.

Коммуникативные УУД:

 доносить  свою  позицию  до  других:  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

 доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

 слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

 учиться уважительно относиться к позиции другого.

Предметные

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

 давать определение общества, конфликта, компромисса.

2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:

 объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

 замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

         

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация  «Что такое общество?» с иллюстративным материалом, фрагмент видеофильма

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Организационное начало урока.

Приветствие:

Я очень рада войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз.

Я знаю каждый в классе гений,

Но без труда и ум не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

- Ребята, покажите, с каким настроением вы начинаете урок.

-Я желаю вам, чтобы к концу урока настроение у всех стало

Руками изображают крышу дома, показывая свое настроение

        (хорошее)

        (не очень)

        (плохое)

II. Мотивация и планирование деятельности.

-Эпиграфом урока я предлагаю взять слова древнегреческого философа Сократа. Прочитайте эти слова.

«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

-Как их понимаете?

-Чтобы открыть новые знания, составим план наших действий, план урока.

Чтение и обсуждение эпиграфа

(знания открывать будем сами).

Составление плана урока:

-вопрос урока

-вспоминаем то, что знаем

-открываем новые знания

-применяем знания, закрепляем

Регулятивные:

-прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

III.Тема урока и постановка учебной проблемы.

На слайде изображения Робинзона Крузо и Маугли.

-Узнали героев?

-Что их объединяет?

-Чего у них не было? Как они жили?

-Кто догадался, какая тема урока?

-Тема урока «Общество».

-Прочитаем разговор папы и Илюши на с. 28 учебника.

-Чего не понял Илюша?

-Какой вопрос возникает?

-Сравни свой вариант с мнением авторов на с. 118.

-Исходя из темы урока и вопроса, какую цель поставим перед собой?

Обсуждение проблемы героев.

Выход на тему урока «Общество».

Постановка вопроса урока: «Что такое общество?»

Постановка цели урока.

Регулятивные:

-развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

-совместно  с  учителем  обнаруживать  и  формулировать  учебную проблему;

-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

IV.Актуализа

ция знаний.

-Все ли люди одинаковые?

-А может их что-то объединять? Что?

-Что такое общество в вашем понимании, запишем на дереве предположений.

Высказывание предположений по теме.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

V.Совместное открытие знаний.

1. Что такое общество?

  1. На слайде иллюстрации: спортивное общество,

 общество моржей.

-Что объединяет людей на каждом рисунке?

-Как их можно назвать?

  1. –Можно ли назвать описанную группу людей

обществом? Обоснуйте свое мнение.

Текст 1. В зале шумно только что закончился доклад молодого ученого о его экспедиции в далекую страну и о положении там редких животных. Каждый их присутствующих высказывает своё мнение и предлагает разные меры для помощи в их охране.

Текст 2. В большом зале стоит тишина - не слышно ни единого слова, только шорох страниц и скрип пишущих ручек. Каждый занят делом. У кого-то на столе толстый том энциклопедии, кто-то читает и конспектирует дополнительный учебник, а перед кем-то самая новая книга, которую пока еще трудно купить. Для всех в читальном зале нашлось место.

  1. Вывод

-Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения людей «обществом»?

-Какой вывод можно сделать, что такое общество?

-Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с.31.

  1. Работа со словарями.

-Это слово имеет несколько значений, найдем их в словаре.

(Вид словаря дети выбирают самостоятельно: толковый словарь С.И.Ожегова или поиск в интернет-словаре).

2.Задания на применение знаний.

  1. Работа в парах

-Перед вами таблица, запишите, какие общие интересы могут быть у вас с этими группами людей:

Одноклассники

Семья

Россияне

Все люди Земли

        

-Можно ли назвать россиян обществом и почему?

-А все человечество?

  1. -Приведите примеры обществ, которые знаете или

состоите сами.

На слайде общество инвалидов,  общество «Память».

-Посмотрите на слайд, как называются эти общества, какие общие интересы у людей?

-Можем мы помочь инвалиду, если не состоим в этом обществе? Как?

-А ветерану войны?

3.Конфликты.

-Как вы думаете, всегда ли у людей совпадают интересы?

-Посмотрите фрагмент тележурнала «Ералаш» и прокомментируйте ситуацию.

- Как называется ситуация, когда желания людей не совпадают?

-Так что же такое конфликт? (Это столкновение интересов в обществе.)

-Что надо сделать, чтобы конфликт не произошел?

-Если конфликт начался, как можно выйти из ситуации?

-Объясните данные пословицы:

Сядем рядком да поговорим ладком.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Спортивное общество «Динамо»: участие в различных спортивных соревнованиях.

Общество моржей: закаливание, купание в холодной воде.

Чтение и обсуждение описанных ситуаций.

Формулирование вывода, сравнение собственного вывода с выводом в учебнике.

Выбор словаря и нахождение значения слова.

Заполнение таблицы в парах, обсуждение мнений.

Обсуждение, высказывание мнений.

Просмотр видеофильма, обсуждение ситуации.

Формулирование понятий конфликт и компромисс.

Сделать выводы:

-конфликт лучше предупредить;

-чтобы прекратить конфликт, необходимо пойти на компромисс.

Регулятивные:

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-развиваем умение слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-умение работать в паре и в группах.

Личностные:

-развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

-оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные

-развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

-выявлять сущность, особенности объектов;

-на основе анализа объектов делать выводы;

-обобщать и классифицировать по признакам;

-находить ответы на вопросы в иллюстрации;

-отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий

VI.Закрепление знаний. Итог урока.

Работа в группах.

-Я предлагаю вам вспомнить, закрепить, все, о чем мы говорили сегодня на уроке. Поработав в группах, используя основные (ключевые) понятия урока, составьте схему, которая вам поможет на следующем уроке вспомнить эту тему.

Составление схем-кластеров с основными понятиями урока.

Представление результатов.

Познавательные:

-представлять информацию в виде схемы.

VII.Рефлексия.

На слайде записаны фразеологизмы.

-Оцените свою работу на уроке, выбрав один из фразеологизмов, объясните свой выбор.

Шевелить мозгами.

Бить баклуши.

Грызть гранит науки.        

В одно ухо влетает, в другое вылетает.

Зарубить на носу.

В поте лица своего.

Вносить свой вклад.

Оценка своей деятельности на уроке.

Регулятивные

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VIII.Домашнее задание.

Обязательное для всех:

-выполнить задания в  рабочей тетради к теме 6.

По желанию творческое задание:

-придумать и нарисовать эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного). Предложить друзьям догадаться, какому обществу ты «выполнял заказ».

Список используемых источников и литературы

  1. Методические рекомендации для учителя. Человек и человечество 4 класс. Авт. Д.Д. Данилов, О.И. Данилова, С.С. Кузнецова. М., 2012. Баласс.
  2. Человек и общество. Авт. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова. М., 2005. Просвещение.
  3. www.tahan.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...