Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс. Программа "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Ольга Михайловна Котова

Используется в работе учителя начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Окружающий мир

3 класс

Рабочая программа  по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального общего образования МБОУ СОШ№6,  авторской программы Плешакова А.А.  («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011).

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
  • овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
  • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
  • освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
  • знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
  • существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Место курса в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение  курса «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю.

Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 учебных недели, 68 учебных часов.

В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному  государственному образовательному  стандарту.

                                                  Содержание программы

Как устроен мир (7 ч)

     Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.. Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между ма человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры

Эта удивительная природа (19 ч)

   Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономика.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

  Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи, Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8 ч)

    Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, строй- площадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды, бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика (12ч.)

    Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства  ее основные отрасли: электроэнергетика, металлурги? Промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к уровню знаний, умений и навыков обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • что такое тела, вещества, частицы;
  • компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;
  • компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы;
  • группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
  • группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
  • основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране, в т.ч в Амурской области;
  • некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
  • строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены;
  • основные  полезные ископаемые, добываемые в России, в т.ч. в Амурской области, и их назначение;
  • элементарные экономические понятия;
  • названия государств, граничащих с Россией  и их главные достопримечательности;
  • основных представителей флоры и фауны Заполярья;
  • основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;
  • основные дорожные знаки и их назначение;
  • номера телефонов экстренных служб;
  • основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать наиболее распространенные в Амурской области растения, животных;
  • устно описывать объекты природы;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
  • проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
  • оперировать с моделями, указанными в программе;
  • изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
  • соблюдать правила пожарной безопасности;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
  • определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;
  • составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики Амурской области (по плану или опорным словам);
  • «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;
  • участвовать в мероприятиях по охране природы на территории Амурской области;
  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

     К концу 3 класса учащиеся должны знать:
      
человек — часть природы и общества;
      что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
      основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
      основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
      взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
      взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
      строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
      правила гигиены; основы здорового образа жизни;
      правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
      потребности людей; товары и услуги;
      роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
      некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
      
Учащиеся должны уметь:
      
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
      проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
      объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
      выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
      выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
      владеть элементарными приемами чтения карты;
      приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Календарно- тематическое планирование

Тема

Дата

план

Дата

факт

1

Природа. Ценность природы для людей.

2

Человек. Проект:"Богатства, отданные людям"

3

Общество.

4

Что такое экология.

5

Природа в опасности. Охрана природы.

6

Обобщение по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.

7

Тела, вещества, частицы.

8

Разнообразие веществ.

9

Воздух и его охрана.

10

Вода.

11

Превращения и круговорот воды в природе.

12

Берегите воду!

13

Что такое почва.

14

Разнообразие растений.

15

Солнце, растения и мы с вами.

16

Размножение и развитие растений.

17

Охрана растений.

18

Разнообразие животных.

19

Кто что ест?

20

Проект «Разнообразие природы родного края».

21

Размножение и развитие животных.

22

Охрана животных.

23

В царстве грибов.

24

Великий круговорот жизни.

25

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

26

Организм человека.

27

Органы чувств.

28

Надёжная защита организма.

29

Опора тела и движение.

30

Наше питание.

31

Проект «Школа кулинаров».

32

Дыхание и кровообращение.

33

Умей предупреждать болезни.

34

Здоровый образ жизни.

35

Обобщение знаний по разделу «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.

36

Огонь, вода и газ.

37

Чтобы путь был счастливым.

38

Дорожные знаки.

39

Проект «Кто нас защищает».

40

Опасные места.

41

Природа и наша безопасность.

42

Экологическая безопасность.

43

Обобщение по разделу «Наша безопасность». Проверочная работа.

44

Для чего нужна экономика?

45

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

46

Полезные ископаемые.

47

Растениеводство.

48

Животноводство.

49

Какая бывает промышленность?

50

Проект «Экономика родного края».

51

Что такое деньги?

52

Государственный бюджет.

53

Семейный бюджет.

54

Экономика и экология.

55

Обобщение по разделу «Чему учит экономика». Проверочная работа.

56

Золотое кольцо России.

57

Золотое кольцо России.

58

Золотое кольцо России.

59

Проект «Музей путешествий».

60

Наши ближайшие соседи.

61

На севере Европы.

62

На севере Европы.

63

В центре Европы.

64

Путешествие по Франции и Великобритании.

65

На юге Европы.

66

По знаменитым местам мира.

67

Проверочная работа.

68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

Учебно – методическое обеспечение

  • Плешаков А. А. Окружающий мир. 3  класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс.Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  • лешаков А. А. Рабочая тетрадь для 3  класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. 8-е издание. – М.: Просвещение, 2012.
  • Плешаков А. А. Рабочая тетрадь для 3  класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. 8-е издание. – М.: Просвещение, 2012.
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  • мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран.
  • Компьютер.
  • Принтер лазерный.

2. http://5klass.net/literatura-3-klass.html

3.http://tapisarevskaya.rusedu.net

4. http://skazvikt.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс

СОДЕРЖИТ: РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....

календарно-тематический план по технологии для 3 класса Школа-России

Общая характеристика учебного предмета    Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом ...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс....