Рабочая программа по окружающему миру,4 класс,А.А.Вахрушев,2100.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Гарипова Наталия Валентиновна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  по окружающему миру.4 класс,А.А.Вахрушев,2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_okr._mir.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  -  ГИМНАЗИЯ №

 «Рассмотрена и согласована»

 на заседании Педагогического совета

 Протокол   №1

от « 26 » августа  201г.

«Утверждаю»

 Директор  ЧОУ Гимназии №

Приказ № __  от «2» августа 201 г.

Рабочая программа

по окружающему миру

4 класс

Учитель: Гарипова Н.В.

                                                                               Категория: первая

201 – 201 учебный год

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа курса «Окружающий мир» в 4 классе составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования на основании приказа МО РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования» и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Разработана на основе авторской программы А.А.Вахрушева, О.А.Родыгина, Москва, «БАЛАСС», 2011 г., рекомендованной Министерством образования РФ.                                                                                                  

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.                                                                                                                           Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.  

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника.

Особенностями изучения этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающее формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используя алгоритмы, модели, схемы и др.

Задача вводного курса истории и обществознания – дать ученикам предварительный минимум историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях. Историко-обществоведческий курс должен дать ученикам начальной школы доступную их пониманию и целостную картину мира с точки зрения обществознания, в комплексе с курсом «Мир и человек», который представляет предварительную картину мира с точки зрения естествознания и достраивает образовательную область «Окружающий мир». Курс «Мое Отечество» должен способствовать становлению патриотического чувства, гордости за свою страну, формированию той системы ценностей, которая обеспечит активную гражданскую позицию человека в будущем.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе;

- воспитание позитивного эмоционально-целостного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе, сохранять и укреплять здоровье.

В  основу образовательного процесса так же будет положена модель поликультурной образовательной среды, включающая культурологическое содержание, диалогические методы и приемы, культуросообразные организационные формы;

Особенности классов.

      Большая часть учащихся демонстрирует широкий кругозор, у части детей представления бессистемны и поверхностны. Лучшее восприятие информации о предметах и объектах окружающего мира в данном коллективе происходит на основе зрительного восприятия. Во 2-3 классах некоторые учащиеся осуществляли попытки самостоятельного поиска информации по определенной теме и получили первые уроки выступления перед аудиторией, планируется   продолжать систематическую работу именно в этом направлении, так как одним из основных УУД является непосредственно умение находить и анализировать необходимую информацию. Особое внимание в данных коллективах нужно уделить на работу с научными текстами и понятиями. Надо отметить, что учащиеся мотивированы и проявляют интерес к естественнонаучным знаниям. Необходимо продолжать работу по систематизации исторических фактов в справочниках, начатых в 3 классе.  В рамках поликультурной направленности гимназии участие в проектах и акцентирование внимания на особенностях стран изучаемых языков, приобщение к культуре и воспитание толерантного отношения. Наблюдать за географией стран и ее взаимосвязью с организацией хозяйственной деятельности, в рамках программы акцентировать внимание учащихся на изучение темы «Ты в мире людей», поднять вопрос толерантности в обществе.  Преследуя главную методическую цель гимназии – эффективный урок, ориентируясь на особенности восприятия классного коллектива, возрастные особенности детей, строить урок постановки УЗ проблемно-мотивационно с практическим основанием изучаемой темы.


                           

ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Предмет

Класс

Программа  

Количество часов

в неделю/ в год

Учебник

Методическое

обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Материалы контроля

Окружающий

мир

4

ОС «Школа         2100»  Сборник программ 2100/ Под научн. редакцией Д.И.Фельдштейна. – М.:Баласс, 2011

  2/70

 Учебник для 4 класса в 2 частях «Окружающий мир» : «Человек и природа» «Человек и человечество», авторы  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан и др.  Москва  «Баласс» 2012 г.

1. А.А. Вахрушев, «Окружающий мир. Человек и природа.4 класс»

(Методические рекомендации для учителя)  Москва «Баласс» 2011 г.

2. Д.Д. Данилов, Е.В.Сизова«Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс» (Методические рекомендации для учителя)  Москва «Баласс» 2013 г.

1. А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Человек и природа»4 кл Москва  «Баласс» 2011 г.

2.Д.Д. Данилов Е.В.Сизова«Окружающий мир. Человек и человечество»  4 класс Москва  «Баласс» 2011 г.

1.А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов

«Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 4 класс» Москва «Баласс» 2011 г.

2. Комплект нагляных пособий. 4 класс.

«Окружающий мир», А.А.Вахрушев, Москва «Баласс» 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

4-й класс. Раздел 1: «Человек и природа» (32 ч)

Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Человек и его строение (16 ч) 

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Рукотворная природа (13ч) 

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.

Повторение пройденного материала – 3 ч.

4-й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» (38 ч)

Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Человек и его внутренний мир (4 ч)

 Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.

Человек и общество (7 ч) 

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Картина всемирной истории человечества (10 ч) 

Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

Человек и многоликое человечество (3 ч) 

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (8 ч) 

Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.

Обобщающее повторение – 3 ч.

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!

Часы по выбору учителя – 3 ч.


 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Календарные  сроки (неделя)

№ урока

Раздел, тема

Количество часов

Виды деятельности учащихся (по УУД)                 П – программный уровень      Н – необходимый уровень

Формы контроля

Материал к учебному занятию

КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА – 16Ч.

1

1

Как устроен организм человека.

1

Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н).

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н).

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по  оказанию первой помощи при несчастных случаях (П).

Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) (Н).

Измерять температуру тела, вес и рост человека (Н).

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).

Фронт-ый

Демонстр. табл. Изобраз.нагляд пособия 

1

2

Кожа – «пограничник» организма.

Пр. р.№1 «Измерение температуры тела с помощью термометра».

1

Фронт-ый

Демонстр. табл.

2

3

Как человек двигается

1

Фронт-ый

Демонстр. табл.

2

4

Путешествие бутерброда

1

Фронт-ый

Демонстр. табл.

3

5

Как удаляются ненужные вещества.

Пр р. №2 « Измерение , веса, роста  человека».

1

Фронт-ый

Демонстр. табл. Мультимедийные  демонстрации

3

6

Для чего и как мы дышим

1

Фронт-ый

Демонстр. табл.

4

7

Волшебная восьмёрка

1

Фронт-ый

Демонстр. табл.

4

8

Что такое кровь?

1

Фронт-ый

5

9

Почему наш организм работает слаженно.

1

Проверка знаний

5

10

Окна в окружающий мир

1

Фронт-ый

6

11

Многогранный мир чувств

1

Фронт-ый

Демонстр. табл.

6

12

Родители и дети

1

Фронт-ый

Изобраз.нагляд пособия 

7

13

Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях. Отчего мы иногда болеем.

1

Фронт-ый

Изобраз.нагляд пособия 

7

14

Наши предки – древесные жители

1

Фронт-ый

Изобраз.нагляд пособия 

8

15

Контрольная работа № 1

 1

Фронт-ый

Демонстр. табл.

8

16

На заре человечества

1

Фронт-ый

Демонстр. табл.

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА - 16 ч.

9

17

Рукотворная жизнь

1

 Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н). Перечислять основные отрасли сельского хозяйства (Н). Характеризовать  способы повышения продукции в  растениеводстве и животноводстве (П). Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека (П). Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды (Н).  Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды (П). Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе (Н). Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха (Н).  Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха (П). Характеризовать свойства воздуха (Н). Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых (Н).  Исследовать  (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых (П). Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н).  Различать изученные полезные ископаемые (П).  Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности) (Н). Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (Н).  Оценивать влияние современного человека на природу (Н). Оценивать свою личную роль в охране природы (Н). Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П). Обсуждать в группах и составлять рассказ  об экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Фронт-ый

Мультимедийные  демонстрации

9

18

На службе у человека

1

Фронт-ый

Демонстр. табл. Изобраз.нагляд пособия  географические карты

10

19

Покорение силы

1

Фронт-ый

10, 11

20-21

Свойства воды. Как человек использует свойства воды

2

Фронт-ый

Демонстр. табл.

11

22

Как человек использует свойства воздуха

1

Фронт-ый

12

23

Горные породы и минералы

1

Фронт-ый

Демонстр. табл. Изобраз.нагляд пособия 

12

24 -25

Металлы

2

Фронт-ый

Демонстр. табл.

13

26

Приручение огня

1

Фронт-ый

Демонстр.табл. Изобраз.нагляд пособия 

13

27

Как нам жить?

1

Фронт-ый

Демонстр. табл.

14

28

Контрольная работа № 2

1

Проверка знаний

Тетрадь для кон. Раб.

14- 15

29 - 30

Повторение.

2

Фронт-ый

15

31

Комплексная работа (ЭМУ) №7

1

16

32

Итоговая контрольная работа

1

Проверка знаний

Тетрадь для кон. Раб.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР – 4ч.

16

33

Кого можно назвать человеком?

1

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем (П).

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П).

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). (Н) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П)

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека (П).

37-38

17

34

Посмотри в своё «зеркало» (3 четверть)

1

Фронт-ый

Демонстр. табл.

17

35

Переживания, испытанные временем

1

Фронт-ый

Демонстр. табл.

18

36

Как узнать человека?

1

Фронт-ый

Изобраз.нагляд пособия 

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ – 7ч.

18

37

Что такое общество?

1

Фронт-ый

Мультимедийные  демонстрации

19

38

Как жить в мире людей

1

19 - 20

39 - 40

Мое общество.

Урок в рамках проекта   «Погружение в эпоху истории Екатеринбурга».

2

20

41

Конституция – основной закон РФ. Права человека. Права ребенка.

1

 

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).

Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).

Фронт-ый

21

42-43

Повторение изученного.

Контрольная работа № 3.

2

Фронт-ый

ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА -10ч.

22

44- 45

Первобытный мир

Первые шаги человечества.

2

Фронт-ый

Мультимедийные  демонстрации

23

46 - 47

Древний мир

2

24

48 - 49

Средние века

2

Фронт-ый

Исторические карты;

25

50 - 51

Новое время

2

Фронт-ый

26

52 - 53

Новейшее время

2

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 3ч.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Практическая работа

находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). (П)

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

27

54

Короли, президенты и граждане

1

Фронт-ый

27 -28

55 - 56

Комплексная работа ЭМУ) №8

Расы и народы

          2

Демонстр. табл.

28

57

Кто во что верит

1

Фронт-ый

ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – 14ч.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия)  (Н). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения (П).

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества (Н). Принять посильное участие в их охране (П).

Практическая работа

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать  правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П).

29

58

Мировое хозяйство

1

Фронт-ый

29

59

Мировое сообщество государство. Страны и народы мира.

1

30

60

Что человечество ценит больше всего?

1

Фронт-ый

30

61

Как нам жить?

1

Фронт-ый

31

62 - 63

Повторение и итоговая  контрольная работа.

2

Контроль знаний

Тетрадь для к\р

32 -33

64-66

 Проект « Мои впечатления об окружающем мире» (творч. работы) 

3

33-35

67

68 - 70

Комплексная работа (ЭМУ) №10

1

3

Фронт-ый


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в  4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
  •  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

  1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  5. географические и исторические карты;
  6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».

             В классе наблюдаем нежелание учащихся затрачивать усилия на поиск ответов на вопросы, чтение дополнительной литературы по предмету. Учитывая данные особенности класса, необходимо использовать «принудительную» мотивацию в использовании дополнительных источников информации, справочной литературы, Интернета. Привлекать учащихся к исследовательской работе предполагающей изучение и поиск материала по теме.  

     Наиболее эффективные формы обучения: дискуссии, экскурсии, индивидуальная, групповая и парная работы. 

Методы: исследования, сообщения, эксперимента и т. д.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Наглядные пособия:

- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

- географические и исторические карты;

- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

2. Мультимедийные демонстрации (компьютермедиапроекторDVD-проекторвидеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Это благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...