схемы-опоры
учебно-методическое пособие по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Матвиенко Любовь Николаевна

для уроков окруж. мира 1-4 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh_shemy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СХЕМ И ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ

В КУРСЕ Окружающий мир

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы; помогает прочному усвоению, запоминанию; правильно установить природные и пространственные связи, взаимоотношения предметов и явлений, полезна для применения сравнений, как способ проверки знаний, развивает логическую последовательность мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к изучаемому материалу, способствует эстетическому воспитанию.

Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока: при объяснении, закреплении материала и проверке  знаний, умений и навыков учащихся. Графическая наглядность развивает у детей умение не только смотреть на рисунок, но видеть содержание.

Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный труд. Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в свои силы. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала.

                                        РАСТЕНИЯ

ДЕРЕВЬЯ                      ТРАВЫ  

               КУСТАРНИКИ

       ЖИВОТНЫЕ

ЗВЕРИ         ПТИЦЫ         РЫБЫ

тело                                   тело                                 тело

покрыто                          покрыто                         покрыто

шерстью                          перьями                          чешуёй

ЗЕМНО-       НАСЕ-       ПРЕСМЫКА-

ВОДНЫЕ     КОМЫЕ      ЮЩИЕСЯ

кожа голая               три пары ног              тело покрыто

нежная                                                       сухими чешуйками

ДЕРЕВЬЯ

ЛИСТВЕННЫЕ         ХВОЙНЫЕ 

         берёза                                сосна

         клён                                   ель

         тополь                               кедр

         осина                                 пихта

                        лиственница

             листопад     вечнозелёные

ПТИЦЫ

ПЕРЕЛЁТНЫЕ     ЗИМУЮЩИЕ

   кукушка   журавль                               воробей    ворона

  ласточка    скворец                               дятел        синица          

   лебедь         соловей                                сова          клёст

                   

                  КОЧУЮЩИЕ

                    снегирь    свиристель

ЗОНА ЛЕСОВ

хвойные   смешанные  широколиственные

    ель                   берёза                                            дуб

    сосна                 сосна                                             клён

    пихта                 осина                                             липа

животные              птицы               растения

бурый медведь                   кедровка                       брусника

заяц                                      сойка                            черника

рысь                                     глухарь                         орешник

мышь-полёвка                    сова                               жимолость

волк   лиса                                                             медуница мхи

                          занятия людей

       охота              рыболовство              лесное хозяйство

ЗОНА  СТЕПЕЙ

растения  насекомые птицы грызуны

тюльпаны      шмели      жаворонок  суслики

ирисы            бабочки     куропатка   полёвки

полынь          пчёлы        журавль       хомяки

ковыль          кузнечики     орёл          мыши

типчак           ящерицы     дрофа         хорёк

занятия   людей

охота     животноводство      растениеводство

ПУСТЫНИ

РАСТЕНИЯ ПТИЦЫ ЖИВОТНЫЕ

верблюжья      саксаульный    тушканчик

колючка            воробей             варан    жуки

осока                  скворец             джейран

саксаул                                песчаный удавчик

                                                       черепаха

ЗАНЯТИЯ  ЛЮДЕЙ

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ               БОРЬБА С ЗАСУХОЙ

Черноморское

побережье  Кавказа

растения  насекомые  птицы  морские 

                                                обитатели

бук                             цикады                чайка                крабы

кипарис                     богомолы            бакланы           медузы

магнолии                                                                      дельфины

пальмы                                                                   морские иглы

абрикос                                                               морские коньки

Занятия людей: рыболовство, садоводство, отдых и лечение.

АРКТИКА

полярное сияние, полярный день, полярная ночь

растения     птицы       животные

лишайники           чайки                 тюлени

полярный мак       кайры                моржи

мхи                        гагарки              киты

                                                       белые медведи

ТУНДРА

многолетняя мерзлота, болота, озёра

Растения: ягель, морошка, голубика, брусника,

                         мхи, полярная ива, карликовая берёза

Насекомые: комары, мошки

Птицы: утки, кулики, белый журавль, розовая

                    чайка, белая сова, белая куропатка

Животные: лемминг, песцы, волки, северный      

                             олень

Занятия людей: оленеводство

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Роль схем и опорных сигналов в курсе природоведения          

    начальной школы.

2. Растения.

3. Деревья.

4. Животные.

5. Птицы.

6. Арктика.

7. Тундра.

8. Зона лесов.

9. Зона степей.

10. Пустыни.

11. Черноморское побережье Кавказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ-ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье говорится о применении схем-опор на уроках английского языка для более легкого усвоения учебного мате...

Схемы-опоры на уроках русского языка

Схемы- опоры всегда пригодятся на любом уроке. Они помогают детям намного лучше запомнить материал....

Схемы - опоры краткой записи задач.

Краткая запись помогает увидеть: что дано, что необходимо найти. Краткая запись даёт возможность наглядно представить соотношение между величинами. В процессе кроткой записи задачи уточняются связи ме...

Схемы - опоры для уроков русского языка.

Схемы-опоры используются учащимися на уроках русского языка при изучении тем " Имя существительное", "Имя прилагательное", " Глагол", "Алфавит" . В них обобщен основной теоретический материал, который...

СХЕМЫ - ОПОРЫ НА УРОКИ РУС.ЯЗ.

СХЕМЫ- ОПОРЫ ПО ТЕМАМ: "СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ", "ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ", "НАРЕЧИЕ", "ГЛАГОЛ". ШКОЛА РОССИИ...

Схемы - опоры на уроке математики по теме: "Величины"

Схемы - опоры составлены по темам : "Единицы времени", "Единицы массы", " Единицы длины"...

Схемы- опоры в работе над сочинением по картине со слабоуспевающими детьми.

Написание сочинения зачастую является непосильной задачей для определенной части учеников класса. Это следствие логопедических проблем, неразвитой памяти и речи. Как помочь слабоуспевающему ребенку в ...