Схемы - опоры для уроков русского языка.
материал (русский язык) по теме

Бутикова Галина Петровна

Схемы-опоры используются учащимися на уроках русского языка при изучении тем " Имя существительное", "Имя прилагательное", " Глагол", "Алфавит" . В них обобщен основной теоретический материал, который необходим учащимся при выполнении практических заданий. Используется учащимися  для подготовки к проверке теоретических знаний по данным темам русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shemy-opory.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

                       

                                   

Проверь себя.

  1. Что такое имя существительное?
  2. Что обозначает имя существительное?
  3. На какие вопросы отвечает?
  4. Как изменяются имена существительные?
  5. Как определить род имени существительного?
  6. Какие имена существительные относятся к одушевленным, и какие - к неодушевленным?

           

        Если затрудняешься -  помоги себе, выбери верный ответ. Обращайся к схеме-опоре.

1.Имя существительное –                      А) часть речи;

                                                                     Б) часть слова;

                                                                     В) часть предложения.

2. Имя существительное обозначает    А) действие предмета;

                                                                      Б) признак предмета;

                                                                      В) предмет.

3. Имя существительное отвечает на   А) кто? что?     вопросы                                                      Б) какой? какая?

                                                                     В) что делать?

                                                                          что сделать?

4. Имена существительные изменяются по числам. А) да;

                                                                                               Б) нет

5. В единственном числе имена существительные    А) да;

   изменяются по родам.                                                   Б) нет

  1. Чтобы определить род имени существительного, надо                      подставить слова-опоры. ( Соедини стрелкой)

                    Мужской род                  она моя

                    Средний род                   он мой    

                    Женский род                  оно мое

8.Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос……, а неодушевленные на вопрос……     А) Кто?

                                                                                         Б) Что?

Ключ для самопроверки.

  1. Имя существительное – часть речи.
  2. Имя существительное обозначает предмет.
  3. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
  4. Имена существительные изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.
  5. Имена существительные бывают женского рода (она моя), мужского рода (он мой), среднего рода (оно мое).
  6. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос (кто?), неодушевленные – на вопрос (что?)

Обстоя

тельство

-.-.-.-.-.-.-.

предлоги

Женский,

Мужской род.

Средний,

Мужской

род.

Женский

род  с ь знаком на конце.

1 склонен.

2 склонен.

3

склонен.

И. п.     есть       кто? что?

   -


-а  - я


- о  - е  -

   

 -

Р. п.        нет

 кого? чего?

Откуда?

Где?

Куда?

без,

у, от,

до, с,

из,

около,

возле,

подле




- ы  - и




- а   - я

   



  -и

Д. п.       рад кому? чему?

Куда?

Где?

к, по


 - е

 

-у    -ю

   

   -и

В. п.    вижу кого? что?

Куда?

Где?

на, за,

под, в,

через,

про


- у  - ю


-я -о–е-

 

    -

Т. п.          доволен

кем? чем?

Куда?

Где?

над, за, под,

перед,

с, между



-ой  - ей




-ом  -ем

   


   -ю

П. п.   думаю

о ком?

 о чем?

Где?

в, о,

об,

на, при

 

 -е

   

 -е

   

   -и

Дополнение

- - - - - - - - - - -

вода

земля

конь

окно

степь

ночь

Проверь себя.

1.Как изменяются имена существительные?

2.Что называется склонением имен существительных?

3.Назовите падежи, вспомогательные слова и вопросы к ним.

4.Назовите окончания имен существительных 1-го склонения.

5.Назовите окончания имен существительных 2-го склонения.

6.Назовите окончания имен существительных 3-го склонения.

7.Назовите слова-опоры имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

8.Когда имена существительные имеют окончания –а  -я?

9.Как отличить имена существительные 2-го склонения в дательном падеже от имен существительных 1-го склонения в винительном падеже?

10.Назовите окончания имен существительных1-го и 2-го склонения в предложном падеже. Как их различить?

11.Какие окончания имеют имена существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падеже?

12.Как различить падежи имен существительных 2-го и 3-го склонения, имеющих нулевое окончание?

13.Как проверить безударные окончания имен существительных?

 14.Назови одинаковые предлоги, употребляемые со словами в разных падежах.

15. Падеж каких существительных можно определить по предлогу?

16.Каким членом предложения могут быть имена существительные?         

         

       

                

        

Член

предложения-

определение

       

      Единственное число

 Множественное число

Ж. род

М. род

Ср. род

Именительный падеж

Какая?

-ая -яя

Какой?

-ый -ий

Какое?

-ое -ее

         Какие?

        -ые -ие

Родительный падеж

Какой?

-ой -ей

Какого?

-ого -его

Какого?

-ого -его

         Каких?

        -ых  -их

Дательный

 падеж

Какой?

-ой -ей

Какому?

-ому -ему

Какому?

-ому -ему

        Каким?

        -ым -им

Винительный падеж

Какую?

-ую -юю

Какого?

-ого –его

-ый -ий

Какое?

-ое -ее

        Какие?

        -ые -ие

Творительный падеж

Какой?

-ой –ей

Каким?

-ым -им

Каким?

-ым -им

       Какими?

     -ыми -ими

Предложный падеж

О какой?

 -ой -ей

О каком?

-ом -ем

О каком?

-ом -ем

     О каких?

      -ых -их

                        Проверь себя.

1.Что такое имя прилагательное?

2.Что обозначает имя прилагательное?

3. На какие вопросы отвечает?

4.Как изменяются имена прилагательные?

5.С какой частью речи связано имя прилагательное?

6.Как определить род имени прилагательного?

7.Назовите падежные окончания имен прилагательных женского рода.

8.Назовите падежные окончания имен прилагательных среднего и мужского родов.

9.Назовите падежные окончания имен прилагательных во множественном числе.

10.Как проверить безударное окончание имени прилагательного

11.Каким членом предложения бывает имя прилагательное?

        Если затрудняешься -  помоги себе, выбери верный ответ. Обращайся к схеме-опоре.

1.Имя прилагательное - ….  а) часть слова;

                                                    б) часть речи;

                                                    в) часть предложения.

2. Имя прилагательное обозначает……  а) предмет;

                                                                      б) действие предмета;

                                                                      в) признак предмета.

 3. Имя прилагательное отвечает на вопросы…..

                                                            а) какой? какая? какое?

                                                            б) кто? что?

                                                            в) что делать? что сделать?

4.Имена прилагательные изменяются по числам, в единственном числе – по родам.                           а) да;

                                                         б) нет.

5. Имя прилагательное связано с……а) глаголом;

                                                                   б) с существительным.

6. Род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного с которым оно связано.  а) да;

                                                                                б) нет.

7. Схема-опора.

8. Схема-опора.

9. Схема- опора.

10. Безударные окончания имен прилагательных проверяй окончаниями вопросов прилагательных.

11.Имена прилагательные в предложении бывают……

                                                                а) определением;

                                                               б) обстоятельством;

                                                               в) дополнением.

        

НЕ   с глаголом пиши отдельно!

У глагола нет предлога.

Неопределенная форма

(начальная форма)

Что делать?                                               Что сделать?

несовершенный вид                              совершенный вид

                   Е                                           И

Запомни! –ять:                            Запомни!                  

Сеять, веять, лелеять,              Гнать, дышать,

Таять, лаять, каяться,           Держать, зависеть,                                                                      

Реять, блеять, затеять,        Видеть, слышать и

 Чуять, надеяться.                  Обидеть, а еще    

     Запомни!                            Терпеть, вертеть,

  Брить, стелить.               Ненавидеть, смотреть                                                                                                        

                                             Вы, запомните, друзья!                                            Их на Е спрягать нельзя!

Проверь себя.

  1. Что такое глагол?
  2. На какие вопросы отвечает глагол?
  3. Назови начальную форму глагола.
  4. Как пишется не с глаголом?
  5. Как изменяются глаголы?
  6. На какие вопросы отвечают глаголы будущего, настоящего

и прошедшего времени?

    7. Как изменяются глаголы  прошедшего времени?

    8. Как изменяются  глаголы настоящего и будущего времени?

    9. Каким членом предложения бывает глагол?

   10. Назовите безударные окончания глаголов настоящего

      времени   1-го спряжения.

    11.Назовите безударные окончания глаголов настоящего

       времени  2-го спряжения.

   12. Назовите глаголы-исключения 1-го спряжения.

   13. Назовите глаголы-исключения 2-го спряжения.

   14. Какие окончания имеют глаголы настоящего времени

        2-го лица, единственного числа, 1-го спряжения?

  15. Назовите окончание глаголов  3-го лица, множественного

      числа, 2-го спряжения.

  16. Задайте свои вопросы по безударным окончаниям глаголов

      и ответьте на них.

Алфавит.

Гласные, обозначающие

     Твердость согласных                        Мягкость согласных

           звуков                                                        звуков

    А    О    У     Ы     Э                                         Я      Ё      Е      Ю      И  

  [А]  [О]  [У]  [Ы]  [Э]                                   [й`а]  [й`о]  [й`э]  [й`у]   [и]

 

                                      Согласные:

            Парные                                       Непарные

Звонкие         Глухие                            Звонкие           Глухие

Б                      П                                     Л                         Х    

В                      Ф                                    М                         Ц  

Г                         К                                         Н                             Ч

Д                         Т                                         Р                             Щ

З                         С                                         Й                                     

Ж                       Ш

     Всегда твердые                                          Всегда мягкие

                                   

Ъ и Ь – звука не имеют.

Проверь себя.

  1. Назовите гласные буквы.
  2. Назовите звуки, обозначающие гласные буквы.
  3. Назовите гласные, обозначающие два звука.
  4. Когда буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают два звука, а в каких случаях один.
  5. Назовите парные звонкие и глухие согласные.
  6. Назовите непарные звонкие согласные.
  7. Назовите непарные глухие согласные.
  8. Назовите буквы, обозначающие всегда твердый согласный звук.
  9. Какие согласные всегда мягкие?
  10. Назовите буквы, не имеющие звука.
  11. Назовите гласные, указывающие на твердость согласного звука.
  12. Назовите гласные, указывающие на мягкость согласного звука.
  13. Сколько букв в русском алфавите?

Часть речи-

 имя существительное

Предмет

подлежащее

      Кто?

одушевленный

    предмет

      Что?

неодушевленный

      предмет

Единственное  число

Множественное число

Женский род

  (она моя)

    Мужской род

         (он мой)

Средний род

(оно мое)

Часть речи -  имя        прилагательное

Признак предмета

         Какие?

        Чьи?

Множественное

       число

Какой?

Чей?

Мужской род

Какая?

Чья?

Женский род

Какое?

Чье?

Средний род

          Единственное число

=

?

Существительное

Прилагательное

прилагательных

безударному

          Часть речи-

                 глагол

   действие   предмета

         сказуемое

Настоящее

    время

что делает?

что делают?

 Прошедшее

     время

  что делал?

  что сделал?          

  Будущее

    время

 что сделает?

  что будет

     делать?

Единственное число

число

Множественное число

число

лицо

 1-е

2-е

3-е

     я

  ты

Он

Она

оно

мы

вы

они

М. род - он делал, он сделал.

Ж. род – она делала, она сделала

Ср. род – оно делало, оно сделало

Мн. число – они делали, они сделали

       сказуемое

Спряжение глаголов настоящего времени

  1-е спряжение

2-е спряжение

     Ед. число

1

2 л

3 л

1 л

           -у      (-ю)

        -ёшь    (-ешь)

          -ёт     (-ет)

       -у   (-ю)

      -ишь

       -ит

  Мн. число

1 л

3 л

     -ём  (-ем)

     -ёте   (-ете)

    -ут (-ют)

     -им

    -ите

    -ат (-ят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы-опоры на уроках русского языка

Схемы- опоры всегда пригодятся на любом уроке. Они помогают детям намного лучше запомнить материал....

СХЕМЫ - ОПОРЫ НА УРОКИ РУС.ЯЗ.

СХЕМЫ- ОПОРЫ ПО ТЕМАМ: "СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ", "ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ", "НАРЕЧИЕ", "ГЛАГОЛ". ШКОЛА РОССИИ...

Схемы - опоры на уроке математики по теме: "Величины"

Схемы - опоры составлены по темам : "Единицы времени", "Единицы массы", " Единицы длины"...

Урок русского языка во 2 классе по УМК «2100» на тему: "Конструирование предложений с опорой на вопросы"

Цель: Научить составлять предложения из слов, опираясь на вопросы.Задачи урока:Обучающая:-       Формировать умение ставить вопрос к словам разных частей речи.Развивающая...

Схемы и опоры на уроках русского языка

Составление на уроках опорных схем и моделей способствует развитию наглядно- образного мышления...

Опоры к урокам русского языка в начальной школе

Опоры к урокам русского языка в начальной школе...

"Использование схем-опор на уроках русского языка в начальных классах"

Один из способов экономить время – специальные схемы. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых...