Схемы- опоры в работе над сочинением по картине со слабоуспевающими детьми.
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Диденко Ольга Наилевна

Написание сочинения зачастую является непосильной задачей для определенной части учеников класса. Это следствие логопедических проблем, неразвитой памяти и речи. Как помочь слабоуспевающему ребенку в данной ситуации?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схемы – опоры в работе над сочинением по картине со слабоуспевающими детьми.

Написать сочинение по картине зачастую является непосильной задачей для определенной части учеников класса. Учащиеся, которые слабо читают, имеют неразвитое воображение и ограниченный словарный запас, а также логопедические проблемы, испытывают панику, получая такое задание в классе. Как помочь ребенку в такой ситуации, чтобы он не чувствовал себя неуютно и не испытывал пораженческие настроения?

Необходим индивидуальный подход. Я использую для этого случая схемы-опоры для каждого из таких учеников. Приведу пример работы над сочинением – описанием по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Настройтесь на серьезную и кропотливую работу.

Садитесь.

2.Сообщение темы и целей урока.

Вот и наступила золотая осень.

«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото ,одетые леса…»- писал А.С. Пушкин.

Сегодня наша задача – написать сочинение-описание. Что значит описание? (ответы детей) Но не просто описание. Это должно быть описание картины И.И. Левитана «Золотая осень».

3. Первичное восприятие картины.

Ребята, рассмотрите картину. Какое первое впечатление она у вас вызывает? (ответы детей)

4. Составление плана работы над сочинением.

Ребята, давайте составим план (определенный порядок ) ,по которому вы будете писать свое сочинение.

План.

  1. Что изображено на картине.
  2. Что изображено на переднем плане картины.
  3. Что изображено на заднем плане картины.
  4. Колорит (цветовая гамма ) картины.
  5. Мое отношение к картине.

( План записывается  на доске,  а ребята пишут его  в тетрадь.  Все учащиеся без исключения  участвуют в  составлении плана)

5.Подбор материала к сочинению. (выполняется всеми учащимися устно, учитель записывает на доске).

Вопросы учителя

Запись на доске

1.Какое небо на картине?

Небо: голубое , с белыми облаками, чистое.

2. Что вы можете сказать о реке?

Река: неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением.

3.Как выглядят деревья?

Деревья: желтые, золотые, разноцветные, нарядные, пестрые, красивые.

4. А какая трава?

Трава: сухая, желтая, бурая.

5.Каким нам представилось поле?

Поле: широкое, раздольное, зеленое, свежее, как бархатный коврик.

6.Что вы можете сказать о деревушке?

Деревушка: маленькая, дальняя.

  1. Составление частей сочинения (устно, согласно плана).

Ребята, давайте сейчас попробуем устно составить части нашего сочинения. Не забывайте, что каждая последующая часть сочинения должна быть связана с предыдущей.

(Выслушиваются    ответы   детей,  коллективно дополняются, исправляются. Привести примеры высказывания своего мнения о картине. Возможно, записать 1,2 варианта на доску. В  обсуждении  участвуют  все  дети).

  1. Написание сочинений.

Ребята, а теперь приступайте к написанию сочинения. Используйте план и записи на доске. Если сомневаетесь в написании слова, используйте словарь.

(Вот теперь наступает сложный момент для слабоуспевающих детей и учитель обязан им помочь. Особенно, если данный вид сочинения пишется впервые. Необходимо  раздать  таким ребятам схемы-опоры и объяснить правила работы с ней).

Образец .

Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

План.

1.Что изображено на картине.

2.Что изображено на переднем плане картины.

3.Что изображено на заднем плане картины.

4.Цветовая гамма картины.

5.Мое отношение к картине.

        На картине И.И. Левитана изображена_______  _______.

        На переднем плане картины я вижу ________, ________, речку. На правом берегу реки березовая рощица, в ______ уборе. Трава на лугу уже ________. На левом берегу стоят дубки. Они тоже ______.

        На заднем плане картины _________ фон неба украшает зеленый сосняк. А перед ним еле видны маленькие ________ _________. Река скрывается за поворотом и ,приобретая голубой оттенок, исчезает вдали.

        Левитан любил природу осенью и поэтому использовал в картине только яркие тона.

        Мне картина понравилась. Она ______ ________  _________.

  1. Проверка сочинения на соответствие частям плана, исключение повторений, орфографические ошибки.

Ребята, внимательно прочитайте свои сочинения еще раз. Проверьте, чтобы каждая часть сочинения соответствовала части плана, не было повторений одних и тех же слов, орфографические ошибки.

  1. Сдача работ. Подведение итогов урока.

( При работе со схемой-опорой , важно напомнить ученику, что необходимо не забывать использовать записи на доске, пользоваться словарем.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Листы-опоры для написания сочинений по картине

Данный материал облегчает детям написание сочинения по картинам русских художников....

"Работа по развитию навыка скорочтения со слабоуспевающими детьми"

Статья "Работа по развитию навыка скорочтения со слабоуспевающими детьми."...

Схемы-опоры к задачам. Алгоритм работы над задачей

Материал предназначен для индивидуальной работы, работы в группах или групповой работы...

Материалы для работы над сочинением по картине В.М. Врубеля "Царевна-Лебедь" по русскому языку в 3 классе

Материалы для работы над сочинением по картине В.М. Врубеля "Царевна-Лебедь" по русскому языку в 3 классе.Представлен план для описания картины, а также работа по развитию орфографической зо...

Работа над сочинением по картине Снегурочка

Разработка содержит презентацию, раздаточный материал и конспект урока...