Схемы- опоры в работе над сочинением по картине со слабоуспевающими детьми.
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме
Написание сочинения зачастую является непосильной задачей для определенной части учеников класса. Это следствие логопедических проблем, неразвитой памяти и речи. Как помочь слабоуспевающему ребенку в данной ситуации?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Схемы – опоры в работе над сочинением по картине со слабоуспевающими детьми.
Написать сочинение по картине зачастую является непосильной задачей для определенной части учеников класса. Учащиеся, которые слабо читают, имеют неразвитое воображение и ограниченный словарный запас, а также логопедические проблемы, испытывают панику, получая такое задание в классе. Как помочь ребенку в такой ситуации, чтобы он не чувствовал себя неуютно и не испытывал пораженческие настроения?
Необходим индивидуальный подход. Я использую для этого случая схемы-опоры для каждого из таких учеников. Приведу пример работы над сочинением – описанием по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Настройтесь на серьезную и кропотливую работу.
Садитесь.
2.Сообщение темы и целей урока.
Вот и наступила золотая осень.
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото ,одетые леса…»- писал А.С. Пушкин.
Сегодня наша задача – написать сочинение-описание. Что значит описание? (ответы детей) Но не просто описание. Это должно быть описание картины И.И. Левитана «Золотая осень».
3. Первичное восприятие картины.
Ребята, рассмотрите картину. Какое первое впечатление она у вас вызывает? (ответы детей)
4. Составление плана работы над сочинением.
Ребята, давайте составим план (определенный порядок ) ,по которому вы будете писать свое сочинение.
План.
- Что изображено на картине.
- Что изображено на переднем плане картины.
- Что изображено на заднем плане картины.
- Колорит (цветовая гамма ) картины.
- Мое отношение к картине.
( План записывается на доске, а ребята пишут его в тетрадь. Все учащиеся без исключения участвуют в составлении плана)
5.Подбор материала к сочинению. (выполняется всеми учащимися устно, учитель записывает на доске).
Вопросы учителя | Запись на доске |
1.Какое небо на картине? | Небо: голубое , с белыми облаками, чистое. |
2. Что вы можете сказать о реке? | Река: неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением. |
3.Как выглядят деревья? | Деревья: желтые, золотые, разноцветные, нарядные, пестрые, красивые. |
4. А какая трава? | Трава: сухая, желтая, бурая. |
5.Каким нам представилось поле? | Поле: широкое, раздольное, зеленое, свежее, как бархатный коврик. |
6.Что вы можете сказать о деревушке? | Деревушка: маленькая, дальняя. |
- Составление частей сочинения (устно, согласно плана).
Ребята, давайте сейчас попробуем устно составить части нашего сочинения. Не забывайте, что каждая последующая часть сочинения должна быть связана с предыдущей.
(Выслушиваются ответы детей, коллективно дополняются, исправляются. Привести примеры высказывания своего мнения о картине. Возможно, записать 1,2 варианта на доску. В обсуждении участвуют все дети).
- Написание сочинений.
Ребята, а теперь приступайте к написанию сочинения. Используйте план и записи на доске. Если сомневаетесь в написании слова, используйте словарь.
(Вот теперь наступает сложный момент для слабоуспевающих детей и учитель обязан им помочь. Особенно, если данный вид сочинения пишется впервые. Необходимо раздать таким ребятам схемы-опоры и объяснить правила работы с ней).
Образец .
Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
План.
1.Что изображено на картине.
2.Что изображено на переднем плане картины.
3.Что изображено на заднем плане картины.
4.Цветовая гамма картины.
5.Мое отношение к картине.
На картине И.И. Левитана изображена_______ _______.
На переднем плане картины я вижу ________, ________, речку. На правом берегу реки березовая рощица, в ______ уборе. Трава на лугу уже ________. На левом берегу стоят дубки. Они тоже ______.
На заднем плане картины _________ фон неба украшает зеленый сосняк. А перед ним еле видны маленькие ________ _________. Река скрывается за поворотом и ,приобретая голубой оттенок, исчезает вдали.
Левитан любил природу осенью и поэтому использовал в картине только яркие тона.
Мне картина понравилась. Она ______ ________ _________.
- Проверка сочинения на соответствие частям плана, исключение повторений, орфографические ошибки.
Ребята, внимательно прочитайте свои сочинения еще раз. Проверьте, чтобы каждая часть сочинения соответствовала части плана, не было повторений одних и тех же слов, орфографические ошибки.
- Сдача работ. Подведение итогов урока.
( При работе со схемой-опорой , важно напомнить ученику, что необходимо не забывать использовать записи на доске, пользоваться словарем.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-286142-1377676168.jpg)
Листы-опоры для написания сочинений по картине
Данный материал облегчает детям написание сочинения по картинам русских художников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-520882-1415529550.jpg)
"Работа по развитию навыка скорочтения со слабоуспевающими детьми"
Статья "Работа по развитию навыка скорочтения со слабоуспевающими детьми."...
Схемы-опоры к задачам. Алгоритм работы над задачей
Материал предназначен для индивидуальной работы, работы в группах или групповой работы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/19/picture-880382-1574182526.jpg)
Материалы для работы над сочинением по картине В.М. Врубеля "Царевна-Лебедь" по русскому языку в 3 классе
Материалы для работы над сочинением по картине В.М. Врубеля "Царевна-Лебедь" по русскому языку в 3 классе.Представлен план для описания картины, а также работа по развитию орфографической зо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/15/picture-725921-1450190260.jpg)
Работа над сочинением по картине Снегурочка
Разработка содержит презентацию, раздаточный материал и конспект урока...