Адаптированная рабочая программа начального общего образования
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Кочергина Наталья Владимировна

 Программа  для детей с ОВЗ с ЗПР (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirov_rab_progr_po_okruzh_miru_3_klass_2016-2017.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ «СОШ № 218»

 ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ                        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Адаптированная рабочая программа начального общего образования   МОУ «СОШ № 218» по окружающему миру 3 класса для обучающихся с задержкой психического развития составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, принятой на Педагогическом совете  (протокол №4 от  23.05.2016),  утверждённой  приказом  директора школы (№38 от 23.05.2016) и обеспечена УМК «Школа России».

                

                Адаптированная рабочая программа по окружающему миру конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, основана на Требованиях к предметным результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета  в 3 классе обучающихся с ОВЗ. Адаптированная рабочая программа по окружающему миру направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития.

Структура документа

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класса обучающихся  ОВЗ с  задержкой психического развития содержит:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики предмета «Окружающему мир»;

2)  общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;

6) содержание учебного предмета;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»

Цели и задачи.

            Предмет «Окружающий мир», имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающимся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

 Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.

                 Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе направлена на формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

 Для достижения поставленной цели изучения окружающего мира в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- развитие умений наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

- освоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

- овладение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования  в области естественно-научных и социальных дисциплин;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Структура курса

 Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и  воспитании личности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. 

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. 

Основные содержательные линии

В адаптированной рабочей программе по окружающему миру для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития  МОУ «СОШ № 218» представлены разделы: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

           В результате освоения предметного содержания курса «Окружающий мир»  в 3 классе у учащихся формируются универсальные учебные действия и способы познавательной деятельности. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

 Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

             В соответствии с  учебным планом МОУ «СОШ № 218» курс «Окружающий мир» изучается в 3  классе  2 часа в неделю, всего 68 часов. При изучении предмета «Окружающий мир» используется УМК «Школа России». В предмет «Окружающий  мир» интегрирован курс «Родиноведение», «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник «Окружающий мир» в двух частях, автор  Плешаков А.А., издательство Москва: «Просвещение», 2013 г., учебник «Родиноведение», авторы Полосин, Н.И., Берляков Н.И.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Окружающий мир»

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.  

                 

   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета  «Окружающий мир»

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

Режим дня школьника •осознание себя  членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

• осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

• установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

• способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

• осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

• умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.

Человек и природа

Обучающийся 3 класса научится:

·узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

·описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  существенные признаки;

·сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

·проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

·использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

·использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

·использовать готовые модели (карта) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

·обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

·определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

·понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:

·использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

·осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

·пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

·выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

·планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

 Обучающийся 3 класса научится:

·узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

·различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

·используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

·использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:

·осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

·ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

·наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

·проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

·определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Правила безопасной жизни

Выпускник научится:

·осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

·соблюдать и выполнять режим дня;

          ·оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

          ·соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

          ·соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

          ·объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой. 

Выпускник получит возможность научиться:

·сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов;

·следовать правилам здорового образа жизни;

·соблюдать правила противопожарной безопасности;

·оказывать первую помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог).

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»  (68 ч)

Человек и природа  (36 ч)

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена  времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество –это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, крахмал, кислоты, природный газ и др. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Водоемы, их разнообразие (море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера)

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).

Общее представление о строении тела человека.. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частота пульса.  Гигиена. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

Человек и общество (32 ч)

Общество - люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно – нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек - создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Экономика, её составные части. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина - Россия. Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России. Государственный флаг России. Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Президент Российской Федерации - глава государства.

Праздник в жизни общества. Новый год. День защитника Отечества, 8 Марта. День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства. День Конституции.

Россия на карте; Государственная граница России.

Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте.

 Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

            Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

            Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

            Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности (68ч)

Человек и природа  (36 ч)

Человек и общество (32 ч)

№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности               обучающихся

Как устроен мир

1

Человек и природа. Природа. Ценность природы для людей.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Оценивать конкретные примеры  поведения  в  природе.

Объяснять правила поведения в различных  ситуациях.

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные  свойства.

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.

2

Человек и природа. Человек. ОБЖ Ценность здоровья и здорового образа жизни

3

Человек и общество. Наши проекты: «Богатства, отданные людям». Р/в « Дорожите именем своим!»

4

Человек и общество. Общество. Проверочная работа.

5

Человек и природа. Что такое экология.

ОБЖ Правила безопасного поведения в природе.

6

7

Человек и природа. Природа в опасности! Охрана природы. Р/в Тайна наших имен.

Человек и природа. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.

 

      Эта удивительная природа

8

Человек и природа. Тела, вещества, частицы.

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные  Приводить примеры веществ. Различать и характеризовать твердые  тела,  жидкости  и  газы свойства.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Приводить примеры веществ, описывать  их.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.

Характеризовать свойства воздуха.

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Характеризовать свойства

воды, круговорота  воды  в  природе. Характеризовать (на основе опытов) состав  почвы,  роль  почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере  своей  местности).

9

Человек и природа. Разнообразие веществ.  

Р/в Родословная.

10

Человек и природа. Воздух и его охрана.

11

Человек и природа. Вода. Р/в Моё родословное древо.

12

Человек и природа. Превращение и круговорот воды. Проверочная работа

13

Человек и природа. Берегите воду! ОБЖ Правила безопасного поведения в природе.

14

Человек и природа. Что такое почва.

15

Человек и природа. Разнообразие растений.

Р/в Моя фамилия.

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности).

Определять части цветкового растения.

Сравнивать и различать деревья,  кустарники  и  травы.

16

Человек и природа. Солнце, растения и мы с вами.

Характеризовать условия, необходимые   для   жизни   растений.

Рассказывать о роли растений в  природе  и  жизни  людей.

Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).

17

Человек и природа. Размножение и развитие растений.

18

Человек и природа. Охрана растений. Проверочная работа.

19

Человек и природа. Разнообразие животных.

Р/в «Говорящая карта»

Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

20

Человек и природа. Кто что ест. ОБЖ Личная гигиена.

Характеризовать способы питания,  размножения;  условия,  необходимые  для  жизни  животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере  своей  местности).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о  растениях и животных своего региона и обсуждать  полученные  сведения.

21

Человек и природа. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». Экскурсия в городской краеведческий музей «Природа Пензенского края».

22

Человек и природа. Размножение и развитие животных. Р/в «Говорящая карта»

23

Человек и природа. Охрана животных. ОБЖ. Проверочная работа.

24

Человек и природа. В царстве грибов.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Рассказывать о роли грибов в природе  и  жизни  людей.

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого  и  неживого.

25

Человек и природа. Великий круговорот жизни

26

Человек и природа. Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». ОБЖ.  Проверочная работа.

Мы и наше здоровье

27

Человек и природа. Организм человека.

Р/в Костюмы народов Пензенского края

Характеризовать основные функции систем органов человеческого  тела.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи  при  несчастных  случаях.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных  случаях.

Измерять температуру тела, вес и  рост  человека.

28

Человек и природа. Органы чувств

29

Человек и природа. Надёжная защита организма.

30

Человек и природа. Опора тела и движение.

31

Человек и природа. Наше питание. Р/в Зимние праздники. Проверочная работа за 2 четверть.

32

Человек и природа. Наши проекты: «Школа кулинаров».

33

Человек и природа. Дыхание и кровообращение. ОБЖ. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

34

Человек и природа. Умей предупреждать болезни. ОБЖ Режим дня школьника

Работать с информацией: извлекать  (по   заданию   учителя)   необходимую    информацию    из    учебника   и   дополнительных   источников знаний     (словарей,     энциклопедий, справочников)    о    природных    зонах и   обсуждать   Обсуждать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений с окружающими людьми в зависимости от ситуации общения. Различать и оценивать формы поведения, допустимые и недопустимые  в  общественных  местах.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Практическая работа по составлению  режима  дня  в  группах.

полученные   сведения.

35

Человек и природа. ОБЖ Здоровый образ жизни.

Р/в Масленица

36

Человек и природа. Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.

Наша безопасность

37

Человек и общество. Огонь, вода и газ.ОБЖ Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Ориентироваться в школьных помещениях.

Наблюдать социальную и природную среду (улица, район, город).

Моделировать безопасный путь от дома до школы с помощью условных  обозначений.

Объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа  жизни.

Оценивать потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.

Моделировать (инсценировать) правила поведения в разных ситуациях (дома, на дорогах, игровых площадках, в лесу, на водоеме  и  др.).

Анализировать ситуации поведения  (во  время  экскурсий  в  природу  или  по  населенному  пункту). Объяснять  (характеризовать) основные правила обращения с газом,  электричеством,  водой.

38

Человек и общество. Чтобы путь был счастливым. Р/в Весенние праздники.

39

Человек и общество. Дорожные знаки. ОБЖ Правила безопасного поведения на дорогах.

40

Человек и общество. Наши проекты: «Кто нас защищает».

41

Человек и общество. Опасные места. ОБЖ        Дорога от дома до школы

42

Человек и природа. Природа и наша безопасность. Р/в Народные игры

43

Человек и природа. Экологическая безопасность. ОБЖ Правила безопасного поведения в природе

44

Человек и общество. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.

 

45

Человек и общество. Для чего нужна экономика.

Работать с информацией: находить (извлекать) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, спра- вочников) и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным    материалом.

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации  общения. Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии).

Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными  видами  транспорта.

Моделировать ситуации, связанные с правилами пользования телефоном. Воспроизводить по памяти телефоны экстренной помощи.

Моделировать (инсценировать) ситуации вызова экстренной помощи  по  телефону.

46

 Человек и общество. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Р/в  Играем, думаем, срвниваем.

                                                                                                                                                                                         

47

Человек и общество.

Полезные ископаемые

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Чему учит экономика (12 часов)

48

Человек и общество. Растениеводство.

Характеризовать условия, необходимые   для   жизни   растений.

Рассказывать о роли растений в  природе  и  жизни  людей.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере  своей  местности).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о  растениях и животных своего региона и обсуждать  полученные  сведения.

Рассказывать о семье (членах семьи, труде, занятиях, традициях), труде людей родного города (села), его  достопримечательностях (по результатам наблюдений и экскурсий). Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи,  престарелых,  больных.

49

Человек и общество. Животноводство. Проверочная работа.

50

Человек и общество. Какая бывает промышленность. р/в «Кругом родные все места…»

51

Человек и общество. Наши проекты: «Экономика родного края».Проверочная работа по итогам 3 четверти.

52

Человек и общество. Что такое деньги. ОБЖ .   Забота о здоровье и безопасности окружающих людей

53

Человек и общество. Государственный бюджет

54

Человек и общество. Семейный бюджет.Р/в Мой дом.

55

Человек и общество. Экономика и экология

56

Человек и общество. Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. Р/в Моя улица

Путешествие по городам и странам

57

Человек и общество. Золотое кольцо России.

Различать Государственную символику Российской Федерации, узнавать российский флаг среди флагов других стран. Находить информацию (в том числе иллюстративную) достопримечательностях Москвы, праздничных днях России, используя дополнительную и справочную  литературу.

58

Человек и общество. Золотое кольцо России.

59

Человек и общество. Золотое кольцо России.

60

Человек и общество. Наши проекты: «Музей путешествий». Проверочная работа. Р/в Моя улица

Работать с информацией: находить (извлекать) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, спра- вочников) и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным    материалом.

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации  общения.

61

Человек и общество. Наши ближайшие соседи.

Рассказывать по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные события   из   истории   Отечества.

Работать с глобусом и картой: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с по- мощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2—3 стран мира. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям  других  народов Пересказывать своими словами текст учебника и обсуждать его (о событии, историческом деятеле, памятнике  культуры).

Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения

62

Человек и общество.    На севере Европы.

63

Человек и общество. Что такое Бенилюкс. Р/в Моя школа.

64

Человек и общество. В центре Европы.

65

Человек и общество. По Франции и Великобритании.

66

Человек и общество. На юге Европы. Р/в  Я живу в…

67

Человек и общество. По знаменитым местам мира.

68

Человек и общество. Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Требования к оснащению учебного процесса на уроках окружающего мира  в 3 классе учитывают современные представления о культуре и безопасности труда учеников.

Оснащение учебного процесса в начальной школе направлено на обеспечение:

• гигиенических требований к работе учащихся,

• работы с моделями,

• достаточного уровня графической грамотности,

• овладения первоначальными умениями передачи, преобразования и поиска (проверки) необходимой информации (материала) в учебниках и других источниках,

• мотивации успеха в получении результата, в творческой самореализации на основе организации необходимого оснащения учебного процесса.

Для перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам деятельности, развития умения работать с разными типами информации и ее источниками требуются:

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

УМК «Школа России». Учебник «Окружающий мир» УМК «Школа России», автор  Плешаков А.А., в 2-х частях, рабочая  тетрадь в 2-х частях издательство Москва: «Просвещение», 2012 г., учебник «Родиноведение», авторы Полосин, Н.И., Берляков Н.И.

на каждого ученика

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования с ограниченными возможностями здоровья

не менее 1 экз. на класс

Адаптированная рабочая программа начального общего образования по окружающему миру для 3 класса МОУ «СОШ № 218»

не менее 1 экз. на класс

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

не менее 1 экз. на класс

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания – магнитные или иные (природные сообщества леса, леса, луга, болота, озёра)

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты.

Атлас географических и исторических карт.

не менее 1 экз. на класс

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток)

1 экз. на 6 человек

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные и учебные пособия, виртуальные лаборатории .

не менее 1 экз. на класс

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

не менее 1 экз. на класс

Магнитная доска.

не менее 1 экз. на класс

Экспозиционный экран.

не менее 1 экз. на класс

Видеомагнитофон.

не менее 1 экз. на класс

Телевизор.

не менее 1 экз. на класс

Персональный компьютер.

не менее 1 экз. на класс

Мультимедийный проектор.

не менее 1 экз. на класс

Сканер, принтер лазерный (струйный, струйный цветной), цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом

не менее 1 экз. на класс

Демонстрационные пособия

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Модель «Торс человека с внутренними органами».

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников

не менее 1 экз. на класс

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

не менее 1 экз. на класс

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

1 экз. на 6 человек

Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения)

1экз. на 6 человек

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса окружающего мира.

не менее 1 экз. на класс

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

на каждого ученика

Часы с синхронизированными стрелками.

не менее 1 экз. на класс

Микроскоп (цифровой).

не менее 1 экз. на класс

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучение свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), измерительные приборы

не менее 1 экз. на класс

Игры

Настольные развивающие игры.

не менее 1 экз. на класс

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

не менее 1 экз. на класс

Электронные игры развивающего характера.

не менее 1 экз. на класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 2 класс по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР

Рабочая программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс  разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 по русскому языку

 Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального  Государственного образовательного стандарта для умственно от...

Адаптированная рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1-4 классов

Аннотация к рабочей программе начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» является составной частью основной образовательной программы начального общего ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» ВИДА 7.2

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при ...

Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Окружающий социальный мир» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Предметные  результаты:Учащиеся должны знать:- использовать простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе.- иметь представления об окружающих людях: овладение первоначальными...