КОДИФИКАТОР
тест по окружающему миру (4 класс) на тему

В этом материале содержатся коды для проверки тестов ВПР по окружающему миру 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kodifikator.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОДИФИКАТОР

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства  образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373)[1] , с учетом Планируемых результатов  начального общего образования по предмету «Окружающий мир»[2] и Примерной программы начального общего образования  по предмету «Окружающий мир»[3].

Кодификатор содержит планируемые результаты, которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. Достижение данного типа требований должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы.


Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов, проверяемых в рамках процедуры оценки состояния системы начального образования

КОД

Проверяемые умения

  1. РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»

1.1

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы

1.1.1

соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами

1.1.2

различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам

1.1.3

узнавать изученные объекты и явления в ходе непосредственных наблюдений в окружающей природе или в составе коллекций и гербариев на занятиях в классе

1.1.4

различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию

1.1.5

приводить примеры изученных объектов и явлений и их характерных свойств

1.2

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки

1.2.1

выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы

1.2.2

описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы

1.3

Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы

1.3.1

сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств

1.3.2

проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств

1.4

Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов

1.4.1

использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы при проведении наблюдений и опытов

1.4.2

различать в описании наблюдения или опыта его цель (проверяемое предположение), ход наблюдения или опыта и выводы

1.4.3

проводить несложные наблюдения и опыты, следуя инструкции и соблюдая правила техники безопасности

1.5

Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний

1.5.1

использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений

1.5.2

создавать на основании текста небольшие устные и письменные высказывания на заданную тему, по заданному вопросу

1.6

Использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации

1.6.1

выбирать тип справочного издания в соответствии с информационным запросом

1.6.2

использовать справочные издания для поиска информации

1.7

Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов

1.7.1

находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения

1.7.2

использовать глобус, карту или план при выполнении учебных заданий (для объяснения явлений или выявления свойств объектов)

1.8

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе

1.8.1

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе

1.8.2

использовать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе для объяснения бережного отношения к природе

1.9

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека

1.9.1

находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу

1.9.2

определять характер взаимоотношений человека с природой

1.10

Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

1.10.1

понимать необходимость здорового образа жизни

1.10.2

понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения

1.10.3

использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья

  1. РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

2.1

Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город

2.1.1

узнавать флаг и герб Российской Федерации

2.1.2

называть столицу России

2.1.3

узнавать (приводить примеры) достопримечательности столицы России и родного края

2.1.4

находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город

2.2

Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»

2.2.1

различать прошлое, настоящее и будущее

2.2.2

соотносить изученные исторические события с датами

2.2.3

соотносить конкретную дату исторического события с веком

2.2.4

находить место изученных событий на «ленте времени»

2.3

Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов

2.3.1

используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков

2.3.2

отличать приведенные в дополнительных источниках информации реальные исторические факты от вымыслов (легенд, сказаний и т.п.)

2.4

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос и т.д.)

2.4.1

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос и т.д.)

2.5

Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний

2.5.1

выбирать для поиска информации книгу, определяя примерное содержание по ее названию или оглавлению

2.5.2

использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе для ответов на вопросы, объяснений

2.5.3

использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе для создания собственных устных или письменных высказываний

2.6

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих

2.6.1

Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих


СПЕЦИФИКАЦИЯ

диагностической работы для выпускников начальной школы по окружающему миру

Назначение КИМ

Диагностическая работа предназначена для проведения процедуры оценки уровня достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов обучения по предмету «Окружающий мир». При этом оцениваются две категории:

  • индивидуальная общеобразовательная подготовка по предмету «Окружающий мир» обучающихся, оканчивающих начальную школу;
  • качество освоения требований к результатам обучения ФГОС начального общего образования по предмету «Окружающий мир» для всей совокупности обучающихся, участвующих в данной процедуре.

Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Окружающий мир» разработаны на основе следующих документов:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373): текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с.
  3. Примерная программа начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с.).
  4. Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 2 (Окружающий мир); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 96 с.

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ.

Структура КИМ

На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир» для проведения процедур оценки качества начального образования.

Исходя из необходимости диагностики всего спектра планируемых результатов раздела «Выпускник научится» данная работа построена из серии равноценных по сложности, но различных по структуре проверяемых планируемых результатов вариантов. Серия вариантов для такой работы удовлетворяет следующим условиям:

  1. Все варианты равноценны по сложности для обеспечения равных возможностей при получении обучающимися индивидуальной оценки.
  2. Каждый из вариантов удовлетворяет требованиям к построению диагностической работы для выпускников начальной школы по предмету «Окружающий мир».
  3. Серия вариантов обеспечивает проверку всех планируемых результатов, представленных в разделе 1 кодификатора.
  4. Серия вариантов обеспечивает проверку каждого планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровнях сложности.
  5. Серия вариантов обеспечивает валидность измерения по контролируемым элементам содержания, представленным в разделе 2 кодификатора.

Каждый вариант обеспечивает проверку не менее половины планируемых результатов предмета «Окружающий мир» (см. раздел 2 кодификатора).

Работа состоит из заданий различных типов. Целесообразность использования тех или иных типов заданий определяется проверяемым содержанием. При этом структура варианта строится исходя из перечня планируемых результатов. Задания базового и повышенного уровня сложности располагаются исходя из их принадлежности к проверке того или иного планируемого результата.

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности

Количество заданий, проверяющих каждый планируемый результат, в серии вариантов определяется количеством умений, которые соответствуют данному планируемому результату и его значимостью в ряду видов деятельности, необходимых для продолжения образования по областям «Естествознание» и «Обществознание» в основной школе. Минимальное число заданий, проверяющих один и тот же планируемый результат в серии вариантов, – не менее двух заданий разного уровня сложности.

В зависимости от используемого в данной образовательной организации типа тематического планирования может изменяться соотношение числа планируемых результатов по разделам «Человек и природа» и «Человек и общество».

В таблице 1 приведено примерное распределение заданий в работе

.

Таблица 1

Распределение заданий по проверяемым планируемым результатам

Код проверяемых планируемых результатов[4]

Число заданий в демонстрационном варианте

Код проверяемых планируемых результатов[5]

Число заданий в демонстрационном варианте

1.1

4

1.9

-

1.2

2

1.10

1

1.3

1

2.1

2

1.4

1

2.2

1

1.5

3

2.3

-

1.6

1

2.4

1

1.7

-

2.5

-

1.8

2

2.6

-

Итого: 19 заданий

В таблице 2 приведено примерное распределение заданий по основным разделам предмета «Окружающий мир».

Таблица 2

Распределение заданий по основным разделам курса

Раздел курса

Примерное число заданий в серии вариантов

Число заданий в работе

Человек и природа

52-56

15

Человек и общество

20-22

4

Итого:

76

19

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В работе используются задания базового и повышенного уровней сложности. Задания базового уровня сложности проверяют освоение основополагающих знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени, задания повышенного уровня сложности помогают оценить потенциальные возможности обучающегося для успешного продолжения образования. Использование заданий различного уровня сложности позволяет:

а) дифференцировать обучающихся по уровню учебных достижений;

б) оценить качество освоения планируемых результатов на двух уровнях сложности.

Распределение заданий по уровню сложности для любого из вариантов серии представлено в таблице 3.

Таблица 3

Распределение заданий по уровням сложности

Уровни сложности

Число заданий

Максимальный балл за задания данного уровня сложности

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Базовый

13

13

59%

Повышенный

6

9

41%

Итого:

19

22

100%

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Если ученик выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания на соответствие оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если допущена одна ошибка в указании одного из элементов ответа, и в 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Задание с развернутым ответом оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за эти задания составляет 2 балла. К каждому заданию приводится инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от 0 до 2 баллов.

Итоговая оценка определяется первичным тестовым баллом за задания разного уровня сложности, набранным учащимся по результатам выполнения всех заданий работы. Такой подход позволяет с учетом содержания и сложности выполненных учащимся заданий охарактеризовать его успешность не только на базовом, но и на повышенном уровне подготовки и тем самым осуществить более тонкую дифференциацию успехов обучающихся.

Учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он выполнил верно около 65% заданий базового уровня. Использование этого критерия для оценки выполнения данной работы означает, что за 13 заданий базового уровня сложности требуется получить не менее 8 баллов. Этот результат свидетельствует об усвоении опорной системы знаний по предмету, необходимой для продолжения образования в основной школе, и об освоении проверяемых планируемых результатов на опорном материале курса. При получении обучающимся 12-13 баллов считается, что он демонстрирует прочную базовую подготовку: наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, произвольное использование сформированных учебных действий.

Считается, что обучающийся демонстрирует способность выполнять задания повышенного уровня, если он получил за задания этого уровня не менее 3 баллов (то есть полностью или частично справился хотя бы с половиной из этих заданий). Чем ближе число баллов, полученных учащимся за выполнение этой группы заданий, к максимальному значению (9 баллам), тем более у него развита способность применять знания в измененной ситуации.

Результаты выполнения заданий работы позволяют осуществить достаточно тонкую дифференциацию четвероклассников по уровню подготовки. Подготовку характеризует способность ученика применять изученные учебные действия как в стандартной ситуации (достиг, или не достиг уровня базовой подготовки по курсу начальной школы), так и в измененной учебной или практической ситуации (успешно справляется, или не справляется с выполнением заданий повышенного уровня).

Для каждого планируемого результата определяется уровень достижения. Планируемый результат считается достигнутым на данном уровне сложности, если средний процент выполнения группы заданий этого уровня сложности, проверяющих данный планируемый результат, составляет более 65% для заданий с выбором ответа и более 50% для заданий с кратким ответом и с развернутым ответом.

В работы использованы задания разных типов:

  1. Задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.
  2. Задание с кратким ответом на соответствие элементов.
  3. Задания с развернутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ.

За выполнение диагностической работы выставляются две оценки: первичный балл, в виде количества набранных баллов в тесте, и по 5-бальной системе. Переводная шкала приведена в таблице 4.

Таблица 4

Рекомендованная шкала оценивания работ

Первичный балл

Уровень выполнения работы (%)

оценка

Уровень знаний и умений

≥ 17 баллов

≥80%

5 –« отлично»

высокий

с 13 по 16 баллов

От 65% до 80 %

4 – «хорошо»

повышенный

с 9 по 12 баллов

От 40% до 65%

3 – «удовлетворительно»

базовый

с 5 по 8 баллов

От 20% до 40%

2 – «неудовлетворительно»

пониженный

 4 баллов

Менее 20%

1– «недостаточно»

недостаточный

Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;

2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут.

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы (таблица 5).

Таблица 5

План работы для проведения процедур оценки качества начального образования для обучающихся 4 класса по предмету «Окружающий мир»

задания

Блок содержания

Контролируемое знание/умение

Код планируемого результата в кодификаторе

Уровень сложности

Тип задания

Примерное время

 выполнения (мин)

Максимальный

балл за выполнение

Человек и общество

Называть столицу России

2.1.2

Б

ВО

2

1

Человек и общество

Узнавать флаг и герб Российской Федерации

2.1.1

Б

ВО

1

1

Человек и общество

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос и т.д.)

2.4.1

Б

ВО

1

1

Человек и общество

Соотносить конкретную дату исторического события с веком

2.2.3

Б

ВО

2

1

Человек и природа

Соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами

1.1.1

Б

ВО

2

1

Человек и природа

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам

1.1.2

П

КО

3

2

Человек и природа

Различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию

1.1.4

Б

КО

2

1

Человек и природа

Приводить примеры изученных объектов и явлений и их характерных свойств

1.1.5

Б

РО

3

1

Человек и природа

Выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы

1.2.1

Б

РО

3

1

Человек и природа

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы

1.2.2

П

РО

4

2

Человек и природа

Обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе

1.8.1

Б

ВО

2

1

Человек и природа

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой

1.8.1

Б

ВО

2

1

Человек и природа

Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения

1.10.2

Б

ВО

2

1

Человек и природа

Выделять главную мысль части текста

1.5.1

Б

ВО

2

1

Человек и природа

Отвечать на прямой вопрос к тексту

1.5.1

Б

ВО

2

1

Человек и природа

Формулировать простейшие выводы на основе текста

1.5.1

П

ВО

2

1

Человек и природа

Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации

1.6.1

П

ВО

2

1

Человек и природа

Различать в описании наблюдения или опыта его цель, ход наблюдения или опыта и выводы

1.4.2

П

ВО

3

1

Человек и природа

Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств

1.3.2

П

РО

5

2

ИТОГО

22 балла

Условные обозначения:

Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень.

Тип задания: ВО – с выбором ответа, КО – с кратким ответом, РО – с развернутым ответом.

Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительных материалов и оборудования не требуется.

Условия проведения тестирования (требования к специалистам)

Работа может проводиться независимыми экспертами.

Рекомендации по подготовке к итоговой работе

Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения)

[2]        Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. (с. 70-72)

[3]        Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. — 204 с. (с.88-90)

[4]        Код приведен в соответствии с кодификатором проверяемых планируемых результатов.

[5]        Код приведен в соответствии с кодификатором проверяемых планируемых результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кодификатор, спецификация по математике 2 класс

Можно воспользоваться материалом и учителю и заместителю по учебной части....

Кодификатор планируемых результатов по русскому языку, 2 класс (УМК "Перспектива")

Перечень планируемых предметных результатов по темам, изучаемым во 2 классе по русскому языку (УМК "Перспектива")....

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обуч

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.   Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества на...

РУССКИЙ ЯЗЫК. КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества начального образования

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федераль...

музыка кодификатор 4 класс

кодификатор для теста по музыке в 4 классе по программе Усачёвой, Школяр....

КОДИФИКАТОР планируемых результатов для проведения процедур оценки качества групповой работы.

Кодификатор планируемых результатов содержит систему оценивания выполнения отдельных заданий работы в целом.  Оценивание результатов работы в группе. Систему оценивания выполнения отдельных ...

Кодификаторы

Контрольно-измерительные материалы для начальной школы...