Урок в нетрадиционной форме "Путешествие по Золотому кольцу России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Быкова Светлана Алексеевна

Данный урок был проведен в 3 классе на окружающем мире. Дети выступили в роли экскурсоводов и слушателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира в 3 классе по теме:

«Путешествие по городам Золотого кольца России»

    Урок проходит в нетрадиционной форме, а именно в виде путешествия по древним русским городам «Золотого кольца России», где учащиеся становятся слушателями и  экскурсоводами этого  путешествия.  Заранее детям были даны индивидуальные задания (сообщения о городах Золотого кольца)

Цель урока:

  • познакомить детей с интересными городами нашей Родины и её достопримечательностями;
  • развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.

Оборудование:

  • карта России;
  • карта «Золотое кольцо России»;
  • фотографии с изображением городов;
  • картинки транспорта для путешествия;
  • таблички с названием городов;
  • красные кружки;
  • репродукции картин И.Левитана.

Ход урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

У:  А сейчас проверь, дружок,

      Ты готов начать урок?

      Всё ль на месте,

      Всё ль в порядке,

      Ручка, книжка и тетрадка?

      Все ли правильно сидят,

      Все ль внимательно глядят?

      Каждый хочет получать

     Только лишь отметку «5».

У:   Сегодня у нас непростой урок, сейчас мы отправимся в путешествие. Побываем в древних русских городах «Золотого кольца России». Почему кольцо? И почему золотое? В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы. < Слайд 1>

У:  Посмотрите, кто нас ждёт?

   

     Что за чудо - желтый дом!

     Ребятишек много в нём.

     Носит обувь из резины

     И  питается бензином!                                                            

 Д:  Автобус. < Слайд 2>

  У:  Правильно. Автобус поможет нам побывать в древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир «Золотое кольцо».

У: Посмотрите карту «Золотое кольцо России» в учебнике на странице 88. ( Окружающий мир. Плешаков А.А.) < Слайд 3>

     Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.

Д: Сергиев Посад, Переславль - Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир.

У: Покажите на карте эти города.

А в тетради на странице 45 с помощью карты учебника подпишите эти города.

2.   Объяснение нового материала.

У:   В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту России.  (На карте указан маршрут следования) < Слайд 4>

У:    Покажите на карте столицу нашей Родины.

 Кто был в Москве? Что особенно запомнилось?

 Кто основал Москву?

Д:  Князь - Юрий Долгорукий.

У:  Сегодня в нашем долгом путешествии не обойтись без помощников – экскурсоводов. 

Выступление учащихся

Экскурсовод 1:  Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо – восток. И вот мы прибываем в город Сергиев – Посад. < Слайд 5>

   Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице – Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение  России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России «Музей игрушки», в котором насчитывается около 30000 экспонатов. Счастливого пути!

У:   В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря  Сергиева - Посада.

Д:   Троице – Сергиева лавра.

Экскурсовод 2:   Добрый день! Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль – Залесский. 

  <Слайд 6>

    Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и при- влекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо - Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

У:     Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города.

Д:     Спасо- Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри.

Экскурсовод 3:  Затем наш путь лежит в Ростов. <Слайд 7>

    Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

     За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.                                                                                                                                                                                                    

            Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью - броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий) Счастливого дальнего пути!  <Слайд 8,9,10>

У:     Какая самая замечательная часть Ростова? Запишите в таблицу.

Д:     Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова.

Экскурсовод 4:   Дорогие пассажиры! Следующая остановка - город Углич. <Слайд 11>

     Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых  постоенных на Волге.  А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы «Чайка». Вот чем славен этот город. Счастливой дороги!

У:   Какие достопримечательности  в городе Углич? Запишите.

Д:   Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.

Экскурсовод 5:  Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. <Слайд 12>

      Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Приезжайте в этот город!

У:   Впишите в таблицу  название церквей и прославленного памятника.

Д:   Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Экскурсовод 6:     Здравствуйте! Сейчас мы остановимся в городе – Кострома. <Слайд 13>

     Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город,  она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский  и  Анастасиин монастыри. Доброго пути!

У:  Чем славен этот город? Запишите в таблицу.

Д:   Торговые ряды, Ипатьевский  монастырь, Анастасиин монастырь.

Экскурсовод 7:    Здравствуйте! Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс. <Слайд 14>

     Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник - Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием. ( Показ репродукций И.Левитана). <Слайд 15>

У:   Запишите, какой музей открыт в этом прекрасном городе.

Д:    Музей И.И.Левитана.

                                                                                                                 

Экскурсовод 8:    Дорогие пассажиры, мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город – музей под открытым небом. <Слайд 16>

     Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается  красотой этих архитектурных творений. Счастливого  вам пути!

У:    Где в Суздале собраны старинные постройки из дерева? Впишите в таблицу.

Д:    Музей деревянного зодчества.

Экскурсовод 9:      От Суздаля совсем недалеко до Владимира. <Слайд 17>

    Его основал князь Владимир Мономах.  Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по  его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Удачного завершения путешествия!

У:   Запишите памятники старины в этом городе.

Д:    Золотые ворота, Успенский собор,  Дмитриевский собор.

У:     Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. Огромное спасибо нашим экскурсоводам.

3.  Закрепление  изученного.

У:       1.  Узнайте города по описанию. Впишите в клеточки названия городов на странице 47

под № 3.

Д:        Сергиев – Посад, Кострома, Углич, Суздаль.

У:      2. Вспомните,  с именами  каких великих людей связаны названия городов на странице 47 в № 4?  Соедини линиями.  Кто эти люди?

Д:        Основатели городов – Владимир Мономах, Сергий Радонежский, Ярослав Мудрый.

У:       3. Самостоятельная работа. А теперь, давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд: «Золотое кольцо России». (Раздаточный материал)

4. Итог урока.

У:       Понравилось ли вам путешествовать?

Перечислите города Золотого кольца России.

Д:    Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир.  <Слайд 18,19>

Почему кольцо? Почему золотое?

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.

Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс.)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...

Конспект урока окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах, входящих в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностях.Планируемые результаты»Предметные:Знать названия городо...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 1 часть.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 2 часть.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.П...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 3 часть.

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России, о достопримечательностях этих городов; создание условий для написания интеллект-карт.Планируемы...