конспект урока Государственный бюджет
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Тростянская Людмила Николаевна

окружающий мир 3 класс  Государственный бюджет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл государственный бюджет36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Окружающий мир 3класс

Тема: «Государственный бюджет»

Цель урока: познакомить детей с понятиями бюджет, доход, расход, налоги.

Задачи:

Личностные УУД.

Оценивать жизненные ситуации,обучить переносу знаний о бюджете в  жизнь. Обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

Находить информацию среди словарей, энциклопедий, интернета.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других, слушать других, в группе учиться договариваться.

                Ход урока

 Самоопределение к деятельности.

 Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что день  пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие начнём  с улыбкой. Улыбнитесь мне и  друг другу.

Актуализация знаний.На прошлом уроке мы изучали тему «Деньги». Давайте проверим, что вы запомнили.

- Что такое деньги? (слайд 1)

( Это особый товар, который можно обменять на любой другой товар или услуги.)

- Как вы понимаете значение этого крылатого выражения (слайд 2)

Деньги — это средство иметь буквально все, за исключением искреннего друга и здоровья

П. Вебер

(высказывания детей)

- Выберите, что нельзя купить за деньги (слайд3)

Пища

Вещи

Хорошее здоровье

Дружба

Одежда

Общение с природой

- Теперь я вам предлагаю разгадать кроссворд по теме «Деньги», чтобы выяснить, насколько хорошо вами была усвоена эта тема. Работать вы будете в паре, поэтому давайте вспомним правила работы в паре.

(Работать вместе. Выслушивать мнение товарища. Спорить, но не ссориться)

- Приступили к работе.

10

1

8

2

7

3

9

4

5

6

1. Надпись на монете.

2. Плата за работу.

 3. Ребро монеты.

4. Оборотная сторона монеты.

 5. Лицевая сторона монеты.

6. Особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги.

7.Денежная единица России.

 8. Прямой обмен одних товаров на другие.

9. Часть денег, отложенная на будущее.

10. Некоторое количество денег, обмениваемое на товар.

После завершения работы над кроссвордом, проводится проверка (слайд 4)

- Оцените свою работу на бланке оценивания

Первичное восприятие

-  Теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент выпуска новостей. Внимательно послушать, о чём пойдет речь в сюжете.

(Просмотр  выпуска новостей о планировании бюджета)

- О чем шла речь в этом выпуске?

( В этом сюжете говорили про бюджет, о доходах и расходах.)

-Сформулируйте  тему нашего урока? О чём мы сегодня будем говорить?

( «Государственный бюджет».) (слайд 6)

 На доске появляется первая опорная табличка «Государственный бюджет»

Учебно-познавательная деятельность.

-Что же мы самое главное должны сегодня выяснить на уроке?

( Мы должны узнать, что такое государственный бюджет? Из каких частей состоит бюджет? Какой бывает ......)( слайд)

- Как  мы можем это узнать что такое гос.бюджет? (Учитель выслушивает предложения детей)

(в словаре.) (слайд 7)

- В каком словаре будем искать это слово?

( В толковом словаре.)

- Откуда ещё можно узнать, что такое бюджет? (интернет, учебник)

Класс  садится группами по 4 человека.

2 группы – с интернетом

2 группы с энциклопедиями

2 группы с учебником                                                                                                                                                     (Ученики находят понятие «бюджет» и записывают его на листочке и затем отвечают)  

«Бюджет – это таблица, в которой учитываются и сравниваются денежные доходы и расходы за определённый период времени.

Бюдже́т (от старонормандскогоbougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

- Что обозначает само слово «бюджет» в переводе с английского

(«денежная сумка»,  кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами)

(У каждой группы на столе лист формата А 4 )

-  Изобразите посредине листа  бюджет в виде какого-либо рисунка-предмета (сумка, мешок, кошелёк)

– Итак, бюджет – это план доходов и расходов(слайд8)

- Какой бывает  бюджет? Для чего можно составить план доходов и расходов?

(для государства, города, организации и даже для семьи.) Мы сегодня говорим о государственном бюджете. (слайд 9)

 Объясните лексическое значение, каждого слова. (доходы, расходы)

Чтобы понять, что обозначают слова "доходы" и "расходы бюджета", предлагаю вам провести небольшое творческое исследование.

(У каждого ребёнка на парте лежат карточки

Учитель школы

Получил зарплату

Налог 13

 Частный предприниматель  кафе

Получил прибыль от проведения праздничных вечеров

Налог 45

 Директор предприятия

Получил прибыль от перевозки угля

Налог 35

 Директор завода

Получил прибыль от продажи масла и мороженого

Налог 46

 Работник банка

Получил зарплату

Налог 16

 Директор узла электросвязи

Получил прибыль от установки 30 телефонов

Налог 32

 Директор гостиницы

Получил доход от проживания большой группы туристов

Налог 36

 Начальник почтового отделения

Получил доход от продажи газет, открыток, конвертов

Налог 13

 Заведующий аптекой

Получил прибыль от продажи лекарств

Налог 18

 Милиционер

Получил зарплату

Налог 18

 Частный предприниматель. Парикмахерская

Получил доход от оказания парикмахерских услуг

Налог 22

 Житель посёлка

Выиграл в лотерею 100 тысяч рублей

Налог 20

 Директор хлебозавода

Получил доход от продажи тортов

Налог 19

 Врач

Получил зарплату

Налог 16

 Частный предприниматель. Таксист

Получил прибыль от перевозки пассажиров

Налог 14

Работник банка

Получил зарплату

Налог 16

 Директор узла электросвязи

Получил прибыль от установки 30 телефонов

Налог 32

и я прошу детей прочитать, кем они являются.

-Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске.

Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку.

-  Давайте представим, что я - это наше государство, сумка (разворачиваю её) - это государственный бюджет. Соответственно вы - граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству, отрезали от доходов? (налог.)

- Большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, т. е. по желанию, или по принуждению? Почему?

(ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ  по принуждению, потому, что, если по желанию, то возвращать налоги будут не все и государство денег не дополучит.)

-  Налоги - это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.(слайд 10)

- Как можно назвать человека, который платит налоги. (налогоплательщик.)

- Значит, когда вы возвращали деньги, вы  были -  налогоплательщиками. (Слайд 11)

- Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги.

- Как вы думаете, как называют этих людей? ( Налоговая инспекция.)

(Слайд 11)

- Налоговая инспекция у нас – наши гости, они контролировали , все ли уплатили налоги.

- Господа инспектора, все ли налогоплательщики сдали налоги?

- Закончите мою мысль: доходы государства – это  (налоги с граждан и предприятий.)

- Итак, налоги поступили в бюджет. Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?

(Потом их расходуют.)

Часть вторая нашей игры - исследования: "Расходы бюджета"

-На что же государство расходует деньги?

-Ваши предложения?

( вывешиваются заголовки)  (слайд 12)

Образование

здравоохранение

Армия и полиция

Выплата пенсий и пособий

Охрана природы

Наука

Государство расходует деньги на зарплаты, на содержание зданий. На оснащение….

- Итак, в государственном бюджете есть определённая сумма - отрезанные части карточек. Давайте, определим, как мы её будем расходовать.

Каждая группа получает карточки с названиями   министерств. В группе выберите  министра, который будет принимать решение, остальные - государственная дума -  вы помогаете принять решение.

Министерство образования

Министерство здравоохранения

Армия и полиция

Выплата пенсий и пособий

Охрана природы

Наука

Итак, на что, на ваш взгляд, должны потратить средства в вашем министерстве и в каком количестве?  (оформляют на листах, предположительно распределяют средства, каждое министерство выступает со своими предложениями) Используют учебник

(распределяют  средства - средств не хватило)

- Почему же так получилось, что денег хватило не всем?

(Мы не посчитали общую сумму дохода)

-Что произойдёт, если это случится в государстве на самом деле?

(Люди не получат зарплату, школы, больницы и прочие организации вынуждены будут прекратить свою работу, что в целом ухудшит жизнь граждан государства)

-Как избежать такой опасности?

(Необходимо посчитать средства)

- Не зря же говорят, что "денежки счёт любят". Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, ещё до того, как они будут истрачены, должны посчитать,сколько денег поступит в кошелёк из различных источников и сколько будет истрачено на разные нужды.

- Какому министерству  нужно выделить в первую очередь средства и сколько?

-Легко ли  выделить особо нуждающиеся сферы? Почему?

- Как вы думаете,  сколько денег нужно из «сумки» (бюджета) расходовать?

(слайд 13)

А) доходы должны быть больше расходов (часть денег бюджета не работают и не приносят прибыль);

Б) доходы должны быть равны расходам;

В) доходы должны быть меньше расходов (слишком большие траты приводят к недостаточности средств, называемым дефицитом).

- При каком распределении расходов и доходов бюджет будет более рациональным:

(Дети приходят к выводу, что  наиболее рациональным будет бюджет, в котором доходы равны расходам)

Физминутка. (слайд 14,15,16,17)

(проходит под фонограмму песни "Вспоминайте иногда бедного студента")

- О ком песня звучала?

( О студентах)

Первичное закрепление пройденного материала.

- Я не зря включила вам эту мелодию. Сейчас вы превращаетесь в студентов университета, факультета экономики и готовитесь сдавать экзамен.

(дети снимают билеты с доски и отвечают на вопросы)

(слайд 18, 19)

Билет 1.Что обозначает слово "бюджет" в переводе с английского языка?

Билет 2. Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?

Билет 3. Как называется человек, который платит налоги?

Билет 4. Кто контролирует начисление и уплату налогов?

Билет 5. Как называются деньги, которые поступают в бюджет?

Билет 6 .Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?

Билет 7. На какие сферы государство расходует деньги?

Билет 8. Какой бюджет считается лучшим?

Билет 9. Как называется план доходов и расходов?

-  Молодцы, вы все сдали экзамен. Студенты, после сдачи экзаменов отправляются на практику. Вам предстоит решить экономические задачи

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Решение экономических задач в группах.(слайд 20)

Задачи:

1.Два бизнесмена Иван и Сергей поспорили, кто получит большую прибыль. В итоге: Иван получил от продажи своих товаров доход 5 миллионов рублей, а расход его составил 3 миллиона рублей. Сергей наторговал  на 1 миллион рублей меньше, но и затратил всего 1 миллион рублей. Кто выиграл спор?

2.Бюджет государства составляет 100 условных единиц.На содержание армии и полиции выделено 15 условных единиц, на науку и культуру – 10условных единиц, на пенсии  и пособия – 25 условных единиц,  на охрану природы – 10 условных единиц.Сколько выделяется на образование и на здравоохранение, если на них выделяется одинаковаяоставшаяся сумма.

3. Винтик и Шпунтик открыли автомастерскую. За оказанные услуги по ремонту автомобилей они получили 90рубликов. Из этого дохода они внесли арендную плату в размере 10 рубликов. Кроме того, они купили запасных частей на 20рубликов, наняли охрану за 5 рубликов и заплатили налоги государству 13 рубликов. Какой будет чистая прибыль наших предпринимателей?

4. Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке и их друзьям стало тесно жить в старом теремке. Задумали они построить новый дом. Подсчитали, во что обойдётся строительство: фундамент заложить – 20 монет, стены поставить – 36 монет. Крышу установить – 20 монет, отделать изнутри – 24монеты. Половину этой суммы они взяли в банке в кредит. За использование кредита дополнительная плата одна пятая  часть от взятой суммы. Сколько денег они должны вернуть в банк?

Проверка

Рефлексивная деятельность.(слайд 21)

Продолжите фразу:

- Было интересно узнать, что …

- Меня удивило …

- Теперь я знаю, что…

Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Государственный бюджет"

Данный урок был представлен на областном конкурсе "Педагог года 2018"...

Конспект урока "Семейный бюджет" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....

Конспект урока "Семейный бюджет" ("Перспектива",3 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство учащихся с понятием «Семейный бюджет».Планируемые результатыПредметные: - знать понятие «семейный бюджет»;- знать составные части семейных ...

Конспект урока "Семейный бюджет" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о семейном бюджете, его особенностях.Планируемые результаты:Предметные: - знать, что такое семейный бюджет;- знать, как им пользоваться;-...

Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"

Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...