Охрана животных
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Исаева Валентина Викторовна

Конспект урока "Охрана животных" позволит ознакомить учащихся с положительным и отрицательным влиянием человека на животных, а также с историей создания Красной книги.

Учащиеся в ходе урока выясняют причины исчезновения животных и рассматривают природоохранные мероприятия; совершенствуют умения сотрудничать в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи; развивают критическое мышление посредствам интерактивного включения учащихся в образовательный процесс; развивают такие базовые качества личности, как рефлексивность и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_zhivotnyh.docx487.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №585 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект урока окружающего мира,

проведенного в 3 «А» классе

Тема: «Охрана животных»

Учитель первой квалификационной категории: Исаева В.В.

        

2015 год

Цель урока: ознакомление учащихся с влиянием человека на животных и созданием Красной книги, учить бережно относиться к животным.

Задачи:

•        выяснить причины исчезновения животных и рассмотреть природоохранные мероприятия

совершенствовать умения сотрудничать в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи;

•        обеспечить развитие критического мышления посредствам интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;

•        развивать такие базовые качества личности, как рефлексивность и самостоятельность.

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Личностные результаты

Ознакомить учащихся с влиянием человека на животных, познакомиться с историей создания Красной книги России

Охрана природы, экология, правила поведения в природе, Красная книга России, заповедники

 - учить правильному поведению в природе, расширить и углубить знания учащихся о животных Красной книги;

- развивать воображение и логическое мышление;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Регулятивные УУД:

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Познавательные УУД:

развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.

Коммуникативные УУД:

развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Оборудование:

учебник, тетрадь, сигнальные карточки, проектор, презентация, карточки с изображением животных, знаки причин исчезновения, маски животных.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здоровьесберегающие технологии

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Викторовна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Проверьте еще раз свою готовность к уроку. Желаю вам быть на уроке внимательными и легко справляться с всеми заданиями. Я верю, у вас все получится. Садитесь, пожалуйста.

Проверка готовности к уроку

Создание комфортной психологической атмосферы. Правильная посадка учеников

  1. Актуализация знаний

Тема нашего урока зашифрована, мы сможем узнать ее, отгадав загадки:

1.Зверь смешной в огромной клетке

С ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости

К общей детской радости.

(на доску вывешивается фото обезьяны)

2.Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

(на доску вывешивается фото хомяка)

3.В воде она живет.

Нет клюва, а она клюёт.

(на доску вывешивается фото рыбы)

4.Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(на доску вывешивается фото аиста)

5.Есть немало рогачей

В зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове,

У одного лишь на носу.

(на доску вывешивается фото носорога)

6.Он верен морю, как матрос, предвестник бури …

(на доску вывешивается фото альбатроса)

Назовите одним словом, всех, кто изображён. О ком были эти загадки?

Поднимите руку, у кого есть домашние животные.

Где еще кроме дома, мы можем увидеть животных и пообщаться с ними?

Какие правила гигиены при общении с животными вы знаете?

Молодцы!

Обезьяна

Хомяк

Рыба

Аист

Носорог

Альбатрос

Это были загадки о животных.

 В зоопарке, в лесу, океанариуме и дельфинариуме. А еще есть бездомные животные.

Нужно обязательно мыть руки, после того как погладил животное. Ведь у него могут быть клещи, блохи или лишай.

Ни в коем случае нельзя трогать бездомных животных. Перед тем как погладить чью-то собаку, надо спросить разрешения у хозяина.

Разные виды учебной деятельности: разгадывание загадок, рассматривание наглядных пособий.

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

  1. Определение темы урока

Настало время определить тему нашего урока. Как я уже говорила, она зашифрована на доске. Возьмите из названия животных первую букву и соберите слово. Какое слово получилось?

Кто может назвать полностью тему урока?

Охрана

Охрана животных

Создание мотивации к учебной деятельности

  1. Работа по теме урока

Почему надо охранять животных?

Все верно. А знаете ли вы, что животные еще могут укреплять здоровье человека. Посмотрите на слайд. Кто знает или догадался, что такое иппотерапия?

От сколиоза в качестве лечебной физкультуры врачи прописывают верховую езду. Это очень полезно при нарушении опорно-двигательного аппарата. Дело в том, что от скачущей лошади всаднику передается 100-110 колебательных импульсов в минуту. А это значит, что начинают работать все группы мышц, развивается мелкая моторика и координация движений.

Это все домашние животные. Они находятся под защитой хозяина. А дикие животные нуждаются в защите?

По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц.

 Чтобы знать, как защитить животное, нужно понять причины исчезновения.

Сейчас я разделю вас на команды. Каждая команда получит знак, обозначающий причину исчезновения животных. Ваша задача его разгадать. Также команда получит маску животного. Придумайте историю от лица этого животного, как оно пострадало от причины, которая досталась вашей команде.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Все команды готовы. Приглашаем представителей в масках. Рассказывайте вашу историю. А остальные ребята должны угадать причину исчезновения!

Из-за чего животные попали в беду?

Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что охрана животных это важная проблема.

Животные тоже хотят жить долго и быть здоровыми.

И мы с вами позаботимся о нашем здоровье.

Животные приносят пользу человеку, также они взаимосвязаны с другими животными или растениями – например, цепочками питания.

Человек получает продукты питания – молоко, мясо, рыбу, яйца. Также получает мех и кожу.

Это лечебная верховая езда

Диких животных необходимо защищать от браконьеров, от загрязнений воды.

Работа в группах. Составление историй.

Выступление представителей команд.

Определение причин исчезновения

Из-за деятельности человека.

Смена видов деятельности: ответы на вопросы, слушание

Грамотное использование ТСО

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражния учащихся

Чередование позы (работа в группах)

  1. Физкультминутка

Хомка, Хомка – хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Шейку моет, щечки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз-два-три-четыре-пять

Хомка хочет сильным стать!

Повторяют движения

Снятие физического, эмоционального напряжения

Пропаганда здорового образа жизни

  1. Закрепление изученного

Мы с вами выявили 6 причин исчезновения животных. Но это далеко не все. Задание в рабочей тетради расскажет нам еще о некоторых из них.

С. 63 №2

Проверка.

Самооценивание.

Какую еще причину исчезновения животных вы узнали, выполняя это задание?

Ребята, а есть ли место на земле, где животные находятся в безопасности?

Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. Ученые забили тревогу и решили составить список животных и растений, находящихся на грани исчезновения, и редкие виды.14 лет понадобилось на составление этого списка. И в 1966 году вышло его первое издание.

Кто догадался, о чем идет речь? Как назвали этот список редких и исчезающих животных и растений?

Действительно, вот она.

Проблема сохранения животных еще не решена. Стоит она и перед современными людьми. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент песни Олега Газманова, призывающего задуматься о охране животных.

Какое чувство вы испытали, когда смотрели видеофрагмент?

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Учащиеся называют полученные ответы, остальные работают сигнальными карточками.

Ловля рыбы.

Зоопарки, заповедники.

Красная книга.

Просмотр видеофрагмента

Сострадание, жалость, сочувствие.

Правильная посадка учащегося.

Смена вида преподавания (самостоятельная работа учащихся)

Использование методов, направленных на самопознание и развитие (самооцевание)

Смена видов преподавания (аудиовизуальный,

словесный)

Грамотное использование ТСО

 

  1. Обобщение полученных знаний

Давайте узнаем побольше о животных из Красной книги. Откройте учебник на с.106. Прочитайте текст о редких животных.

Что вы запомнили про моржа?

Что вы узнали про тигра?

Каков размах крыльев орла-беркута?

Какого цвета перья фламинго?

Почему важен жук-красотел?

Длина более 3 метров. Клыки до 80 см.

Его длина более 3 метров. Он живет на востоке нашей страны.

Размах его крыльев – до 2 метров.

Нежно-розовое оперение.

Он поедает опасных для леса гусениц.

Смена вида учебной деятельности (чтение)

  1. Минутка релаксации (эмоциональная разрядка на уроке)
  1. Обобщение изученного

О каких природоохранных мероприятиях, проводимых в нашей стране и в мире, вы знаете?

Прочитаем информацию в учебнике на странице 108.

Работая в парах, выполните № 5 на странице 65 в рабочей тетради.

Работа в парах

Контроль позы учащегося.

Смена вида деятельности

(работа в парах)

  1.  Домашнее задание

Дома в рабочей тетради выполните на с.64 №3, 4.

Прочитайте задания? Что нужно выполнить?

Есть ли у вас вопросы?

Вклеить изображения животных, занесенных в Красную книгу. И при помощи дополнительной литературы выснить название птицы, раскрасить ее.

Спокойный темп. Учащиеся могут задать вопросы, касающиеся домашнего задания

  1.  Рефлексия

Какое чувство вы унесете с этого урока?

Что нового вы узнали?

А теперь я предлагаю вспомнить весь наш урок и написать «синквейн». Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

1строка одно слово – существительное

2строка — два прилагательных

3 строка — три глагола

4 строка — целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов

5 строка — слово-резюме или краткий вывод.

Спасибо, за урок! Молодцы!

Спокойный темп.

Положительные оценки работы учащихся

Список литературы

  1. Дмитриева О.И., Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 3 класс, УМК “Школа России” — М.: “ВАКО”. 2006
  2. Колосов А.М. Охрана животных России. – Советская Россия, 1989. – 216с.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 классов начальной школы. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2009. УМК “Школа России”.
  4. Тихонов А.В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «ОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 240с.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные / Сост. Л.А. Багрова; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО “Издательство АСТ — ЛТД”, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана животных

А.А.Плешаков...

План-конспект урока по предмету "окружающий мир" в начальных классах. Тема: Охрана животных. Животные Красной книги.

Цели урока:продолжать знакомство с Красной книгой, с животными, которые в нее внесены;учить бережно относиться к животным;рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;формиро...

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты и звезды".

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты ...

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Тема: Охрана животных РК «Охрана животных Крыма»

Цель: обеспечить осознанное усвоение понятий, познакомить учащихся с представителями животных Красной книги Крыма.Закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике...