Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Материал содержит пояснительную записку и КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_om_shkola_rossii.docx | 75.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙМИР
Автор А.А.Плешаков.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
—формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
—духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1)формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2)осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4)формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1)идея многообразия мира;
2)идея целостности мира;
3)идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».
9) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
10) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
11) Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
12) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
13) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
14) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты
1) Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2) Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3) Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4) Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5) Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема (раздел) | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся (число контрольных, самостоятельных, практических, лабораторных, исследований, проектов, экскурсий и т.п.) | Примечание (объяснение расхождения в количестве часов с авт.программой) |
1 класс | ||||
1 | Задавайте вопросы! | 1 |
| |
2 | Что и кто? | 20 | ||
3 | Как, откуда и куда? | 12 | ||
4 | Где и когда? | 11 | ||
5 | Почему и зачем? | 22 | ||
2 класс | ||||
1 | Где мы живём? | 4 |
| |
2 | Природа | 20 | ||
3 | Жизнь города и села | 10 | ||
4 | Здоровье и безопасность | 9 | ||
5 | Общение | 7 | ||
6 | Путешествия | 18 | ||
3 класс | ||||
1 | Как устроен мир | 6 |
| |
2 | Эта удивительная природа | 18 | ||
3 | Мы и наше здоровье | 10 | ||
4 | Наша безопасность | 7 | ||
5 | Чему учит экономика | 12 | ||
6 | Путешествия по городам и странам | 15 | ||
4 класс | ||||
1 | Земля и человечество | 9 |
| |
2 | Природа России | 10 | ||
3 | Родной край – часть большой страны | 15 | ||
4 | Страницы Всемирной истории | 5 | ||
5 | Страницы истории России | 20 | ||
6 | Современная Россия | 9 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру на 3 класс 2017-18 учебный год
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Вид учебной деятельности (исследование, практические работы и т.п.) | Характеристика деятельности учащихся | Примечание |
1 четверть – 17 часов Раздел «Как устроен мир» (6 ч) | ||||||
1. | 01.09 | Природа | — Знакомиться с учебником и задавать вопросы; — вступать в учебный диалог; — пользоваться условными обозначениями учебника; — различать способы и средства познания окружающего мира; — классифицировать объекты живой и неживой природы; оценивать результаты своей работы на уроке. | |||
2. | 05.09 | Человек | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — найти сходство человека и живых существ; анализировать проявления внутреннего мира в его поступках, внешности, отношении к природе; — работать в паре: наблюдать и описывать человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; — моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
3. | 08.09 | Проект «Богатства, отданные людям» | урок - проект | В ходе выполнения проекта дети учатся: — определять цель проекта; — работать в паре; распределять обязанности; — собирать материал в дополнительной литературе, музее, в Интернете; — презентовать проект, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
4. | 12.09 | Общество | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — определять место человека в мире; — характеризовать семью, народ, государство как части общества; — сопоставлять формы правления в государствах мира; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
5. | 15.09 | Что такое экология. Природа в опасности! | Практическая работа №1 «Моделирование влияния человека на природу». | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи; — приводить примеры взаимосвязей окружающего мира; — моделировать в виде схемы воздействие человека на природу ; — работать со взрослыми: находить дополнительную информацию; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
6. | 19.09 | Обобщение по теме «Как устроен мир». Проверочная работа | Проверочная работа № 1 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью; — работать в группе: сопоставлять по фотографиям примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; — моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; — работать со взрослыми: находить информацию о заповедниках и парках; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч) | ||||||
7. | 22.09 | Тела, вещества, частицы | Практическая работа №2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; — практическая работа: наблюдать опыт с растворением вещества, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц; — различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
8. | 26.09 | Разнообразие веществ | Практическая работа №3 «Исследуем продукты на содержание крахмала» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; — практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
9. | 29.09 | Воздух и его охрана | Практическая работа №4 «Свойства воздуха» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать схему с целью определения состава воздуха; — исследовать с помощью опытов свойства воздуха; — извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; — интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в своем городе; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
10. | 03.10 | Вода | Практическая работа №5 «Свойства воды» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье; — обсуждать необходимость экономии воды; — выяснять опасность употребления загрязнённой воды; — практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; исследовать по инструкции учебника свойства воды, формулировать выводы и фиксировать в рабочей тетради; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
11. | 06.10 | Превращения и круговорот воды | урок, который ведут ученики | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать 3 состояния воды; — наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать выводы; — моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку; — формулировать выводы и фиксировать в рабочей тетради; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
12. | 10.10 | Берегите воду! | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; — находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные; — выяснять опасность употребления загрязнённой воды; — рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
13. | 13.10 | Что такое почва | Практическая работа №6 «Исследуем состав почвы» | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; — высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновать их; — практическая работа: исследовать состав почвы; — анализировать схему связей почвы и растения; — обсуждать вопрос о взаимосвязи живого неживого в почве; — характеризовать меры по охране почвы от разрушения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
14. | 17.10 | Разнообразие растений | Практическая работа №7 «Рассматривание живых и гербарных растений» | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — доказывать, что растения разнообразны; — практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; — различать изученные растения; — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о растениях, осуществлять "самопроверку; — приводить примеры группы растений; — рассказывать об особенностях любимого растения; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
15. | 20.10 | Солнце, растения и мы с вами | Практическая работа №8 «Определение роли листьев, стебля и корня в питании растений» | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; — выявлять роль листьев, стебля, корня в питании растений; — различать изученные растения; — доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
16. | 24.10 | Размножение и развитие растений | Практическая работа №9 «Изучаем способы распространения плодов» | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — характеризовать условия, необходимые для размножения растений; — наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; — выявлять роль животных в размножении и развитии растений; — работать с терминологическим словариком; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
17. | 27.10 | Охрана растений | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — актуализировать знания, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях; — характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; — практическая работа в группе: оформлять памятку «Берегите растения»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — актуализировать знания, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких животных; — характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир животных; — приводить примеры животных разных групп, работать с электронным приложением к учебнику; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
2 четверть – 16 часов | ||||||
18. | 07.11 | Разнообразие животных | урок - викторина | |||
19. | 10.11 | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | Практическая работа №10 «Моделирование цепей питания» | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания; — обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; — В ходе выполнения проекта дети учатся: — определять цель проекта; — работать в паре; распределять обязанности; — собирать материал в дополнительной литературе, музее, в Интернете; — презентовать проект, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
20. | 14.11 | Размножение и развитие животных | Практическая работа №11 «Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки» | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — моделировать стадии размножения животных разных групп; — характеризовать животных разных групп по способу размножения; — приводить примеры животных разных групп, работать с электронным приложением к учебнику; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
21. | 17.11 | Охрана животных | урок - проект | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — актуализировать знания, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких животных, Красной книге России; — характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир животных; — обсуждать меры по охране животных, создать книжку-малышку «Береги животных»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
22. | 21.11 | В царстве грибов | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — моделировать различие грибов-двойников; — характеризовать строение шляпочных грибов; — обсуждать материал рассказа «кому нужен мухомор?»; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
23. | 24.11 | Великий круговорот жизни | урок, который ведут ученики | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — моделировать круговорот веществ в природе; — характеризовать организмы – производители, организмы – потребители и организмы – разрушители; — рассказывать о круговороте веществ в природе; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
24. | 28.11 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа | Проверочная работа № 2 | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч) | ||||||
25. | 01.12 | Организм человека | Практическая работа №12 «Измеряем свой рост и массу тела» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; — характеризовать системы органов человека; — уметь показывать схемы расположения органов человека; — работать в паре: измерение роста и веса человека; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
26. | 05.12 | Органы чувств | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; — формулировать правила гигиены органов чувств; — работать с терминологическим словариком; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
27. | 08.12 | Надежная защита организма | Практическая работа №13 «Исследуем нашу кожу» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа: изучить свойства кожи; — характеризовать средства гигиены и ухода за кожей; — осваивать приемы первой помощи при повреждениях кожи; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
28. | 12.12 | Опора тела и движение. Проверочная работа по изученным темам | Проверочная работа № 3 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — следить за правильной осанкой на уроке; — характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности человека; — выполнять физминутки; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
29. | 15.12 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | Практическая работа №14 «Изучаем состав продуктов» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания; — моделировать строение пищеварительной системы; — обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
30. | 19.12 | Дыхание и кровообращение | Практическая работа №15 «Учимся измерять пульс» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — практическая работа: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество ударов в минуту при разной нагрузке; — актуализировать знания о легких и сердце; — характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
31. | 22.12 | Умей предупреждать болезни | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать факторы закаливания; — формулировать правила закаливания; — составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
32. | 26.12 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | Контрольная работа за I полугодие | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; — обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
33. | 29.12 | Здоровый образ жизни | урок - викторина | — Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. — Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | ||
3 четверть – 19 часов | ||||||
34. | 12.01 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | ||||
Раздел «Наша безопасность» (7 ч) | ||||||
35. | 16.01 | Огонь, вода и газ | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания об опасностях в быту, полученные во 2 классе; — характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; — называть телефоны экстренных вызовов; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
36. | 19.01 | Чтобы путь был счастливым | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания безопасного поведения на улице; — обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; — моделировать свои действия в ходе ролевой игры; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
37. | 23.01 | Дорожные знаки | урок - экскурсия | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах; — анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; —выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
38. | 26.01 | Проект «Кто нас защищает» | В ходе выполнения проекта дети учатся: — находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС; — оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов; — презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | |||
39. | 30.01 | Опасные места | урок - проект | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать полученные ранее знания об опасных местах; — обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его; — работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
40. | 02.02 | Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность | Практическая работа №16 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать опасности природного характера; — находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; — характеризовать правила гигиены при обращении с домашними животными; — отличать гадюку от ужа; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
41. | 06.02 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | Проверочная работа № 4 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать по схеме цепь загрязнения; — приводить примеры цепей загрязнения; — обсуждать проблему экологической безопасности; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч) | ||||||
42. | 09.02 | Для чего нужна экономика | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары»; — различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
43. | 13.02 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | урок - экскурсия | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану; — приводить примеры использования природных богатств; — прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
44. | 16.02 | Полезные ископаемые | Практическая работа № 17 «Исследуем полезные ископаемые» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о полезных ископаемых, определять полезные ископаемые с помощью атласа - определителя «От земли до неба»; — готовить сообщение о каком- либо полезном ископаемом; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
45. | 20.02 | Растениеводство | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах; — обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; — выявлять связь растениеводства и промышленности; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
46. | 27.02 | Животноводство | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах; — классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; — характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
47. | 02.03 | Какая бывает промышленность | урок - путешествие | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать с терминологическим словариком; — соотносить продукцию и отрасли промышленности; — характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; — характеризовать труд работников отраслей промышленности; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
48. | 06.03 | Проект «Экономика родного края» | В ходе выполнения проекта дети учатся: — определять цель проекта; — работать в паре; распределять обязанности; — собирать материал в дополнительной литературе, музее, в Интернете; — презентовать проект, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
49. | 13.03 | Что такое деньги | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать виды обмена товарами; моделировать ситуации бартера и купли-продажи; — раскрывать роль денег в экономике; — различать денежные единицы разных стран; — практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать денежные единицы России по внешнему виду; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
50. | 16.03 | Государственный бюджет | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; — определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; — выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
51. | 20.03 | Семейный бюджет | урок - семинар | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; — определять, какие доходы, из каких источников может иметь семья; — моделировать семейный бюджет; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
52. | 23.03 | Экономика и экология | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду; — раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; — моделировать экологические прогнозы; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду; — раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; — моделировать экологические прогнозы; — работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
4 четверть – 16 часов | ||||||
53. | 03.04 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа | Проверочная работа № 5 | |||
Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 ч) | ||||||
54. | 06.04 | Золотое кольцо России | урок - путешествие | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике; — рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; — составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
55. | 10.04 | Золотое кольцо России | ||||
56. | 13.04 | Золотое кольцо России | ||||
57. | 17.04 | Проект «Музей путешествий» | В ходе выполнения проекта дети учатся: — определять цель проекта; — работать в паре; распределять обязанности; — собирать материал в дополнительной литературе, музее, в Интернете; — презентовать проект, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
58. | 20.04 | Наши ближайшие соседи. Проверочная работа | Проверочная работа № 6 | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; — показывать по карте России её границы и пограничные государства, их столицы; — работать с терминологическим словариком; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
59. | 24.04 | На севере Европы | урок - экскурсия | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы; — соотносить государства и их флаги; — узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; — составлять вопросы к викторине по странам севера Европы; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | ||
60. | 27.04 | Что такое Бенилюкс | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран Бенилюкса; — составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
61. | 04.05 | В центре Европы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах центра Европы; — соотносить государства и их флаги; — узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; — составлять вопросы к викторине по странам центра Европы; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
62. | 08.05 | По Франции и Великобритании (Франция) | урок - путешествие | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Франции; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — узнавать по фотографиям достопримечательности Франции; — составлять вопросы к викторине о Франции; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; — в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции; — работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции. | ||
63. | 11.05 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Великобритании; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — узнавать по фотографиям достопримечательности Великобритании; — составлять вопросы к викторине о Великобритании; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; — в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Великобритании; — работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании. | |||
64. | 15.05 | На юге Европы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Греции и Италии; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — узнавать по фотографиям достопримечательности Греции и Италии; — составлять вопросы к викторине об изученных странах; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; — в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Греции и Италии; — работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. | |||
65. | 18.05 | По знаменитым местам мира | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; — обсуждать цели международного туризма; — узнавать по фотографиям изучаемые достопримечательности; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |||
66. | 22.05 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | Контрольная работа за II полугодие | — Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||
67. | 25.05 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | — Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | |||
68. | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"
В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", "...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....