Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Татьяна Владимировна Лунёва

Материал содержит пояснительную записку и КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_om_shkola_rossii.docx75.23 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙМИР

Автор А.А.Плешаков.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

—формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

—духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1)формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2)осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4)формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1)идея многообразия мира;

2)идея целостности мира;

3)идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Личностные результаты

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6) Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7) Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».

9) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

10) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

11) Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

12) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

13) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

14) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты

1) Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2) Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3) Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4) Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5) Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема (раздел)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся (число контрольных, самостоятельных, практических, лабораторных, исследований, проектов, экскурсий и т.п.)

Примечание (объяснение расхождения в количестве часов с авт.программой)

1 класс

1

Задавайте вопросы!

1

  1. Контрольная работа за год -1.
  2. Проверочная работа  по разделу – 4.
  3. Нестандартные уроки – 13.
  • Урок-викторина – 2.
  • Урок-сказка – 2.
  • Урок-игра – 3.
  • Урок-экскурсия – 2.
  • Урок-проект – 2.
  • Урок-путешествие – 2.

2

Что и кто?

20

3

Как, откуда и куда?

12

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

22

2 класс

1

Где мы живём?

4

  1. Контрольная работа за полугодие -2.
  2. Проверочная работа – 6.
  3. Нестандартные уроки – 14.
  • Урок-викторина – 2.
  • Урок-игра – 2.
  • Урок-экскурсия – 3.
  • Уроки, которые ведут ученики – 1.
  • Урок-проект – 3.
  • Урок открытых мыслей – 1.
  • Урок-путешествие – 2.

2

Природа

20

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность

9

5

Общение

7

6

Путешествия

18

3 класс

1

Как устроен мир

6

  1. Контрольная работа за полугодие -2.
  2. Проверочная работа – 6.
  3. Нестандартные уроки – 14.
  • Урок-викторина – 2.
  • Урок-экскурсия – 3.
  • Уроки, которые ведут ученики – 2.
  • Урок-проект – 3.
  • Урок-семинар – 1.
  • Урок-путешествие – 3.

2

Эта удивительная природа

18

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

7

5

Чему учит экономика

12

6

Путешествия  по городам и странам

15

4 класс

1

Земля и человечество

9

  1. Контрольная работа -2.
  2. Проверочная работа – 6.
  3. Нестандартные уроки – 14.
  • Урок-экскурсия – 3.
  • Уроки, которые ведут ученики – 2.
  • Урок-проект – 3.
  • Урок-семинар – 1.
  • Урок-путешествие – 3.
  • Урок-взаимообучения-2.

2

Природа России

10

3

Родной край – часть большой страны

15

4

Страницы Всемирной истории

5

5

Страницы истории России

20

6

Современная Россия

9

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру  на 3  класс 2017-18 учебный  год

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Вид учебной деятельности (исследование, практические работы и т.п.)

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

1 четверть – 17 часов

Раздел «Как устроен мир» (6 ч)

1.

01.09

Природа

— Знакомиться с учебником и задавать вопросы;

— вступать в учебный диалог;

— пользоваться условными обозначениями учебника;

— различать способы и средства познания окружающего мира;

— классифицировать объекты живой и неживой природы; оценивать результаты своей работы на уроке.

2.

05.09

Человек

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— найти сходство человека и живых существ; анализировать проявления внутреннего мира в его поступках, внешности, отношении к природе;

— работать в паре: наблюдать и описывать человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека;

— моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

3.

08.09

Проект «Богатства, отданные людям»

урок - проект

В ходе выполнения проекта дети учатся:

— определять цель проекта;

— работать в паре; распределять обязанности;

— собирать материал в дополнительной литературе, музее, в Интернете;

— презентовать проект, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

4.

12.09

Общество

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять место человека в мире;

— характеризовать семью, народ, государство как части общества;

— сопоставлять формы правления в государствах мира;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

5.

15.09

Что такое экология.

Природа в опасности!

Практическая работа №1

«Моделирование влияния человека на природу».

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи;

— приводить примеры взаимосвязей окружающего мира;

— моделировать в виде схемы воздействие человека на природу ;

— работать со взрослыми: находить дополнительную информацию;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

6.

19.09

Обобщение по теме «Как устроен мир». Проверочная работа

Проверочная работа № 1

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью;

— работать в группе: сопоставлять по фотографиям примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу;

— моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;

— работать со взрослыми: находить информацию о заповедниках и парках;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч)

7.

22.09

Тела, вещества, частицы

Практическая работа №2

«Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

— практическая работа: наблюдать опыт с растворением вещества, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

— различать тела и вещества, осуществлять самопроверку;

— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

8.

26.09

Разнообразие веществ

Практическая работа №3

 «Исследуем продукты на содержание крахмала»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

— практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания;

— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

9.

29.09

Воздух и его охрана

Практическая работа №4

 «Свойства воздуха»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— анализировать схему с целью определения состава воздуха;

— исследовать с помощью опытов свойства воздуха;

— извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

— интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в своем городе;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

10.

03.10

Вода

Практическая работа №5

 «Свойства воды»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;

— обсуждать необходимость экономии воды;

— выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; исследовать по инструкции учебника свойства воды, формулировать выводы и фиксировать в рабочей тетради;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

11.

06.10

Превращения и круговорот воды

урок, который ведут ученики

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— высказывать предположения о состояниях воды  в природе; различать 3 состояния воды;

— наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать выводы;

— моделировать кругооборот воды  в природе, осуществлять самопроверку;

— формулировать выводы и фиксировать в рабочей тетради;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

12.

10.10

Берегите воду!

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду;

— находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные;

— выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

— рассматривать фотодокументы и  высказывать соответствующие суждения;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

13.

13.10

Что такое почва

Практическая работа №6

 «Исследуем состав почвы»

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

— высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновать их;

— практическая работа: исследовать состав почвы;

— анализировать схему связей почвы и растения;

— обсуждать вопрос о взаимосвязи живого неживого в почве;

— характеризовать меры по охране почвы от разрушения;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

14.

17.10

Разнообразие растений

Практическая работа №7

«Рассматривание живых и гербарных растений»

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— доказывать, что растения разнообразны;

— практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;

— различать изученные растения;

— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о растениях, осуществлять "самопроверку;

— приводить примеры группы  растений;

— рассказывать об особенностях любимого растения;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

15.

20.10

Солнце, растения и мы с вами

Практическая работа №8

«Определение роли листьев, стебля и корня в питании растений»

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

— выявлять роль листьев, стебля, корня в питании растений;

— различать изученные растения;

— доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

16.

24.10

Размножение и развитие растений

Практическая работа №9

«Изучаем способы распространения плодов»

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— характеризовать условия, необходимые для размножения растений;

— наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

— выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

— работать с терминологическим словариком;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

17.

27.10

Охрана растений

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— актуализировать знания,  полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях;

— характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

— практическая работа в группе: оформлять памятку «Берегите растения»;  

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— актуализировать знания,  полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких животных;

— характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир животных;

— приводить примеры животных разных групп, работать с электронным приложением к учебнику;  

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

2  четверть – 16 часов

18.

07.11

Разнообразие животных

урок - викторина

19.

10.11

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

Практическая работа №10 «Моделирование цепей питания»

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания;

— обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;  

— В ходе выполнения проекта дети учатся:

— определять цель проекта;

— работать в паре; распределять обязанности;

— собирать материал в дополнительной литературе, музее, в Интернете;

— презентовать проект, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

20.

14.11

Размножение и развитие животных

Практическая работа №11

«Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки»

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— моделировать стадии размножения животных разных групп;

— характеризовать животных разных групп по способу размножения;

— приводить примеры животных разных групп, работать с электронным приложением к учебнику;  

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

21.

17.11

Охрана животных

урок - проект

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— актуализировать знания,  полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких животных, Красной книге России;

— характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир животных;

— обсуждать меры по охране животных, создать книжку-малышку «Береги животных»;  

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

22.

21.11

В царстве грибов

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— моделировать различие грибов-двойников;

— характеризовать строение шляпочных грибов;

— обсуждать материал рассказа «кому нужен мухомор?»;  

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

23.

24.11

Великий круговорот жизни

урок, который ведут ученики

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— моделировать круговорот веществ в природе;

— характеризовать организмы – производители, организмы – потребители и организмы – разрушители;

— рассказывать о круговороте веществ в природе;  

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

24.

28.11

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа

Проверочная работа № 2

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)

25.

01.12

Организм человека

Практическая работа №12

«Измеряем свой рост и массу тела»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

— характеризовать системы органов человека;

— уметь показывать схемы расположения органов человека;

— работать в паре: измерение роста и веса человека;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

26.

05.12

Органы чувств

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

— формулировать правила гигиены органов чувств;

— работать с терминологическим словариком;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

27.

08.12

Надежная защита организма

Практическая работа №13

«Исследуем нашу кожу»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа: изучить свойства кожи;

— характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;

— осваивать приемы первой помощи при повреждениях кожи;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

28.

12.12

Опора тела и движение.

Проверочная работа по изученным темам

Проверочная работа № 3

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— следить за правильной осанкой на уроке;

— характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности человека;

— выполнять физминутки;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

29.

15.12

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

Практическая работа №14

«Изучаем состав продуктов»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

— моделировать строение пищеварительной системы;

— обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

30.

19.12

Дыхание и кровообращение

Практическая работа №15

«Учимся измерять пульс»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— практическая работа: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество ударов в минуту при разной нагрузке;

— актуализировать знания о легких и сердце;

— характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

31.

22.12

Умей предупреждать болезни

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— характеризовать факторы закаливания;

— формулировать правила закаливания;

— составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

32.

26.12

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

Контрольная работа за I полугодие

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

— обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

33.

29.12

Здоровый образ жизни

урок - викторина

— Выполнять тесты с выбором ответа;

— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

— Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

3 четверть – 19 часов

34.

12.01

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Раздел «Наша безопасность» (7 ч)

35.

16.01

Огонь,  вода и газ

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— актуализировать знания об опасностях в быту, полученные во 2 классе;

— характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

— называть телефоны экстренных вызовов;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

36.

19.01

Чтобы путь был счастливым

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— актуализировать знания безопасного поведения на улице;

— обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

— моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

37.

23.01

Дорожные знаки

урок - экскурсия

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах;

— анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

—выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

38.

26.01

Проект «Кто нас защищает»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

— находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

— оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов;  

— презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

39.

30.01

Опасные места

урок - проект

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— актуализировать полученные ранее знания об опасных местах;

— обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

— работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

40.

02.02

Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность

Практическая работа №16

«Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— характеризовать опасности природного характера;

— находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

— характеризовать правила гигиены при обращении с домашними животными;

— отличать гадюку от ужа;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

41.

06.02

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа

Проверочная работа № 4

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— анализировать по схеме цепь загрязнения;

— приводить примеры цепей загрязнения;

— обсуждать проблему экологической безопасности;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)

42.

09.02

Для чего нужна экономика

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары»;

— различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

43.

13.02

Природные богатства и труд людей – основа экономики

урок - экскурсия

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

— приводить примеры использования природных богатств;

— прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

44.

16.02

Полезные ископаемые

Практическая работа № 17 «Исследуем полезные ископаемые»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— актуализировать знания о полезных ископаемых, определять полезные ископаемые с помощью атласа - определителя «От земли до неба»;

— готовить сообщение о каком- либо полезном ископаемом;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

45.

20.02

Растениеводство

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах;

— обсуждать,  зачем люди занимаются растениеводством;

— выявлять связь растениеводства и промышленности;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

46.

27.02

Животноводство

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах;

— классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

— характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

47.

02.03

Какая бывает промышленность

урок - путешествие

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать с терминологическим словариком;

— соотносить продукцию и отрасли промышленности;

— характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

— характеризовать труд работников отраслей промышленности;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

48.

06.03

Проект «Экономика родного края»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

— определять цель проекта;

— работать в паре; распределять обязанности;

— собирать материал в дополнительной литературе, музее, в Интернете;

— презентовать проект, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

49.

13.03

Что такое деньги

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— характеризовать виды обмена товарами; моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

— раскрывать роль денег в экономике;

— различать денежные единицы разных стран;

— практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать денежные единицы России по внешнему виду;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

50.

16.03

Государственный бюджет

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

— определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

— выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

51.

20.03

Семейный бюджет

урок - семинар

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

— определять, какие доходы,  из каких источников может иметь семья;

— моделировать семейный бюджет;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

52.

23.03

Экономика и экология

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду;

— раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

— моделировать экологические прогнозы;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду;

— раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

— моделировать экологические прогнозы;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

4  четверть – 16 часов

53.                           

03.04

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа

Проверочная работа № 5

Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 ч)

54.

06.04

Золотое кольцо России

урок - путешествие

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике;

— рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

— составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

55.

10.04

Золотое кольцо России

56.

13.04

Золотое кольцо России

57.

17.04

Проект «Музей путешествий»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

— определять цель проекта;

— работать в паре; распределять обязанности;

— собирать материал в дополнительной литературе, музее, в Интернете;

— презентовать проект, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

58.

20.04

Наши ближайшие соседи.

Проверочная работа

Проверочная работа № 6

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

— показывать по карте России её границы и пограничные государства, их столицы;

— работать с терминологическим словариком;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

59.

24.04

На севере Европы

урок - экскурсия

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы;

— соотносить государства и их флаги;

— узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран;

— составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

60.

27.04

Что такое Бенилюкс

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран Бенилюкса;

— составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

61.

04.05

В центре Европы

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах центра Европы;

— соотносить государства и их флаги;

— узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран;

— составлять вопросы к викторине по странам центра Европы;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

62.

08.05

По Франции и Великобритании (Франция)

урок - путешествие

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Франции;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— узнавать по фотографиям достопримечательности Франции;

— составлять вопросы к викторине о Франции;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

— в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции;

— работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции.

63.

11.05

По Франции и Великобритании (Великобритания)

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Великобритании;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— узнавать по фотографиям достопримечательности Великобритании;

— составлять вопросы к викторине о Великобритании;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

— в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Великобритании;

— работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании.

64.

15.05

На юге Европы

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Греции и Италии;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— узнавать по фотографиям достопримечательности Греции и Италии;

— составлять вопросы к викторине об изученных странах;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

— в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Греции и Италии;

— работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

65.

18.05

По знаменитым местам мира

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

— обсуждать цели международного туризма;

— узнавать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

66.

22.05

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

Контрольная работа за II полугодие

— Выполнять тесты с выбором ответа;

— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

67.

25.05

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

— Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

68.

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"

В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", "...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....