Насекомые и птицы летом и осенью.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Маркова Марина Леонидовна

Тема: «Насекомые и птицы летом и осенью».

Цель урока : познакомить детей с условиями жизни насекомых и птиц летом и осенью.

Задачи урока:     усвоить и повторить понятия : насекомые; личинка; нектар; пыльца: перелетные и зимующие птицы; браконьер.

Цели урока:

1.Обобщить представление детей о жизни насекомых и птиц летом и осенью.

2.Сформировать представления об осенних   летних изменениях в жизни насекомых и птиц.

3.Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни насекомых и птиц.

4.Сформировать умение выделять существенные признаки изучаемого объекта, развивать память.

5.Воспитывать стремление к охране птиц, насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye_i_ptitsy_letom_osenyu.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Насекомые и птицы летом и осенью».

Цель урока : познакомить детей с условиями жизни насекомых и птиц летом и осенью.

Задачи урока:        усвоить и повторить понятия : насекомые; личинка; нектар; пыльца: перелетные и зимующие птицы; браконьер.

Цели урока:

1.Обобщить представление детей о жизни насекомых и птиц летом и осенью.

2.Сформировать представления об осенних   летних изменениях в жизни насекомых и птиц.

3.Показать связь изменений в неживой природе с изменениями в жизни насекомых и птиц.

4.Сформировать умение выделять существенные признаки изучаемого объекта, развивать память.

5.Воспитывать стремление к охране птиц, насекомых.

Жизнь насекомых летом.

Выясним, кого мы относим к насекомым (тело делится на голову, грудь и брюшко, 6 ног, у некоторых есть крылья, у всех усики, маленького размера)

А паук – это насекомое? (нет, так как у него тело делится на 2 части, 8ног, нет усиков и крыльев)

Кто летом наблюдал насекомых?

Много ли их летом?

Каких вы видели?

С чем связано большое количество летом? (много цветущих растений)

Основная забота летом - питаться и размножаться.

Чем питаются насекомые?

Все насекомые откладывают большое количество яиц?

Что вы знаете о подготовке насекомых к зиме?

Назовите  известных вам насекомых (бабочки, муравьи, гусеницы, кузнечики, мухи, комары, стрекозы, жуки).

- Ребята, давайте поиграем в игру « Подскажи словечко».

- У стрекозы не глаза, а глазищи.

- У муравья не ножки, а …

- У таракана не усы, а …

- У бабочки не крыло, а…

Понятие: «Насекомые» — самые мелкие животные, ползают, бегают, летают.

Чем питаются насекомые? Нектаром и пыльцой цветов растений. Хищные насекомые — муравьи, стрекозы, златоглазки — питаются другими насекомыми. Рассказ о них.

Летом Солнце стоит высоко, поэтому тепло, много цветов        (нектара

и пыльцы), поэтому много насекомых.

Вывод: Летом тепло, много цветов, дающих пищу насекомым, самым маленьким животным. Насекомые питаются нектаром и пыльцой, а есть хищные насекомые.

Физкультминутка: «Видишь, бабочка летает»

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Жизнь птиц летом.

Вопросы.        Назовите известных вам птиц. Каких птиц вы любите и за что?

Смысл птичьей песни: обозначение территории (граница на грани слышимости) , привлечение подруги (друга).

Пение птиц украшает нашу жизнь и природу.

Чем питаются птицы? (Растительноядные,  насекомоядные - соловей:

всеядные — утка, гусь, воробей).

Многие птицы улетают от нас? Почему? (мало корма)

Перелетные птицы – птицы, которые меняют свое местожительство. Какие

Как готовятся к отлету? (усиленно питаются, многие собираются в стаи)

А каких птиц мы видим зимой? Почему они не улетают?

Птицы, которые остаются, постоянно живут в данной местности – оседлые.

Это – голуби, галки, воробьи, сороки, тетерев, лесные совы, ястреба - тетеревятники.

Зимующие:

1.Оседлые

2.Кочующие (прикочевали в данную местность на зимовку)

Вывод : птицы питаются разной пищей, насекомоядные птицы приносят большую пользу, поедая насекомых. Хищные насекомые также полезны.

Изменения в жизни насекомых и птиц осенью.

Беседа: положение Солнца осенью (по сравнению с летом).

Как изменяется погода — похолодание.

Как изменилась жизнь цветов (стало меньше). Повлияло ли это на жизнь насекомых. Почему? Повлияют ли эти изменения на жизнь птиц осенью — как и почему?        

Дополнительно  о трудностях и загадках птичьих перелетов

Как летят птицы?

- цепочкой (вороны)

- стаей (ласточки, трясогузки, грачи)

- клином (гуси, журавли)

- по – одиночке (удод)

Рассказ о браконьерах : Браконьер – человек, занимающийся браконьерством. Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему. Браконьерство – страшное зло, потому что превращает человека в зверя, в хищника, желающего урвать лишний кусок

Итог-вывод : осенью Солнце стоит ниже, поэтому наступает похолодание. Меньше плодов, ягод, цветов, насекомых — пищи для птиц, и многие птицы от бескормицы улетают в теплые страны к теплу и корму. Улетают и некоторые насекомые.С наступлением холодов исчезают цветы, исчезает пища (нектар, пыльца). Часть насекомых прячется в норы, в трещины коры. Некоторые откладывают яички, из которых под корой вырастают личинки. Весной из личинки образуется насекомое.

Часть птиц остается зимовать — это в основном всеядные птицы (почему?). Рассказ о них (дети и учитель).

Вывод :остающиеся зимовать насекомые прячутся в укрытия от холодов. Зимующие птицы питаются разной пищей и жмутся к жилью человека, где можно подкормиться.

Игра «4 лишний».

Ребята, а вот еще одно задание.

:Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Лишний воробей, потому что он не относится к насекомым.

Лишняя гусеница, потому что она не летает, а остальные насекомые летают.

Лишняя божья коровка, потому что она не кусается, а остальные насекомые кусаются.

Лишний муравей, потому что остальные насекомые относятся к жукам.

Закрепление материала по задачам урока.

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в мир насекомых и птиц".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

окружающий мир "Насекомые и птицы весной"

Так как с приходом весны произошли изменения в неживой природе, в жизни растений, то это не могло не повлиять на изменения в жизни насекомых и птиц. Сразу, как только растает снег, в солнечную погоду ...

Урок окружающего мира 1 класс УМК Планета знаний "Насекомые, рыбы, птицы, звери"

Данный урок был проведен на межрегиональном семинаре педагогов-психологов и заместителей директоров по начальному образованию « Психологическое сопровождение реализации ФГОС в начальной школе»...

Все ли птицы летают?

   Работая над проектом "Тайны пернатых", мы решили узнать, все ли птицы летают и почему некоторые из представителей пернатых утратили способность к полёту. Просмотрев данну презентац...

Тест "Насекомые и птицы весной"

Занимательный материал для уроков окружающего мира по теме "Насекомые и птицы весной" 1 класс...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Насекомые, рыбы, птицы, звери, из отличия.Птицы,их отличия"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе (УМК "Школа России") предназначается для учителей начальных классов, работающим по ФГОС НОО....

Конспект урока ознакомления с окружающим миром "Насекомые, рыбы,птицы,звери", 1класс, вариант 1.3

Конспект урока  ознакомления с окружающим миром  «Насекомые, рыбы, птицы, звери», 1 класс , вариант 1.3       Цель: в процессе ознакомления обучающихся с приз...