Рабочая программа внеурочной деятельности "Почемучка"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ekologicheskiy_klub_pochemuchka_makarova.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Новопортовская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от «27» августа 201 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР 1 ступени « » августа 2014 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по школе № от « » августа 2014 г |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Экологический клуб «Почемучка»
2 класс
Составила: Макарова Е.В.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2014 г.
Пояснительная записка
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа «Почемучки» основывается на принципах:
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип наглядности;
• принцип личностной ориентации;
• принцип системности и целостности;
• принцип экологического гуманизма;
• принцип краеведческий;
• принцип практической направленности.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и неприятия поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Возможности данной программы позволяют обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.
Цель программы: сформировать знания детей о животном и растительном мире Ямала;
формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой для обучающихся 8-9 лет.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
- русский язык;
- литературное чтение;
- окружающий мир;
- технология;
- изобразительное искусство.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, читальный зал библиотеки, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.
Содержание программы «Экологический клуб «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Программа «Экологический клуб «Почемучки» относится к духовно-нравственному направлению.
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей.
Программа предназначена для факультативных занятий во 2 классе и составлена из расчета 35 учебных часа на учебный год (1 час в неделю).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем, разделов | Количество часов | Образовательный продукт* | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение в экологию | 1 | |||
2 | Удивительный мир растений | 12 | 8 | 4 | Проект |
3 | Удивительный мир животных | 13 | 8 | 5 | Проект |
4 | Полезные ископаемые | 2 | 2 | ||
5 | Оранжерея на окне | 3 | 1 | 2 | |
6 | Подводим итоги | 4 | 4 | Проект «Выставка фотографий» |
Курс программы состоит их 5 разделов:
1 раздел - «Введение в экологию»
2 раздел – «Удивительный мир растений»
3 раздел – «Удивительный мир животных»
4 раздел – «Полезные ископаемые»
5 раздел – «Оранжерея на окне»
6 раздел – «Подводим итоги»
1 раздел – “Введение в экологию”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – “Удивительный мир растений”
Этот раздел знакомит с видами деревьев, о роли деревьев в жизни человека, с уникальностью и ранимостью покрова тундры, лекарственными растениями, растениями Ямала, занесенными в Красную книгу.
3 раздел – «Удивительный мир животных»
Этот раздел знакомит с разнообразием животного мира, о роли в жизни человека, птицами и животными тундры, занесенными в Красную книгу. На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время.
4 раздел – “Полезные ископаемые”
Раздел знакомит с полезными ископаемыми, способами добычи, с основными полезными ископаемыми Ямала, охраной окружающей среды при добыче нефти и газа.
5 раздел – «Оранжерея на окне»
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. Дети учатся выращивать комнатные растения, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | УУД | ||
Введение. Что изучает экология. Диагностический тест «Что мы знаем о природе?» | Умение находить простейшие взаимосвязи в природе, между природой человеком | ||
Деревья (хвойные и лиственные) | Умение наблюдать, различать объекты природы, определять характер взаимосвязи человека и природы | ||
«Съедобные» растения | Умение наблюдать, описывать изучаемые объекты | ||
Роль деревьев в жизни людей и животных | Умение определять влияние природы на человека, на здоровье и безопасность | ||
Растения тундры | Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки | РК | |
С чего начинается мох? Живая губка. Мхи, лишайники | Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки | РК | |
Лекарственные растения тундры. Способы приготовления отваров (витаминный чай, отвары от простуды) | Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки, применять знания на практике | РК | |
Растения Ямала, занесенные в Красную книгу | Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки, влияние человека на окружающую среду | РК | |
«Знаете ли вы?» Необычные растения (самое большое, самое маленькое, ядовитые, хищные) | Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки | ||
Проект «Ягоды Севера» | Умение использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации | РК | |
Проект «Ягоды Севера» | Умение использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации, различные справочные издания (энциклопедии, справочники, определители, Интернет) | РК | |
Проект «Царская ягода» | Умение использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации, различные справочные издания (энциклопедии, справочники, определители, Интернет) | РК | |
Экологические знаки «Защита растений» | Умение использовать знаки и символы для изображения экологических знаков | ||
Разнообразие животных. Роль животных в жизни людей | Умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы | ||
Животные тундры | Умение наблюдать, различать (по описанию, рисункам, фотографиям), выделять существенные признаки | РК | |
Птицы тундры | Умение наблюдать, различать (по описанию, рисункам, фотографиям), выделять существенные признаки | РК | |
Голоса птиц | Умение наблюдать, различать (по описанию, рисункам, фотографиям), выделять существенные признаки | ||
Животные тундры, занесенные в Красную книгу | Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки, влияние человека на окружающую среду | РК | |
Птицы тундры, занесенные в Красную книгу | Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки, влияние человека на окружающую среду | РК | |
Знаете ли вы? Необычные животные (самое маленькое, самое большое, самое быстрое, самое прожорливое) | Умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы | ||
Проект «Животные тундры, занесенные в Красную книгу» | Умение использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации, различные справочные издания (энциклопедии, справочники, определители, Интернет) | РК | |
Проект «Животные тундры, занесенные в Красную книгу» | Умение использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации, различные справочные издания (энциклопедии, справочники, определители, Интернет) | РК | |
Проект «Животные тундры, занесенные в Красную книгу» | Умение использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации, различные справочные издания (энциклопедии, справочники, определители, Интернет) | РК | |
Экологические знаки «Защита животных» | Умение использовать знаково-символические средства для изображения экологических знаков | ||
Конкурс рисунков «Удивительный мир животных» | Умение выражать характерные особенности животных, чувства | ||
Заповедники и заказники Ямала | РК | ||
Полезные ископаемые. Способы добычи. Использование человеком природных богатств | Умение определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека | ||
Полезные ископаемые Ямала. Откуда берутся нефть и газ? | Умение наблюдать, различать (по описанию, рисункам, фотографиям), выделять существенные признаки | РК | |
Комнатные растения. Разнообразие комнатных растений | Умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы | ||
Как влияют комнатные растения на человека? (Герань, фикус, золотой ус, алоэ) | Умение наблюдать, различать (по описанию, рисункам, фотографиям), выделять существенные признаки, определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека | ||
Оранжерея на окне. Сажаем комнатные растения | Умение проводить несложные наблюдения и ставить опыты, ис пользуя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов | ||
Фотографируем природу | Умение осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение | ||
Организуем выставку-конкурс фотографий о природе | |||
Подводим итоги. Тест | |||
Экскурсия в тундру | Умение выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. |
Литература и Интернет-ресурсы:
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999
Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001. 16.
Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998. 17.
Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8. 19.
Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5
http://www.vneuroka.ru/okrmir_gallery.php наглядные материалы по Окружающему Миру
http://www.zavuch.info тесты по темам
http://mirppt.ru презентации
http://pochemu4ka.ru детский сайт по окружающему миру
http://animaly.ru животный мир
http://www.zooclub.ruзооклуб
http://www.openclass.ru открытый класс
http://www.4stupeni.ru 4 ступень
http://nachalka-vsem.ucoz.ruначалка всем
http://www.uchportal.ru учительский портал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...