Рабочая программа внеурочной деятельности "Почемучка"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Макарова Елена Валерьевна
Содержание программы экологического клуба "Почемучки"  рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к   анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и неприятия   поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. Возможности данной программы позволяют обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные  виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.
Цель программы:  сформировать знания детей о животном и растительном мире Ямала;   формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры)
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат

  «Новопортовская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол № 1

от «27»  августа 201 г.

 СОГЛАСОВАНО

  Зам. директора

  по УВР 1 ступени

  «   »  августа  2014 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом по школе

 от «    »  августа 2014 г

Рабочая программа

по внеурочной деятельности  

Экологический клуб «Почемучка»

   2   класс

 

Составила: Макарова Е.В.,

учитель начальных классов,

высшая  квалификационная категория

2014 г.

Пояснительная записка

          Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

          В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа  «Почемучки»  основывается на принципах:

• принцип единства сознания и деятельности;

 • принцип наглядности;

 • принцип личностной ориентации;

 • принцип системности и целостности;

 • принцип экологического гуманизма;

 • принцип краеведческий;

 • принцип практической направленности.

        Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.  

        Новизна программы «Почемучки» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и неприятия   поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде. 

   Возможности данной программы позволяют обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные  виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.

 Цель программы:  сформировать знания детей о животном и растительном мире Ямала;

  формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

 Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления об окружающем мире;

-  формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать  ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;

Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки» соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой    для обучающихся 8-9 лет.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;
  2. литературное чтение;
  3. окружающий мир;
  4. технология;
  5. изобразительное искусство.

Место проведения занятий – учебные кабинеты, читальный зал библиотеки, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии. 

      Содержание программы «Экологический клуб «Почемучки» предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции,   экскурсии, заочные путешествия и другие.

 Программа «Экологический клуб «Почемучки» относится к духовно-нравственному направлению.

«Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.  

   Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей.

Программа предназначена для факультативных занятий во   2 классе и составлена из расчета   35 учебных часа на учебный год   (1 час  в неделю).  

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем, разделов

Количество часов

Образовательный продукт*

всего

теория

практика

1

Введение в экологию

1

2

Удивительный мир растений

12

8

4

Проект

3

Удивительный мир животных

13

8

5

Проект

4

Полезные ископаемые

2

2

5

Оранжерея на окне

3

1

2

6

Подводим итоги

4

4

Проект «Выставка фотографий»

Курс программы состоит их 5 разделов:

1 раздел - «Введение в экологию»

2 раздел – «Удивительный мир растений»

3 раздел – «Удивительный мир животных»

4 раздел – «Полезные ископаемые»

5 раздел – «Оранжерея на окне»

6 раздел – «Подводим итоги»

1 раздел – “Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – “Удивительный мир растений”

Этот раздел знакомит с видами деревьев, о роли деревьев в жизни человека, с уникальностью и ранимостью покрова тундры, лекарственными растениями, растениями Ямала, занесенными в Красную книгу.

3 раздел – «Удивительный мир животных»

Этот раздел знакомит с разнообразием животного мира, о роли в жизни человека, птицами и животными тундры, занесенными в Красную книгу. На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.   На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время.  

4 раздел – “Полезные ископаемые”

Раздел знакомит с полезными ископаемыми, способами добычи, с основными полезными ископаемыми Ямала, охраной окружающей  среды при добыче нефти и газа.

5 раздел – «Оранжерея на окне»

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. Дети учатся выращивать комнатные растения, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

УУД

Введение. Что изучает экология. Диагностический тест «Что мы знаем о природе?»

Умение находить простейшие взаимосвязи в природе, между природой человеком

Деревья (хвойные и лиственные)

Умение наблюдать, различать объекты природы, определять характер взаимосвязи человека и природы

«Съедобные» растения

Умение наблюдать, описывать изучаемые объекты

Роль деревьев в жизни людей и животных

Умение определять влияние природы на человека, на здоровье и безопасность

Растения тундры

Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки

РК

С чего начинается мох? Живая губка. Мхи, лишайники

Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки

РК

Лекарственные растения тундры. Способы приготовления отваров (витаминный чай, отвары от простуды)

Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки, применять знания на практике

РК

Растения Ямала, занесенные в Красную книгу

Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки, влияние человека на окружающую среду

РК

«Знаете ли вы?» Необычные растения (самое большое, самое маленькое, ядовитые, хищные)

Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки

Проект «Ягоды Севера»

Умение использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации

РК

Проект «Ягоды Севера»

Умение использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации, различные справочные издания (энциклопедии, справочники, определители, Интернет)

РК

Проект «Царская ягода»

Умение использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации, различные справочные издания (энциклопедии, справочники, определители, Интернет)

РК

Экологические знаки «Защита растений»

Умение использовать знаки и символы для изображения экологических знаков  

Разнообразие животных. Роль животных в жизни людей

Умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы

Животные тундры

Умение наблюдать, различать (по описанию, рисункам, фотографиям), выделять существенные признаки

РК

Птицы тундры

Умение наблюдать, различать (по описанию, рисункам, фотографиям), выделять существенные признаки

РК

Голоса птиц

Умение наблюдать, различать (по описанию, рисункам, фотографиям), выделять существенные признаки

Животные тундры, занесенные в Красную книгу

Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки, влияние человека на окружающую среду

РК

Птицы тундры, занесенные в Красную книгу

Умение наблюдать, различать, выделять существенные признаки, влияние человека на окружающую среду

РК

Знаете ли вы? Необычные животные (самое маленькое, самое большое, самое быстрое, самое прожорливое)

Умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы

Проект «Животные тундры, занесенные в Красную книгу»

Умение использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации, различные справочные издания (энциклопедии, справочники, определители, Интернет)

РК

Проект «Животные тундры, занесенные в Красную книгу»

Умение использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации, различные справочные издания (энциклопедии, справочники, определители, Интернет)

РК

Проект «Животные тундры, занесенные в Красную книгу»

Умение использовать естественно-научные тексты с целью поиска информации, различные справочные издания (энциклопедии, справочники, определители, Интернет)

РК

Экологические знаки «Защита животных»

Умение использовать   знаково-символические средства  для изображения экологических знаков  

Конкурс рисунков «Удивительный мир животных»

Умение выражать характерные особенности животных, чувства

Заповедники и заказники Ямала

РК

Полезные ископаемые. Способы добычи. Использование человеком природных богатств

Умение определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека

Полезные ископаемые Ямала. Откуда берутся нефть и газ?

Умение наблюдать, различать (по описанию, рисункам, фотографиям), выделять существенные признаки

РК

Комнатные растения. Разнообразие комнатных растений

Умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы

Как влияют комнатные растения на человека? (Герань, фикус, золотой ус, алоэ)

Умение наблюдать, различать (по описанию, рисункам, фотографиям), выделять существенные признаки, определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека

Оранжерея на окне. Сажаем комнатные растения

Умение проводить несложные наблюдения и ставить опыты, ис

пользуя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов

Фотографируем природу

Умение осознавать ценность природы и необходимость нести

ответственность за ее сохранение

Организуем выставку-конкурс фотографий о природе

Подводим итоги. Тест  

Экскурсия в тундру

Умение   выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

 

Литература и Интернет-ресурсы:

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999

Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001. 16.

Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998. 17.

Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8. 19.

Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5

http://www.proshkolu.ru

https://my.1september.ru/,  

http://www.it-n.ru

 http://pedsovet.su/index/8

http://www.vneuroka.ru/okrmir_gallery.php  наглядные материалы по Окружающему Миру

http://www.zavuch.info   тесты по темам

http://mirppt.ru  презентации

http://pochemu4ka.ru  детский сайт по окружающему миру

http://animaly.ru   животный мир

http://www.zooclub.ruзооклуб

http://www.openclass.ru открытый класс

http://www.4stupeni.ru 4 ступень

http://nachalka-vsem.ucoz.ruначалка всем

http://www.uchportal.ru  учительский портал

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...